В историческом развитии оперное искусство претерпело немало изменений. Первые оперы были созданы в Италии на рубеже XVI - XVII веков авторами Я.Пери и К.Монтеверди. Эти ранние оперы, сочинявшиеся на сюжеты античных мифов и древней истории, состояли, в основном, из сольных вокальных номеров и сопровождались небольшими музыкальными ансамблями. В конце XVII - начале XVIII века на этой основе возник жанр так называемой оперы-сериа (по-итальянски - seria - серьёзная). Эта опера создавалась на исторический или мифологический сюжет, её содержание было трагедийным. В центре стоял герой и его драматическая участь. В музыке главное место занимало виртуозное сольное пение, богато и разнообразно украшенное; хор и балет отсутствовали. Крупнейшими мастерами оперы-сериа были А.Скарлатти и Г.Гендель.
В середине XVIII века австрийский композитор К.Глюк произвёл коренную реформу оперы - в борьбе против излишней виртуозности он достиг выразительной простоты вокальных партий, приблизив музыку к интонациям сценической речи. Наиболее известна этим его опера «Орфей».
Параллельно с этим в разных странах развивалась комическая опера с оживлённым сценическим действием, весёлым, занимательным сюжетом и простыми и мелодичными вокальными партиями, напоминающими народные песни. Этот вид оперы получил название опера-буффа (по-итальянски - buffa - комическая). Этот жанр не содержит разговорных сцен, вместо них широко применяется речитатив. Опера-буффа была весьма популярна среди демократических слоёв населения. Виднейшие
авторыопер-буффа - Д.Перголези («Служанка-госпожа»), Д.Чимароза («Тайный брак»), Д.Паизелло, Й.Гайдн, А.Гретри, П.Монсиньи, В.Моцарт. Вершиной и вместе с тем последней ступенью развития оперы-буффа является «Севильский цирюльник» Д.Россини.
В первой половине XIX века видное место в европейском театре занял жанр так называемой «большой оперы» илигранд-опера - весьма эффектной, но часто нарушавшей требования художественной правды. Видный творец в этом жанре - Д.Мейербер и его работы «Гугеноты», «Пророк». В борьбе с недостатками гранд-оперы выдвинулось реалистическое течение, наиболее яркими представителями которого явились Д.Верди и Ж.Бизе. Отдав в молодости предпочтение гранд-опере, в зрелые годы Верди создал такие замечательные образцы реалистической оперы, как «Травиата», «Риголетто», «Отелло». Одна из вершин мирового оперного искусства и образец реалистической оперы - подлинно народная, полная волнующей жизненной правды опера «Кармен» Бизе. Другим течением, примкнувшим к идеям реализма, стал «веризм» (по-итальянски - vero - правдивый). Его представители - П.Масканьи, Р.Леонкавалло, Д.Пуччини. Их оперы в стиле веризма рисуют жизнь людей из народа и популярны благодаря мелодичной музыке, близкой к народной песенности.
Видное место в оперном искусстве XIX века заняло творчество Р.Вагнера. Выступая против мишурного блеска «большой оперы», Вагнер создал на основе немецких народных легенд музыкальные драмы, наполненные глубоким философским содержанием («Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», тетралогия «Кольцо нибелунга»). Оперы Вагнера значительно приближены к драме за счёт того, что Вагнер отказался делить свои оперы на отдельные номера, чем добился неразрывности сценического действия. Вагнер доверил симфоническому оркестру важнейшую роль, тем самым достигнув огромной напряжённости симфонического развития. Реформа вагнера оказала большое влияние как на развитие немецкой оперы, так и на развитие всего оперного искусства.
В XIX веке одно из ведущих мест в мировом искусстве заняла русская опера. Начало блестящему развитию русского музыкального театра положил М.Глинка операми «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». В его творчестве определились основные черты русской оперной классики: высокая идейность,
художественная правдивость, близость к народной песенности, великолепное мастерства и новаторство. Традиции Глинки нашли многостороннее развитие у его продолжателей в XX веке - А.Даргомыжского («Русалка»), М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакова («Снегурочка», «Садко»), П.Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая Дама»). В жанре реалистической оперы больших успехов достигли Д.Шостакович («Катерина Измайлова»), С.Прокофьев («Война и мир». «Семён Котко», «Дуэнья»), Т.Хренников («В бурю», «Мать»), И.Дзержинский («Тихий Дон»), Д.Кабалевский («Кола Брюньон», «Семья Тараса»).
Опера оказала большое влияние на формирование таких теперь уже самостоятельных музыкальных произведений, как оперетта, оратория и кантата.
Как самостоятельный жанр, оперетта - музыкально-сценическое произведение комедийного содержания с вокально-танцевальными сценами в сопровождении оркестра и с разговорными эпизодами - возникла во Франции сравнительно недавно - в середине XIX века и носила характер злободневной сатиры. В венских опереттах сильнее выражено лирическое начало, мелодика близка австрийской и венгерской музыке. В современных американских опереттах сказывается влияние джаза и негритянского фольклора. Русские оперетты отличаются развлекательностью в бытовых сценах. Мировыми звёздами оперетты являются Оффенбах, Штраус-сын, Легар, Кальман, И.Дунаевский.
Впитав многие элементы оперы, на рубеже XVI - XVII веков зародились оратория (по-итальянски - oratio - красноречие) и кантата (по-итальянски - cantare - петь) - многочастные вокально-симфонические произведения для солистов, хора и оркестра. Оратория обычно состоит из хоровых эпизодов, симфонических фрагментов и законченных вокальных номеров. От кантаты она отличается значительностью содержания, развитым сюжетом, масштабностью формы. Между тем, термины «кантата» и «оратория» применимы в одинаковой мере ко многим произведениям современной музыки. К жанру оратории близки месса, реквием и страсти. Все они поначалу создавались исключительно на религиозную тематику, хотя, в дальнейшем все эти жанры всё более отходят от религиозного ко светскому сюжету. Выдающиеся образцы произведений такого рода создали Г.Гендель, Й.Гайдн («Сотворение мира», «Времена года»), И.С.Бах, В.Моцарт, Бетховен, Берлиоз, Верди, Брамс, Онеггер, Орф, Свиридов.