МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7«РАДУГА»
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
С ДЕТЬМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
тема
«Наш друг батарейка»
автор
ПЕТРАКЕЕВА СВЕТЛАНА ЛЕОНИДОВНА,
ВОСПИТАТЕЛЬ ВКК
г. БАРАБИНСК
2019г.
Аннотация проекта:
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители.
Инновация (причины обращения к данной теме): в различных программах обучения и воспитания дошкольного экологического образования очень мало внимания уделено данной проблеме – сбору, утилизации и переработки пальчиковых батареек.
Новизна: Родители, проявляют большой интерес и принимают активное участие в нашем общем деле.
Социальная значимость проекта: формирование основ экологической культуры
Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений, родители.
Продолжительность проекта: среднесрочный,
Дальнейшее развитие проекта: сбор батареек в течение всего последующего года и сдача их на утилизацию.
Предполагаемые результаты:
• Осознание детьми и взрослыми значимости социально-экономической проблемы утилизации и переработки мусора, экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
• понять детям, что батарейки, выброшенные с мусором, наносят вред почве, растениям и животным.
• Родителям изменить взгляд на окружающую среду и рассматривать природу, как среду для жизни всех существ, включая человека.
Перспективы проекта:
Проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребёнка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания о методах сбережения природы.
На вопрос ребенка, почему игрушка перестала работать, взрослые чаще всего отвечают: «Сели батарейки!» …
Постановка проблемы
Актуальность проекта:
Наша жизнь во многом зависит от состояния окружающей среды.
С каждым годом мы все сильнее ощущаем существующие экологические проблемы. И при этом, многие из нас не задумываются, что состояние окружающей среды напрямую связано с нашим поведением в быту, в природе. Так важно уже сегодня научить детей ценить окружающую природу, поступать с ней разумно.
Интересные и яркие игрушки на батарейках присутствуют в жизни каждого ребенка. Дети играют с ними до тех пор, пока хватает зарядки, и всегда расстраиваются, если игрушка перестала работать в самый неподходящий момент. Далее взрослые меняют батарейки, и счастливый ребенок продолжает игру.
Батарейка - это слово плотно вошло в нашу повседневную жизнь. Что бы мы делали без этих «палочек - выручалочек», которые позволяют нам пользоваться электричеством там, где нет никаких розеток и проводов! Мы берем с собой в лес фонарик, слушаем музыку на пляже, в поездке у нас всегда да под рукой фотоаппарат, а малыши выносят на улицу движущиеся игрушки… И везде работают батарейки!
Но откуда же в этих маленьких трубочках берется электрический ток, заставляющий работать все устройства?
В нашей группе остановились часы, это активизировало внимание детей, создалась проблемная ситуация. «Почему не работают наши часы»? Дети высказывали различные предложения. Воспитанники исследовали часы и обнаружили, что в них нет батареек. Тогда спросила: «Что находится внутри батарейки, какая сила в них заставляет работать часы?» Так стимулировала дошкольников искать ответ на проблемный вопрос. В ходе совместного обсуждения решили изучить, как работают батарейки:
Мы решили не ограничиваться одним ответом и разработали проект: «Наш друг – батарейка» организовали познавательно-исследовательскую деятельность с детьми и родителями,
Свою деятельность по формированию познавательной активности дошкольников осуществила в процессе реализации трех взаимосвязанных этапов.
В процессе первого подготовительного этапа перед собой поставила
цель:
формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания о методах сбережения природы.
Выделила задачи:
развить навыки исследовательской деятельности, научить алгоритму поиска;
формировать представление что все предметы созданы человеком и от него зависит, нанесут ли они вред природе;
расширить представления о физических явлениях и процессах;
сформировать элементарные представления об экологических проблемах, сознательное отношение к охране окружающей среды;
Повысить компетентность родителей в сфере развития экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Отчет о реализации проекта
В целях разработки поэтапного плана работы
На первом этапе нами была изучена проблема "Вред, наносимый природе неправильной утилизацией батареек «и доведена до сведения всех взрослых,
Провели просветительскую работу среди детей группы, детского сада и родителей о вреде выбрасывания использованных батареек.
Обратились за помощью к нашим родителям и объявили акцию «Батарейки – сдавайтесь!» на сбор непригодных батареек.
Рисовали элементы питания с предупреждающим знаком «Нельзя выбрасывать в мусорный бак».
Закрепляли представления о приборах, работающих на батарейках и без них в дидактической игре «Батарейка — сеть. Найди, назови, расскажи», в подвижных играх «Батарейка — сеть» «К прибору на батарейках (без батареек) беги!». Оцениваем результаты реализации проекта.
На втором функциональном этапе создала динамичную предметно – развивающую среду побуждающего характера, которая обеспечивает комфортную обстановку, стимулирующую к развитию познавательной активности детей.
Основной этап - включал подэтапы по темам:
«Зачем нужны батарейки».
Чтобы активизировать внимание детей, создали игровую проблемную ситуацию. вынули из игрушек батарейки и задали вопрос: «Почему не работают наши игрушки»?» Дети высказывали различные предложения. Воспитанники исследовали игрушки и обнаружили, что в них нет батареек. Тогда спросила: «Что находится внутри батарейки, какая сила в них заставляет работать игрушки?» Так стимулировала дошкольников искать ответ на проблемный вопрос. В ходе совместного обсуждения решили изучить, как работают батарейки: провести с ними различные опыты и эксперименты.
«Сбор батареек».
Дети собрали большое количество экземпляров батареек, чтобы исследовать их. К сбору батареек привлекли родителей. Все принесенные батарейки дошкольники складывали в большую пластиковую бутылку и отмечали, что они разные, подсчитывали их. Когда бутылка была полностью наполнена батарейками, дети сделали вывод, что маленькие батарейки имеют немаленький вес.
Чтобы развить познавательный интерес дошкольников, отправились в «Путешествие в прошлое батарейки». Задала вопрос: «Кто придумал батарейку?» Для ответа на него была организована увлекательная игра-путешествие, в ходе которой дети узнали об истории изобретения батарейки. Для игры подобрали иллюстративный материал – понятный и доступный детям.
Следующий этап проекта предполагал моделирование, экспериментальную деятельность и опыты «Как работает батарейка». Но главная и самая интересная его часть – дети познакомились с измерительным прибором – тестером.
Так как батарейку нельзя разбирать, дети изучали ее устройство при помощи макета, который изготовили сами на основе иллюстраций.
Чтобы детям был понятен термин «взаимодействие», провели опыт последовательное соединение батарей при помощи вольтраметра они объяснили, что эти два вещества существуют самостоятельно друг от друга, но, если их соединить, начинают взаимодействовать. Опыты позволили наглядно представить принцип работы батарейки.
Вместе измерили напряжение медной проволоки и оцинкованного гвоздя, находящихся на некотором расстоянии друг от друга.
Познавательно-исследовательской деятельности
В процессе познавательно-исследовательской деятельности дети изучали батарейку с помощью лупы. «О чем „говорит“ батарейка».
Исследуя обнаружили, что на батарейке есть символические изображения знак «Утилизация» на батарейке, который предупреждает о том, что использованные батарейки нельзя выбрасывать вместе с бытовым мусором.
Вопрос «Зачем?» подтолкнул их к дальнейшему исследованию. Дошкольники узнали, что батарейки надо правильно вставлять в приборы или игрушки, чтобы они работали и не портились.
Отвлечься от исследовательской деятельности детям помогла простая подвижная, но увлекательная игра «Зажги фонарик», которую придумали вместе. Каждый ребенок стал «батарейкой», на одной его руке был прикреплен знак минус, а на другой плюс. По сигналу ДЕТИ «батарейки» должны были встать в цепочку, соблюдая правило: минус одной батарейки соединяется с плюсом другой. Если цепочка собиралась правильно, загорался фонарик. Несмотря на простые правила, игра оказалась сложной, не все дети сразу смогли встать правильно. По итогам игры дошкольники нарисовали знаки, запрещающие выбрасывать батарейки вместе с бытовым мусором.
«Батарейка – друг». Дети узнали, что вещества, которые находились внутри батарейки, могут приносить пользу: из марганца сделают удобрения, из цинка – зубной цемент для пломб, из железа – новые корпуса для батареек, из графита – карандаши или запасные части для троллейбусов.
В процессе познавательно - исследовательской деятельности узнали альтернативные источники энергии, с помощью опыта, который показал, что можно создать безопасную батарейку, работающих на соленой воде и на солнечной батарее, и пришли к выводу, что надо активнее использовать солнечные батареи. Они есть в некоторых приборах, они обогревают и освещают дома, на них работают дорожные знаки.
На третьем ЭТАПЕ ПРОЕКТА Дети пришли к выводу, что надо правильно утилизировать использованные батарейки, и организовали их сбор у себя дома. Привлекали к этому процессу друзей, родных.
сформировали основы экологической культуры, активную позицию в вопросах сохранения окружающей среды. Дети и их родители приобрели навыки поведения в природе, опыт участия в социально значимых акциях, осознали свою ответственность и сопричастность в решении экологических проблем.
В процессе проекта стали чаще задумываться о том, что в природе все взаимосвязано, а человек не «царь», а часть большого сложного мира, мира природы.
«Батарейки и творчество». Батарейки, которые удалось собрать участникам проекта, вдохновили их на творчество. предложили использовать собранный материал в продуктивной деятельности – сделать из батареек поделки.
Дети соединяли батарейки с помощью пластилина, в результате чего у них получились: Танк, макета, который изготовили сами на основе иллюстраций. При этом предупредили, что играть с такими поделками нельзя, они могут быть опасны. В группе была организована выставка. Совместно с родителями дети организовали выставку приборов, которые работают на простых и аккумуляторных батарейках. На выставке также были представлены разнообразные зарядные устройства.
Приложение
Тематический план
Совместной деятельности педагога с дошкольниками
Цель: программы развития познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
ТЕМА | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | СОДЕРЖАНИЕ | УЧАСТНИКИ |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ |
Подготовка к проекту | Коммутативная, познавательно - исследовательская | Анализ методической литературы и подбор иллюстрированного материала | Воспитатели |
«Знают ли родители как правильно утилизировать батарейки» | Игровая, познавательно - исследовательская | Анкетирование родителей «Какой вред батарейка может нанести окружающей среде» | Воспитатели, родители |
Совместная деятельность | | Поиск пунктов сдачи батареек | Воспитатели, родители. Дети, работники магазинов. |
ОСНОВНОЙ | |
«Зачем нужны батарейки». | Игровая, коммуникативная | Решение проблемной ситуации «Почему не работают часы» | Воспитатели , дети |
«Сбор батареек» | Коммуникативная | Сбор батареек в одну общий контейнер | Воспитатели , дети |
«Батарейки и творчество» | Коммутативная, продуктивная, | Подделки из батареек; оформление выставки | Воспитатели , дети |
«Путешествие в прошлое батарейки» | Игровая, познавательно - исследовательская | Игра -путешествие « Кто придумал батарейку»?;рассматривание иллюстраций | Воспитатели , дети |
«Как работает батарейка»? | Коммутативная, продуктивная, познавательно - исследовательская | О пыт с лимонной кислотой содой; знакомство с тестером | Воспитатели , дети |
«О чем говорит батарейка» | познавательно - коммуникативная | Исследование батарейки с помощью лупы Подвижная игра «зажги фонарик» | Воспитатели , дети |
Батарейка враг»? | познавательно - исследовательская | Рассматривание плаката «Вслед за батарейкой» правильной утилизации батареек; Рисование запрещенных знаков; «Выбрось батарейку вместе с мусором» | |
Батарейка друг»? | познавательно - коммуникативная | Рассматривание плаката о правильной утилизации батареек | Воспитатели , дети |
«Мы нашли решение» | Коммуникативная | Сбор батареек дома Опыт с лимоном и картошкой Опыты с роботами Беседа об альтернативных источниках энергии | Воспитатели , дети |
«Мы хотим вам рассказать» | Коммуникативная | Сочинение сказки « Наш друг батарейка» | Воспитатели , дети |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ |
«Подводим промежуточные итоги» | Коммуникативная | Повторное анкетирование, беседы с детьми | Воспитатели |
Приложение2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ».)
Земина Т.Н. работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников//Дошк. Воспитание. – 2000. - №7 – с. 58-63.
Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ».)
Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду – Волгоград: Учитель, 2011. – 232 с.: ил.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: Кн. для воспитателей дет. сада. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.
Рыжова Н.А. «Наш дом – природа». М.1998.
Рыжова Н.А. «Почва – живая земля» ТЦ Сфера 2006г
Рыжова Н.А. «Лаборатория в детском саду» ТЦ Сфера 2006г.
Федосеева П.Г. ДОУ. Игровая деятельность на занятиях по экологии, М. «Корифей», 2010.
Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие/под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003. – 72 с.
ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ!
ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ЭКО - АКЦИИ
«БАТАРЕЙКИ СОБИРАПЕМ – ПРИРОРДУ СПАСАЕМ»
НЕ ВЫБРАСЫВ АТЬ ЯД В ЗЕМЛЮ ПРОСТО!
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К ЭКО АКЦИИ ПРИНГОСИТЕ СВОИ БАТАРЕЙКИ
В ПУНКТ ПРИЕМА
МКДОУ №7 «РАДУГА» ГРУППА ВАСИЛЬКИ»
Рассказ о батарейках Кто она - маленькая батарейка?
Батарейка - это слово плотно вошло в нашу повседневную жизнь. Что бы мы делали без этих «палочек - выручалочек», которые позволяют нам пользоваться электричеством там, где нет никаких розеток и проводов! Мы берем с собой в лес фонарик, слушаем музыку на пляже, в поездке у нас всегда да под рукой фотоаппарат, а малыши выносят на улицу движущиеся игрушки… И везде работают батарейки!
Но откуда же в этих маленьких трубочках берется электрический ток, заставляющий работать все устройства? Попробуем разобраться.
У обычной, «одноразовой» батарейки есть и другое название – «гальванический элемент». Электрический ток в нем появляется из-за химического взаимодействия веществ. Впервые этот способ получения электричества был придуман знаменитым итальянским физиком Алессандро Вольта.
Именно в честь него была названа единица измерения электрического напряжения – 1 вольт. А название «гальванический элемент» дано в честь итальянского физиолога Луиджи Гальвани из Болоньи. Который также проводил опыты и наблюдения в этой области.
После множества опытов с разными металлами Вольта сконструировал столб из пластинок цинка, меди и войлока, смоченного раствором серной кислоты. Цинк, медь и войлок он накладывал друг на друга в таком порядке: внизу находилась медная пластинка, на ней войлок, затем цинк, опять медь, войлок, цинк, медь, войлок и т. д. И в итоге столб оказывался заряженным на нижнем конце положительным, а на верхнем — отрицательным электричеством.
Нам даже известен «день рождения батарейки» - 20 марта 1800 года. А теперь возьмите обычную батарейку и посмотрите: вы увидите, что на одном ее конце нарисован плюс, а на другом – минус. Это почти тот же самый «Вольтов столб». Только за двести лет он стал гораздо меньше.
Первый-то, сделанный Алессандро Вольтой, был высотой в полметра. Представьте такую огромную батарейку! Это изобретение стало сенсацией –– о нем говорили, что «это снаряд, чудеснее которого никогда не изобретал человек, не исключая даже телескопа и паровой машины». Ведь это был первый в истории химический источник тока, пригодный для практического применения.
Современные батарейки устроены, конечно, немного иначе – в них уже нет ни металлических дисков, ни войлочных пластинок, пропитанных раствором кислоты.
Но принцип тот же – батарейка содержит в себе химические вещества-реагенты, в состав которых входят два разных металла.
В батарейке есть два электрода – положительный (анод) и отрицательный (катод). Между ними – жидкость-электролит: раствор, который хорошо проводит электрический ток и участвует в химической реакции.
Когда металлы начинают взаимодействовать через этот раствор, возникает движение заряженных частиц из анода к катоду – и вырабатывается электрическая энергия.
А по типу электролита все батарейки делятся на:
ртутные;
литиевые;
серебряные;
солевые;
щёлочные.
ПРИЛОЖЕНИЕ3
Утилизация батареек
Согласно официально представленной на сайте DURACELL информации
ПРАВИЛА ПО ХРАНЕНИЮ И УТИЛИЗАЦИИ БАТАРЕЕК следующие:
Выбирайте батарейки правильного типа и размера в соответствии с рекомендациями изготовителя прибора, в котором будут использоваться батарейки.
Для того, чтобы производительность батареек оставалась высокой, отделения для батареек и поверхность контактов следует поддерживать в чистоте, протирая их чистым ластиком или тканью при замене батареек.
Если вы не собираетесь пользоваться устройством в течение нескольких месяцев, лучше вытащить из него батарейки.
Вытащите батарейки из прибора, подключенного к бытовой электросети (переменный ток).
Следите за полярностью, когда вставляете батарейки (расположение клемм + (плюс) и (минус)). ВНИМАНИЕ: Некоторые приборы, работающие на 3 и более батарейках, могут работать, даже если одна батарейка вставлена неправильно.
Храните батарейки в сухом помещении при комнатной температуре. Не замораживайте батарейки Duracell; это сократит их рабочий ресурс.
Работа в условиях экстремальных температур также сокращает рабочий ресурс батареек.Старайтесь не оставлять приборы, работающие на батарейках, на жаре.
Некоторые батарейки с истекшим сроком годности под воздействием высокой температуры могут протечь. На поверхности батарейки может выступить кристаллический налет.
ЩЕЛОЧНЫЕ БАТАРЕЙКИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ НЕОБХОДИМО УТИЛИЗИРОВАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
Щелочные батарейки можно выбрасывать вместе с обычными бытовыми отходами. Это совершенно безопасно!
Однако, в тех местах, где предусмотрены программы по утилизации использованных электроприборов, мы настоятельно рекомендуем потребителям выбрасывать использованные батарейки и перезаряжаемые аккумуляторы в специальные пункты сбора, установленные в магазинах розничной торговли, муниципальных зданиях, предприятиях, учреждениях и т.д.
БАТАРЕЙКИ С ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ НЕОБХОДИМО УТИЛИЗИРОВАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
Утилизации подлежат аккумуляторы, литиевые, литий-ионные и цинковые батарейки в связи с содержанием в них химических компонентов.
Помимо этого утилизации подлежат стандартные аккумуляторы AA или AAA, используемые в бытовых приборах: фотоаппаратах, мобильных телефонах, ноутбуках и инструментах. Смотрите на маркировку по утилизации на аккумуляторах.
Автомобильные аккумуляторы следует сдавать для утилизации в специальные пункты приема. С учетом стоимости материалов, из которых изготовлен аккумулятор, многие компании по продаже автомобилей и сервисные центры выкупают автомобильные аккумуляторы с истекшим сроком годности для утилизации.
Некоторые дистрибьюторы собирают батарейки и электронные приборы для утилизации. Вред, наносимый природе неправильной утилизацией батареек.
Беседа с детьми «Почему нельзя выбрасывать батарейки?»
Цель: Формировать представления детей о вреде выброшенных с мусором батареек для природы: почвы, растений и животных. Воспитывать экологически грамотное поведение в природе: помочь понять необходимость сортировать мусор и сдавать использованные батарейки в приемные пункты.
Ход:
- Для чего нам нужны батарейки? Где люди их используют? (Ответы детей)
- Что же сделать с использованными батарейками? (Ответы детей)
- Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо посмотреть на саму батарейку. На каждой батарейке есть значок, изображающий перечёркнутый мусорный контейнер. Это означает, что батарейки нельзя выбрасывать с обычным мусором. Её нужно правильно утилизировать. Оказывается, батарейка может быть опасна.
- Как вы думаете, чем? (Ответы детей)
- В батарейке содержатся различные вредные вещества, которые, находясь закрытыми в батарейке, временно безопасны. Но когда батарейка попадает на свалку, она начинает разрушаться и все эти вещества попадают в почву, воду, которую мы пьём и в воздух, которым мы дышим. Человек начинает болеть различными заболеваниями, например, у него могут начать выпадать волосы и зубы, отмирать лёгкие и головной мозг, разрушаться кости. Но страдает не только человек, но и вся окружающая среда. Считается, что одна пальчиковая батарейка загрязняет тяжелыми металлами около 20 кв. м. почвы.
В лесной зоне это территория обитания:
- двух деревьев,
- двух кротов,
- одного ежика
- нескольких тысяч дождевых червей.
- Поэтому просто выбросить батарейку нельзя!
- Ребята, а вы знаете, что нужно делать с такими опасными отходами, как батарейка? (Ответы детей)
-
Её нужно сдать в специальный пункт приёма опасных отходов, откуда её отвезут на специальный завод и переработают. Такие пункты приёма есть и в нашем городе.
- А куда выбрасываете использованные батарейки вы? (Ответы детей)
- Теперь вы знаете, чем опасны батарейки. Поэтому, надеюсь, теперь вы будете утилизировать их правильно! Расскажите родителям и вместе отнесите батарейки в такой пункт.
Беседа «Польза и вред батарейки»
Цель: расширять знания детей об электричестве, электроприборах, о пользе и вреде батареек.
Задачи: обобщить знания детей о пользе и опасности электричества, воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
Предварительная работа:
Беседы о бытовой технике; чтение стихов и загадок об электроприборах; рассматривание иллюстраций с изображением электроприборов.
Материалы:
- руль без батареек, батарейки, игрушка Дружок
- картинки с электрическими приборами
Ход беседы:
Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в страну «Электричества», в этой стране много интересного и волшебного!
– А что такое электричество?
– Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие частицы-электроны.
-Электричество есть в каждом доме.
– Ребята, как вы думаете, в нашей группе, в вашем доме есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Лампочки, розетки, выключатели, провода, и т. д.)
-Вокруг нас очень много добрых вещей, они как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно.
-А что это за вещи, которые нам помогают? Ребята, а у вас дома есть электрические приборы? Назовите их.
- Для чего они нужны? (Они облегчают нашу жизнь, наш быт).
- Ребята, всегда ли существовали электроприборы?
-Как же люди раньше обходились без них? (ответы детей)
– Много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось, человеку справляться с жизненными проблемами.
– У нас есть много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! При
неправильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека!
– Почему? (они могут поразить током).
- Ребята, ещё есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет в батарейках.
Давайте назовём предметы, которые работают на батарейках.
- Ребята, посмотрите, у меня в руках руль. Я нажимаю на кнопку, а он молчит. Что случилось? (ответы детей). Действительно, в нем нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку . Игрушка заработала. Почему?
- Что за сила такая скрывается в батарейках? (ответы детей)
- Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.
Вывод: в батарейке живет неопасное электричество. С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть.
- А вот, посмотрите, у меня собачка Дружок. Она тоже работает на батарейках. (предлагает ребёнку нажать кнопку на пульте управления).
- Собачка молчит, что же случилось? (Дети предлагают проверить наличие батарейки, после проверки оказалось, что батарейка присутствует).
- А почему не работает игрушка? Наверное, необходимо заменить батарейку на новую. В этой батарейке закончился электрический ток, другими словами можно сказать, что батарейка села. Сейчас я заменю батарейку. (снова предлагаю ребёнку нажать кнопку на пульте управления). Игрушка работает, дети вместе с воспитателем рассматривают действия игрушки.
- Ребята, посмотрите, сколько у меня много батареек и все они разные, давайте посмотрим. (Воспитатель вместе с детьми рассматривают батарейки, находят в них сходства, различия).
- Батарейки пришли в негодность. А вот что мы дальше будем делать с этими батарейками? (дети предлагают их выбросить в мусорное ведро). Посмотрите, на каждой пальчиковой батарейке есть значок – перечеркнутая мусорная корзина. Это означает, что выбрасывать батарейки в мусорное ведро, откуда они попадут на свалку - категорически нельзя. Внутри батарейки находится очень много веществ, которые вредны для живого организма. Если батарейка долгое время будет находиться под открытым небом, у неё нарушается защитный слой, и все опасные вещества попадут в природу, тем самым нанесут вред живым существам – они попадут в почву, в воду, в воздух. Тогда все живые существа, а это люди, птицы, животные, насекомые – будут дышать загрязнённым воздухом, пить заражённую воду, есть заражённую пищу, что приведёт к гибели. Поэтому, чтобы этого не случилось, отслужившие своё время батарейки, необходимо сдавать в лаборатории, где вещества, которые находятся внутри их, переработают.
- Что же надо сделать с использованными батарейками? (Их необходимо собирать, сдавать в лабораторию, для переработки). Ребята, а давайте объявим акцию по сбору отработанных батареек и назовём её «Маленькая батарейка – большие проблемы». Дома вместе с родителями проверьте игрушки, бытовые приборы, найдите отработанные батарейки и принесите их в детский сад, мы здесь их будем собирать, а когда их наберётся много, сдадим в лабораторию на переработку.
О чем мы с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось? Кем мы с вами стали с сегодняшнего дня?
Почему батарейки нужно утилизировать,
в чем их вред для окружающей среды?
Давайте разбираться.
В чем вред батареек для экологии?
Большинство привычных бытовых приборов, которыми мы ежедневно пользуемся, работают от автономных источников питания, то есть батареек.
На этикетке батарейки обычно указано, что их нельзя выбрасывать в корзины с бытовым мусором, но, как правило, люди игнорируют предостерегающий знак. А ведь, этот знак означает, что выброс батареек наносит вред окружающей среде.
Батарейки содержат опасные для природы вещества
П
роизводители предлагают покупателям батарейки самых различных типов и размеров, которые могут быть одноразовыми, или же перезаряжаемыми. Отработанная батарейка содержит довольно опасные вещества, такие как:
олово
ртуть
цинк
магний
никель
кадмий
свинец
Выбрасывая батарейки вместе с другим бытовым мусором, люди, не подозревая о том, способствуют загрязнению грунта и воды токсичными и вредными веществами.
Батарейки, вместе с другими отходами вывозятся на свалки, где разрушаются, и тяжелые металлы выделяясь из батареек проникают в грунтовые воды. Вред батареек для человека
Эти же вещества, из которых состоят батарейки, попадая с водой и растительными продуктами в организм человека накапливаются в нем, нанося немалый вред. При больших количествах – эти вещества способны вызвать даже онкологические заболевания.
Батарейки, выброшенные в обычные баки, отправляются на мусоросжигающие заводы, и в процессе горения тоже активно выделяют токсичные вещества, именуемые диоксинами, которые потом вдыхают люди.
Опасность батареек для природы
Использовать обычные пальчиковые батарейки - это довольно практично и удобно, но батарейки довольно быстро срабатываются, и возникает необходимость в их замене.
Люди, не подозревая, насколько опасны могут быть батарейки для здоровья и экологии, просто выбрасывают их в мусорные баки, нанося тем самым вред и себе и окружающей среде. Именно потому, выбрасывать отработанные элементы нужно только в специальные контейнеры для батареек, устанавливаемые в пунктах приема.
Вред и утилизация батареек
В чем состоит опасность неправильной утилизации батареек?
Учитывая какой вред наносят обычные батарейки окружающей среде и здоровью человека, необходимо ответственно относиться к утилизации таких элементов. Существует несколько заводов, которые перерабатывают батарейки, получая из них полезные вещества, которые впоследствии могут использоваться, например, удобрения. Однако, переработка весьма дорогостоящая, потому сейчас, ведутся активные поиски удешевления утилизации, батареек.
Как правильно утилизировать отработанные батарейки:
Ущерб экологии можно значительно уменьшить, если подойти к вопросу утилизации батареек более ответственно.
Основные рекомендации по утилизации батареек несложны, и люди легко могут придерживаться общих правил.
Выбрасывать отработанные элементы следует только в специализированные контейнеры для батареек и ни в коем случае не в мусорные баки с бытовыми отходами.
Если нет возможности утилизировать батарейку в специализированный контейнер, то можно складывать их в пластиковые контейнеры, с тем, чтобы впоследствии сдать его в пункт приема. Такой контейнер следует хранить в безопасном месте, чтобы до него не могли дотянуться дети.
Лучше приобретать батарейки многократного использования, и заряжать по мере необходимости специальным устройством, от обычной домашней розетки. При покупке батарейки следует выбирать те, что произведены без использования кадмия или ртути. Такая информация указывается непосредственно на самом элементе, потому проблемы с выбором маловероятны.
Следует выбирать те бытовые устройства, которые работают от альтернативных источников питания.
И наконец, людям, которые заботятся об окружающей среде следует объединяться в группы, и доносить до других людей, информацию о правильной утилизации батареек.
Можно размещать адреса пунктов приема батареек, расположенных в городах, чтобы горожане знали, куда можно сдать отработанные батарейки.