СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Влияние киносериалов на речь школьников"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Влияние киносериалов на речь школьников"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Влияние киносериалов на речь школьников"»









«Лингвистика»







Исследовательская работа



«Влияние киносериалов на речь школьников»

























































Введение

С древнейших времен краткость и простота мысли почитались нашей добродетелью. Едва найдется человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. «Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово-половина счастья». [1;23].

Красноречие было в чести во все времена. В разных странах во время высочайших взлетов культуры народов появлялась наука о мастерстве речи, общения, убеждения словом. Именно так возникла риторика в Древней Греции. В античном мире ей приписывали божественное происхождение. Эта наука оказала сильное влияние на всю европейскую культуру.

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому.

В среде школьников заметно усилилось использование слов сниженной стилистической окраски (жаргонизмов, вульгаризмов, просторечии), что ведет к снижению уровня языковой компетенции носителей русского языка, к обеднению индивидуального словаря, к расшатыванию литературных норм языка.

Известно, что источником формирования речевой культуры школьника являются семья, школа, книги, общение со сверстниками, СМИ(телевидение, радио, газеты), Интернет. Причем телевидение является самым массовым и доступным средством информации, активно влияющие на формирование ценностных установок учащихся, в том числе и на культуру речи.

В настоящее время современный кинематограф не стоит на месте. Прошло то время, когда количество сериалов было ограничено. Ежегодно на экраны выходит от 50 до 80 новых сериалов. Причем большинство потребителей этого «товара» - школьники. И с экранов телевизоров не всегда можно услышать так сказать «чистый» русский язык, а девчонки и мальчишки так любят копировать и повторять за своими любимыми героями понравившиеся слова и выражения, и активно употребляют их в своей речи, тем самым пополняя свой словарный запас.

Эта проблема давно беспокоит не только педагогов, но многих общественных деятелей. Так всеми известный режиссер, актер, а по совместительству и советник гендиректора телеканала «Россия» - Валерий Тодоровский совсем недавно на очередной премьере сериала высказался «…если раньше на первом месте стояла проблема количества телевизионного продукта, то сейчас - проблема качества..»[ 3; c.14]. Поэтому тема моей работы актуальна и была выбрана неслучайно. Я решил выяснить, насколько сериалы оказывают влияние на речь школьников.

Цель: выяснить, как влияют киносериалы на речь школьников, привлечь внимания школьников к актуальности проблемы языковой культуры.

Объект исследования: речь школьников 7-10 классов.

Предмет исследования: лексика, употребляемая героями киносериалов в речи обучающихся.



Задачи исследования:

1. Исследовать литературу по теме исследования.

2.Определить качественный состав лексики зарубежных и отечественных сериалов с точки зрения употребления слов сниженной стилистической окраски героями исследуемых фильмов.

3.Выявить, какие стилистически ограниченные лексические единицы заимствуют школьники из лексики фильмов.

4.Пропагандировать чистоту русской речи.

Новизна работы заключается в том, что изучается влияние киносериалов на речь учащихся отдельной школы.

Методы исследования: анализ телесериалов, анкетирование, сравнительный анализ.













Культура речи и факторы, влияющие на ее формирование.

Процесс общения людей между собой посредством языка называется речью. Речь-это деятельность, в которой человек пользуется в целях общения с другими людьми. Чтобы речь была надежным средством общения, она должна отвечать определенным правилам. Эти правила можно разделить на две группы. [4; 8].

К первой группе относятся те качества речи, благодаря которым она без искажения доходит до сознания слушателей. Сюда относятся содержательность, ясность, образность, понятность, эмоциональность, убедительность.

Если речь правильно выражает мысли и чувства человека, она будет легко воспринята слушателем. Речь культурного, образованного человека должна быть правильной, точной, красивой. Чем правильнее и точнее речь, тем она доступнее для понимания ,чем она красочней и выразительней, тем сильнее она воздействует на слушателя. Чтобы говорить правильно и красиво, нужно соблюдать законы логики и нормы литературного языка.

Под литературно-языковой нормой обычно понимают совокупность наиболее устойчивых, освященных традицией языковых средств и правил их употребления, принятых в данном обществе, в данную эпоху. [ 2; c.16].

Литературная норма отличается рядом важнейших свойств: она едина и общеобязательна для всех говорящих на данном языке, она консервативна и направлена на сохранения средств и правил их использования.

Владение нормой предлагает умение человека не только говорить правильно и отличать правильные в языковом отношении выражения от неправильных, но и использовать языковые средства уместно применительно к контексту и ситуации общения. Необходимо уметь выбрать из всего языкового богатства необходимое по смыслу слово или его форму, нужно соблюдать единство стиля, избегать повторений, заботиться о чистоте и благополучии речи.

Таким образом, под культурой речи понимают соблюдение законов логики и литературного языка.

К факторам, влияющим на развитие речи школьников можно отнести:

- речевое общение со взрослыми

- речевое общение со сверстниками

- обучение в школе

- образцовая речь учителя

- чтение художественной литературы

- уроки грамматики и правописания, вырабатывающие у детей навыки литературной речи

- занятия по развитию речи

- просмотр телепередач, в том числе мультфильмов.

Формирование представлений о языковой норме и речевой культуре происходит на основе устной речи, образцом которой становится СМИ

Современные школьники и сериалы.

Для того чтобы выяснить, как влияют киносериалы на формирование словарного запаса школьников и культуру их речи, было проведено анкетирование (приложение 1) учащихся 7-10 классов, в ходе которого мы получили следующие результаты:

На вопрос: «Любите ли Вы смотреть киносериалы?»

Все учащиеся ответили «да»

На вопрос №2 «Как часто Вы смотрите сериалы?» школьники ответили следующим образом:

Несколько раз в день -70%

Раз в день -30%

Раз в неделю -0%

Реже-0%

На вопрос « На каком телевизионном канале Вы предпочитаете смотреть сериалы?» дети, в основном , называли каналы: СТС, CТС- lave?ТНТ, Дисней.

При ответе на четвёртый вопрос мнения детей разделились:

40% учащихся предпочитают смотреть только русские сериалы.

40%- зарубежные,

20% учащихся смотрят и русские и зарубежные сериалы.

Самыми популярными оказались следующие сериалы:

«Кухня», «Молодежка», «Дневники вампиров», «Интерны», «Воронины», «Сваты», «Друзья», «Реальные пацаны».

Была проведена выставка рисунков среди учащихся 7- х классов «Мой любимый сериал» .

Анализ лексики просмотренных нами киносериалов, которые смотрят наибольшее количество обучающихся показал, что наряду с нейтральной (межстилевой) употребляется стилистически сниженная лексика, ограниченная в употреблении.

В фильмах часто употребляются слова: идиот, урод, задница, морда, оборванец и другие.

В Толковом словаре по редакцией С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой данные слова отмечены стилистическими пометами, например, слова: козел, идиот, болван, гаденыш (прост.бранное), а слова: придурок, фигня, жулик, бестолочь и другие даны с пометой «просторечное» . [ 4; c.145].

Лексическое значение слов содержит в себе эмоционально – оценочные оттенки и получает стилистически сниженную окраску, например: безмозглый-очень глупый, тупой.

В фильмах присутствуют слова с ярко выраженной экспрессивной (негативной, иронической) окраской: оборванец, бестолочь, дуралей, морда, недоумок, придурок, урод.

Наряду с разговорными, просторечными словами встречаются жаргоны- подонок, надерем задницу, голубой(гей), отвали, клево. Чаще всего данная группа слов употребляется в качестве обращений героев друг к другу. Количество слов со стилистической окраской колеблется от 3 до 15 слов за один фильм, который демонстрируется в течение 30 минут.

Таким образом, в киносериалах зачастую употребляется стилистически сниженная лексика, которая нежелательна даже в обычной беседе. А ведь фильмы смотрят почти все обучающиеся .

Самыми запоминающимися оказались следующие выражения:

Оба –на не поняла! («Сваты»)

Ешкин кот («Воронины»)

Пипец («Универ»)

Потеря-потерь («Универ»)

Шняга-шняжная («Универ»)

Капец («Универ»)

Агузок («Кухня)

Неандертальцы («Интерны»)

Фильтруй базар («Сваты»)

Завали пасть («Убойная сила», «Гончие»)

Я че, лысый? («Сваты»)

Астронафты («Молодежка»)

Без базара («Воронины»)

Плющит ( «Воронины»)

Египетская сила («Воронины»)

Кунск-камера («Кухня»)

Косяк, облом («Гончие», «Убойная сила»)

Шмон («Убойная сила»)

Отпад («Реальные пацаны»)

Много и других популярных слов, они собраны в нашей работе в специальный словарик (см. Приложение 2)

Подражая героям фильмов, учащиеся в своей речи начинают употреблять так называемые “крутые” слова: кретин, тупица, болван, безмозглый, недоумок, больной и т.п. Используют их в качестве обращений и личностных характеристик. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова все эти слова определены как просторечные, а многие из них отмечены как бранные, жаргонные .

Опираясь на свой небольшой жизненный опыт, примерно 80% учащихся, принимавших участие в анкетировании, употребляют в своей обыденной речи.

Слова, которые услышали в сериалах, употребляют, потому что 60% опрошенных считают, что эти слова делают речь понятней для друзей; 30% ответили, что это модно, современно;10 % учащихся уверены, что эти фразы помогают преодолеть недостаток слов в своем словарном запасе.

Проведенное анкетирование показало, что стилистически сниженная лексика активно проникает в речь школьников, что ведет к обеднению индивидуального словарного запаса.

Следовательно, стилистически ограниченная лексика, употребляемая в сериалах, популярна среди школьников и оказывает негативное воздействие на формирование словарного запаса школьников, культуру их речи.

Для того оказать влияние на речь школьников. Совместно с родителями девятиклассников был создан каталог «Образцовый фильм». Он включил в себя 30 лучших фильмов с точки зрения употребления образцовой речи. Данный каталог помещен в классных уголках и библиотеке МБОУ ВСОШ №2.









































Заключение

Язык - это душа народа. По своей природе он не может не отражать того, что происходит с человеком и вокруг человека. Огрубление языка, явное его оскудение, снижение тональности общения - все это свидетельствует о нашей духовной и нравственной деградации. Как справедливо замечает академик В.Костомаров, очень часто «инициаторами более свободного обращения с языком выступают сейчас ... достаточно грамотные люди - журналисты и иные профессионалы пера». А ведь искусственное насаждение средствами массовой информации «американизмами», навязывание русской речи иноязычного ритма, мелодики, фразового ударения, нарочитое употребление «крепкого словца» - все это не так безобидно, как порой кажется, поскольку ведет к изменению национального образа мира, традиционных речемыслительных процессов, стереотипов общественного поведения.

Телевидение является одним из самых мощных средств массовой информации. Оно сильно воздействует на поведение людей, изменяя характер их общения с внешним миром. Особенно чувствительна к влиянию телевидения молодежь. «Не только то, что говорится по телевидению, но и то, как говорится, каким языком, люди принимают за истинную речь».

Ещё лет 20-25 назад речь дикторов и киноактеров являлась образцом для подражания. Но это была речь действительно грамотная, прошедшая литературную обработку, может, и «жёсткую цензуру». И сейчас подростки прислушиваются к речи популярных телеведущих, киногероев. Личность яркая, сильная – многие ему подражают. Из телевизионных передач подростки отдают предпочтения американским фильмам (комедии, ужасы), в которых чаще всего присутствуют убийства, насилие, пошлость и т.д. (Например: «Где моя тачка,Чувак?», «Американский пирог», «Очень страшное кино», «Пункт назначения», «Не грози южному централу» и т.п. Российские режиссеры тоже стараются не отставать от американских, создавая такие развлекательные программы, как: «Универ», «Сomedy-club», «Сomedy-woman», «Счастливы вместе», «Наша Russia» (уже в самом названии мы видим смешение разноязычных слов. Это что? Желание унизить свою родину? Сделать её смешной? Или это показатель нашей культуры?), а уж про «Наркомана Павлика» и говорить нечего. После просмотра таких фильмов, наш «великий, могучий русский язык» становится ужасным, неприятным. Подростки становятся более развращенными, примитивными, агрессивными и беспредельными. Их язык портится, а вместе с тем портится и сама личность. И получается, что как язык определяет уровень культуры человека, так и человек через язык показывает свой уровень культуры. Поэтому я думаю, что нужна цензура! Не всё, что взбредёт в головы создателям низкопробных фильмов, передач и т.п., следует выпускать в прокат.

Киносериалы рассчитаны на широкую аудиторию и должны быть понятны всем. Речь актеров – образец для подражания. Именно они формируют речевую культуру в современной России. Однако не все выступления соответствуют этим нормам.

Я думаю, что «противоядием» такой ситуации может быть «сознательная работа по повышению культуры речи» человека. Если люди, особенно работающие в СМИ, так как их уровень культуры русского языка влияет на миллионы слушателей и зрителей, будут показывать пример чистой, грамотной речи – устной и письменной, любви к чтению хорошей литературы, мы сможем противостоять вредному влиянию СМИ на сознание общества.

В свое время И.В. Сталин сказал:  «Кино есть величайшее средство массовой агитации. Задача - взять это дело в свои руки.»

От каждого из нас зависит в той или иной мере здоровье общей языковой среды, которую мы хотим сохранить для новых поколений в чистоте и свежести. Мощь, мудрость и красота русского слова открывается во всей своей широте только перед человеком просвещенным и знающим.

«Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием...» (И.С. Тургенев)





























Список литературы



1.Кудинова О.А.//Русский язык (пособие для учителя)//М:- 2007.-с.12

2.Михайлов К.А.//Язык, который мы потеряли//М:-2001.-с24

3.Михайлов К.А.//Школьный сленг//М:-2001.-с.14

4.Ожегов С.И.//Толковый словарь русского языка// М:-с.63

5.Русский язык в школе// №7, 2007.-с.12

6.Русский язык в школе//№2, 2006.-с.5,6

7.Русский язык в школе//№6,2006.-с.13















10