МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 14 ГОРОДА МАРИУПОЛЯ»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
ТЕМА «РОЛЬ ОПЕРНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»
Выполнила: обучающаяся 10-«А» класса
Колодезная Вероника
Руководитель проекта:
учитель музыки
Янголь Наталия Валерьевна
г. Мариуполь
2023
Тема: «Роль оперного искусства в современном мире»
Цель исследования: доказать влияние современных театральных приёмов и средств театральной выразительности на своих сверстников в сравнении с относительно молодыми видами искусства – кино и телевидением.
Задачи:
изучить историю основания оперы, как жанра театрального искусства ;
определить средства театральной выразительности, влияющие на зрительское восприятие
выявить влияние постановки на зрительскую аудиторию • сопоставить результат с данными предварительного опроса
Гипотеза исследования: «Актуальна ли опера в современном мире…»
Оглавление
Введение | 3 |
Зарождения оперы | 5 |
Жанры оперного искусства | 6 |
Роль либретто в произведениях для музыкального театра XVIII-XIX веков | 7 |
Строение оперы. | 7 |
Легендарные оперные певцы 20-го века | 8 |
Лучшие оперные певицы 20-го века | 9 |
Известные российские оперные исполнители | 10 |
Современные звезды оперы | 11 |
Оперные театры мира | 11 |
Мировая оперная статистика | 12 |
Заключение | 13 |
Выводы | 13 |
Источники | 15 |
Приложения | 16 |
«Роль оперного искусства в современном мире»
Введение
Во все времена, в эпохи перемен и застоя, во времена революций и потрясений, когда культурные цивилизации и общественно-экономические формации одна за другой сменяла другую, меняли названия государства и страны, возникали новые империи, возводились великие архитектурные творения или погибали целые города — ничто и никогда не прерывало вечной жизни театра.
Сколько бы ни проходило культурных эпох — всегда, — в человеке существовала вечная потребность в сценическом искусстве, которая родилась тысячелетия назад на древних празднествах виноградарей в честь мифического божества земного плодородия Дионисия. Театр всегда являлся частью жизни человека. Даже первобытные люди, поклоняясь духам и богам, во время исполнения ритуалов играли различные роли. А что уж говорить об античных государствах, когда десятки тысяч зрителей, превращаясь в огромные реки, стекались к огромным амфитеатрам, чтобы увидеть театральные представления, поставленные по произведениям древнегреческих драматургов. Эти амфитеатры - величественные полуразрушенные временем сооружения, и сейчас напоминают нам о той, бесконечно далёкой от нас эпохе. Нелёгкой и, подчас, драматичной была судьба и самого театра! Он испытывал, переживал беды и лишения, гонения и притеснения, пока здание со зрительным залом и сценической площадкой не стало его постоянным кровом. Где только не давались театральные представления — на городских и ярмарочных площадях, под сводами церквей и на папертях, в замках средневековых феодалов, в монастырях и царских дворцах, на постоялых дворах, в поместьях крепостников, в церковных школах, на сельских гуляниях...
Театр – это самая древняя и мощная образовательная система. Только театр из поколения в поколение удивительно и эмоционально, воодушевлённо и празднично передаёт художественный опыт предков грядущим поколениям. Ни одна образовательная система не способна так полно и мощно учить человечество вечным ценностям!
Вот что говорили великие о театральном искусстве: Сервантес: «Театр – это зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины».
Белинский: «Театр - весь мир, вся вселенная со всем их разнообразием и великолепием. Театр - властелин чувств, способный потрясать все струны души, пробуждать сильное движение в умах и сердцах, освежать душу мощными впечатлениями».
Гоголь: «Театр – это кафедра добра». Вольтер: «Ничто не стягивает теснее узы дружбы, чем театр». Герцен: «Театр – это высшая инстанция для решения жизненных вопросов». Шиллер: «Театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу человека».
Проблема заключается в том, что современный ребенок недооценивает влияние театрального творчества на свою жизнь. Интернет, телевидение занимают все его внимание. С развитием информационных технологий дети перестали читать книги, изучать живопись, слушать классическую музыку. Театр прежде всего способствует духовному развитию: пробуждает чувства, формирует понятие прекрасного, развивает воображение.
Актуальность выбранной мною темы обусловлена богатейшей историей театра и необходимостью найти ответ на следующий вопрос «Актуалена ли опера, как жанр театрального искусства в современном мире?»
Цель исследования: доказать влияние современных театральных приёмов и средств театральной выразительности на своих сверстников в сравнении с относительно молодыми видами искусства – кино и телевидением.
Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
изучить историю появления оперы, как жанра театрального искусства
определить средства театральной выразительности, влияющие на зрительское восприятие
выявить, популярно ли оперное искусство в современном мире
Гипотеза исследования. «Актуальна ли опера в современном мире…»
Мною было предположено, что современный театр начала ХХI века утратил позиции «высшей инстанции решения жизненных вопросов», коим он являлся ещё 100 лет назад, уступив их кино и телевидению.
Проведя социологический опрос среди школьников старшего звена пришла к выводу, что большинство опрошенных отдают предпочтение кино и музыке.
Тогда у меня возник следующий вопрос. Какая музыка наиболее популярна среди молодого поколения? Во время опроса были названы следующие жанры: РЭП, Поп, клубная музыка, рок и хип-хоп. Классическая музыка из опрошенных никого не интересует.
Большинство людей предпочитают кино, почитателями оперы являются немногие, а про театр… вообще говорить не приходится. С этим видом искусства мы мало знакомы. Давайте поближе познакомимся с оперой.
Зарождение оперы
Что такое опера для рядового неискушенного зрителя? Это спектакль с красивой музыкой и малопонятными с первого раза вокальными партиями. Как музыкальный жанр, опера известна уже с начала XVII в. Первой в истории оперой считается «Дафна» Якопо Пери на либретто Оттавио Ринуччини, впервые поставленная в начале 1598 года, но, к сожалению, до нас не сохранившаяся. Первый оперный театр открылся в 1637 году в Венеции. Опера служила развлечению аристократов и не была доступной для простых людей.
Опера — синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет). Не зря опера, в переводе с итальянского – труд, работа, дело. Это совместный труд не только композитора, но и хореографа, режиссера, музыкантов, певцов, танцоров. В этом музыкальном жанре сливаются воедино вокальная и инструментальная музыка, поэзия и драматическое искусство, хореография, мимика, декорации и костюмы. Опера отличается от других видов драматического театра тем, что музыка здесь является основным носителем действия, его движущей силой.
Впервые опера возникла в Италии, в XVI-XVII веках. Она «выросла» из театрализованных мистерий – духовных представлений, в которых музыка служила фоном, оттеняя игру актеров. В таких представлениях музыка звучала время от времени, подчеркивая важные драматические моменты.
За более, чем четыре столетия существования, опера эволюционировала от музыкальной драмы до своего современного облика. Роль вокального искусства все возрастала, появились оперные примадонны, в разных странах открывались все новые центры оперного пения: «Сан-Кассиано» - первый публичный оперный театр, был открыт в 1637 году в Венеции; первый оперный театр в Германии появился в 1657 году; французская «Королевская академия музыки» открылась в 1671 году.
Из Италии опера быстро распространилась в другие странах Европы. С годами она стала общедоступной, перестав служить исключительно развлечением аристократов. В оперных театрах стали появляться «галерки», с которых простые горожане могли слушать восхитительное пение.
Первоначально опера подразделялась на 2 основные разновидности – близкая к трагедии опера-сериа и легкомысленная опера-буффа (комическая опера). В XIX веке появляется и становится главенствующей лирическая опера. Именно к этой жанровой разновидности можно отнести почти все наиболее выдающиеся произведения оперного искусства – «Риголетто» и «Травиата» Джузеппе Верди «Кармен» Жоржа Бизе, «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского и многие другие.
На основе комической оперы в 1855 году во Франции появляется еще один жанр музыкального театра – оперетта (буквально: маленькая опера). Его создателем стал композитор Жак Оффенбах. Удивительно, но уже первое произведение никому не известного жанра – «Орфей в аду» - сразу стало классическим. Новую главу в историю оперетты вписали австрийские композиторы. Такие произведения, как «Летучая мышь» и «Цыганский барон» Иоганна Штрауса, «Веселая вдова» Ференца Легара, «Княгиня чардаша» («Сильва») и «Принцесса цирка» Имре Кальмана, по сей день составляют основу репертуара театров оперетты.
Несмотря на то что оперетту принято считать «младшей сестрой» оперы, эти жанры музыкального театра существенно отличаются друг от друга. Опера чаще всего представляет собой музыкально-драматическое произведение, действие которого развивается подобно таким жанрам драматического театра, как трагедия или драма. Оперетта сродни музыкальной комедии, хотя порой в ней прослеживаются элементы мелодрамы с неизменно счастливым финалом.
Жанры оперного искусства
Классическим вариантом считается большая опера. Кроме этого бывают комические оперы, оперы-балеты, романтические оперы и оперетты. Комические имеют в основе комедийный сюжет. Романтические положены на сюжет романтический. В опере-балете вокальные номера перемежаются хореографическими. Оперетта сочетает в себе вокал, хореографию и разговорную речь.
Опера-балет появилась во Франции в XVII-XVIII веке, как вид придворного искусства. Танцевальные номера в ней сочетаются с различными оперными формами. Опера-балет включала в себя несколько картин, не связанных между собой сюжетно. К XIX веку этот жанр практически исчез со сцен, однако отдельные балеты появлялись и на протяжении последующих веков. К операм-балету относятся «Галантная Индия» Жана Филиппа Рамо, «Галантная Европа» и «Венецианские праздники» Андре Кампра.
Комическая опера окончательно сложилась как жанр в начале XVII века и отвечала запросам демократичной части аудитории. Для нее свойственны несложные характеристики персонажей, ориентация на народно-песенное творчество, пародийность, динамичность действия и комедийное содержание. К самым известным комическим операм относятся «Фальстаф» Дж. Верди и «Опера нищего» Дж. Гея.
Романтическая опера возникла в Германии в 20-х годах XIX века. Ее либретто основано на романтическом сюжете и отличается мистицизмом. Ярчайшим представителем романтической оперы является Карл Мария фон Вебер. В его операх «Сильвана», «Вольный стрелок», «Оберон» ярко выражены особенности этого жанра, как национальной немецкой разновидности оперы.
Большая опера утвердилась как главное направление в музыкальном театре в XIX веке. Для нее характерны масштабность действия, исторические сюжеты, красочность декораций. В музыкальном плане она сочетает элементы серьезной и комической опер. В большой опере упор делается не на оркестровое исполнение, а на вокал. К большим операм относятся «Вильгельм Телль» Россини, «Фаворитка» Доницетти, «Дон Карлос» Верди.
В современном мире появился новый жанр такой как Рок-опера - жанр рок-музыки. Возник в конце 1960-х годов, по мнению некоторых музыковедов, является разновидностью мюзикла.
Мюзикл-музыкально-театральный сценический жанр, произведение и представление, сочетающее в себе не только музыкальное, драматическое, хореографическое, но и оперное искусство. Несмотря на то, что английский термин «мюзикл» является сокращением от «музыкальной комедии», он может представлять собой также трагедию, фарс или драму.
Ввиду большого жанрового сходства с опереттой, мюзикл как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался, однако на протяжении своего существования он сформировал свои особенности, которые отличают его от других жанров музыки.
Роль либретто в произведениях для музыкального театра XVIII-XIX веков
В основу сюжета оперы может быть положен исторический или мифологический факт, сказочная, романтическая или драматическая история. Чтобы понять, о чем поется в опере, создается либретто. До середины 18 века оперные и балетные постановки создавались на основе определенной схемы. Поэтому несколько композиторов, создавая свои произведения, могли использовать одно и то же либретто. Лишь во второй половине 18 века появилась профессия либреттиста. Он превратился в крепкого профессионала, работавшего в тесном контакте с композитором и сочинявшего оригинальный сюжет для его произведения. Перед ним стояла непростая задача – объединить стихи, музыку и действия персонажей. Крупнейшими мастерами жанра стали, в частности, Раньери де Кальцабиджи – автор либретто знаменитой оперы Глюка «Орфей и Эвридика» - и Лоренцо да Понте, сотрудничавший с самим Моцартом при создании таких выдающихся произведений, как «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро».
В 19 веке в профессиональную конкуренцию с авторами либретто неожиданно вступают композиторы. Некоторые из них, к примеру, Рихард Вагнер и Александр Николаевич Серов, сами создавали либретто для своих произведений. Основой многочисленных опер становилась литературная классика. При этом знаменитый сюжет интерпретировался в соответствии с законами жанра. Здесь можно вспомнить оперу Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама», либретто для которой написал брат композитора – талантливый драматург и театральный критик Модест Ильич Чайковский.
Строение оперы.
Оперный спектакль состоит обычно из нескольких (трёх - четырёх) действий, или актов. Каждое действие в свою очередь состоит из двух - трёх картин. Перерывы между действиями называются антрактами. Это слово имеет и другое значение. Короткие оркестровые вступления к действиям оперы также называются антрактами.
Открывает оперу обычно увертюра – оркестровое вступление к опере. Это довольно большой музыкальный номер оперы, обычно написанный в сонатной форме. Здесь звучат основные темы оперы, настраивающие на характер предстоящего действия. Увертюра в сжатом виде выражает основную идею оперы.
Основу оперного спектакля составляют сольные и ансамблевые вокальные номера. Сольные номера предназначены для одного исполнителя. К ним относятся ария, ариэтта, ариозо, каватина, песня, романс, монолог, куплеты и другие.
Ария - вокальный монолог героя (героини). В ней раскрывается душевное состояние героя и его характер. Ария представляет собой развёрнутое и законченное музыкальное произведение.
Речитатив - род вокальной музыки, основанный на речевых интонациях. Он строится свободно, приближаясь к речи. В опере речитатив обычно является вступлением к арии. Другое назначение оперного речитатива соединять номера оперы, отражать ход развития сюжета.
Ансамбль – законченный музыкальный номер, исполняемый несколькими певцами. В зависимости от числа исполнителей ансамблевые номера называют дуэтами, трио, квартетами, квинтетами и т. д.
Дуэты в опере могут быть между героями-соперниками или друзьями.
«Дуэт Лизы и Полины» из оперы «Пиковая дама» Чайковского можно назвать дуэтом согласия. Девушки любуются красотой летнего вечера и их голоса вторят друг другу, имеют сходный мелодический рисунок.
Хор - певческий коллектив, коллективное действующее лицо оперного спектакля или «комментатор» событий. Хор - это и номер в опере, исполняемый коллективом певцов. Композиторы издавна пользовались им для изображения сцен народной жизни; подобно оркестровым голосам, хор привлекался в живописных картинах празднеств, битв, стихийных бедствий, катастроф.
Хор может быть мужской, женский, смешанный, детский, хор мальчиков. Одни хоры имеют значение фона – например, крестьянские хоры из оперы «Евгений Онегин».
Другие становятся активным участником событий – например, хор в сцене бала у Лариных, где происходит ссора друзей-соперников Онегина и Ленского.
Хор необходим в опере, которая никогда не обходится без массовых сцен. В зависимости от сюжета, темы, сцены хор проявляет себя по-разному. Он может звучать
как многоголосная лирическая песня, например хор «Улетай на крыльях ветра» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь»,
как торжественный гимн - в опере «Жизнь за царя» Михаила Глинки (хор «Славься»).
Иногда хор становится выразителем больших идей. Известна роль хора в опере Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», которым сам композитор дал определение народных музыкальных драм. Потрясающие по силе воздействия хоровые сцены у Мусоргского не только насыщены действием, они достоверны, зримы, реальны. Ни в каком другом искусстве нет возможности так достоверно, зримо, реально выразить характер, силу, самобытность народа, его историю и эпос и так же легко обрисовать слепоту и глупость толпы.
Велика роль в опере и инструментальных эпизодов (эпизод – это небольшая часть произведения, которая отличается самостоятельностью и законченностью). Круг образов, которые музыка способна передать сама по себе, необычайно широк. Музыка повествует о великих битвах и победах, рисует картины природы, передаёт настроения и характеры действующих лиц.
Иногда инструментальные фрагменты опер представляют собой подлинные шедевры. Они даже способны жить самостоятельной жизнью и нередко исполняются как отдельное произведение.
Оркестровые номера – это законченные эпизоды для инструментального исполнения. Кроме увертюры к ним относятся антракты, балетные сцены, музыкальные картины.
Антракты являются вступлением к действию оперы
Музыкальные картины – это программная музыка, связанная с изображением таких моментов в развитии сюжета, которые трудно показать на сцене. Это могут быть картины природы, сцены битвы и т.д. Например, «Полёт шмеля» из «Сказки о царе Салтане» или «Сеча при Керженце» из «Сказания о невидимом граде Китеже» того же автора. «Полёт валькирий» из оперы немецкого композитора Вагнера «Валькирия».Эта музыкальная картина изображает воинственных дев, собирающих души убитых воинов на поле брани.
Легендарные оперные певцы 20-го века
Во многих рейтингах, посвященным звездам оперы, имя итальянского тенора Лучано Паваротти занимает первое место. Его карьера пришлась на период 1961–2004 годов, а мировой известности способствовало выступление на открытии Чемпионата мира по футболу в Италии в 1990. Одно из выступлений тенора в «Метрополитен Опера» попало в Книгу рекордов Гиннесса, поскольку восторженная публика после завершения концерта вызывала его на сцену 165 раз.
Андреа Бочелли - еще один легендарный тенор из Италии. Из-за проблем с глазами он лишился зрения в 12 лет. Его крестным отцом на сцене стал Лучано Паваротти, когда пригласил участвовать в концерте у себя на родине. Помимо исполнения оперных партий, Бочелли много работает в эстрадном жанре. Его альбомы получают статус платиновых, а концерты собирают неизменные аншлаги. Тенор одинаково популярен как в США, так и в Европе.
Хосе Каррерас родом из Испании. Он известен не только оперными выступлениями, но и благотворительной деятельностью. После того, как в 33 года Каррерас заболел лейкемией и сумел победить страшный недуг, он организовал фонд, который занимается изучением данного заболевания и поиском его эффективного лечения. В 2009 году тенор принял решение завершить свою блистательную карьеру.
Энрико Карузо -знаменитый тенор начала 20 века. Начинал карьеру в родной Италии, но наибольший его успех связан с «Метрополитен Опера» в Нью-Йорке. Карузо стал одним из первых, кто записал свой уникальный голос на граммофонных пластинках, благодаря чему и сейчас можно насладиться его пением. Жизнь тенора оборвалась в 48 лет из-за осложнений,вызванных воспалением легких.
Юсси Бьерлинг -тенор из Швеции, которого также называют одной из легенд XX века. Вслед за отцом он стал продолжателем династии оперных певцов. В родной стране за особые заслуги в этом виде искусства в 1944 году его наградили почетным званием «Придворный певец». Последние годы жизни его беспокоили проблемы с сердцем, которые и привели к преждевременной смерти тенора в возрасте 49 лет.
Федор Шаляпин - самый известный русский оперный исполнитель (бас). В 1919 году он первым получил от советского правительства звание Народного артиста. Творческая биография исполнителя тесно связана с Мариинским, а также Большим театрами. Современники отмечали редкий артистический талант Шаляпина. К исполнению оперных арий он умел добавить свой неистовый темперамент и удивительно точные интонации, которые преображали каждое его выступление.
Лучшие оперные певицы 20-го века
Мария Каллас- греко-американская исполнительница (сопрано), обладательница драматического сопрано. Как никто другой, она умела одним лишь голосом передать всю гамму эмоций, привнося в оперу элементы театрального действа. Одной из феноменальных способностей певицы стало ее умение виртуозно исполнять, казалось бы, несовместимые вокальные партии. Каллас называли «королевой итальянских примадонн». Закату успешной карьеры в 37 лет способствовала потеря голоса, вызванная редким прогрессирующим заболеванием — дерматомиозитом
Джоан Сазерленд - оперная певица из Австралии, начинала как меццо-сопрано. Ее дебют на сцене состоялся в Сиднее, но слава пришла в период выступлений в лондонском «Ковент-гарден». Она пела на лучших мировых оперных площадках: «Ла Скала», «Гранд-опера», «Метрополитен Опера». Сазерленд была награждена рыцарским орденом Британской империи. Официально завершила карьеру в 1990 году, а ушла из жизни в 2010.
Кирстен Флагстад - певица из Норвегии, ее визитной карточкой были партии из произведений Рихарда Вагнера. Расцвет карьеры пришелся на первую половину 20 века. Флагстад приобрела известность после партии «Изольды» в опере Вагнера «Тристан и Изольда». В честь певицы возле Оперного театра в Осло установлен памятник.
Рене Флеминг - американская звезда оперной сцены, исполняющая партии лирического сопрано. Карьера певицы началась в 80-е годы. Среди ее лучших работ можно назвать Дездемону в опере «Отелло» Верди, графиню Альмавиву в «Женитьбе Фигаро» Моцарта, главную роль в «Русалке» Дворжака и другие. Флеминг свободно знает немецкий, итальянский, французский язык. Она четырежды выигрывала премию «Грэмми» залучшее классическое вокальное соло.
Монсеррат Кабалье - испанская оперная дива (сопрано), великолепно владела техникой бельканто (виртуозного исполнения). Оглушительный успех пришел к ней в 1965, когда певицу пригласили заменить другую исполнительницу в опере «Лукреция Борджиа». Широкому кругу любителей музыки певица стала известна, когда записала альбом «Барселона» (1988) совместно с Фредди Меркьюри (Приложение 25). За долгие годы творческой деятельности она представила публике около 90 ролей. Благодаря поклонникам за ней закрепилось прозвище «Превосходная».
Известные российские оперные исполнители
Ирина Архипова (Приложение 16)— звезда Большого театра, более 30 лет (1956-1988) выступавшая на его сцене. Она исполняла партии меццо-сопрано. Ее репертуар насчитывал свыше 800 произведений российских и зарубежных исполнителей. Архипова выступала на лучших мировых сценах и часто принимала участие в жюри международных вокальных конкурсов. Мировую известность получила, исполнив партию Кармен в знаменитой опере Бизе.
Галина Вишневская - стала одной из первых советских певиц (сопрано), о которой узнал весь мир. Это произошло после выпуска записи ее выступления в опере «Турандот» Пуччини 1964 года, где она блистала в партии Лиу. Специально для Вишневской сочиняли музыкальные произведения Дмитрий Шостакович и Бенджамин Бриттен. Ее карьера развивалась в Большом театре, но после лишения пары Ростропович-Вишневская советского гражданства в 1978 году певица еще недолго выступала во Франции, США. Ушла со сцены в 1982. По возвращении в Россию занималась преподавательской деятельностью.
Елена Образцова - звезда советской оперной сцены (меццо-сопрано). В 1964 году после окончания консерватории была принята в Большой театр. Мировой успех пришел к ней в 1975 во время гастролей в США, где Образцова потрясла публику исполнением партии Марины Мнишек в опере «Борис Годунов». В начале 80-х композитор Георгий Свиридов специально дл нее сочинил вокальные циклы на стихи поэтов Сергея Есенина и Александра Блока. Много снималась в музыкальных телефильмах: «Веселая вдова», «Тоска» и другие. Ей довелось выступать с лучшими оперными певцами, но Образцова особо выделяла работу с Пласидо Доминго и Владимиром Атлантовым.
Дмитрий Хворостовский - был блистательным певцом (баритон) на мировой оперной сцене. Прорыв в его карьере случился в 1989 после победы в конкурсе оперных исполнителей в Великобритании. С 1994 года жил и работал в Лондоне. Композитор Свиридов создал для Хворостовского вокальный цикл «Петербург». Сам певец много выступал с патриотическим циклом «Песни военных лет», пробовал свои силы в эстрадном жанре, когда записал совместный альбом с Игорем Крутым. Певец не оставил сцену, узнав о смертельной болезни. Пока позволяло здоровье, он продолжал выступления, в том числе с благотворительными целями. Смерть Хворостовского в 2017 году стала огромной потерей для оперного искусства.
Современные звезды оперы
Натали Дессе - родилась в 1965 году во Франции. На пике карьеры ее колоратурное сопрано признавали лучшим в мире. Особенно ей удалась роль куклы Олимпии в «Сказках Гофмана» Оффенбаха. К сожалению, после двух операций на связках она потеряла свое уникальное звучание, поэтому решила оставить оперу и переключиться на эстраду.
Анна Нетребко - современная дива оперной сцены (сопрано), гордость России. Партия Донны Анны из «Дон Жуана» Моцарта, исполненная в 2002 на фестивале в Зальцбурге, покорила публику раз и навсегда. Она наиболее популярна в немецкоговорящих странах. В России Нетребко много сотрудничает с Мариинским театром. Внимание к ней подогревается яркой медийной внешностью Анны, благодаря которой она часто мелькает на страницах модных журналов.
Чечилия Бартоли - итальянка, выступает на сцене с 9 лет, а вокалу училась у матери-профессиональной певицы. В театр «Ла Скала» ее пригласили, когда его руководитель увидел выступление Бартоли в телевизионном шоу в 1986. Наиболее известна исполнением произведений Россини, Моцарта, музыки эпохи барокко. В 2002 была удостоена премии «Грэмми».
Хуан Диего Флорес - тенор из Перу, которого называют «золотым мальчиком» за успехи на оперной сцене. Особенно ему удаются тенорские партии в произведениях Россини, Беллини, Доницетти.
Саймон Кинлисайд -британский баритон, дебютировал на сцене оперного театра Гамбурга в 1988 году с партией графа Альмавивы из «Свадьбы Фигаро». Оперная запись этой роли в 2005 получила премию «Грэмми». Много лет выступал в Шотландской опере, сотрудничает с Ковент-Гарден в Лондоне.
Оперные театры мира
Среди любителей музыки и театрального искусства очень много тех, кто предпочитает оперные театры. Практически в любом большом городе мира есть театры, но не все они так знамениты.
Самые знаменитые оперные театры Европы Если турист едет отдыхать за границу, в частности в Европу, то непременно стоит посетить театр «Ла Скала», расположенный в итальянской городе Милан.
В этом году ему исполняется 236 лет, он очень старый и красивый. По официальным данным он может вместить одновременно 2800 посетителей, что делает его одним из самых больших в мире.
Кроме этого можно посмотреть и другой не менее известный и величественный театр в Вене. В отличие от предыдущего, он является более молодым и современным. Особого внимания туристов и любителей этого искусства заслуживает оперный театр «Ковент-Гарден».
Он является одним из самых старых. Вместимость зала составляет 2250 мест. Еще одной оперной страной принято считать Германию, ведь именно там родились известнейшие композиторы, такие как Мендельсон, Бах, Бетховен, Глюк, Штраус и многие другие.
Одним из самых первых в Европе был основан оперный театр в Лейпциге. На сегодняшний день наиболее известной является Дрезденская и Баварская оперы. Подобные сооружения есть во всех крупных городах Германии. Если вы планируете посетить Францию, то обязательно нужно заглянуть в «Гранд Опера». В парижских же стенах в свои времена проходили такие оперы, как «Ромео и Джульетта», «Фауст».
Оперные театры Америки Несомненно, именно Европа является центром мировой оперы, но тем не менее в Америке есть не менее известные и великие сооружения. К ним можно отнести «Метрополитен». Он был основан в 1883 году в Нью-Йорке и по сей день пользуется небывалым спросом среди посетителей этого города.
«Метрополитен» кроме того входит в список самых красивых театров мира. В 19 веке в США очень бурными темпами развивался фольклор. В этом большую роль играли как коренные жители, так и мигранты из других стран, что и дало толчок к такому развитию оперы.
В мировом рейтинге по размерам и вместимости зрителей «Метрополитен» занимает 1 место и лидирует с очень большим отрывом. Количество посадочных мест, на которое он рассчитан, составляет 3800. Чуть меньшим является театр, находящийся в Чикаго. На сегодняшний день благодаря богатому культурному наследию, в американских оперных театрах присутствуют самые разнообразные жанры: комедии, мюзиклы, народные оперы и многое другое.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что во всех европейских столицах есть известнейшие оперные театры. Не стоит забывать и об Америке, где находятся самые вместительные сооружения, такие как «Метрополитен» и театр в Чикаго. Оперные театры России
В списке оперных театров России представлены репертуарные театры, расположенные или располагавшиеся на территории Российской федерации, в репертуар которых входят или входили оперы в классическом понимании. В список не включены музыкальные театры, где выполняются постановки оперетт, мюзиклов, рок-опер и других музыкально-театральных жанров, но не ставятся оперы. По состоянию на 2017 год в России более тридцати оперных театров, расположенных во всех федеральных округах.
Старейшим среди действующих оперных театров страны является Большой театр, основанный в 1776 году. Среди городов наибольшее представительство в списке у Москвы- семь театров, на втором месте Санкт-Петербург, где располагается четыре. А среди федеральных округов лидирует Приволжский который представлен десятью театрами.
Из действующих тридцати семи театров два были основаны в XVIII веке, три -в XIX веке, тридцать -в XX веке, четыре- в XXI веке. Большинство театров открыты в советский период (двадцать пять); шесть театров — до 1917 года, одиннадцать-после 1991 года.
Мировая оперная статистика
Десять наиболее популярных оперных композиторов
Примечание: в таблице указано количество постановок, в скобках – количество произведений, включая различные редакции опер, адаптации (в т. ч. детские), а также масштабные вокально-инструментальные опусы (оратории, реквиемы, сценические кантаты, мессы и др.).
Верди — 3020 (29)
Моцарт — 2410 (25)
Пуччини — 2294 (13)
Вагнер — 1292 (14)
Россини — 1045 (42)
Доницетти — 853 (29)
Р.Штраус — 655 (15)
Бизе — 654 (7)
Гендель — 598 (60)
Чайковский — 432 (7)
12. Заключение
В современном мире существует огромное множество развлечений, среди которых каждый найдет то, что ему по душе. В конце XX века популярность оперы снизилась с появлением музыкального театра, кино и поп-музыки. Когда-то считавшаяся эгалитарной формой развлечения, опера стала более ограниченной для небольшого сектора общества, который активно подписывается на программы классической музыки.
Однако и в 21 веке популярность жанров классического искусства стало рости. К ним относятся, конечно, театр и опера, которые сегодня мирно сосуществуют рядом с кино и выставками молодых художников.
Оперное пение-уникальное, неподражаемое, мощное. С ним не сравнится ни одно эстрадное выступление. Возможно поэтому опера до сих пор востребована и любима вопреки сменам эпох или музыкальных тенденций. А звезды этого вида искусства являются мировыми знаменитостями, чьи имена навсегда остаются в истории музыки.
Многие люди регулярно посещают пьесы и оперные концерты, чтобы получить удовольствие от вида настоящих талантов, услышать живую музыку или окунуться в мир истории. Роль театра в современном мире заключается в том, что заставляет задуматься прямо здесь и сейчас о том, о чем не было времени подумать вчера. Выйти из постоянного круга повседневных дел и посмотреть на себя со стороны. Возможно, стать лучше, что-то переоценить и изменить в своей жизни. Понимание оперной музыки доступно каждому, этому помогают слова и сценическое действие, а музыка усиливает впечатление от драмы, выражая с присущей ей лаконичностью то, что иногда трудно передать словами. Поэтому так часто обращались к опере композиторы, стремившиеся к общению с народом.
13.Выводы
Моя гипотеза «Популярна ли опера в современном мире» привела меня к выводам, что для большинства моих сверстников она не интересна и это не случайно. Для того, чтобы дать точную оценку этому жанру музыкального искусства недостаточно опроса школьников одного учебного заведения. Более точную оценку могут дать опросы людей нескольких регионов страны. Участниками опроса должны быть люди разного возраста. Оперу называют по-разному: «элитарное искусство», «искусство не для всех»… Считается, что это трудный для восприятия вид творчества. Любителей оперы принято считать людьми с отличным изысканным, даже аристократическим вкусом. Ни для кого не секрет, что ситуация меняется. Сейчас зрителей можно разделить на две категории. Есть истинные любители - те, кто серьезно разбирается в искусстве оперы, и есть те, кто просто идет в театр, потому, что это красиво, шикарно, престижно. Для популяризации жанра в нашей стране проводятся несколько глобальных мероприятий. Так например, «Опера — всем» и «Казанская осень» – это международные оперные фестивали, которые проходят ежегодно в Санкт-Петербурге и Казани. Вход на все спектакли бесплатный.
В современном мире популярен синтез оперного искусства с поп и рок музыкой. Многие современные эстрадные исполнители готовят совместные номера с оперными «звёздами». Эти музыкальные творения становятся шедеврами, вызывающие у современного молодого поколения восторг и восхищение. Одним из таких примеров хочу предложить дуэт популярного поп исполнителя Филиппа Киркорова и русской оперной дивы Анны Нетребко- как пример сочетения поп музыки и оперного исполнения, лидера групп «QVIN» Фреди Меркури и оперной испанской дивы Монсерат Кабалье, ка пример сочитания рок музыки с техникой исполнения БЕЛЬКАНТО.
Моим продуктом исследования является подборка видеороликов с самыми популярными видеофрагментами номеров всех жанров оперного искусства
14. Источники
Интернет ресурсы:
https://www.kakprosto.ru/kak-844851-gde-nayti-literaturnyy-tekst-opery#ixzz7qvecbR8c
https://www.kakprosto.ru/kak-885214-kakie-zhanry-est-v-opere#ixzz7qvWu8Nqh
https://www.kakprosto.ru/kak-828299-kakie-proizvedeniya-russkih-pisateley-legli-v-osnovu-izvestnyh-oper#ixzz7qvWa4j8S
https://www.kakprosto.ru/kak-828299-kakie-proizvedeniya-russkih-pisateley-legli-v-osnovu-izvestnyh-oper#ixzz7qvWiTO48
https://www.kakprosto.ru/kak-981598-opera-gaetano-donicetti-don-paskuale#ixzz7qvYGUe00
https://www.kakprosto.ru/kak-965339-gaetano-donicetti-biografiya-tvorchestvo-karera-lichnaya-zhizn#ixzz7qvXqarcE
https://www.kakprosto.ru/kak-965339-gaetano-donicetti-biografiya-tvorchestvo-karera-lichnaya-zhizn#ixzz7qvXvkFjy
https://www.kakprosto.ru/kak-965339-gaetano-donicetti-biografiya-tvorchestvo-karera-lichnaya-zhizn#ixzz7qvY0GvK7
https://www.kakprosto.ru/kak-959628-rihard-vagner-biografiya-tvorchestvo-karera-lichnaya-zhizn#ixzz7qve61h1g
https://www.kakprosto.ru/kak-969255-samye-izvestnye-opernye-pevcy-mira#ixzz7qvZOXD82
https://www.kakprosto.ru/kak-969255-samye-izvestnye-opernye-pevcy-mira#ixzz7qvZbHs7Y
https://www.kakprosto.ru/kak-969255-samye-izvestnye-opernye-pevcy-mira#ixzz7qvZgAvCm
https://www.kakprosto.ru/kak-969255-samye-izvestnye-opernye-pevcy-mira#ixzz7qva5GgX4
https://www.kakprosto.ru/kak-969255-samye-izvestnye-opernye-pevcy-mira#ixzz7qva5GgX4
https://www.kakprosto.ru/kak-969255-samye-izvestnye-opernye-pevcy-mira#ixzz7qvaEGG5N
https://www.kakprosto.ru/kak-969255-samye-izvestnye-opernye-pevcy-mira#ixzz7qvaLZHAB
https://www.kakprosto.ru/kak-969255-samye-izvestnye-opernye-pevcy-mira#ixzz7qvaWH0Js
Приложения
Древняя Греция | Якопо Перри | Андреа Бочелли |
Сан Кассиано Венеция 1637 | Лучано Паваротти | Пласидо Доминго |
Гранд-Опера Париж 1671 | Дмитрий Хворостовский | Хосе Каррерас |
Мариинский театр | Рене Флеминг | Монсеррат Кабалье |
Московский музыкальный театр имени Станиславского | Анна Нетребко | Елена Образцова |
Рок-опера «»Иису Христот-сепер звезда | Ирина Архипова | Галина Вишневская |
Оперетта «Летучая мышь » | Мария Каллас | Джоан Сазерленд |
Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» | Натали Дессе | Саймон Канлисайд |
Рок- опера «Юнона и Авось» Рыбников | Хуан Диего Флорес | Чечилия Бартолли |
Опера «Снегурочка» Римский Корсаков | Юсси Бьерлинг | Киргстен Флагстан |
Опера «Аида» Джузеппе Верди | Фёдор Шаляпин | Энрико Карузо |
15