Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Белорецк.
Тема: «Аликвота»

Выполнили: Хабрахманова Маргарита 6 «В» Кимирилова Ольга 6 «В» Руководитель: Масленникова Татьяна Александровна.
2017 г.
Содержание: Введение
1. Из истории возникновения 2. Практика 3. Исследование 4. Заключение. 5. Список литературы.
Введение. В 5м классе мы проходили дроби. При объяснении темы, наш учитель по математике несколько раз повторял слово «Аликвота». Это слово показалось нам загадочным, и мы решили его исследовать. В этом нам усердно помогала наш учитель математики - Масленникова Татьяна Александровна. И вот в шестом классе, мы точно узнали, что такое аликвота и исследовали ее полностью. Актуальность этой темы: Слово аликвота заинтересовало нас тем, что большинство учащихся, родителей и работников школы №1, не только не знают такого понятия, но и не встречались с ним в жизни.
1.Цель работы узнать: Что такое аликвота? Откуда она к нам пришла? Какие действия можно выполнять с аликвотами? 2. Гипотеза: Понятие аликвоты пришло к нам из древности.
- Из истории возникновения
Первый вопрос: Что такое аликвота? Аликвота – это дробь, в числителе которой всегда единица, а в знаменателе любое натуральное число. Второй вопрос: Откуда она к нам пришла?
Сейчас мы это узнаем…
Египтяне свободно производили арифметические действия не только над целыми числами, но и над дробями. Правда, они употребляли при счете только доли единиц, такие дроби, у которых в числителе единица (аликвота).
1/2, 1/3, 1/4 и так далее.
Однако это не мешало им решать задачи, которые имеют дробный ответ.
Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина. Следующей дробью была треть. И у египтян, и у вавилонян были специальные обозначения для дробей 1/3 и 2/3, не совпадавшие с обозначениями для других дробей. Других дробей такого вида не существовало.
Египтяне все дроби старались записать как суммы долей, то есть дробей вида 1/n.Например, вместо 8/15 они писали 1/3 + 1/5. Единственным исключением была дробь 2/3
Задача:
В папирусе Ахмеса есть задача:
« Как разделить 7 хлебов
между 8 людьми?»
Решение:
Мы с вами прямо сказали бы, что каждому должно достаться по 7/8 хлеба. У египтян числа 7/8 не было. И ответ задачи они записывали так.
7/8=1/2 + 1/4 + 1/8
Значит, каждому человеку надо дать полхлеба, четверть хлеба
и восьмушку хлеба.
Если бы пришлось эту задачу не на бумаге, а на деле, мы с вами просто отрезали бы от каждого из хлебов по восьмушке и получили бы 8 одинаковых порций.
А египтянин решал бы эту задачу иначе. Четыре хлеба он разрезал бы на половинки, да – на четвертушки, один – на восьмушки, а потом сложил бы 8 одинаковых кучек
1/2 + 1/4 + 1/8.
Минусы такого способа.
Складывать такие дроби было неудобно….
Ведь в оба слагаемых могут входить одинаковые доли, и тогда при сложении появится дробь вида 2/n. А таких дробей египтяне не допускали. Поэтому папирус Ахмеса начинается с таблицы, в которой все дроби такого вида от 2/5 до 2/99 записаны в виде сумм долей (в виде суммы двух, трёх или четырёх аликвот).
Вывод.
Версия о том, что аликвота пришла к нам из древности, подтвердилась. Именно она пришла к нам из Египта.
Разные названия аликвот.
Хотим вам сказать, что у некоторых аликвоты были свои названия…
1/100- процент
1/1000-промилли
1/288-скрупулус
1/24-семиунция
1/8-сескунция
Хоть у них и разные названия, но все равно они все – аликвоты!
Третий вопрос: Какие действия можно выполнять с аликвотами?
Аликвоты можно – делить, умножать, вычитать и складывать.
Давайте попробуем каждое действие?
2. Практика:
Итак, начнем с действия «сложение»
Мы попробуем складывать случайные аликвоты, и посмотрим, всегда ли будут получаться аликвоты?
Начнем с четных знаменателей.
Допустим, аликвоты 1/2 и 1/6…
Проверим, общий знаменатель будет 6.
3/6+1/6= 4/6 – это не аликвота…
Проверим аналогичные, первым аликвотам аликвоты…
Допустим, 1/4 и 1/2
Проверим, общий знаменатель будет 4.
1/4 + 2/4 = ¾ - это не аликвота…
Теперь, давайте попробуем взять НЕ четные аликвоты?
Допустим, 1/7 и 1/9
Проверим, общий знаменатель будет 63
Получилось – 9/63 + 7/63
Давайте возьмем еще пример.1/3 и 1/7.
Общий знаменатель – 21
Получилось – 7/21 + 3/21=10/21 – это не аликвота.
Наша последняя проверка по действию «сложение», это примеры со смешанными знаменателями.
Возьмем простые аликвоты…
1/3 и 1/4
Ищем общий знаменатель, это будет 12
4/12 + 3/12 = 7/12
1/3 + 1/12 = /12 1/3 + 1/2*9 = 7/18
Давайте возьмем такие аликвоты? 1/3 и 1/6
Общий знаменатель 6.
2/3 + 1/6 = 3/6 = ½ - АЛИКВОТА!
1/n + 1/2n = 1/n
Вывод
При n кратным 3, получается аликвота.
Следующее наше действие – это «вычитание»
Мы попробуем вычитать случайные аликвоты и проверим, всегда ли будут получаться аликвоты?
Возьмем для начала аликвоты со смешанными знаменателями.
Допустим, 1/3 и 1/6
Проверим, общий знаменатель будет 6.
2/6 – 1/6= 1/6 – это аликвота.
Теперь, возьмем аликвоты с четными знаменателями.
Допустим,1/2 и 1/4
Проверим, общий знаменатель будет 4.
2/4 –1/4=1/4 - это аликвота.
Возьмем еще.
1/4 и 1/8.
Общий знаменатель – 8.
2/8 – 1/8 = 1/8. – аликвота.
Последняя проверка – с нечетными знаменателями.
1/3 – 1/7
Общий знаменатель – 21.
7/21 – 3/21 = 4/21 – это не аликвота.
Приведем еще один пример не четными знаменателями.
1/7 – 1/9.
Общий знаменатель – 63
9\63 – 7/63 = 2/63
Вывод:
Аликвоты в разности получаются только тогда, когда знаменатели уменьшаемой и вычитаемой аликвоты смешанные, или четные.
Следующее действие – это «деление»
Четные.
Возьмем аликвоты 1/6 и 1/4
Так как при делении дробей, вторую дробь нужно перевернуть и умножить на первую, мы перевернем аликвоту 1/4.
Таким образом, у нас получится – 1/6*4/1, сокращаем на единицы, и 6 и 4 на 2. получается дробь 2/3 – это не аликвота.
Следующий пример - 1/24 и 1/8
Переворачиваем вторую дробь, и у нас получается 1/24*8/1, сокращаем на один, и 24 и 8 на 8. получается дробь – 1/3. и это аликвота.
Давайте возьмем дроби, знаменатели которых будут не четными.
Допустим, 1/11 и 1/5.
Переворачиваем, получилось 1/11*5/1, сокращаем на один, после чего у нас получается 5/11…
1/ / 1/3.
Переворачиваем, и у нас получается пример на умножение
1/9 * 3/1. сокращаем на единицы и 9 и 3 на 3. получается 1/3.
Попробуем смешанные знаменатели в аликвотах.
1/3 / 1/2.
1/3 * 2/1 =2/3
Следующий пример.
1/9 / 1/4
1/9 * 4/1 = 4/9
Вывод:
В часности будет получаться аликвота, если знаменатели делимого и делителя четные или не четные числа. Если в знаменателях стоят смешанные числа, то аликвота не получится.
Самое последнее действие, которое можно совершить с аликвотами – это «умножение»
Тут и доказывать не нужно, потому что, аликвота умноженная на аликвоту, в произведении всегда будет давать аликвоту. И это очевидн
Анализ исследовательской работы.
№ | класс | КОЛ-ВО УЧАЩИХСЯ | Вопрос 1 Знаете ли вы, что такое аликвота? | Вопрос 2 Встречались ли вы с таким понятием в жизни? | процент |
да | нет |
ДА | НЕТ | ДА | НЕТ |
1 | 5А | 31 | 2 | 29 | 4 | 27 | 19% | 81% |
2 | 5Б | 24 | 0 | 24 | 3 | 21 | 13% | 87% |
3 | 6Б | 24 | 2 | 22 | 5 | 19 | 29% | 71% |
4 | 6В | 20 | 12 | 8 | 0 | 20 | 60% | 40% |
5 | 7Б | 27 | 5 | 22 | 10 | 17 | 55% | 45% |
6 | 7В | 6 | 0 | 6 | 0 | 6 | 0% | 100% |
7 | 7Г | 25 | 1 | 24 | 10 | 15 | 44% | 56% |
8 | 7Д | 7 | 0 | 7 | 0 | 7 | 0% | 100% |
9 | 8Б | 21 | 6 | 15 | 3 | 18 | 43% | 57% |
10. | Взрослые: | 15 | 0 | 15 | 2 | 13 | 13% | 87% |
| Всего: | 200 | 17 | 172 | 37 | 153 | 27% | 73% |









Результаты исследования
Итак, гипотеза, которую мы выдвинули в начале нашего исследования, на практике подтвердилась. Следовательно, понятие аликвоты пришло к нам из древности, аликвоты можно –делить, умножать, вычитать и складывать..
Таким образом, на основании изученной литературы и анализа результатов общественного мнения, мы можем сделать вывод о том, что без знания аликвот вся современная жизнь не возможна и что аликвоты применяются в математике – аликвотная дробь, в музыке – аликвотная струна, физика, химия - аликвотная часть, аликвотная система,аликвотное колличество.
Заключение
Мы ответили и доказали все ответы, на поставленные нами вопросы…
Что такое аликвота? – это дробь, в числителе которой всегда будет 1.
Откуда она к нам пришла? – из древности (Египет)
Какие действия можно совершать с аликвотой? – действия просты, это сложение, вычитание, деление и умножение.
Литература
http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=213063-
История математики
2. Мир чисел. « Занимательные рассказы о математике». Санкт- Петербург « МиМ- Экспресс», 1995г.