Муниципальный научный форум молодых исследователей
«Шаг в будущее - 2015»
«Не бойтесь лечить зубы»
Россия, Тюменская обл., р.п. Голышманово
Автор:
Молодчиков Егор
ученик 4 «а» класса
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Голышмановская средняя
общеобразовательная школа № 4»
Руководитель:
Боярских И. О.
учитель начальных классов
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Голышмановская средняя
общеобразовательная школа № 4»
Голышманово, 2015 г.
«Не бойтесь лечить зубы»
Молодчиков Егор
Россия, Тюменская обл., р.п. Голышманово, Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение «Голышмановская средняя общеобразовательная школа № 4»
Краткая аннотация
Исследование посвящено изучению проблемы профилактики стоматологических заболеваний. Слабая информативность младших школьников о гигиене полости рта, о лечении зубов приводит к болезни зубов и боязни лечить их.
«Не бойтесь лечить зубы»
Молодчиков Егор
Россия, Тюменская обл., р.п. Голышманово, Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение «Голышмановская средняя общеобразовательная школа № 4»
Аннотация
Проблема профилактики стоматологических заболеваний актуальна в современном мире. Распространённость кариеса зубов в различных регионах России колеблется от 65 до 100%, независимо от возраста. По сравнению с 2013 годом заболеваемость кариесом в 2014 году увеличилось на 20%. Мне захотелось больше узнать о кариесе, его лечении и профилактике. Это делает актуальной проблему профилактики стоматологических заболеваний.
Своё исследование я назвал «Не бойтесь лечить зубы» и поставил цель.
Цель работы – выяснить опасность заболевания зубов кариесом и современные методы лечения зубов
Задачи:
изучить литературу;
установить, отчего появляется кариес;
выявить, что способствует укреплению зубов;
найти информацию о современном лечении зубов;
сделать вывод о проделанной работе.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1. анализ литературы;
2. анкетирование;
3. беседа
Выводы:
1) изучил материалы о заболевании — кариес: кариес является очень опасным заболеванием зубов, появляется при несоблюдении правил гигиены полости рта;
2) выявил, что укреплению зубов способствует правильное питание и соблюдение определённых правил при чистке зубов;
3)нашел информацию о современном лечении зубов, которая поможет избавится от боязни лечения зубов.
«Не бойтесь лечить зубы»
Молодчиков Егор
Россия, Тюменская обл., р.п. Голышманово, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Голышмановская средняя общеобразовательная школа № 4»
План исследования
В интернете я прочитал, что в современном мире сохраняется высокая распространённость кариеса зубов. Проблема профилактики стоматологических заболеваний актуальна в современном мире, потому что слабо информативны школьники о гигиене полости рта, о работе стоматолога. Мне захотелось больше узнать о кариесе, его лечении и профилактике.
Гипотеза: предположим, что информация о современной работе врача — стоматолога поможет преодолеть боязнь лечения зубов
Цель работы – выяснить опасность заболевания зубов кариесом и современные методы лечения зубов
Задачи:
1. изучить литературу;
2. установить, отчего появляется кариес;
3. выявить, что способствует укреплению зубов;
4. найти информацию о современном лечении зубов;
5. сделать вывод о проделанной работе.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1. анализ литературы;
2. анкетирование;
3. беседа
Материалом для исследования стали статьи из журналов, энциклопедий, словарей, беседа с врачом — стоматологом.
Содержание
Введение. Актуальность выбора темы…………………………………………....5
Что такое зубы и для чего они нужны…………………………………….6
Когда и какие зубы появляются…………………………………...6
Предназначение зубов разных типов……………………………...6
Строение зуба…………………………………………………..........7
Кариес………………………………………………………………………...7
2.1. Кариес и причины его возникновения………………………………....7
2.2. Профилактика кариеса………………………………………………......7
2.3. Анкетированный опрос и его анализ…………………………………...8
2.4. Как правильно чистить зубы…………………………………………....8
2.5. Другие условия, необходимые для сохранения зубов…………….......8
2.6. Лечение зубов ………………………………............................................9
2.7. Интервью с врачом ……………………..................................................10
3. Заключение…………………………………………………………………….......11
4. Значимость исследовательской работы…………………………………….........11
5. Список литературы……………………………………………………………......12
Приложение № 1…………………………………………………………………......13
Приложение № 2…………………………………………………………………......16
Приложение № 3…………………………………………………………………......17
Приложение № 4…………………………………………………………………......18
Введение
Несколько месяцев назад я посетил стоматолога. Врач- стоматолог высшей категории Гришан Елена Анатольевна. похвалила меня и сказала, что зубы мои здоровые, не подвержены кариесу, но, к сожалению, так бывает не часто. Многие из одноклассников боятся лечить зубы. Это делает актуальной проблему профилактики стоматологических заболеваний. В интернете я прочитал, что в современном мире сохраняется высокая распространённость кариеса зубов. Проблема профилактики стоматологических заболеваний актуальна в современном мире. Распространённость кариеса зубов в различных регионах России колеблется от 65 до 100%, независимо от возраста. По сравнению с 2013 годом заболеваемость кариесом в 2014 году увеличилось на 20%.
Мне захотелось больше узнать о кариесе, его лечении и профилактике.
Своё исследование я назвал «Не бойтесь лечить зубы».
Актуальность данной работы – слабая информативность младших школьников о гигиене полости рта, о работе стоматолога.
Новизна работы заключается в сборе, обобщении, анализе информации из разных источников о предназначении зубов, о кариесе, профилактике кариеса и безболезненном лечении зубов.
Объект исследования – человек.
Предмет исследования – зубы.
Гипотеза: предположим, что информация о современной работе врача — стоматолога поможет преодолеть боязнь лечения зубов.
Значимость исследовательской работы
Накопленный собранный материал можно использовать на уроках по окружающему миру, на уроках здоровья и при проведении классных часов и бесед.
Он способствует развитию кругозора учащихся, интереса, казалось бы, к простым и повседневным вещам, способствует формированию потребности следить за здоровьем своих зубов.
«Не бойтесь лечить зубы»
Молодчиков Егор
Россия, Тюменская обл., р.п. Голышманово, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Голышмановская средняя общеобразовательная школа № 4»
Научная статья
Что такое зубы и для чего они нужны?
Работа со словарями и энциклопедиями
Посетив Голышмановскую центральную районную библиотеку и школьную библиотеку, я узнал, что каждый зуб – это маленькая кость в нашем организме, только намного прочнее, чем другие кости.
Зуб – костное образование, орган во рту для откусывания и разжёвывания пищи. («Словарь русского языка» С. И. Ожегова)
Зубы – костные образования в ротовой полости у человека и большинства челюстных позвоночных животных. Служат для захватывания, удержания пищи, её механической переработки – пережёвывания, у хищных – также для её разрывания. Зубы человека принимают участие в звукообразовании. (Энциклопедия «Тело человека, 2006).
ЗУБЫ, костные образования в ротовой полости у большинства челюстноротых животных (у некоторых рыб и в глотке) и человека. Служат для захватывания, удержания, механической переработки пищи. У человека участвуют также в произнесении звуков; постоянных зубов 32 (на обеих челюстях): 8 резцов, 4 клыка и коренные — 8 малых (премоляры) и 12 больших (моляры). (Энциклопедия «Тело человека, 2006)
Зубы и должны быть прочными, ведь мы пережёвываем пищу ими пищу по три раза в день в течение всей жизни. Но не все знают, что зубы помогают ясно и чётко произносить звуки, они украшают рот и лицо человека.
Когда и какие зубы появляются
Человек рождается без зубов. Первые зубы прорезываются на 6-8 месяце жизни. Название «молочные зубы» восходит к Гиппократу, который считал, что зубы у детей образуются из материнского молока. Молочных зубов всего 20: на каждой половине челюсти – два резца, один клык, два коренных. Потом они начинают выпадать, а на их месте вырастают новые и дополнительно постоянные, причём есть так называемые «зубы мудрости», которые вырастают к 18 – 25 годам и обычно с большим трудом. У меня и моих сверстников 10 – 11 летних 24 зуба. У взрослого человека 32 зуба. 28 вырастает до 14 лет. Остальные 4 зуба, их называют зубами мудрости, вырастают после 17 лет.
Предназначение зубов разных типов
В зависимости от того, какую работу выполняют наши зубы, все они разделяются на три вида:
Резцы предназначены для откусывания, отрезания кусочков от целой пищи.
Коренные участвуют в измельчении пищи. Они находятся в глубине рта. Их поверхность неровная, а с выступами. Это неслучайно. Выемки и выступы на коренных зубах обеспечивают лучшее перетирание пищи, чтобы её было легче проглотить.
Клыки приспособлены для разрывания и разгрызания плотной пищи: мяса, рыбы, корнеплодов.
Поверхность зуба покрыта снаружи эмалью. Эмаль – очень твёрдое вещество.
Строение зуба

Внутри зуба мягкая ткань – пульпа. Она содержит кровеносные сосуды, через которые в зуб поступают кислород, питательные вещества, витамины. Через корень проходит нерв.
Основание зуба со всех сторон окружено десной. Очень важно, чтобы дёсны всегда были здоровыми и в них не проникала инфекция.
В этом деле важный помощник – зубная щётка.
Кариес.
Кариес и причины его возникновения
Во рту у каждого у каждого человека есть бактерии – микроскопические живые существа. При плохом уходе за зубами бактерии очень быстро размножаются и образуют зубной налет, выделяя огромное количество кислоты и токсинов. Пока бактерий немного, наш организм справляется с этой опасностью – специальные вещества, содержащиеся в слюне, нейтрализуют кислоты зубного налёта. Но если налёт не удалять, бактерии продолжают активно размножаться. Особенно интенсивно этот процесс происходит при употреблении сладкой, мягкой пищи. В результате налёт становится более толстым и плотным, превращаясь в зрелый зубной налёт. Этот процесс длится в среднем 12 – 20 часов. Кислота постепенно начинает растворять эмаль в месте прилегания налёта к зубу. Так начинается кариес – процесс разрушения твёрдых тканей зубов, приводящий к появлению полости. Если кариес не лечить, то вредные бактерии очень быстро разрушают твёрдые ткани зуба и проникают внутрь. Развивается пульпит – воспаление зубного нерва. Через поражённую пульпу бактерии могут проникать далее, в периодонт и вызвать его воспаление – периодонтит. Это заболевание может привести к потере зуба. Кроме того, бактерии через повреждённую пульпу могут проникать в кровь и провоцировать возникновение заболеваний почек, сердца, желудочно-кишечного тракта.
(Энциклопедия. Человек», 2009)
Профилактика кариеса
Предотвратить болезнь всегда проще. Гигиена полости рта – главное средство профилактики. Тщательное удаление зубного налёта играет решающую роль в сохранении здоровья зубов и дёсен. Я прочитал о том, что при правильной чистке зубов уменьшается заболевание кариесом на 30 – 40 %.
Анкетированный опрос и его анализ
Проведя анкетированный опрос в своём классе и в 4 «б» классе о правилах чистки зубов, средствах ухода за зубами, о посещении стоматолога и проанализировав его, я пришел к выводу, что многие из ребят имеют слабые знания о гигиене полости рта и испытывают страх при лечении зубов.
Сколько раз в день Вы чистите зубы? | 24 человек – 2 раза в день (правильно) | 10 человек – недостаточное или избыточное количество |
Какие средства и предметы Вы используете для ухода за зубами и полостью рта | 26 человек – зубная паста или порошок, щётка, ополаскиватели (правильно ответили) | 8 человек – неправильно ответили |
Сколько раз в год Вы посещаете стоматолога? | 21 человек – не менее 2-х раз (правильно) | 13 человек не посещают ни разу или ответ дан неискренний |
Вы боитесь лечить зубы? | 12 ответили, что не боятся | 22 — ответили, что боятся |
Как правильно чистить зубы
Поэтому я в своём классе рассказал и показал, как надо правильно ухаживать за зубами.
У каждого должна быть зубная щёка. Она должна стоять в стаканчике или специальной подставке и всегда быть чистой.
Чистить зубы два раза в день: утром (после завтрака) и вечером (перед сном), после еды всегда полоскать рот тёплой водой.
Верхние зубы нужно чистить сверху вниз, нижние – снизу вверх. Чистить зубы надо как с наружной, так и с внутренней стороны. Для чистки зубов применяют подметающие, круговые и возвратно-поступательные движения щёткой. На очищение всей поверхности зубов необходимо 300 – 400 движений, на что потребуется в среднем 2 – 3 мин. Кроме зубов и дёсен микробы скапливаются ещё и на корне языка. Поэтому во время гигиены полости рта необходимо тщательно очищать и поверхность языка.
Другие условия, необходимые для сохранения здоровья зубов
Ежедневно необходимо чистить не только зубы, но и язык. Оказывается, язык – излюбленное место обитания, буквально рай для микробов, размножающихся на остатках пищи, застрявших среди сосочков языка. Микробы необходимо удалять, очищая язык специальным скребком, который находится на зубной щетке или чайной ложечкой. Чистить нужно осторожно, потом рот прополоскать.
Несколько лет назад исследователи показали, что. Если ребенок или подросток забывает завтракать по утрам, у него гораздо больше шансов оказаться в кресле у стоматолога, чем при нормальном режиме питания.
Так же для чистки зубов используют зубную нить, ополаскиватели и эликсиры. Зубная нить, или флос помогает эффективно очистить межзубные пространства от остатков пищи и зубного налёта. Флос обычно применяют один раз – вечером. Ополаскиватели и эликсиры освежают дыхание, укрепляют зубы, а некоторые обладают бактерицидными свойствами.
Укрепляет зубы и еда:
- продукты, содержащие витамин Д: птица, телятина, яйца, сливочное масло, морская рыба;
- продукты, содержащие кальций: молочные, кисломолочные, сыры, лук-порей, брокколи;
продукты, содержащие фтор: чёрный чай, хлеб из муки грубого помола, морская рыба, минеральная вода.
Чтобы сохранить свои зубы здоровыми, надо соблюдать ещё ряд правил:
Нельзя грызть твёрдые предметы (карандаши, ручки, булавки и др.). От этого зубы быстро разрушаются.
Сразу после холодной пищи не берите в рот пищу горячую и наоборот. В зубах от этого будут образовываться трещины.
Не курите! От табачного дыма зубы становятся неприятного жёлтого и даже коричневого цвета.
Не ковыряйте в зубах острыми предметами.
Два раза в год посещайте стоматолога.
Употребляйте в пищу больше витаминов (овощи, фрукты), меньше сладких и мучных блюд. Соблюдайте режим приёма пищи.
Лечение зубов
Все знают правило: стоматолога нужно посещать 2 раза в год. Все ли так делают? Нет.
Часто мы идем к врачу, когда возникает необходимость лечить зубы. Страх перед стоматологом у многих очень силен.
Оборудование для лечения зубов теперь все клиники устанавливают самое современное. Используются лазерные и ультразвуковые технологии. В прошлое ушли страшные бормашины. Установка пломб, удаление нервов и пломбирование зубных каналов стали совершенно безболезненными благодаря анестетикам нового поколения. В арсенале стоматологов сейчас имеются светополимерные материалы, стеклоиономерные цементы. Это долговременные, нетоксичные вещества, которые к тому же могут быть подобраны в соответствии с оттенками зубов, что делает пломбы совершенно незаметными.
Визит ребенка к зубному врачу всегда был мероприятием не для слабонервных. А стоматологу тоже было трудно сладить со страхом и сопротивлением маленького пациента, приходилось изобретать педагогические и психологические приемы.
Сейчас таких проблем практически не осталось. Детские стоматологические клиники применяют бесшумные и бесконтактные методы лечения, современные анальгетики. Все это позволяет обеспечить безболезненность и комфортность лечения детей.
Помимо щадящих технологий, детские стоматологи используют для пломбирования зубов материалы, которые абсолютно нетоксичны и гипоаллергенны. Стоматологи считают, что своевременное лечение молочных зубов устраняет очаги инфекции в детском организме и готовит почву для роста здоровых постоянных зубов.
Особенно большое внимание сейчас уделяется профилактике детского кариеса.
В арсенале детских стоматологов есть много современных препаратов для внутреннего и внешнего применения. При недостатке фтора назначаются фторид натрия в таблетках и фторсодержащие продукты, витамины, ограничивается сахар. Местно применяются фтористые полоскания, специальные порошки и пасты, нанесение на детские зубы фторсодержащих лаков. Все эти меры имеют отличный противокариозный эффект и сохраняют детские зубы.
Беседа с врачом-стоматологом высшей категории Гришан Еленой Анатольевной.
В заключении своей работы я взял интервью у врача-стоматолога высшей категории Гришан Елены Анатольевны. Она рассказала о профилактике кариеса и необходимости соблюдения правил гигиены полости рта.
Современное оборудование очень мощное с высокими оборотами, сверление происходит практически воздухом, за счет этого твердые ткани зуба срезаются быстро и не больно.
Биомедицинские препараты: световые, фотополимерные материалы, которые обладают хорошей биологической совместимостью с тканями зуба. Благодаря современным препаратам и новым технологиям можно смоделировать любой зуб. При лечении врачи — стоматологи используют хорошие анестетики, обезболивающие препараты, поэтому лечение проходит безболезненно. Иголка, которая применяется при обезболивании в пять раз тоньше одноразовой иглы и если правильно делать вкол в десно, пациент не испытывает боли.
Заботиться о зубах нужно с момента появления у малыша первого молочного зуба. Мама должна чистить зуб специальной детской зубной щеткой и следить за зубами ребенка. Молочные зубы тоже лечатся. Ребенок должен быть готов к лечению, не бояться, что у него в ротовой полости врач будет делать определенные манипуляции. Чем раньше пациент обратиться с проблемой, тем безболезненнее будет проходить процесс лечения. Каждый зуб — это тот же орган, у него есть сосуд, который его питает, есть нерв, поэтому он может болеть. Если выявить кариес на ранних стадиях, когда поражены только твердые ткани, то процесс лечения будет безболезненным. Зубу сохраняем нерв, питание и он служит достаточно долго.
Профилактический осмотр нужно проходить два раза в год, потому что сам человек может не увидеть скрытые кариозные полости и боль не испытывать, но процесс разрушения зуба происходит.
Зубы лечить нужно — это ваше здоровье, это здоровье желудочно- кишечного тракта, так как пережевывание пищи это первый этап в процессе пищеварения. Удаление зуба отрицательно отражается на прикусе, на состоянии височного нижнего челюстного сустава, что приводит к головным болям, ослаблению памяти.
Не нужно бояться лечить зубы! (Приложение № 1)
Дидактический материал для уроков
Для повторения и закрепления данной информации на уроках здоровья я подобрал стихи, пословицы, поговорки (Приложение № 2), сделал буклет (Приложение № 3)
Заключение
Материалом для исследования стали статьи из журналов, энциклопедии, словарей, беседа с врачом — стоматологом.
В ходе данного исследования были сделаны выводы:
1) изучил материалы о заболевании — кариес: кариес является очень опасным заболеванием зубов, появляется при несоблюдении правил гигиены полости рта;
2) выявил, что укреплению зубов способствует правильное питание и соблюдение определённых правил при чистке зубов;
3)нашел информацию о современном лечении зубов, которая поможет избавится от боязни лечения зубов.
Берегите свои зубы с детства, и тогда, когда вы станете взрослыми, ваши зубы не доставят вам неприятностей. Ничто не придаёт столько красоты улыбке, как здоровые белые зубы. Красивые и здоровые зубы говорят о хорошем здоровье. Недаром гласит народная мудрость: «Здоровые зубы – залог здоровья». Будьте здоровы!
Значимость исследовательской работы
Накопленный собранный материал можно использовать на уроках по окружающему миру, на уроках здоровья и при проведении классных часов и бесед.
Он способствует развитию кругозора учащихся, интереса, казалось бы, к простым и повседневным вещам, способствует формированию потребности следить за здоровьем своих зубов.
Список литературы:
Сергеева Л.С. Энциклопедия «Человек» М.: ЗАО «Росмэн- Пресс», 2009 — 120с.
Гинали Н.В., Дружина О. Н., Кузьминская О. Ю., Котомин Б. В., Рутковская Л. В., Евневич Е. П., Степанова Т. С. Уроки здоровья в организованных детских коллективах. – Учебно – методическое пособие, Смоленск, 2003 г.
Лисицина Н. В. Начальная школа. Ежемесячный научно – методический журнал. 2004 г.
Михеева А.В. Энциклопедия «Тело человека». М.: ООО «Издательство Астрель», 2006 г.
Ожегов С. И. «Словарь русского языка», - Государственное издательство иностранных и национальных слов, Москва, 1963г.
Научно — теоритический журнал «Биология в школе» № 2, 2007 г.
www.Lacalut.ru
Беседа с врачом-стоматологом высшей категории Гришан Еленой Анатольевной.
Приложение № 1.

Профилактический осмотр у врача- стоматолога Гришан Елены Анатольевны.

Беседа с врачом-стоматологом высшей категории Гришан Еленой Анатольевной.
Приложение № 2.
Загадки, пословицы и стихотворения о зубах
Когда мы едим –
Они отдыхают.
Когда не едим –
Они отдыхают.
Не будем их чистить –
Они заболеют.
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю.
Костяная спинка,
Жёсткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(Зубная щётка)
Я не сахар, не мука,
Но похож на них слегка.
По утрам всегда я
На зубы попадаю.
(Зубной порошок)
Белые зайчик
Сидят в тёмном чуланчике. (зубы)
Пословицы
Здоровые зубы – здоровью любы.
Кто долго жуёт, тот долго живёт.
Кабы не зубы да губы, так бы и душа вон.
Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
Глаз меток, да зуб редок.
Хохочи, коли зубы хороши.
Зуб за зуб браниться.
Голодный волк, да зубами щелк.
Кисель зубов не портит.
Око видит, да зуб неймет.
Зубы есть, да нечего есть.
У ребят, что у зайчат: по два зуба.
За чужой щекой зуб не болит.
Серёжа и Андрей
Я расскажу сегодня вам
Про двух друзей – приятелей,
Мальчишек с одного двора.
Послушайте внимательно!
В квартире №8
Живёт Андрей Петров.
«Когда встаёт он?» - спросим;
Ответят: «В семь часов».
Зарядкой заниматься
Выходит на балкон,
Под душем умывается
И чистит зубы он.
Пьёт много вкусных соков
И фрукты ест Андрей,
И часто ест морковку;
Чтоб вырасти скорей.
А вот в квартире 40
Будильник не звенит,
Не слышен даже шорох,
Серёжа мирно спит.
Закалку и зарядку
Решил перенести,
Он не привык к порядку –
Проспал до десяти.
А что же для Серёжи
Любимая еда,
Конфеты и пирожные?
Вам все ответят: «Да!»
Сегодня не увидели
Мы вместе двух друзей,
На школьном стадионе
Играл один Андрей.
Серёжа не был в школе,
И с самого утра
Его от зубной боли
Спасали доктора.
Рекомендации врача-стоматолога
Поспеши себя избавить
От налёта на зубах,
Это так легко исправить,
Если щётка есть в руках.
Три минуты
Чисти зубы сверху и с боков,
Изнутри борись с налётом,
Злым врагом твоих зубов.
А закончена работа –
Полощи водой. Тогда
От противного налёта
Не останется следа.
***
И нас с тобой природа
Ими наградила.
Чтоб мог ты грызть морковку,
Есть яблоки и грушу
И чтоб орешек вкусный
Сейчас же был раскушен.
А без зубов обед твой
и ужин был бы страшен –
Не ел бы ничего ты,
Кроме манной каши
Поэтому, конечно,
Беречь ты зубки должен,
Тем более что чистить
Их совсем не сложно.
Н. Кнушевицкая
Совет от Г. Остера:
Когда тебя родная мать
Ведёт к зубным врачам,
Не жди пощады от неё,
Напрасно слез не лей.
Молчи, как пленный партизан,
И стисни зубы так,
Чтоб не сумела их разжать
Толпа зубных врачей.
С. Чудин
У меня зубная щетка
Она чистит зубы четко
Раз за разом веселей
Мои зубы все белей
В. Рычихина
Коля чистит зубки пастой,
Говорит нам: « Я зубастый!»
Зубки Коли – белый ряд
И нисколько не болят.
Э.Кийг
Знает чуть ли не с пелёнок
Каждый маленький ребёнок,
Что от всех зубных напастей
Помогают щётка с пастой.
Неужели свои зубы
По утрам и вечерам
Ты зубной не чистишь пастой?
Это стыд, позор и срам!
Е. Долгих
Надо, надо чистить зубки по утрам,
И тогда ходить не будем по врачам.
Ну, а если их ещё почистить вечером,
У врача нам точно делать будет нечего!
Если чистишь зубки ты свои любя,
Стоматологи забудут про тебя!
Д. Пономарева
Чистить зубы каждый день
Нам с братишкою не лень.
Чтобы не болели зубки
И не портилась эмаль,
Нам потратить две минутки
Перед сном совсем не жаль.
Н. Карпова
Разболелся зуб у Волка!
- Поделом! сказала Ёлка,
А потом шепнула Дубу:
- Надо было чистить зубы!
Скрипнул добрый Дуб в ответ:
- У него же пасты нет!
Жалко мне беднягу - Волка!
- Так и быть, - вздохнула Ёлка,
- Свой рецепт я дать готова,
Но возьму с лентяя слово:
Обещай-ка мне, Клыкастый,
Подружиться с "Хвойной" пастой!
В.Черняева
Только что от пасты толку?
Кто подарит щётку Волку?
Волку говорит Осинка:
— Есть у Кабана щетинка,
Что для щётки подойдёт.
Сделай щётку — и вперёд!
Я для щётки ручку дам!
Сделав щётку, по утрам
Чистит зубы Волк зубастый
Лучшей в мире «Хвойной» пастой!
Чистить зубы Волк привык,
Дёсны не болят и клык.
— Я забыл про боль зубную.
Пасту всем рекомендую
И советую всем вам
Чистить зубы по утрам.
М. Генин
Симпатичный акулёнок
Лишь выходит из пелёнок
Чистит щёткой с пастою
Пасть свою зубастую.
А Сапожников Семён
Утром просыпается.
Только чистить зубы он
И не собирается.
Год за годом, год за годом
Ходят годы хороводом.
Симпатичный акулёнок
Стал большой акулою.
Сёма, маленький ребёнок
Вырос. Стал папулею.
Задают все стрекача
От акулы грозной,
А Семён сидит, ворча,
В кабинете у врача
Н. Зубарева
Крокодил не чистит зубы,
И медведь не чистит зубы,
Волк с лисой не чистят зубы,
И не чистит бегемот.
Почему они не чистят?
Ведь зубов-то – полный рот!
Чтобы все клыки и зубы
Чистить мог народ лесной,
В год сто тысяч миллионов
Пасты надобно зубной!
Чтоб у них с зубною пастой
Больше не было забот,
Надо строить, срочно строить
Зубнопастовый завод!
Джулия Рум
Чистим зубки каждый день,
Чистить зубки нам не лень,
Чистим утром, перед сном,
Чистим зубки с волшебством,
В белом тюбике с зайчонком,
Волшебство одно сидит.
Всем мальчишкам и девчонкам
Чудо-зайчик говорит:
"Чистить зубки всем нам надо.
От пирожных, шоколада...
Чтоб здоровыми остались,
Не крошились, не ломались.
Чтоб белее снега были,
Не болели и не ныли.
Вам для этого даю
Пасту вкусную свою.
Только вы ее не ешьте,
Хоть она и ароматна.
Ароматна паста если,
Чистить зубки ей приятно."
Щетка с пастой взбили пену,
Как приятно чистить ей,
Будут чистить непременно,
Зубки маленьких детей.
Чистить зубки нам не лень,
Чистить будем каждый день,
П. Прядко
Доктор маме говорил:
Зубы чистить, что есть сил,
Должен милый ваш ребенок,
И, желательно, с пеленок.
Можно даже и без пасты,
Будет на всю жизнь зубастый,
Если рано поутру
Он сыграет так в игру:
Щетка будто бы машинка
Заезжает без заминки
В наш гараж, вернее в рот,
Сделав круглый поворот.
И «заборчик» весь из зубок
Чистит, драит лучше губок,
И рычит : Р-рры, Р-рры -
В этом главный смысл игры.