СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский ученический проект на научно-практическую конференцию "Шаг в науку-2022": «Говорить правильно - престижно»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен образец ученической исследовательской работы  7 класса  (проект филологической направленности) по русскому языку «Говорить правильно - престижно» (затронут аспект «Постановка ударения»).

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский ученический проект на научно-практическую конференцию "Шаг в науку-2022": «Говорить правильно - престижно»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Синьковская средняя школа

Смоленского района Смоленской области










ПРОЕКТ

(русский язык)



«Говорить правильно - престижно»








обучающейся 7 класса

Фоменковой Виктории Викторовны



Руководитель проекта:

Никитина Екатерина Александровна,

учитель русского языка и литературы






д. Синьково


2022

Введение


"Русский язык такой трудный", - часто можно услышать от иностранцев. А сами правильно ли пишем и говорим по-русски? Так отчего же мы так часто говорим ошибочно на родном языке?

Наша жизнь – это ежедневное общение с родителями, учителями, другими взрослыми, с друзьями. Очень часто в нашей речи мы слышим неправильное произношение многих слов. Причем неправильное произношение слов в повседневной речи мы слышим не только у школьников, но и у взрослых людей. Почему же так происходит?

Много внешних факторов влияет на речевой облик человека (особенно, подростка) – это интернет, средства массовой информации, снижение читательского интереса. Мир вокруг человека – это то, что он видит, слышит и ощущает. Мы испытываем дефицит общения из-за сильной загруженности в школе, занятости родителей, поэтому телевидение является одним из источников знаний о жизни, «окном в большой мир».

Очень часто можно услышать:

– ЖАлюзи, а правильный вариант жалюзИ!

– ЗвОнит, а правильно звонИт!

– С тортОм, а правильно с тОртом!

- Оптовый магазин, а правильно оптОвый магазин!

Также много ошибок допускается в произношении глаголов женского рода прошедшего времени: догнАла, прогнАла, убрАла. Всё это неверные варианты.

Люди редко задумываются над правильным произношением слов. А ведь правильная постановка ударения в словах - это необходимый признак культурного и современного человека.

Поэтому я решила привлечь внимание окружающих к данной проблеме.

Проблема:  нормы ударения и образования форм слов литературного языка нарушаются людьми из-за их незнания и непонимания важности правильности произношения.

Цель исследования: формировать потребность «говорить правильно», соблюдая нормы произношения.

Объект исследования: культура речи обучающихся школы, членов их семей, взрослых.

Гипотеза исследования: уровень культуры речи обучающихся повысится, если активно включать их в изучение норм языка, прививать навык пользования словарями и чаще обращаться к художественным произведениям.

Этапы работы над проектом:

1. Изучение литературы по данной проблеме.

2. Составление карточек со словами для анкет-опросов.

3.Социальное исследование (анкеты-опросы среди обучающихся школы, знакомых, в семье).

4.Обобщение исследований (личный вклад в изучение правильности произношения «Карточки-запоминалки» (в Приложении).

5. Презентация. Защита проекта.






























Глава 1. Особенности русского ударении


Орфоэпия - наука, занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.

По данной проблеме я изучила литературу по специфике русского языка и заметила особенности русского ударения:

1. От постановки ударения зависит смысл слова: Ирис - ирИс, гвОздики- гвоздИки (лингвистический случай неверного употребления слов).

2. Разноместность (ударение в русском языке может быть на любом слоге).

В эстонском языке ударение всегда падает на первый слог, в польском - на предпоследний слог, во французском - на последний слог, а в русском языке ставится на любом слоге!

3. Вариативность (ударение может меняться с течением времени и иметь вариант: раньше называли твОрог, а теперь творОг, шуточное стихотворение для декламации); и подвижность (ударение может менять свое место в разных формах одного слова: понЯть, пОнял, понялА).

4. Не принято ставить знак ударения над буквой Ё.

5.Иногда существует несколько вариантов произношения одного и того же слова: занялсЯ – основной вариант, занЯлся – дополнительный литературный вариант, зАнялся – употребляется в просторечии.



















Глава 2. Социологическое исследование


  1. Ход языкового исследования


Следующим этапом моей работы было наблюдение за речью среди нас: обучающихся нашей школы, наших родителей, взрослых людей. Я раздавала карточки не только обучающимся, но и взрослым. Приняли участие в социологическом опросе 20 человек (10 человек – ученики 5-7 классов, 6 человек – из 8-10 классов, 4 взрослых).

Цели опроса: выявить уровень грамотной речи обучающихся и взрослых; типичные ошибки в речи.

В ходе исследования предлагала расставить ударение в словах разных частей речи; образовать формы множественного числа родительного падежа.

Вот как выглядел диагностический лист для анкеты – опроса:

Карточка №1 «Правильное ударение»

Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы

БАнты, шАрфы, фОрзац, обеспЕчение, танцОвщица, договОр, каталОг, квартАл, в тУфлях, с тОртом, свЁкла, жалюзИ, водопровОд, мусоропровОд.

СлИвовый, оптОвый, украИнский, кУхонный, новорождЁнный, экспЕртный.

НачалсЯ, облегчИт, вручИт, включИт, баловАться, кАшлянуть, отдалА, прогналА, дождалАсь, откУпорить.

Карточка №2. «Правильные формы слов в родительном падеже множественного числа»

Задание. Вставь правильно окончания в словах.

Образец ответа


В магазине мы купили 5 килограмм… ябло…, апельси…, две пары ботин…,туф…, сап…., вареж…, сок из виш… и абрикос…

В магазине мы купили 5 килограммов яблок, апельсинов, две пары ботинок, туфель, сапог, варежек, сок из вишен и абрикосов.









  1. Результаты языкового исследования

Результаты опросов были оформлены при помощи диаграмм «Правильное ударение», «Правильные формы слов в родительном падеже множественного числа».

Из диаграммы «Правильное ударение» видно, что обучающиеся и взрослые самое большое количество ошибок делают в словах: форзац, включит, откупорить, с тортом, баловаться, в туфлях. Опрошено было 16 обучающихся разных возрастов и только 4 взрослых человека.























Таблица «Результаты анкетирования «Правильное ударение»

Ударение в словах

Всего ошибок

взрослые

ученики

Форзац

18

4

14

включит

16

3

13

откупорить

11

2

9

с тортом

11

2

9

баловаться

10

2

8

в туфлях

9

2

7

отдала, прогнала

8

1

7

кашлянуть

7

1

6

сливовый, оптовый, экспертный

6

1

5

банты, танцовщица, жалюзи

5

1

4

каталог, обеспечение

4

2

2

квартал, украинский

4

1

3

вручит, мусоропровод

3

1

2

свёкла

3

-

3

Взрослым (родителям и знакомым) мы посоветовали посмотреть орфоэпический словарь под редакцией Р.И.Аванесова и запомнить правильную постановку ударения в словах.

У обучающихся оказалось не меньше ошибок, чем у взрослых, даже больше. Хотя обучающиеся изучают словарные слова и запоминают их; учителя правильно произносят эти слова; однако обучающиеся не умеют пользоваться словарями.

Из диаграммы «Правильные формы слов в родительном падеже множественного числа» видно, что при употреблении имен существительных множественного числа в родительном падеже самые частые ошибки у обучающихся и родителей в словах: 5 килограммов (говорят: 5 килограмм), туфель (говорят: туфлей), сапог (говорят: сапогов). Самые частые ошибки у обучающихся повторяются, как и у взрослых, и добавляется неправильное употребление слова варежек (говорят варежок или варежки).
















Таблица «Результаты анкетирования «Правильные формы слов в родительном падеже множественного числа»

Формы слова

Всего ошибок

взрослые

ученики

Туфель

17

3

14

килограммов

13

3

10

варежек

14

2

12

сапог

12

2

10

сок из вишен

6

1

5

После получения таких результатов я решила создать карточки-запоминалки «Говорите правильно» для обучающихся (в Приложении). Надеемся, что обучающиеся включатся в процесс изучения норм произношения русского языка и будут заглядывать в орфоэпический словарь, в словарь ударений русского языка Рубена Ивановича Аванесова.



Заключение

В результате проведения языкового исследования, проанализировав типичные ошибки, были выявлены слова, в которых больше всего нарушаются нормы произношения слов. Нарушение норм литературного языка в повседневной речи мы слышим не только у школьников, но и у взрослых.

В процессе работы над проектом я попыталась повысить уровень культуры нашей речи и речи окружающих нас людей, а также пришла к следующим выводам:

  • В случае трудностей при постановке ударения или образования формы слова лучше обращаться к специальным словарям.

  • Стихотворения классиков – это сокровищница норм произношения.

  • Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая часть современного человека.

Завершу своё выступление словами из стихотворения Ивана Алексеевича Бунина:

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.






























Список использованной литературы

1.Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. – М.: Русский язык-Медиа, 2005.

2.Давайте говорить правильно. Пособие по русскому языку : учеб. пособие для вузов / Л. А. Вербицкая. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2003.

3.Орфоэпический словарь русского языка // Под ред. Р.И.Аванесова. – М.: Русский язык,1985.

4.Шапиро Н. Хороший способ запомнить правильное ударение / Журнал «Русский язык».- № 9/2009.

5. Образовательные сайты:

1.http://www.gramma.ru/

2.http://gramota.ru/


























Приложение 1


Обобщение исследований

(вклад в изучение правильности произношения

«Карточки-запоминалки»)


1. ГраффИти

Нет, вы только посмотрите:

На стене опять граффити!

2. ЗавИдно

Молодому шофёру из Видного
Всё на свете было завидно.

3. ДоговОр

Чтобы вдруг не вышел спор,

Заключите договор!

4.ЗвонИт

Он звонит,

Они звонят.

Очень встретиться хотят.

5.КрасИвее

Быть куда красивее

Поможет платье синее.

6.ЖалюзИ

Любопытные вблизи!

Закрывайте жалюзи!

7. СлИвовый

Сок я сливовый купил,
Дома банку я открыл.
Оказался сок томатный,
Ничего мне не понятно.

8.БаловАть

Мама сына баловАла

Вместо супа торт давала.

9. СтолЯр, зАтемно

Молодой столяр Василий из Америки
На работу ездил затемно на велике.

10. КлАла

Ой! Горький чай! Не ожидала…

Ведь ложку сахара я клала.

11. СвЁкла

А у тети Фёклы

Мы ели борщ из свёклы.

12.ШАрфы

Как у нашей Марфы

Есть в полоску шАрфы.

13.БАнты

Если есть в тебе таланты,

Завяжи на праздник банты.


14. ЗнАчимый

Предприимчивый человек из Брянщины
Занимался вещами значимыми.

15.ЧЕрпать

Черпать суп из свёклы можно,
Но не балуясь, осторожно.


16. КаталОг

Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный каталог.

17. ВключИм

Нам телефон необходим,
Быстрее мы его включим.

18.  оптОвый

Построили в нашем городе новый
Красивый магазин оптовый.

19. УкраИнский

Харчо — суп грузинский,
А борщ — украинский.

20. ОблегчИт, вручИт.

Курьер доставку облегчит
И надо дому товар вручит.

21.  КвартАл

Мы прошли немало -
Целых два квартала.
А в бухгалтерии аврал -
Завершается квартал.

22. ЗанятА

Дверь на кухню заперта –

Значит, мама занята.


23.ТанцОвщица

Не пришла к ней ещё бессонница, 
Не устала ещё танцовщица.

24.МусоропровОд

Вот ведро,
И мусор вот.

Мусор - в мусоропровод.

25. ВодопровОд

Возмущён народ-

Перекрыт водопровод!

26.ФОрзац

А вот форзац нашей книжки-

Здесь красивые домишки!