СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Здоровый жемчуг"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Здоровый жемчуг"»

Оглавление

Стр.

Введение………………………………………………………………3-4

Основная часть………………………………………………………..4-8

  1. Зубы………………………………………………..................... 4-5

    1. Виды зубов...................................................................... 4

    2. Строение зубов…………………………………………..4-5

  2. Зубная эмаль……………………………………………………5-6

    1. Функция и состав зубной эмали………………………...5

    2. Факторы, разрушающие эмаль.. ..…..………………….5-6

    3. Профилактика разрушения зубной эмали…………….. 6

  3. Правила ухода за зубами…………………….....……………. . 6.................
    3.1 Общие рекомендации …………………………………… 6-7

    1. Как выбрать детскую зубную щетку………………...….7

    2. Как выбрать детскую зубную пасту…..………………...7-8

Практическая часть …………………………………………..……. 8-10

Заключение…………………………………………………….……….10-11

Список литературы…………………………………………….………11

Приложение…………………………………………………….………12-13







Введение
На что мы обращаем внимание, когда смотрим на человека? Конечно, наш взгляд привлекают глаза и конечно красивая улыбка с белыми, здоровыми зубами. Люди с красивой улыбкой располагают к дальнейшему общению, обаятельны. Зубы это не только часть улыбки, но и наше здоровье.

Вопросы, связанные со здоровьем человека всегда были и остаются актуальными.

Нас часто привлекает реклама, красивая упаковка продукта и конечно яркий, сладкий вкус. Мы редко задумываемся о вреде того или иного продукта для здоровья и поэтому возникает непонимание родителей, которые утверждают, это вредно и неблагоприятно влияет на зубы, на здоровье.

Посещение стоматолога заставило меня задуматься о состоянии и сохранении моих зубов. А еще мне нравится все, что связано со строением человека. Моя цель – быть здоровым. Все это подвигло к написанию проекта.

Актуальность: Почти 90% населения страдает из-за проблем с зубами. И многим, я надеюсь, будет интересно узнать, что разрушительно влияет на наши зубы и как этого избежать.

Цель работы: Выяснить, что такое зубы, что влияет на их здоровье и найти оптимальные методы ухода за зубами и профилактику их заболеваний.

Задачи:

  1. Изучить строение зуба.

  2. Выяснить, что влияет на разрушение зубов.

  3. Выяснить, как предотвратить разрушение зубов.

  4. Изучить методы ухода за зубами.

  5. Провести эксперимент, показывающий разрушительное влияние различных напитков и кислоты на зубы.

Предмет исследования: причины, разрушающие зуб.

Объект исследования: зубы.

Методы:

  1. Изучение литературы по исследуемой теме.

  2. Работа с Интернетом.

  3. Проведение экспериментов.

Гипотеза: я предполагаю, что зубы разрушаются при несоблюдении гигиены ротовой полости и при употреблении «вредных» для зубов сладостей.

Основная часть


1. ЗУБЫ

    1. Виды зубов

Человек рождается без зубов. Зубы у младенцев прячутся под дёснами и напоминают маленькие почки деревьев. К шести месяцам эти «почки» открываются, и появляются молочные зубы. У шестилетнего ребенка молочные зубы начинают постепенно выпадать, сменяясь другими, более широкими и крепкими. Это постоянные зубы (рис.1), которые будут у нас всю жизнь. Между шестью и двенадцатью годами прорезываются двадцать восемь постоянных зубов. Четыре последних коренных зуба появляются в зрелом возрасте, поэтому их называют зубами мудрости. Когда все зубы прорежутся, их окажется тридцать два. Но иногда зубам мудрости не хватает места или они теснят другие зубы, и их приходится удалять.



1.2. Строение зубов

В зубе выделяют коронку, шейку и корень (рис.2). Мы видим только часть зуба - коронку, покрытую эмалью. Коронка зуба – это та его часть, которая частично или полностью выступает над десной после прорезывания. Ниже находится длинный корень, который с помощью прочной соединительной ткани крепится к челюсти. Посередине, между коронкой и корнем, располагается шейка зуба.
Под эмалью находится дентин – это основа зуба, по внутреннему строению схожая с костями, но отличающаяся большей прочностью. Внутреннее пространство зуба заполняет пульпа. В ней находится большое количество нервов, кровеносных и лимфатических сосудов.

2. ЗУБНАЯ ЭМАЛЬ

2.1. Функция и состав зубной эмали

Эмаль - это самый твёрдый и прочный материал в нашем теле. Функция зубной эмали – защищать ткани зуба от химических или физических воздействий. Когда зубная эмаль повреждается, это обязательно приводит к кариесу и разрушению более глубоких тканей зуба. Кариес, как червяк в яблоке: крошечные микробы проделали дырку в эмали и роют туннель в зубе. Когда они добираются до чувствительной пульпы в центре зуба, становится больно.
Эмаль почти полностью состоит из минеральных веществ (97%), немалый объем принадлежит кальцию (35%) и фосфору (17%).

2.2. Факторы, разрушающие эмаль

Я обратилась к врачу стоматологу высшей категории Ануфриеву Юрию Сергеевичу , который дал очень полезную консультацию о причинах заболевания зубов. Вот, что я узнала:

Причин, разрушающих эмаль зуба, может быть очень много. Это могут быть и внешние механические повреждения, и разрушение изнутри: в составе эмали возникает нехватка минералов из-за их вымывания. Этому, как правило, способствуют недостаточная гигиена ротовой полости, излишняя жесткость зубной щетки, любовь к кислой или сладкой пище, неблагополучное состояние желудка и кишечника, нарушения обменных процессов, наследственная предрасположенность и др. Есть данные, что частое употребление в течение дня сока цитрусовых, тонизирующих напитков, лимонадов может приводить к «растворению» эмали.

2.3. Профилактика разрушения зубной эмали

Для профилактики разрушения эмали нужно постараться восполнить дефицит важных для зубов минералов и микроэлементов. С этой целью используются зубные пасты с увеличенным содержанием фтора и другими лечебными добавками. Кроме того, рекомендуется делать частый массаж десен, чтобы улучшить их кровообращение и приток питательных веществ.

Несомненно, большая роль отводится питанию: нужно увеличить в рационе количество продуктов, в которых больше кальция и витамина D, который помогает его лучшему усвоению. Употребляйте молочные продукты (рис.3), богатые кальцием (сыр, йогурт, молоко). Из растительных продуктов предпочтительнее капуста белокочанная, брокколи, пекинская. Полезны также витаминизированные продукты (например, соки), блюда с использованием сухих злаков (мюсли) и соевые.

3. ПРАВИЛА УХОДА ЗА ЗУБАМИ

3.1. Общие рекомендации

Чтобы зубы были белыми, здоровыми и красивыми их надо чистить после каждого приема пищи, причём не меньше трех минут. И делать это рекомендуется «правильной» зубной щеткой и «правильной» зубной пастой. Помимо этого нужно прочищать межзубные пространства зубной нитью . Никогда не пользуйтесь для этих целей металлическими предметами (иголками, вилками и др.). А чтобы и десны были здоровыми, а дыхание свежим - пользуйтесь специальными ополаскивателями для зубов и десен.

3.2. Как выбрать детскую зубную щетку

Как только ребенок начинает сам потихоньку справляться с чисткой зубов, в 2-3 года ему необходимо приобрести специальную зубную щетку. Существуют некоторые особенности детской зубной щетки :
1. Небольшая закругленная головка зубной щетки;
2. Очень важно, чтобы ручка щетки была широкой и достаточно удобной, чтобы ребенок мог держать её в руке, чтобы она не выскальзывала;
3. Предпочитайте щетки с искусственной щетиной. Щетки с натуральной щетиной менее гигиеничны и могут поранить нежные десны ребенка.
4. Учитывайте жёсткость зубной щетки. Очень мягкая зубная щетка нужна детям до 5 лет и людям с повышенной чувствительностью зубов. Мягкая щетка – детям от 5 до 12 лет, а также при выраженной кровоточивости, отечности, болезненности десен, при истирании твердых тканей зубов. Зубная щетка средней жесткости — детям старше 12 лет и взрослым.
5. Зубную щетку необходимо регулярно менять. Щетки средней жесткости можно использовать в течение 3 месяцев, а с мягкой щетиной надо заменять через 1–2 месяца.

3.3. Как выбрать детскую зубную пасту

Согласно исследованиям стоматологов, пик активности кариеса у детей приходится на возраст после 2 лет, а к 11 годам достигает 60%. Поэтому главная задача детской зубной пасты — эффективно очищать зубы от налета, содержащего бактерии и вызывающих кариес, и насыщать эмаль минералами для повышения ее сопротивляемости.

В этом возрасте стоматологи рекомендуют пасты, относящиеся к классу лечебно-профилактических, в состав которых входят:

  • минералы: кальций, фосфор. Пасты с фтором рекомендовано использовать только после 3 лет и только тогда, когда ребёнок научится полоскать рот и не глотать зубную пасту;

  • вещества, помогающие контролировать рост и размножение патогенных бактерий;

  • противовоспалительные компоненты, ведь в этой возрастной группе часто регистрируются стоматиты и воспалительные болезни десен.

Зубные пасты, рекомендованные для детей в этом возрасте, должны содержать щадящие абразивы, чтобы не травмировать хрупкую эмаль, а также обладать приятным вкусом для стимуляции желания чистить зубы.

Практическая часть

Эксперимент 1.
Задача: Изучить разрушительное влияние напитков на зубную эмаль.

Практическую работу начал с проведения анкетирования школьников начального звена, где был задан вопрос « Твой любимый напиток?»

В результате обработки полученных данных вот, что видно, что лидер – Кока-кола, на втором месте – сок.

Итак, узнав состав и влияние отдельных ингредиентов на зубы, поставил эксперимент.

Мел, как и наши зубы, содержит карбонат кальция. Поэтому для
эксперимента нам понадобятся: мел, кока-кола, сок, вода, стаканчики. (рис.4)

1. В стаканчик №1 наливаем кока-колу, №2 – сок, №3 воду.

2. В каждый стаканчик кладем по кусочку мела.

3. Ждем 30 минут, и достаем мел из стаканчиков.
По скорости реакции воздействия напитка на мел на 1 месте - кока- кола, на 2 месте - сок, на 3 месте - вода.
Вывод: (рис.5) Наиболее агрессивная среда по отношению к зубам оказалась в напитке Кока - Кола. Зуб в конце эксперимента почернел. Сказалось влияние сахара, кислот и красителя.

Важно отметить, что такого окрашивание зубов при употреблении Кока - Колы при обычном употреблении не произойдет, потому что помимо напитков мы употребляем другую пищу: пьем чистую воду, чистим зубы, а также зубы постоянно обволакивает слюна. Однако разрушение эмали может произойти.

На второе место по негативному воздействию на зубную эмаль занимает сок. Зуб пожелтел, появился налет, образовалась слизь.

Сахар создал благотворную среду для бактерий, которые в результате своей жизнедеятельности производят кислоты.

В воде зуб остался без изменений.

Эксперимент 2.

Задача: Изучить разрушительное влияние кислоты на зубную эмаль.

Первый эксперимент показал, что кислоты, образовавшиеся при брожении

углеводов, приводят к разрушению поверхности эмали. Тогда я решила провести еще один опыт, чтобы посмотреть, как это происходит.(рис.6)


Яичная скорлупа, как и зубная эмаль, состоит из кальция. Поэтому для эксперимента в качестве модели зуба было выбрано яйцо.

Для проведения опыта мне понадобилось:

• 2 куриных яйца,

• уксусная кислота 9%,

• зубная паста.

Я наполнила стаканы 9% уксусной кислотой. Взяла два куриных

яйца: одно из них поместила в стакан с кислотой, второе -предварительно обработала зубной пастой и положила в другой стакан с кислотой (рис.7)

Результат: скорлупа необработанного яйца стала мягкой, при извлечении из стакана потрескалась. (рис.8) Скорлупа яйца на которую была нанесена зубная паста, стала тоньше, но осталась твердой на ощупь.

Выводы: Основная причина заболеваний полости рта – бактериальный зубной налет.

Кислоты разрушают зубную эмаль.

Зубная паста, содержащая фтор, укрепляет зубную эмаль.

Ежедневные гигиенические процедуры предупреждают возникновение и препятствуют развитию стоматологических заболеваний.

Заключение
Благодаря проведенным эксперименту, воздействие различных напитков и кислоты на зубную эмаль, анкетированию, я убедилась в актуальности проблемы.

Изучив строение зуба выяснила, что зубная эмаль – это защита зуба. Получив консультацию стоматолога, я узнала, какие причины могут повлиять на разрушение эмали. Благодаря полученным знаниям научилась правильно ухаживать за полостью рта и научу своих одноклассников.

В результате обработки полученных данных - анкетирования одноклассников выявила самые популярные напитки - Кока Кола, сок и компот. Я узнала о воздействии ингредиентов, входящих в состав напитков, в большей или меньшей степени, на зубы.

Проанализировав информацию и опыты, пришла к выводу, что эмаль зубов более всего подвержена воздействию кислот, сахара. Сахар и кислоты портят эмаль, а краситель глубоко окрашивает зуб.

Поставленные задачи решены, следовательно, цель исследования достигнута. Гипотеза подтвердилась.

Список литературы:

1) Самусев Р.П., Липченко В.Я. Атлас анатомии человека: Учеб. Пособие. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 736 с.: ил.

2) Тело человека/ авт.текста Эммануэль Лепети /Пер. с фран. Б.Гахаева. – М.: Эксмо, 2011. - 96 с.

Интернет ресурсы:

1) http://med88.ru/stati/4605:karies-zubov-u-deteie/
2) http://www.startsmile.ru/articles/415/7949/
3) http://www.startsmile.ru/articles/411/54220/

4) http://5klass.net/fizkultura-3-klass/Zubnaja-pasta/016-Opyt-1-Vlijanie-napitkov-na-zubnuju-emal.html















ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 1













Рис. 2













Рис. 3