МКОУ «БОДЕЕВСКАЯ СОШ»
История молока столь же древняя, как и история самого человечества
Исследовательская работа
Выполнила: ученица 10 класса
Бакулина Ольга Николаевна
Руководитель: учитель русского
языка и литературы
Волкова Ольга Владимировна
Бодеевка
2014
Содержание:
Введение……….……………………..……………………………….…………........3
Глава 1.Культ быка и коровы у древних славян …………………......…………….5
1.1. Этимология слов «КОРОВА» и «МОЛОКО»…………………......……………5
1.2. Происхождение русичей, корова Земун и Велес……………………………….6
1.3. Корова – буренка, боденушка, кравица.…………………..…………………….9
1.4. Бык – вол, вил, бугай……………………………………………………………10
1.5. Приметы и верования, связанные с крупным рогатым скотом и молоком….11
Глава 2. История народных сказок, легенд и праздников, связанных с почитанием крупного рогатого скота у славян.
2.1. Иван Быкович – Иван Коровий Сын ……………………...................................12
2.2. «Крошечка-Хаврошечка»………………………………………………………..13
2.3. «Молочные реки – кисельные берега»………………………………………….15
2.4. Легенды о коровах и славянские праздники……………………………………16
Заключение………………………………………………………………..…..……….18
Список информационных источников……………………………………………….21
Приложение……………………………………………………………………………22
Введение.
Молоко… Редкий народ не сложил о нем свою историю. Так, древние римляне считали, что Юпитер был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи и потому в качестве жертвы подносили грозному богу именно молоко. "Потчевали "им не только Юпитера, но и других богов и богинь, покровительствовавших плодородию, деторождению, пастухам и их стадам и т. д.
Человек давно познал целительную силу молока. В наши дни каждый знает, что молоко полезно, но насколько полезно, мало кто сможет сказать. Есть версия, что молоко – это единственный напиток в мире, который содержит такое большое количество питательных веществ естественного происхождения. Молоко обеспечивает белком и целым рядом других важных веществ, в том числе кальцием, фосфором, калием, рибофлавином, витаминами А и В12, магнием, углеводами и цинком. Молоко – это не только молоко. Это и сметана, творог, масло, кефир, йогурт, мороженое и т. Д. Можно ли представить повседневную жизнь без этих продуктов? Не зря Гиппократ говорил: «В молоке – совершенство». Многие века русский крестьянин стремился обеспечить свою семью сначала хлебом и молоком, а уж потом «чем бог пошлет». Отсюда и извечная мечта русского народа о «молочных реках «- символе сытости и благополучия. Первый же молочный ручеек человек открыл для себя примерно 7 – 8 тысяч лет назад, о чем свидетельствуют раскопки археологов, предания, легенды, сказки и мифы.
Выдающийся русский ученый С. П. Боткин называл молоко «драгоценным средством» для лечения болезней сердца и почек. В конце XIX века петербургский врач Карелль применил молоко для лечения заболеваний желудка, кишечника, печени и других болезней. Причем он впервые использовал обезжиренное молоко, постепенно увеличивая дозу от 3 до 12 стаканов в сутки и не давая больному другой пищи в течение нескольких дней. Такой метод лечения полностью оправдал себя и был одобрен Боткиным.
На сегодняшний день молоко является незаменимым продуктом человечества. Оно является обязательным продуктом детского питания. По химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения.
Но не все люди с удовольствием пьют молоко и едят молочные продукты. Сейчас все чаще молоко покупается в магазине. И на рынке очень часто появляется некачественная молочная продукция.
Сегодня много говорится о здоровом питании, в котором большое значение придается именно молочным продуктам. Все это дает нам право обозначить проблему изучения истории молока как актуальную.
Объект исследования: сказки, пословицы, поговорки, предания, легенды, мифы и обычаи славян, связанные с крупным рогатым скотом и молочной продукцией.
Предмет исследования: наличие данных об исключительно полезных свойствах молочной продукции.
Гипотеза исследования связана с предположением о том, что уже древние славяне понимали особое значение молока в жизни человека.
Цель исследования: подтвердить мнение о том, что уже наши предки понимали всю ценность молочных продуктов и считали их жизненно необходимыми.
Задачи:
Изучить различные предания, легенды, сказки, мифы и обычаи славян, связанные с крупным рогатым скотом и молочной продукцией.
Выяснить, как отражается тема молока в произведениях фольклора.
Выявить факты, говорящие о понимании значимости молока в питании человека.
Выявить общие взгляды славянского народа на молочную продукцию.
Метод исследования: целостный анализ с элементами сравнительного
анализа.
Практическое применение: материалы работы могут быть использованы
при проведении уроков, факультативных, семинарских занятий, во
внеклассной работе по русской и зарубежной литературе и истории.
Глава 1. Культ быка и коровы у древних славян
1.1. Этимология слов «КОРОВА» и «МОЛОКО»
История молока столь же древняя, как и история самого человечества. Историки еще спорят о точных датах, но из различных источников известно, что человек употреблял молоко в пищу уже 6000 – 10 000 лет назад. Коровы и овцы были приручены в регионах, которые сегодня известны как Иран и Афганистан, приблизительно за 9000 лет до нашей эры. Около 7000 лет до нашей эры скот пасли на территориях Турции и Африки. Древние греки и римляне первыми изобрели получение сыра из молока.
«МОЛОКО» - очень старое слово. Древнерусское – «молоко». Старославянское – «млеко». Общеславянское –«melko». Значение его так обозначается в толковых словарях: «Молоко» – «белая жидкость, вырабатываемая молочными железами женщин и самок животных, предназначенная для кормления детей и детенышей».
Слова с похожим значением встречаются во многих языках, например в литовском (malkas – «глоток»), латышском (malka – «питье»), готском (milhma – «облако»), это позволяет ученым предполагать, что слово возникло в индоевропейский период.
Происхождение слова «КОРОВА» не имеет среди филологов общеприемлемого объяснения и признается всеми этимологами как исключительно трудное. Представляется, что ключ к его объяснению содержится в некоторых несомненных русских параллелях, имеющих к тому же явную космическую направленность. Есть два исконно русских слова, позволяющих расшифровать смысл, закодированный в слове "корова". Во-первых, это однокоренное ныне выходящее из употребления слово "корочун", означавшее в прошлом зимнее солнцестояние, после чего зима поворачивала к лету. Видимо, в этом смысле "корочун" означал смерть зимы, что и дало второе значение самого слова -"внезапная смерть", сохранившееся по сей день - при утрате первоначального смысла. Итак, в связке однокоренных слов "корова - корочун" значение Солнца присутствует, хотя и в закодированном, но в прямом смысле.
В другом слове - "каравай" (ранее писалось и произносилось - "коровай") солярный смысл присутствует в снятом виде. Генетическая связь между словами "корова" и "коровай" сомнений не вызывает, более опосредована и скрыта связь между караваем и Солнцем, но и ее установить не так сложно. Каравай -- первоначально непременный элемент свадебного обряда (известны красные караваи, прямо олицетворявшие Солнце). В некоторых русских диалектах невеста называлась коровой, отсюда коровай - невестин хлеб, ибо призван был магически обеспечить плодовитость невесты и благополучие семьи. При этом бык олицетворял жениха. Популярная детская игровая песенка (несомненно древнего происхождения) с припевом "каравай, каравай, кого хочешь выбирай" также предполагает перемещение по кругу.
Все вышесказанное наводит на единственно возможное предположение, что корневая основа "кор" в однокоренных словах "корова", "корочун" и "коровай" связана по смыслу и происхождению с корневой основой "хор", где "к" и "х" - трансформирующиеся согласные звуки. Это доказывают и варианты русского слова "хоровод" - "коровод" (В.Даль) и "корогод" (М.Фасмер), означающий круговой танец (ср. "корона" -- кольцеобразный головной венец, от латинского слова, означающего "венок").
1.2. Происхождение русичей, корова Земун и Велес.
В древней Руси считалось, что русичи произошли от коровы Земун и ее потомства - Бурены, Даны, Амфелы. В "Велесовой книге " написано : " Мы - славяне, потомки Даждьбога, родившего нас через корову Земун, и потому мы - кравенцы: скифы, анты, русы, борусины и сурожцы". Корова Земун (священная Небесная Корова), как и Коза Седунь, была сотворена Родом на самой заре времён. Она является матерью Велеса от Рода Вышня. Поэтому Велес часто изображается как бык или человек с бычьей головой и зовётся Велесом-Коровичем. (по другой Версии, Велес явился в мир раньше Вышня, и явился Нисхождением Всевышнего. Вышень затем пришел к людям, и воплотился как Сын Сварога и Матери Сва. Как Сын, сотворивший Отца. А Велес явился Нисхождением Всевышнего для всего живого мира (для людей, волшебных племен и животных), и воплотился сыном Небесной Коровы и Рода. И потому Велес пришел раньше Вышня и проклыдывал Ему дорогу, готовил мир и людей к приходу Вышня. В день Велеса принято не есть молочные продукты в честь почитания Велеса-Коровича и его матери Коровы Земун. Велес - великий властитель, основа веры, третий лик Славянской Ведической Троицы. Вначале он явился как сын Рода и коровы Земун* (космической). Потому его видят Быкоглавым (слово «бык» - способ произношения слова «бог»). Он же Минотавр у древних греков, Говямард (Гайомард) в Древнем Иране («тавр», «говя» - значит «бык» - русские слова «тавро» (клеймо на быке), «говядина», а также «ман» - «человек», «смерд»).
Имя Велеса, по мнению многих исследователей, происходит от слова «волохатый» – мохнатый, что ясно указывает на связь божества со скотом, покровителем которого он является. Так же, слово «волхв» происходит от имени этого бога и от обычая его жрецов одеваться в вывороченные мехом наружу «волохатые» шубы для подражания своему божеству.
11 февраля отмечался Велесов День - Середина зимы. Вся природа в ледяном сне. И только одинокий Велес Коровин, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину «коровью смерть», но одолеть, не может. Поселяне в этот день кропят скотину водой, приговаривая:
Велес, скотий бог!
Дай счастья на гладких телушек
На толстых бычков
Чтоб со двора шли - играли
А с поля шли – скакали.
Молодицы в этот день пьют крепкий мёд, чтобы «коровы были ласковы», а затем бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы «волы были послушные». В этот день в требу приносится коровье масло. После зачина женщины совершают обряд опахивания для отгона «коровьей смерти». Для этого выбирается повещалка, которая повещает по всем домам: «Пора унять лихость коровью!». Женщины омывают руки водой и утирают их рушником, который носит повещалка. Затем повещалка приказывает мужскому полу «не выходить из избы ради беды великия». Повещалка с воплем: «Ай! Ай!» бьёт в сковороду и выходит из села. За ней идут женщины с ухватами, помелками, серпами и дубинами. Повещалка, сбросив с себя рубаху, произносит с неистовством клятву на «коровью смерть». Повещалке одевают хомут, подвозят соху и запрягают. Затем, с зажженными лучинами трижды опахивают селение (капище) «межеводной» бороздой. Женщины следуют за повещалкой на помелах в одних рубашках с распущенными волосами. Горе тому, кто во время шествия попадется навстречу, будь то животное или человек. По окончании шествия - обрядовый бой Велеса и Марены. Под подбадривающий крик собравшихся: «Велес, сшиби рог с зимы!», ряженый, одетый Велесом (турья личина, шкура, копьё), сшибает «рог с Марены». Затем начинается пир (запрещено употреблять говядину) и игрища.
Связь Велеса с Коровой Земун можно также увидеть из того, что славянская мифология представляет Велеса «как собственника скота» (чеш. vlastnik, «собственник», возможно, словац. диал. veles, «пастух»). Таким образом, восстанавливается связь пастуха с подземным царством и смертью, а также мифологема о боге этого царства как пастухе, пасущем души мёртвых». Во времена рождения мира «Велес в ночи шёл в Сварге по небесному молоку, по Млечному Пути, что излился из сосцов Небесной Коровы Земун. Велес – небесный пастух, он гнал по небу коров – дочерей Земун. И то молоко – суть небесная Ра-река» (древнее название р. Волги – «Вол» от имени Велеса/Волоса (Вол-Бык-Корова), «Га» – идущая), «…что течёт над земною Ра-рекою, которая суть грань между Явью и Навью, между Русью и миром иным, не ведомым, куда ушли пращуры Русов». В другие времена греческий бог леса и пастбищ Пан «…украл дочерей небесной коровы Земун – прекрасных коров Бурёну, Дону и Амелфу». Этимология имени «Земун» такова: «З» – «это», «М» – «мать», «Н» – «навь» = Это Мать Навья (мирового хаоса, из которого был создан мир). Именем Коровы Земун был назван город в бывшей Югославии – Земун, – у впадения реки Сава в Дунай. В настоящее время административно включен в состав Белграда, известного в качестве одного из древнейших очагов славянской культуры (ок. 6 тыс. лет до н.э.).
На Руси Велеса также называли Тавром Бусичем, Гвидоном, то есть Коровичем. Его именем названа Таврида (Крым). Гвидионом его звали кельты (в валлийской песни о Битве деревьев). В былинах дела Велеса - Тавра исполняет Ставр Годинович, в сказках делами его занят царь Гвидон. У Велеса много имен, он имеет множество ипостасей. Само имя Велес значит «великий властитель».
В устной русской традиции он являлся под именами, созвучными имени Велес (все герои, носящие эти имена, свершают деяния подобные деяниям Велеса). Так, наследниками Велеса в былинах стали Василий Буслаев, Алеша Попович (он же в украинских думах Олекса, то же что Велекса).
В русской христианской религии место Велеса заняли св. Власий - покровитель скота, св. Василий Великий Кесарийский - покровитель музыкантов, а также мученик Василий Анкирский. Они явили собой как бы три разных ипостаси Велеса.
1.3. Корова – буренка, боденушка, кравица.
В пастушескую эпоху у славян корова – одно из первых и крупнейшее из сельскохозяйственных животных. Стадо тучных коров, сравниваемое с плотными белыми облаками на небосклоне, считалось первым богатством скотовода. Недаром во многих индоевропейских языках слова “деньги” и “скот” звучат одинаково. Санскритский корень “go” (как, например, в слове говядина) означал главные силы природы – небо, землю и солнечные лучи.
Корова – питающая стихия, мать и кормилица, весенняя дождевая туча, сочащаяся живительной влагой, ревущая ураганными ветрами. Дождь и роса – молоко небесной коровы, им приписывались волшебные свойства, как и обычному молоку. Белая корова символизировала утреннюю зарю, черная – ночь и тьму. Рогами этой коровы служил месяц. Черная корова весь мир поборола – загадка, ответ на которую – ночь.
С черной коровой связан и жуткий образ славянского демона – Коровьей Смерти. Этот темный рогатый дух обходит стада, заражая их опасными болезнями. Ее появлением объясняли массовый необъяснимый падеж скота. Ведьмы иногда доят коров, задаивая до смерти.
Но светлые коровы – это легкие рассветные облака, которых Заря выгоняет поутру на небесное пастбище. Их молоко – это роса, в целебные свойства которой так верили наши предки. Время коровы – середина весны. Цвета – белый, черный, рыжий. Пословицы и приметы: - Купил мужик корову, привел домой, стал доить, ан бык; ин так и быть. - Долог у коровы язык, да не велели говорить. - Та бы корова молчала, что под медведем была. - И одна корова, да жрать здорова. - Которая корова пала, та по три удоя давала. - Утка в юбке, курочка в сапожках, селезень в сережках, корова в рогоже, да всех дороже. - Корова комола (безрога), лоб широкий, глазки узеньки, в стаде не пасется, в руки не дается – медведь. - Черная корова идет вечером впереди стада – к ненастью, пестрая – к переменной погоде, белая или рыжая – к вёдру.
1.4.Бык – вол, вил, бугай.
Если корова – это в первую очередь дойное животное, то бык использовался главным образом для пахотных работ. Отсюда и разделение их мифологических образов. Бык – олицетворение грубой и упрямой природной силы, похотливости, решительности, ярости, которую, впрочем, можно обуздать, что и сделали воспетые в легендах первые землепашцы.
Наши предки верили, что боги сами пахали на небесных быках и научили людей обрабатывать землю. Низкое бычье мычание породило немало сравнений и поэтических метафор. Это и гудение пчел (бучел, по старому) и рокот воды близ глубокой заводи (бучила) и плотные предгрозовые тучи (бычки) и крик выпи (водяного быка) в ночной мгле. Бык связывался с пахотными работами, с возрождением, с прибавлением и приростом. Многие народы мира поклонялись золотому тельцу – воплощению земного блага, богатства. Ярый тур – образ наступающей весны, олицетворение напористого животворящего водного потока и огненного дыхания, который сметает на пути остатки зимней скверны. Бычье око сравнивалось с озерами, имеющими округлую форму и родниками. Быка славили в весенний праздник Турицы и Коляды. Древний обычай гласил, что хозяин имел право на такой надел, какой мог запахать за один день. В сказке Добрыня ограждает русские земли от кочевников, пропахав глубокую борозду на огнедышащем Змее, закрепив таким образом священные границы. Время быка – середина весны. Цвета – рыжий, золотой, синий, красный. Пословицы и приметы: - Хвать быка за рога – ан вилы в руках. - Богатый, что бык рогатый: в тесные ворота не влезет.
1.5. Приметы и верования, связанные с крупным рогатым скотом и молоком.
На Руси крестьяне соблюдали тысячи примет, чтобы буренка оставалась здоровой. Например, после дойки нельзя подходить к открытому огню, а если молоко кипит, оно ни в коем случае не должно убегать. Старинные заветы доярки сейчас соблюдают редко, но даже среди огромного стада могут найти «свою» корову. Наши предки бережно относились и почитали корову, поскольку со времен одомашнивания этого животного, а произошло это около 8,5 тысяч лет тому назад, корова деревянная была символом космических сил, а вместе с быком составляла верховную божественную пару. Она также символизировала луну и небо, чему причиной были ее рога, напоминающие полумесяц, и ее молоко, ассоциировавшееся с Млечным Путем. В верованиях славян это животное олицетворяло богиню неба, кормилицу земли, которая своим молоком поит поля; молоко такой коровы - символ благодатного дождя. Часто облака также называли небесными коровами и ассоциировали корову с небесной водой.
Корова - наиболее почитаемое из домашних животных, требующее особой защиты от нечистой силы, способной отобрать молоко. В древности славяне, по-видимому, не забивали коров на мясо. Коров не режут, а продают даже в случае болезни или старости. И фактическая, и условная продажа заболевшей коровы воспринимается как магическое средство, способствующее её выздоровлению. У западных и южных славян в случае срочного (из-за болезни) забоя коровы её мясо не потребляли хозяева, а продавали его соседям или всем жителям села. Забивать коров — нетелей, яловок разрешалось на свадьбу, поминки и в редких случаях — на общественные праздники. Корова играет важную роль в погребальном обряде у восточных и западных славян. У восточных славян существовал обычай дарить корову священнику или бедняку сразу после похорон. На Украине и у западных славян верят, что крупный рогатый скот оплакивает смерть хозяина. В некоторых местах домашние животные сопровождают гроб с телом хозяина до церкви. По поведению коровы можно предсказать смерть в доме. Красная или чёрная коровы снятся к смерти. Коровы и телята, которых дарят беднякам, попадают на «тот свет», где имеются специальные загоны для них. В свадебном обрядовом комплексе и сопутствующем фольклоре корова ассоциируется с женщиной, невестой. Корова — обязательная часть приданого невесты у восточных и западных славян. У южных славян парни, приходящие колядовать на Рождество в дома любимых девушек, шли чистить хлев. У казаков на Тереке в святочные ночи парни срывали калитки с домов девушек лёгкого поведения, делали на площади из них «загородку», куда загоняли коров этих девушек.
Глава 2. История народных сказок, легенд и праздников, связанных с почитанием крупного рогатого скота у славян.
2.1. Иван Быкович – Иван Коровий Сын
Образы коровы и быка выступают в сказках, преданиях, песнях, пословицах и поговорках. В них животные говорят и мыслят, подобно нам, в то же время по-своему, по особым законам, часто верным и справедливым. Черты этих животных иногда находим мы в себе и окружающих («ласковый, как теленок», «трудится, как вол»…). Информацию об этом мы находим в устном народном творчестве, мифах, пословицах, поговорках и, конечно же, сказках.
Архетипы космических быка и коровы закодированы и в образах русского фольклора. Архаичные верования отложились и сохранились в известной русской сказке об Иване Быковиче - волшебном герое, обладавшем даром оборотничества и контактировавшем с традиционными персонажами русской мифологии (Чудо-юдо многоглавое, Баба-яга, безымянное чудовище, наподобие Вия, которому веки вилами поднимают). Космическая символика закодирована в некоторых образах этой сказки. Во-первых, герой сказки, хотя и Быкович по отчеству, но родила его корова-мать от златоперого ерша, поев остатки от царского обеда. Золотая же рыбка - всего лишь трансформированный образ Солнца - но не того, что на небе, а того, что отражается в воде (море, реке, озере) и кажется золотой рыбкой в глубине (нашим предкам оптические законы физики известны не были). Во-вторых, Иван Быкович занят поиском Царицы Золотые Кудри и женится на ней. Царица эта звездно-небесного происхождения: под конец сказки она обращается звездой и прячется на небе среди своих сестер. При помощи друга-звездочета Иван Быкович возвращает ее назад: "Сорвалась звездочка с своего места, быстро покатилась по небу, упала на корабль и обернулась Царицею Золотые Кудри".
В ряде сказочных вариантов Иван Быкович именуется Иваном Коровьим Сыном, что не только соответствует действительной сюжетной канве, но и отражает определенную стадию социально-экономического быта русского народа, когда корова-кормилица сравнивается по своему значению с тягловым быком, а при замене последнего конем вообще выдвигается на передний план. Как и во многих мифологических и архаических религиозных системах, корова у славян -символ плодородия, изобилия и благоденствия, а бык - символ могущества и богатства. Традиция возвеличивания образа коровы, восходящая и к древнеегипетской мифологии, и к ведийской, а затем и индуистской религии, где корова до сих пор священное животное, - эта традиция закрепилась и в русском народном миросозерцании и сохранилась вплоть до нынешних времен, оказав, в частности, воздействие на творчество новокрестьянских поэтов - С.Есенина и Н.Клюева.
2.2. «Крошечка-Хаврошечка»
В русской народной сказке «Крошечка Хаврошечка» бедной сироте помогает «коровушка-матушка». В похожей по смыслу сказке «Буренушка» также рассказывается о волшебной корове, которая дает девушке-сиротке еду, питье и хорошее платье.
«Крошечка Хаврошечка» – удивительная по содержанию книга мудрости русских людей. Как и любая другая сказка нашего народа, «Крошечка Хаврошечка» представляет сведения о жизни и верованиях древних людей. И для того, чтобы отгадать хотя бы некоторые из тайн, необходимо просто вдумчиво прочитать сказку «Крошечка Хаврошечка». Ведь создавались русские народные сказки для нас с вами. Древние люди чтили предков и заботились о потомках. Поэтому оставили нам свои произведения, в которых постарались доступнейшим образом изъяснить все прелести жизни на Земле.
«Крошечка Хаврошечка» наилучшим способом показывает древнейшие представления о верованиях славян. Во-первых, в сказке «Крошечка Хаврошечка» показаны метаморфозы: коровушка перевоплощается в яблоньку и продолжает помогать девочке. Если связать всё это с поверьем людей того времени, у каждой семьи есть своё тотемное животное, а иными словами, первопредок. Корова и есть тот самый прапредок, пришедший помочь девочке в земном мире. Вот почему корова говорит девочке, чтобы та не ела её, ведь она для неё – тотемное животное. С помощью коровы Крошечка Хаврошечка справляется с труднейшими заданиями мачехи. Перевоплощаясь из животного в волшебное дерево, коровушка продолжает помогать девочке и благодаря этой помощи девочка находит достойного суженого. Сказка «Крошечка Хаврошечка» заканчивается созданием новой благополучной семьи. Во-вторых, по представлениям древнего человека получить мудрость можно только от предков. Но они находятся и ином мире. Вот почему в народных сказках так много переходов в символический «иной мир» (лес, полянка и др.). Примеры тому вы найдете в сказках: «Иван Царевич и Серый Волк», «Красная шапочка», «Сказка 12 месяцев», «Царевна Лягушка» и многих других сказках. В-третьих, древние люди верили в стихии. Вот почему в старых добрых сказках силы природы помогают людям. Это могли быть и Месяц, и Солнце, и Морозко, и Водяной, и другие персонажи (см. «Летучий корабль», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка Морозко», «сказка Конёк-Горбунок»). В-четвёртых, люди полагали, что образы мира природы – это перевоплощённые люди, поэтому так легко находит Крошечка Хаврошечка общий язык с коровой и яблонькой. А когда Крошечка Хаврошечка влезала корове в одно ухо и вылезала в другое, набиралась силы от первопредка и становилась непобедимой — ещё одно из поверий славян.
2.3. «Молочные реки – кисельные берега».
С давних времен человек стремился обеспечить свою семью сначала хлебом и молоком, а уж потом «чем Бог пошлет». Молоко и хлеб – обязательны, остальное – желательно. Отсюда и мечта о «молочных реках и кисельных берегах» – символе сытости и благополучия.
У румын известны сказочные молочные реки с берегами из мамалыги – кукурузной каши. В якутской мифологии молочная река является символом довольства и изобилия. В самых различных мифологических традициях Евразии молочная река является райским символом верхнего мира. О земле, где течет молоко и мед, как о прекрасной цели скитаний еврейского народа, упоминается в библейском Ветхом Завете. В армянском эпосе "Давид Сасунский" говорится о молочном источнике, помещенном на вершине горы. Наконец, как не вспомнить название "Млечный путь", который, согласно греческому мифу, образовался из пролитого молока богини Геры.
«Молочные реки и кисельные берега» – одно из популярнейших русских выражений. Оно – символ беззаботной и привольной жизни, неиссякаемого материального достатка и благополучия. Выражение это знакомо нам по сказке «Гуси-лебеди», его можно найти и в «Сказке о царе Горохе»: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох».
Кисель с молоком был на Руси лакомством – одним из любимых праздничных блюд. Кисель, залитый молоком, свидетельствовал о благосостоянии крестьянского дома. Следует подчеркнуть, что кисель этот готовился из овса. То есть густой овсяный кисель с молоком – не что иное, как молоко и хлеб – традиционный фундамент семейного благополучия.
Было бы молоко с хлебом – всё остальное приложится.
Есть еще одна версия, которая говорит, что в данном выражении упоминается реальная река Молога в Тверской области. Молога – значит «молочная». Берега её всегда назывались кисельными по той простой причине, что были густо заращены дикой лесной смородиной, которую собирало местное население и варило из неё кисель.
2.4.Легенды о коровах и славянские праздники.
На Русском Севере и у южных славян известны легенды о мифических коровах, обитающих в озёрах. Иногда они выходят на прибрежные луга, и тогда человек может отбить одну корову от стада, обежав вокруг неё. Такая корова даёт очень много молока и всегда крепка и здорова. Корова и бык связаны в народной культуре также с небесной водой, облаками, осадками. По их поведению (когда они поднимают головы к небу, бьются рогами, подпрыгивают) можно было предугадать дождливую погоду. Чёрные и тёмного окраса коровы, возглавляющие стадо при возвращении с пастбища, также предвещали дождь. В Сербии верили, что внутри дождевого облака находится бык или корова и можно услышать доносящееся оттуда мычание. Такие же представления выражены в белорусской загадке: «Белая корова тростник поломала» (снег). Поэтому во время засухи вызывают дождь сжиганием коровьего навоза. Более чётко выражена в славянской народной культуре связь облачности, атмосферных осадков, воды с молоком. Русские считали, что если молоко при доении сильно пенится, то это к ненастной погоде, а «тёмные святки», облачность в ночь под Рождество Христово сулят большие удои молока в наступающем году. У южных славян утром в Юрьев день хозяйка взбивала масло из молока, а дочь залезала на крышу дома. «Какая погода? — спрашивала мать. По всей земле — солнце, над нашим домом — облако», — отвечала девочка. Этот обряд должен был способствовать увеличению молока у коров. С той же целью коров выгоняли пастись в Юрьев день, на Троицу, в день Ивана Купалы очень рано, «на росу».
Вода — основное магическое средство, применявшееся для повышения молочности коров. При первом выгоне коров в стадо на Юрьев день, Рождество и в другие праздники их обливали водой, окропляли святой водой, прогоняли между полными вёдрами. С этой же целью обливали и пастухов. Украинская хозяйка всякий раз, беря воду из колодца, обращалась к воде с заговором, в котором просила прибавить молока коровам. На Русском Севере пастух должен был на всё время летнего выпаса закопать «отпуск» (письменный текст заговора) в сырое место у воды, иначе у коров будет мало молока. В Карпатах существовал обычай первое молоко, выдоенное после отёла, выливать в быструю речку. Молоко коров противопоставлено небесному огню, стихии огня. Если первый весенний гром загремит, когда корова ещё не в хлеву, то они не будут давать много молока. В некоторых местах Болгарии верят, что молния и гром выпивают у коров молоко. В животноводческой практике всех славян существует запрет подходить к огню, очагу сразу после дойки коровы: прежде нужно вымыть руки. Корова — объект постоянной заботы или, наоборот, преследований домового (или других опекунов хозяйства — ласки, ужа, петуха). Ласку и ужа нельзя убивать, так как вместе с ними сразу же падёт корова. Следует держать коров. той масти, которая совпадает с окрасом домашней ласки. Существуют верования, что уж сосёт молоко у коров. Убивать такого ужа нельзя: корова будет тосковать по нему и погибнет. Нельзя бить коров палкой, которой убили ужа: корова будет «сохнуть». Корова может быть демоническим существом. Украинцы и белорусы представляли себе холеру в образах женщины с коровьими ногами, чёрной коровой, женщины, сидящей на чёрной корове. В корову может оборачиваться ведьма, в виде коровы может являться клад. Гуцулы верят, что в хозяйстве может быть демоническая корова «полубэрок» — корова с коротким ребром. Если она сдохнет, то в этом хозяйстве сдохнут подряд ещё девять коров.
Заключение
Молоко у славян — один из главных видов пищи (наряду с хлебом), объект мифологических верований, магических ритуалов и защиты. Материнское молоко как «генетический» продукт наделяется сакральным значением; молочное родство охраняется обычным правом наряду с другими видами ритуального (искусственного) родства.
Древнему человеку, чтобы догадаться, что молоко есть пища, видимо, не требовалось много времени и смекалки. Женщина грудным молоком кормила своего ребенка. Охотники наблюдали, как дикие животные молоком растят своих детенышей.
Только откуда взять его для племени — вот была задача. Ее надо было решать. Это наших предков со временем подтолкнуло к мысли — нельзя ли тех животных, которые имеют молоко, приручить, одомашнить. Тогда дополнительная пища, без поисков вдали, была бы под рукой. Мало-помалу люди начали одомашнивать животных. Научились их доить.
Содержать дойных животных было вдвойне и даже втройне выгодно. Животное давало молоко. Когда надои уменьшались, его пускали под мясо. Было мясо без охоты, шкурки пригодились для одежды.
Многие источники свидетельствуют, что в Европе молочный домашний скот разводили еще раньше, чем в шестом тысячелетии до нашей эры. И только в Новом Свете (Америке) производством молока стали заниматься относительно недавно (500 лет назад) после того, как этот континент был открыт Колумбом и там поселились европейцы.
Сколько же лет молоку? У молока своя длинная история. При раскопках доисторических поселений Триполья, на Украине археологи находят подойники, отстойники для приготовления творога. По ним можно судить, как давно, больше 5000 лет назад, пользовались молоком.
Возле становища первобытного человека появились стада одомашненных коров, а в лесах и степях водились их дикие предки — могучие туры. В старых летописях сохранились рассказы об охоте на этих могучих животных.
Что это за животные? В XVШ веке известный тогда зоолог Гамильтон Смит и другие зоологи после долгих поисков отыскали страну, где недавно жил тур. Они попали в Польшу, в глухие леса, принадлежавшие знатному польскому графу Миловецкому. Итальянские послы, австрийские герцоги, русские князья приезжали сюда для охоты на туров.
Пожалуй, больше всего туров водилось в Древней Руси. Люди стали приводить из степей и лесов и держать в загоне молодых турят. На племя сохраняли самых смирных. От них и пошли домашние животные. Тур — родня нашей коровы.
Долгое время коровы ходили под ярмом: обрабатывали поля, возили поклажу и давали мало молока. Но около 500 лет назад в северных областях нашей страны было уже много молочных коров. Народ-труженик одарил их особой любовью: «Коровушка-поилица, кормилица», «Корова во дворе — обед на столе», — говорили о них народные пословицы. Немало пришлось потрудиться, чтобы выбрать лучших и постепенно вывести молочные породы.
А теперь большинство людей пьют коровье молоко. Почти 10 тысяч литров потребляет человек за всю жизнь. Никто не поспорит с тем, что молоко – древнейший продукт, с незапамятных времен и доныне питавший и питающий человека. Воздавая хвалу ему, историческая память пронесла через череду веков множество мифов, преданий, легенд и сказок, связанных с чудодейственными свойствами этого напитка.
Список информационных источников
1. Донченко Л.В. Надыкта В.Д., История основных пищевых продуктов, М.: ДеЛи принт, 2006 г., 296 с.
2. Мифологический словарь. Гл. ред. Е. М. Мелетинский, М.: «Советская Энциклопедия», 1991 г., 736 с.
3. Молочная река, кисельные берега (кисель из овсяного молока с молоком) – URL: 4
http://hlebopechka.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=126&topic=/371869.0/ Дата обращения: 21.03.2014.
4. Пономарева В. Какими преданиями овеяна история… молока? – URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26002/Дата обращения: 21.03.2014.
5.Семёнова М. «Мы – славяне! Популярная энциклопедия», СПб.: Азбука, 1998г., 560 с.
Приложение 1.

Рисунок 1. Крошечка Хаврошечка. Автор: Бакулина Ольга.
Приложение 2.

Рисунок 2. Молочная река – кисельные берега. Автор: Бакулина Ольга.
24