СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по литературе учениц 7 класса Голубевой Алены и Козыревой Светланы "Воспитательный процесс в сказках Г.Х.Андерсена"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по литературе учениц 7 класса Голубевой Алены и Козыревой Светланы "Воспитательный процесс в сказках Г.Х.Андерсена".

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по литературе учениц 7 класса Голубевой Алены и Козыревой Светланы "Воспитательный процесс в сказках Г.Х.Андерсена"»

МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа №1 им. Е.С. Белинского» Исследовательская работа Воспитательный процесс в сказках Г.Х.Андерсена     Авторы работы:  ученицы 7 класса А  Голубева Алёна  Козырева Светлана  Руководитель:  Жупеева Е.П.,  учитель литературы     2016

МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа №1 им. Е.С. Белинского»

Исследовательская работа

Воспитательный процесс в сказках Г.Х.Андерсена

Авторы работы:

ученицы 7 класса А

Голубева Алёна

Козырева Светлана

Руководитель:

Жупеева Е.П.,

учитель литературы

2016

Цель работы : исследовать процесс воспитания чуткости у детей на основе сказок Г.Н.Андерсена. Задачи исследования : 1.проанализировать сказки на предмет выявления воспитательного содержания; 2. воспитание чуткости у детей на основе прочтения сказок. Этапы исследования: Первый этап: организация поисковой деятельности, подбор необходимой литературы и её изучение, Второй этап: методом исследовательского анализа классифицировать отборанный материал, выявить самое главное. Третий этап: подготовка научно – исследовательской работы, иллюстративного материала. Методы исследования: наблюдение; анализ творческой работы. Данную работу можно использовать на уроке литературы для углубленного изучения и обогащения знаний о сказках Х.К.Андерсена, вызвать интерес учащихся к новым открытиям в мире литературы.
  • Цель работы : исследовать процесс воспитания чуткости у детей на
  • основе сказок Г.Н.Андерсена.
  • Задачи исследования :
  • 1.проанализировать сказки на предмет выявления воспитательного
  • содержания;
  • 2. воспитание чуткости у детей на основе прочтения сказок.
  • Этапы исследования:
  • Первый этап: организация поисковой деятельности, подбор необходимой
  • литературы и её изучение,
  • Второй этап: методом исследовательского анализа классифицировать отборанный материал, выявить самое главное.
  • Третий этап: подготовка научно – исследовательской работы, иллюстративного материала.
  • Методы исследования: наблюдение; анализ творческой работы.
  • Данную работу можно использовать на уроке литературы для углубленного
  • изучения и обогащения знаний о сказках Х.К.Андерсена, вызвать интерес учащихся к новым открытиям в мире литературы.
План 1.  Введение 2.  Основная часть:  Глава 1. Сказки Андерсена и фольклорная сказочная традиция  Глава 2 Воспитательные черты в сказках Андерсена.  Глава 3. Особенности сказок Андерсена  3.  Заключение 4.  Литература

План

  • 1. Введение
  • 2. Основная часть:
  • Глава 1. Сказки Андерсена и фольклорная сказочная традиция
  • Глава 2 Воспитательные черты в сказках Андерсена.
  • Глава 3. Особенности сказок Андерсена
  • 3. Заключение
  • 4. Литература
Ведение. Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-то из сострадания, человеколюбия, а быть чутким – это значит быть отзывчивым и сочувственным. Чуткость, милосердие, сострадание – это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. Сопереживанию, состраданию должна учить книга. А именно сказки. Сказка — это творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка — его ум, чувства, воображение, волю.  Создание сказок — один из самых интересных видов поэтического творчества. Через сказочные образы в сознание входит слово с его тончайшими оттенками; оно средством выражения мыслей и чувств — живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами.

Ведение.

  • Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-то из сострадания, человеколюбия, а быть чутким – это значит быть отзывчивым и сочувственным.
  • Чуткость, милосердие, сострадание – это важные качества, которые необходимы человеку и обществу.
  • Сопереживанию, состраданию должна учить книга. А именно сказки. Сказка — это творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка — его ум, чувства, воображение, волю.
  • Создание сказок — один из самых интересных видов поэтического творчества. Через сказочные образы в сознание входит слово с его тончайшими оттенками; оно средством выражения мыслей и чувств — живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами.
Глава 1. Сказки Андерсена и фольклорная сказочная традиция На карте мира есть небольшая скандинавская страна Дания, в которой жил и творил великий сказочник Ханс-Кристиан Андерсен. Ханс-Кристиан Андерсен - один из немногих писателей мировой литературы, сумевших до конца отразить свое время, выразить свое отношение к вещам, свои мысли, чувства, свое мировоззрение не в романах, рассказах, а только в сказке. Однако сюжеты своих сказок Андерсен черпал, прежде всего, не из книг, а из воспоминаний детства. “Моя родина- Дания, - говорит он в автобиографии, - поэтическая страна, богатая народными сказками, старинными песнями, историческим прошлым...” В сказке Андерсен нашел форму, в которой он органически сумел выразить свое отношение к жизни . Сказка для него- это способ видеть мир, способ познать его.

Глава 1. Сказки Андерсена и фольклорная сказочная традиция

  • На карте мира есть небольшая скандинавская страна Дания, в которой жил и творил великий сказочник Ханс-Кристиан Андерсен. Ханс-Кристиан Андерсен - один из немногих писателей мировой литературы, сумевших до конца отразить свое время, выразить свое отношение к вещам, свои мысли, чувства, свое мировоззрение не в романах, рассказах, а только в сказке.
  • Однако сюжеты своих сказок Андерсен черпал, прежде всего, не из книг, а из воспоминаний детства. “Моя родина- Дания, - говорит он в автобиографии, - поэтическая страна, богатая народными сказками, старинными песнями, историческим прошлым...”
  • В сказке Андерсен нашел форму, в которой он органически сумел выразить свое отношение к жизни . Сказка для него- это способ видеть мир, способ познать его.
Глава 2. Воспитательные черты в сказках Андерсена Сказка всегда связана с реальностью: и по содержанию, раскрывая основную мысль- борьбу Добра со Злом, Трудолюбия и Тунеядства ; и по своей направленности, выдвигая перед человеком высокие моральные идеалы и уча его руководствоваться ими. Но у сказки есть свои средства, одним из которых является фантастика - прием, не уводящий сказку от жизни, а позволяющий взглянуть на жизнь с необычной точки зрения. Суть сказки заключается в ее реальности, и только сама жизнь и является источником сказки, смыслом ее существования.

Глава 2. Воспитательные черты в сказках Андерсена

  • Сказка всегда связана с реальностью: и по содержанию, раскрывая основную мысль- борьбу Добра со Злом, Трудолюбия и Тунеядства ; и по своей направленности, выдвигая перед человеком высокие моральные идеалы и уча его руководствоваться ими.
  • Но у сказки есть свои средства, одним из которых является фантастика - прием, не уводящий сказку от жизни, а позволяющий взглянуть на жизнь с необычной точки зрения.
  • Суть сказки заключается в ее реальности, и только сама жизнь и является источником сказки, смыслом ее существования.
 Хотя сказки Андерсена по своей форме, сюжетам большей частью вполне доступны детям, тем не менее писатель умеет ставить в них большие жизненные проблемы. Среди этих проблем видное место занимают проблемы искусства. Андерсен полагает, что лишь такое искусство имеет право на существование, которое правдиво отражает жизнь и близко народу. Эти мысли он излагает в своей знаменитой сказке “Соловей”, сохраняющей все очарование и всю душевную ясность андерсеновских сказок для детей.
  • Хотя сказки Андерсена по своей форме, сюжетам большей частью вполне доступны детям, тем не менее писатель умеет ставить в них большие жизненные проблемы.
  • Среди этих проблем видное место занимают проблемы искусства. Андерсен полагает, что лишь такое искусство имеет право на существование, которое правдиво отражает жизнь и близко народу. Эти мысли он излагает в своей знаменитой сказке “Соловей”, сохраняющей все очарование и всю душевную ясность андерсеновских сказок для детей.
 «Соловей» В этой сказке происходит столкновение подлинного искусства и искусства ложного. И сущность подлинного искусства обрисована здесь вполне недвусмысленно: это искусство, близкое к природе. Искусственная птица в сказке является воплощением ложного искусства. Оно мертво, лишено подлинной силы и нравится разве лишь важничающим придворным. Это они предпочитают мертвую, механическую имитацию живому существу. В то время как песня настоящего, живого соловья побеждает даже смерть, заводная игрушка в час испытания умолкает.

«Соловей»

В этой сказке происходит столкновение подлинного искусства и искусства ложного. И сущность подлинного искусства обрисована здесь вполне недвусмысленно: это искусство, близкое к природе.

Искусственная птица в сказке является воплощением ложного искусства. Оно мертво, лишено подлинной силы и нравится разве лишь важничающим придворным. Это они предпочитают мертвую, механическую имитацию живому существу. В то время как песня настоящего, живого соловья побеждает даже смерть, заводная игрушка в час испытания умолкает.

ЖИВОЙ СОЛОВЕЙ ИСКУССТВЕННЫЙ СОЛОВЕЙ ДУША МЕХАНИЗМЫ САМАЯ ПРОСТАЯ НАРУЖНОСТЬ УСЫПАН БРИЛЬЯТНАМИ, РУБИНАМИ,САПФИ-РАМИ ПОЕТ ПО-СВОЕМУ, ВСЕГДА НОВАЯ ПЕСНЯ ПОЕТ ТОЛЬКО ОДНУ ПЕСНЮ НЕЛЬЗЯ ЗАСТАВИТЬ ЗАВОДИТСЯ 33 РАЗА

ЖИВОЙ СОЛОВЕЙ

ИСКУССТВЕННЫЙ СОЛОВЕЙ

ДУША

МЕХАНИЗМЫ

САМАЯ ПРОСТАЯ НАРУЖНОСТЬ

УСЫПАН БРИЛЬЯТНАМИ, РУБИНАМИ,САПФИ-РАМИ

ПОЕТ ПО-СВОЕМУ, ВСЕГДА НОВАЯ ПЕСНЯ

ПОЕТ ТОЛЬКО ОДНУ ПЕСНЮ

НЕЛЬЗЯ ЗАСТАВИТЬ

ЗАВОДИТСЯ 33 РАЗА

Сказки Андерсена подчас непосредственно вмешиваются в идейные споры его времени.  Сказка “ Калоши счастья ”. В ней герой- советник Кноп нападает на статью ученого Эрстеда, в которой современность сопоставляется с прошлым и предпочтение отдается современности. Но разногласия советника тут же опровергаются самым наглядным образом: он надевает калоши счастья, после чего, испытав ряд малоприятных приключений в Копенгагене шестнадцатого века, с восторгом возвращается обратно в современность.

Сказки Андерсена подчас непосредственно вмешиваются в идейные споры его времени.

  • Сказка “ Калоши счастья ”.
  • В ней герой- советник Кноп нападает на статью ученого Эрстеда, в которой современность сопоставляется с прошлым и предпочтение отдается современности. Но разногласия советника тут же опровергаются самым наглядным образом: он надевает калоши счастья, после чего, испытав ряд малоприятных приключений в Копенгагене шестнадцатого века, с восторгом возвращается обратно в современность.
Для сказок характерна вера в силу человеческого разума. Единой и бесконечно повторяющейся темой сказок Андерсена является тема любви, борьбы светлых человеческих чувств с темными силами. Эта тема превращает собрание сказок Андерсена в захватывающее произведение, в гимн человеколюбию, самоотверженности, смелости и героизму человека. Эта тема звучит в таких сказках, как “ Дикие лебеди”, “Русалочка” .

Для сказок характерна вера в силу человеческого разума.

  • Единой и бесконечно повторяющейся темой сказок Андерсена является тема любви, борьбы светлых человеческих чувств с темными силами. Эта тема превращает собрание сказок Андерсена в захватывающее произведение, в гимн человеколюбию, самоотверженности, смелости и героизму человека. Эта тема звучит в таких сказках, как Дикие лебеди”, “Русалочка” .
Великая сила любви и светлых чувствах В знаменитой сказке “Снежная королева” великая сила любви и светлых чувств, мужества и стойкости показана особенно ярко. Любовь побеждает горе и разлуку, она возвращает к жизни обреченных на смерть.

Великая сила любви и светлых чувствах

  • В знаменитой сказке “Снежная королева” великая сила любви и светлых чувств, мужества и стойкости показана особенно ярко.
  • Любовь побеждает горе и разлуку, она возвращает к жизни обреченных на смерть.
Когда в поисках Кая Герда верхом на олене приближается ко дворцу Снежной королевы, олень просит мудрую финскую женщину наделить Герду небывалой силой, иначе ей не вернуть Кая. Но вот что отвечает ему эта женщина: “Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Неужто ты сам не видишь, как велика ее сила? Подумай, ведь ей служат и люди, и животные! Она босиком обошла полсвета! И эта сила скрыта в ее сердце.” Такова сила любви в сказках Андерсена - она поистине движет горами, она побеждает горе и разлуку, она возвращает к жизни обреченных на смерть.
  • Когда в поисках Кая Герда верхом на олене приближается ко дворцу Снежной королевы, олень просит мудрую финскую женщину наделить Герду небывалой силой, иначе ей не вернуть Кая.
  • Но вот что отвечает ему эта женщина: “Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Неужто ты сам не видишь, как велика ее сила? Подумай, ведь ей служат и люди, и животные! Она босиком обошла полсвета! И эта сила скрыта в ее сердце.”
  • Такова сила любви в сказках Андерсена - она поистине движет горами, она побеждает горе и разлуку, она возвращает к жизни обреченных на смерть.
Сказки Андерсена - это иносказание жизненной правды в форме фантастики В сказках постепенно исчезает уважение к важным персонам; король у Андерсена и вовсе голый (Сказка «Голый король». Изменился и мир волшебной сказки. Купеческий сын из сказки “Сундук-самолет” летает не на волшебном ковре, как в сказках “Тысячи и одной ночи”, а в старом сундуке.

Сказки Андерсена - это иносказание жизненной правды в форме фантастики

  • В сказках постепенно исчезает уважение к важным персонам; король у Андерсена и вовсе голый (Сказка «Голый король». Изменился и мир волшебной сказки. Купеческий сын из сказки “Сундук-самолет” летает не на волшебном ковре, как в сказках “Тысячи и одной ночи”, а в старом сундуке.
Глава 3. Особенности сказок Андерсена. Андерсеновская сказка:  отразила общественные отношения Дании и некоторых других европейских стран, их конкретно-исторические условия 20-х - 70-х годов; стала многослойным, многоуровневым произведением , которое вместило в себя не только народную сказку, но и предание, и поверье; объединила жанры романа, лирики и драматургии, притчи и басни, повести и бытового рассказа; по мере отхода от конкретных фольклорных истоков все больше увеличивалась в объеме, становясь все длиннее и длиннее, превращаясь в повесть, в новеллу; проникается пессимистическими мотивами , что значительно уводит ее от народной сказки; юмористическая , где носителем юмора зачастую является рассказчик, который, улыбаясь, рассказывает детям явные небылицы; написана особым народным зачастую разговорным языком ; благодаря своей философичности огромному подтексту вошла в “большую” литературу, ею зачитываются не только дети, но и взрослые.

Глава 3. Особенности сказок Андерсена.

  • Андерсеновская сказка: отразила общественные отношения Дании и некоторых других европейских стран, их конкретно-исторические условия 20-х - 70-х годов;
  • стала многослойным, многоуровневым произведением , которое вместило в себя не только народную сказку, но и предание, и поверье;
  • объединила жанры романа, лирики и драматургии, притчи и басни, повести и бытового рассказа;
  • по мере отхода от конкретных фольклорных истоков все больше увеличивалась в объеме, становясь все длиннее и длиннее, превращаясь в повесть, в новеллу;
  • проникается пессимистическими мотивами , что значительно уводит ее от народной сказки;
  • юмористическая , где носителем юмора зачастую является рассказчик, который, улыбаясь, рассказывает детям явные небылицы;
  • написана особым народным зачастую разговорным языком ;
  • благодаря своей философичности огромному подтексту вошла в “большую” литературу, ею зачитываются не только дети, но и взрослые.
Сказки Андерсена - это иносказание жизненной правды в форме фантастики. Когда сказки Андерсена появились на книжных прилавках датской столицы, все были поражены; поражены прежде всего странностью героев. Датские дети привыкли к ангелоподобным и воспитанным принцам и принцессам. У Андерсена же в сказке “ Огниво ” принцесса разъезжает верхом на собаке, а другая принцесса, Элиза из сказки “ Дикие лебеди ”, отличается необыкновенным трудолюбием и самоотверженностью, этим она и спасает своих братьев

Сказки Андерсена - это иносказание жизненной правды в форме фантастики.

  • Когда сказки Андерсена появились на книжных прилавках датской столицы, все были поражены; поражены прежде всего странностью героев. Датские дети привыкли к ангелоподобным и воспитанным принцам и принцессам. У Андерсена же в сказке “ Огниво ” принцесса разъезжает верхом на собаке, а другая принцесса, Элиза из сказки “ Дикие лебеди ”, отличается необыкновенным трудолюбием и самоотверженностью, этим она и спасает своих братьев
Необычайный, непревзойденный дар вселять в привычные, окружающие нас существа и предметы особую жизнь присуще Андерсену  Простые домашние вещи: кухонная утварь, детские игрушки, предметы одежды, растения и цветы, которые можно встретить в поле, в огороде, в садике около дома; совсем обыкновенные, окружающие нас домашние животные и домашняя птица: собаки, кошки, куры, индюки; обитающие в саду певчие пташки - все это излюбленные сказочные персонажи Андерсена, - каждый со своей историей, характером, манерой речи, своим юмором, капризами и причудами.

Необычайный, непревзойденный дар вселять в привычные, окружающие нас существа и предметы особую жизнь присуще Андерсену

  • Простые домашние вещи: кухонная утварь, детские игрушки, предметы одежды, растения и цветы, которые можно встретить в поле, в огороде, в садике около дома; совсем обыкновенные, окружающие нас домашние животные и домашняя птица: собаки, кошки, куры, индюки; обитающие в саду певчие пташки - все это излюбленные сказочные персонажи Андерсена, - каждый со своей историей, характером, манерой речи, своим юмором, капризами и причудами.
 Вывод первый В процессе написания работы изучалась литература, которая связывала такие понятия как чуткость и сказка. Это дело не из лёгких, так как литературы о сказке, её истории много. О чуткости – меньше. А литературы, где эти понятия соединены очень мало. Во время написания работы исследовался процесс воспитания чуткости у детей на основе сказки, был проведён анализ выявления воспитательного содержания сказок, можно ли посредством сказок воспитать чуткость и сопереживание к героям. Читая сказки Андерсена развиваются такие качества, как чуткость, сострадание, милосердие и чувство дружбы. Чтоб ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сейчас в наше время нужно возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Вывод первый

  • В процессе написания работы изучалась литература, которая связывала такие понятия как чуткость и сказка. Это дело не из лёгких, так как литературы о сказке, её истории много. О чуткости – меньше. А литературы, где эти понятия соединены очень мало.
  • Во время написания работы исследовался процесс воспитания чуткости у детей на основе сказки, был проведён анализ выявления воспитательного содержания сказок, можно ли посредством сказок воспитать чуткость и сопереживание к героям.
  • Читая сказки Андерсена развиваются такие качества, как чуткость, сострадание, милосердие и чувство дружбы. Чтоб ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сейчас в наше время нужно возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.
 Вывод второй Хотя, конечно, дети ещё могут сочувствовать, сопереживать. Сказки Андерсена обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Вывод второй

  • Хотя, конечно, дети ещё могут сочувствовать, сопереживать. Сказки Андерсена обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.