МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
г. Печора
Учебно-исследовательский проект
«Измерение остроты слуха человека».
Направление: естественно-научное.
Автор: Чапина Ирина Валерьевна, учитель биологии.
Адрес учреждения: 169600 Республика Коми г. Печора ул. Свободы д.17.
тел. 88214274641
Адрес автора: 169600 Республика Коми г. Печора ул. Ленинградская д.22 кв. 48
тел. 88214272794
г. Печора
Цель: научиться определять остроту слуха человека, выяснить зависимость остроты слуха от возраста человека, его рода занятий и количества заболеваний органов слуха.
Материалы и оборудование: набор слов.
Предварительные сведения
Измерения остроты слуха - это определение чувствительности слухового органа к звукам разной высоты. Процедура заключается главным образом в измерение порогов слышимости звуков разной высоты (частоты), т.е. наименьшей силы звука, при которой он становится слышимым.
Наиболее простой и доступный метод – исследование слуха речью. Его достоинством является возможность провести исследование без специальных приборов и оборудования; кроме того, этот метод соответствует основной роли слуховой функции у человека – служить средством речевого общения.
Ход работы
Работу выполняют два школьника, которые поочередно выступают в качестве экспериментатора и испытуемого. Проверяется острота слуха правого и левого уха. При проведении эксперимента испытуемый поочередно закладывает ватным тампоном сначала одно, затем другое ухо.
I. Задание экспериментатору
1. Отойдите от испытуемого на расстоянии 5м.
2. Шепотом произносите слова, которые имеют низкую частотную характеристику,- это слова, в состав которых входят гласные У, О; согласные М, Н, Р, В. Например: ворон, корона, двор, номер, полувер, Муром, куры и т. п. Список слов рекомендуется составить заранее.
3. Отойдите от испытуемого на большее расстояние: 7 – 10 м.
4. Шепотом произнесите слова, которые имеют высокую частотную характеристику: это слова, в состав которых входят гласные А, И, Э; согласные – шипящие и свистящие звуки. Например: часы, щи, чашка, заяц, чижик, шерсть, шесть, семь и т. п. Список слов рекомендуется составить заранее.
5. Если слова различаются плохо, то произносите их речью средней или так называемой речью разговорной громкости.
6. В тех случаях, когда и речь разговорной громкости различается плохо, примените речь усиленной громкости.
7. Сделайте вывод об остроте слуха испытуемого.
II. Задание испытуемому
1. Сядьте на стул, повернувшись к экспериментатору одним ухом. Закройте другое ухо обеими ладонями или шарфом, шапкой и т. п. (Работа проводится поочередно на правом и левом ухе испытуемого.)
2. Повторяйте за экспериментатором произносимые им слова. Если плохо слышите или не разбираете слово или речь, то скажите об этом экспериментатору.
Оценка результатов (протестировано 36 человек, каждому задано 5 слов низкочастотной характеристикой и по 5 слов с высокочастотной характеристикой).
Острота слуха (количество слов)
Группы слов | Общее | Правильное воспроизведение слова |
Правое ухо | Левое ухо |
Низкочастотные (расстояние – 5м) | 180 | 89 | 52 |
Высокочастотные (расстояние – 7м) | 180 | 112 | 68 |
Учитывая, что острота слуха считается нормальной при 100% - ном различении слов с низкочастотной характеристикой на расстоянии 5 м, а с высокочастотной - до 20 м, можно сделать вывод, что слух испытуемых зависит от ряда причин: возраст, количество простудных явлений, связанных с ухом, частота звуков повышенной шумности.
Сводная таблица результатов испытаний:
Испы-туемый | Возраст | Профессия, образ жизни | Наличие заболева-ний уха (в возрасте) | Длина слышимости (м). |
При низкочастот-ном звучании | При высокочастот-ном звучании. |
1 | 14 лет | учащийся | + (7 лет) | 3 | 5 |
2 | 13лет | учащийся | - | 5 | 7 |
3 | 13 лет | учащийся | - | 4 | 6 |
4 | 19 лет | студент | + (12 лет) | 4 | 6 |
5 | 32 года | учитель | - | 5 | 7 |
6 | 33 года | учитель | + (15 лет) | 3 | 4 |
7 | 42 года | учитель | - | 4 | 6 |
8 | 37 лет | учитель | - | 5 | 7 |
9 | 56 лет | учитель | - | 5 | 7 |
10 | 46 лет | учитель | + (10 лет) | 3 | 4 |
11 | 15 лет | учащийся | - | 4 | 6 |
12 | 15 лет | учащийся | + (4 года) | 2 | 3 |
13 | 16 лет | учащийся | - | 5 | 7 |
14 | 32 года | преподаватель | + (3 года) | 4 | 6 |
15 | 56 лет | Лётчик (вертолёт) | - | 1 | 2 |
16 | 47 лет | Лётчик (вертолёт) | - | 1 | 3 |
17 | 43 года | Лётчик (вертолёт) | - | 3 | 5 |
18 | 37 лет | дизелист | + (11 лет) | 1 | 2 |
19 | 41 год | дизелист | - | 2 | 3 |
20 | 28 лет | продавец | - | 5 | 7 |
21 | 55 лет | тракторист | + (12 лет) | 2 | 4 |
22 | 48 лет | тракторист | - | 3 | 6 |
23 | 57 лет | служащий | - | 4 | 6 |
24 | 35 лет | служащий | - | 5 | 7 |
25 | 56 лет | служащий | + (до 3 лет) | 2 | 4 |
26 | 34 года | служащий | - | 4 | 6 |
27 | 34 года | служащий | + (7 лет) | 2 | 4 |
28 | 38 лет | связист | - | 5 | 6 |
29 | 39 лет | связист | - | 4 | 6 |
30 | 44 года | Оператор котельной | + (6 лет) | 3 | 4 |
31 | 49 лет | Оператор котельной | - | 4 | 6 |
32 | 29 лет | Оператор котельной | - | 3 | 4 |
33 | 34 года | Грузчик | - | 5 | 7 |
34 | 45 лет | Цех металлообработки | + (10 лет, 25 лет) | 2 | 3 |
35 | 36 лет | Цех металлообработки | - | 4 | 5 |
36 | 42 года | Цех металлообработки | - | 3 | 4 |
Зависимость уровня слышимости от возраста людей.
Зависимость уровня слышимости от количества заболеваний органов слуха.
Зависимость уровня слышимости от образа жизни (количества шума), профессии человека.
Выводы:
Методика измерения остроты слуха человека общедоступна.
Степень слышимости, измеряемая в метрах, носит зависимость от:
а) возраста человека (при возрастании возраста уменьшается длина слышимости);
б) рода занятий человека и его образа жизни (при возрастании количества шума и его постоянности уменьшается длина слышимости);
в) количества заболеваний органов слуха (при частоте заболеваний резко снижается уровень слышимости).
3. Данные, полученные в этом эксперименте, можно применять на классных часах, уроке биологии 8 класса по теме «Орган слуха и вестибулярный аппарат», родительских собраниях.