СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Историческая реконструкция

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная  программа по исторической реконструкции

Просмотр содержимого документа
«Историческая реконструкция»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Центр детского творчества


Рассмотрено на заседании НМС Утверждаю

Протокол от №______ Директор МБОУ ДО ЦДТ

председатель_______________ _______Е.А.Горовая





Рабочая программа

для первого года обучения

на 2016 / 2017 учебный год

по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе

«Сибирский ратник»



Головко-Витанис Павел Николаевич

педагог дополнительного образования










Сургут, 2016







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа посвящена обучению исторической реконструкции.

Историческая реконструкция представляет собой изучение истории через воссоздание предметов материальной культуры прошлого. Причем, кроме непосредственного создания материальных предметов, изучаются и способы их использования.

Рабочая программа имеет модульную структуру. В процессе обучения упор делается на обучение навыкам обращения с массово-габаритными макетами средневекового оружия, а также с мягкими имитаторами оружия, используемыми на соревнованиях. Также изучаются технологии изготовления предметов материальной культуры, используемые в различные исторические периоды. Подробно рассматриваются комплексы костюма некоторых исторических периодов. Учащиеся получают навыки по самостоятельному моделированию и изготовлению костюмов по археологическим и изобразительным источникам.

Цель программы: формирование умений и навыков в области исторической реконструкции. Основным изучаемой эпохой является 16-17 век, регион – Сибирь.

Задачи:

Обучающие:

  • обучить основам исторического фехтования;

  • обучить базовым знаниям по истории костюма средних веков;

  • обучить простейшим навыкам кройки и шитья.

Развивающие:

  • развить силовые навыки учащихся;

  • развить навыки координации;

  • развить навык самостоятельной работы при выполнении учебных проектов;

  • развить интерес к дальнейшему изучению истории;

  • развить спортивное мастерство.

Воспитательные:

  • воспитать уважительное отношение к членам команды;

  • воспитать волевые качества учащихся;

  • воспитать интерес к изучению истории.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих.

Данная программа представляет собой первую попытку создать программу обучения исторической реконструкции. В программе совмещено обучение как навыкам анализа исторических источников и созданию комплексов русского костюма 17 века, так и методам использования предметов быта указанного периода. Так как изначально в исторической реконструкции много внимания уделялось фехтованию, то обучение фехтованию также включено в программу.

Впервые обучение исторической реконструкции ведется для детей среднего и старшего школьного возраста . Этот факт налагает на программу требование плавного перехода от простых тем к более сложным.

В отличие от других программ при обучении исторической реконструкции применен модульный принцип построения программы. Это позволяет гибко структурировать учебно-тематический план на год в зависимости от фактического состава группы и начальных навыков учащихся. Также модульный принцип позволит в дальнейшем легко дополнять программу путем создания новых разделов.

Срок реализации программы составляет два года.

Формы и режим занятий.

Форма проведения занятий – групповая. В процессе занятия иногда используется индивидуальный подход, учащимся могут даваться индивидуальные задания, помогающие лучше усвоить пройденный материал.

Режим занятия во время практических спортивных занятий включает в себя следующие части:

  • организационная (построение, приветствие, перекличка);

  • получение необходимого снаряжения;

  • разминка;

  • комплекс силовых упражнений;

  • специальные упражнения по теме занятия;

  • заминка.

Режим занятия во время практических занятий по моделированию костюма включает в себя следующие части:

  • организационная (приветствие, перекличка);

  • получение необходимого оборудования;

  • объяснение задания на текущее занятие;

  • работа учащихся под руководством педагога по выполнению задания;

  • подведение итогов.

Режим занятия во время проведения теоретического занятия включает в себя следующие части:

  • организационная (приветствие, перекличка);

  • объяснение темы текущего занятия;

  • лекция, объяснение, инструктаж (в зависимости от темы занятия);

  • опрос, тестирование;

  • подведение итогов.

Количество учащихся в группе – 12 человек.

Учащиеся занимаются 2 раза в неделю по 2 часа (2 раза по 40 минут с перерывом 10 минут). Общее количество часов в год составляет 152 часа.

Занятия по теории и практике проводятся на территории МБОУ СОШ № 44.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

По окончании первого года учащиеся будут знать:

  • основные понятия и термины, относящиеся к историческому фехтованию;

  • историю развития комплекса костюма средних веков;

  • спортивные правила проведения соревнований по историческому фехтованию.

Будут уметь:

  • выполнять основные атакующие и защитные фехтовальные движения;

  • изготавливать простейшие элементы исторического костюма;

  • соблюдать правила исторического фехтования и участвовать в соревнованиях.


Формы подведения итогов реализации программы.

Подведение итогов и проверка степени овладения учащимися материалами программы могут быть проведены в виде опроса, тестирования, спортивных зачетов и соревнований.



Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2016/2017 учебном году:


Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

2 года

Год обучения (первый, второй и т.д.)

первый

Возраст воспитанников

13-14

Количество воспитанников в группе в текущем учебном году

12

Количество часов в неделю

4 ч.

Общее количество часов в год







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Раздел

Теория

Практика

Всего

I

Раздел «Знакомство с историческим фехтованием».

8

16

24

1.1.

Вводное занятие.

1

-

1

1.2.

Знакомство с инвентарем для исторического фехтования.

1

-

1

1.3.

Базовые движения при фехтовании.

1

3

4

1.4.

Базовые виды атак и защит.

1

7

8

1.5.

Фехтовальный поединок.

2

4

6

1.6.

Заключительное занятие.

2

2

4

II

Раздел «Спортивное фехтование «меч-меч»».

5

39

44

2.1.

Вводное занятие.

1

2

3

2.2.

Дистанции ведения поединка.

1

11

12

2.3.

Специальные фехтовальные приемы.

-

10

10

2.4.

Тактика поединка «меч-меч».

1

5

6

2.5.

Спортивные поединки «меч-меч».

1

9

10

2.6.

Заключительное занятие.

1

2

3

III

Соревнование (открытый урок).

-

2

2

IV

Раздел «Основы исторического костюма».

8

25

33

4.1.

Вводное занятие.

1

-

1

4.2.

История средневекового костюма.

2

-

2

4.3.

Основы кройки и шитья.

2

2

4

4.4.

Изготовление рубахи «болотного человека».

1

14

15

4.5.

Изготовление штанов.

1

9

10

4.6.

Заключительное занятие.

1

-

1

V

Раздел «Спортивное фехтование «щит-меч».

6

45

55

5.1.

Вводное занятие.

1

2

3

5.2.

Базовые приемы использования щита.

1

3

4

5.3.

Стационарные защитные позиции.

-

6

6

5.4.

Дистанции ведения поединка.

1

4

5

5.5.

Тактика поединка «щит-меч».

1

7

8

5.6.

Спортивные поединки «щит-меч».

1

21

22

5.7.

Заключительное занятие.

1

2

3

VI

Соревнование (открытый урок).

-

2

2


ИТОГО:

27

125

152



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

При реализации программы в учебном процессе используются методические пособия, дидактические материалы, фото и видео материалы, исторические книги, материалы на компьютерных носителях.

Теоретические занятия проводятся с использованием элементов активных форм познавательной деятельности в виде бесед, диспутов, вопросов и ответов. Используются:

- словесные методы обучения – в виде лекций, объяснений, рассказов, бесед, диалогов, консультаций;

- методы проблемного обучения - в виде проблемного изложения материала, постановки проблемного вопроса;

- наглядные методы обучения - в виде использования макетов, спортивного фехтовального оборудования.

Практическое занятие проводится как урок или тренировка с использованием элементом активных форм познавательной деятельности в виде самостоятельной деятельности, соревнований, конкурсов, игр. Используются:

- словесные методы в виде объяснения;

- наглядные методы в виде показа;

- игровые методы.

Материально-техническое обеспечение программы:

Для реализации программы необходимы:

-основное помещение, оборудованная мастерская

-слесарные столы – 4 шт.,

-парты и стулья для группы 12 человек,

-исправное электроосвещение (основное и дополнительное), розетки с предохранительными устройствами,

-шкафы, мебель,

-необходимое оборудование, инструменты, материалы,

-средства первой медицинской помощи и пожаротушения,

-спортивное оборудование для фехтования (спортивные мечи, щиты, защита) из расчета на 10 человек,

-стойки для демонстрации исторических костюмов.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Мерцалова М.Н. «Костюм разных времен и народов», АО Академия Моды, Москва, 1993,

2. Кирпичников А.Н. «Древнерусское оружие», Издательство «Наука», ленинградское отделение, Ленинград, 1971,

3. «Исландские саги», Языки славянской культуры, Москва, 2004,

4. «Песнь о Роланде», Библиотека Всемирной Литературы, т. 10, издательство «Художественная литература», Москва, 1976,

5. «Песнь о Нибелунгах», "Наука", Ленинград, 1972.