Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Данцевская основная общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Масловского Ивана Федоровича»
Богучарского муниципального района Воронежской области
Районная краеведческая конференция обучающихся
Секция: Этнография.
История появления маслобойки.
Подготовила:
Касаткина Мария Викторовна, обучающаяся 9 класса
МКОУ « Данцевская ООШ им. Героя Советского
Союза И.Ф. Масловского»,
396755, Воронежская обл., Богучарский р-н,
с. Данцевка, улица 1мая, 15 (адр. школы);
396755, Воронежская обл., Богучарский р-н,
с. Данцевка, ул. Гагарина, 2 (дом. адр.);
Конт. телефон: (920) 217-10-25;
E-mail: [email protected]
Руководитель:
Безуглова Валентина Ивановна, учитель истории
МКОУ «Данцевская ООШ
им. Героя Советского Союза И.Ф. Масловского ,
396755, Воронежская обл., Богучарский р-н,
с. Данцевка, ул. Новая, д. 8;
Конт. телефон: (906)67-65-129;
E-mail: [email protected]
с. Данцевка
2024
Оглавление
Введение ______________________________________________________3
Глава 1. История маслобойки_____________________________________ 5
- легенды о масле _______________________________________________5
- «Чем лясы точить, лучше масло колотить»________________________6
- от мутовки до пахталки _________________________________________6
- маслобойка сегодня - сепаратор __________________________________8
Глава 2. Исследование по теме____________________________________10
- мастер Бережной В.____________________________________________10
- устами старожил глаголит память_______________________________10
Заключение ___________________________________________________13
Список литературы_____________________________________________14
Приложение___________________________________________________15
Введение.
В сентябре этого учебного года в нашей школе прошла акция «День дарения экспонатов в школьный музей». Совет музея «Наша малая Родина» стал инициатором этой акции. Цель акции - пополнить школьную краеведческую экспозицию старинными вещами, которые навсегда ушли из нашего обихода и окончательно забыты. Но мир старинных вещей – это особый мир. Это мир истории нашей страны и родного края. Самый интересный экспонат был подарен музею Натальей Александровной Забальской, директором нашей школы. Это был какой-то странный деревянный ящик с ручкой. «Это шарманка?» – спросила я у Натальи Александровны. «Нет, - улыбнувшись, ответила она. – Вот открой крышку и вдохни запах. Сама поймешь!» Я вдохнула и застыла. Там пахло… молоком! Значит, здесь хранили молоко? Зачем тогда ручка и внутри какая-то вращающаяся дощечка? «Вот на эти вопросы ответы постарайся найти сама», - посоветовала мне Наталья Александровна.
Вот так у меня появилась идея для нового исследования.
Актуальность данного исследования состоит в том, что в настоящее время с лица земли бесследно исчезают деревни и сёла, а вместе с ними уникальная домовая утварь, поэтому описание, изучение, классификация существующих деревянных или любых других изделий позволяют сохранить для будущих поколений этот пласт русской культуры. Всё вышесказанное придаёт особую актуальность подобным исследованиям.
Я даже не ожидала, что работа над темой так меня увлечёт, при этом активными помощниками при сборе материала стали члены моей семьи, учащиеся школы, жители села. И ответ был найден, экспонат опознан! «Это маслобойка!» - утверждал поиск по фото в интернете. «Это пахталка!» - утверждала бабушка Анна Власовна Капустина, старожил нашего села. Так определилась и тема моего исследования: «История появления маслобойки».
Цель работы: изучить закономерность усовершенствования предметов материальной культуры на примере истории появления маслобойки (пахталки).
Задачи:
изучить необходимую информацию по теме, используя различные источники;
систематизировать полученные сведения по историческим эпохам;
проследить эволюцию предмета нашего исследования – маслобойки;
изучить конструкцию и принцип работы пахталки;
провести анкетирование среди учащихся и учителей школы, жителей села по теме исследования.
Считаю, что практическая значимость моей работы в том, что может использоваться школьниками для повышения образовательного уровня при при подготовке к экскурсиям, внеклассным мероприятиям по истории родного края.
Объект исследования – этнографический объект - маслобойка (пахталка).
Предмет исследования – история и технология использования маслобойки.
В процессе работы над темой я изучала справочники, энциклопедии, специальную литературу по теме, использовала ресурсы сети Интернет1. Также я провела анкетирование учащихся, учителей и жителей села. Одним из основных источников по теме стали работы профессора, автора 9 научных книг по маслоделию Франца Адамовича Вышемирского2 и публикации о создателе молочной промышленности России Верещагине Н.В.3
Методы исследования: поисковый, изучение и анализ письменных источников, семейных архивов, анкетирование, анализ полученной информации. Новизна исследования заключается в самостоятельном изучении темы и проведении комплексного историко-культурного анализа традиционных предметов быта у российских крестьян.
Глава 1. История маслобойки
Как утверждает одна из легенд, история сливочного масла началась со скифов. Отправляясь в поход, скотовод-кочевник прикрепил к седлу коня кувшин с жирным молоком. После долгого пути он заглянул в кувшин и обнаружил там взбитую массу. Так, по легенде, появилось сливочное масло. Писатель Л. Пантелеев тоже поведал нам притчу о двух лягушках1. Помните, как одна из лягушек сбивала сметану, пока не почувствовала под лапками масло?
А самое раннее письменное упоминание о сбивании масла можно найти в Библии, оно относится приблизительно к 2000 году до н. э. На Руси сливочное масло научились сбивать уже в IX веке. А продавать в заморские страны стали в 13 веке. В договоре Новгородской республики с немцами от 1270 года есть упоминание о цене «горшка масла». Сливочное масло в Древней Руси пользовалось почетом. Лучшие сорта готовили из цельного молока, сливок и сметаны. Для готовки использовали так называемое «кухонное» масло — сырьем для него служил «вершок» кислого молока.
На Руси, наряду с другими домашними делами, сбивание масла, главным образом, было женским делом. Сколько труда и времени нужно было женщине, чтобы вручную сбить масло!
История создания приспособлений и аппаратов для изготовления сливочного масла началась с глиняного кувшина. Масло взбивали простым способом: в кувшин с узким горлышком сливали сливки с 5-6 удоев молока, клали в кувшин, плотно завязывали холстиной и начинали вручную взбивать. Процедура занимала длительное время, часа три. Затем развязывали кувшин и осторожно сливали маслянку. Масло собиралось вокруг ложек, его собирали, промывали холодной водой, делали ему форму кружочка и ставили в прохладное место.
1 Пантелеев Л. Две лягушки. - М.: издательство «Детская литература», 1972.
«Чем лясы точить, лучше масло колотить», – говорили когда-то и у нас в Данцевке. «Колотить» от старославянского слова – сколотина (так называли кусочки масла, которые собирались вокруг ложек при взбивании сметаны/вершка в глиняном горшке, крынке).
Сбивание масла в старой кухне – процесс длительный и неторопливый. Очень важно при этом строго и тщательно выполнять все операции и традиции, в том числе. Поэтому процесс изготовления сливочного масла старались держать подальше от посторонних глаз. Женщина вставала рано утром и где-нибудь у себя во дворе, чтобы никто не видел, это масло взбивала. Потому что любой недобрый, злой посторонний взгляд мог испортить этот ценный продукт. У этой древней технологии получения масла были и другие свои запреты и поверья. Акиева П. Х. в своём этнографическом труде пишет: «Взбивали масло только женщины. Занимались этим не всякие женщины, а только те, у которых была «лёгкая рука». Особенно это занятие было запрещено выполнять женщинам, вернувшимся с похорон. Нельзя было входить в комнату, где взбивали масло роженице, если после родов не прошло сорок дней. Запрещалось входить в эту комнату женщине в последние дни беременности»1.
Первым ручным приспособлением для взбивания масла считается мутовка. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля «мутовка - всякий снаряд для... пахтанья, мешанья и взболтни»24. То есть мутовка – это попросту мешалка, палка с сучками на конце. Мутовку делал из обрезанных веток ели или сосны. У этих деревьев они растут вокруг ствола на мутовчатое. Верхушку дерева срезали, оставляли небольшие сучки, зачищали, сушили, пропитывали заготовку растительным маслом – и вот ещё одна помощница в домашних делах. Чаще всего у мутовок 5-7 сучков. По приметам мутовка с чётным числом считалась неправильной, её даже выбрасывали. Рукоять мутовки зажимали между ладонями и вращали её в горшках/крынках. Позже появилась маслобойка - приспособление для изготовления сливочного масла из слегка скисшего молока, сливок или сметаны, путём взбивания. Главное условие - жирность исходного продукта не менее 25%. Получение масла происходит в процессе постоянного взбалтывания продукта о стенки емкости. Результат такого взбалтывания – это сливочное масло и пахта, именно от этого слова и называли в старину такие приспособления – па́хталки. Оно происходит от финского слова «пахта» – обезжиренные сливки из коровьего молока. Фины славились своим умением долго и качественно взбивать сливки, и их масло было чистым и самым что ни на есть вкусным. В Толковом словаре Ушакова «ПАХТАЛКА, пахталки, жен. (спец., обл.) - кадушка, в которой пахтают масло, ручная маслобойка»51
Изначально маслобойки были деревянные. Они легче удерживают температуру налитого в них молока или сливок. Деревянные маслобойки по устройству ударного механизма могут быть или толкачные, т. е. снабженные толкачом, двигающимся вверх и вниз, или ударные, т. е. имеющие особый вращающийся механизм, расположенный на вертикальной или горизонтальной оси.
Самый древний тип маслобойки — напольная маслобойка – это деревянный сосуд цилиндрической формы, выдолбленный из цельного ствола дерева (обычно дуба). Длинная ручка с закрепленной на конце деревянной крестообразной пластиной – толкач. Отсюда и народное название этих маслобоек — толкачная. В маслобойку наливали сливки и начинали пахтанье масла — взбивание сливок движением толкача/поршня вверх-вниз. Примерно через час происходило отделение молочного жира, кусочки которого слипались, становясь всё более плотными. Их вынимали, промывали холодной водой и лепили продолговатый ком весом в 1 фунт — 450 граммов. Фунтами масло продавали на базаре. Оставшаяся после пахтанья сыворотка тоже шла в дело: на ней пекли пироги и блины, она очень хорошо утоляла жажду в знойный день. Потом начали использовать деревянные настольные маслобойки или вращательные. Они изготавливались вручную и были разной формы: круглые, цилиндрические, четырехгранные, многогранные или в форме бочонка. Делали их бондари из деревянных дощечек – клёпок, используя лиственные породы деревьев: ольху, липу, орешник, красную вербу. Соединялись клёпы обручами - прутьями из ивы или черемухи. Но на Руси считалось, что самое вкусное масло получается в бочонке из липы. Чтобы маслобойка служила дольше и была прочнее, при изготовлении мастер опускал её на некоторое время в воду. Этот процесс позволял дощечкам плотно прилечь друг к другу, без образования щелей. Верхняя часть закрывается крышкой. С торца маслобойки снабжены вращающейся ручкой с колесом, которые приводят в движение расположенные внутри тулова деревянные лопасти для сбивания масляной массы.
Сделанная однажды, маслобойка передавалась из поколения в поколение, превращаясь в семейную реликвию.
Постоянные поиски путей совершенствования неудобных методов получения сливок, завершились изобретением сепаратора. В России это произошло во второй половине 19 века благодаря труду Николая Васильевича Верещагина, который создал технологию производства сливочного масла - нагревание высокожирных сливок до экстремально высоких температур и их сепарирование16.Это собственно и считается началом производственного использования сепараторов в нашей стране. А Верещагин не просто стал родоначальником русского сыроварения и маслоделия. Он сотворил всю молочную промышленность в России (до Верещагина её просто не существовало).
В наше время молочные сепараторы центробежного типа активно применяются и в пищевой промышленности, и в домашнем хозяйстве.
Таким образом, пахталка прошла длительный путь развития: от сбивания масла мутовкой до электрического сепаратора. И пословица «Жизнь прожить, не мутовку облизать» тому подтверждение.
А старинная маслобойка и сегодня напоминает о себе каждому из нас. В начале ХХ века она стала прообразом для создания стиральной машины.
Глава 2. Исследование по теме
Фондовая коллекция школьного музея «Наша малая Родина» содержит немало любопытных предметов, имеющих необычные истории. Исключением не стала и ручная деревянная настольная (вращательная) маслобойка71. Эта маслобойка имеет шестигранную форму с горизонтально расположенным ударным (вращательным) механизмом внутри. Край емкости прямоугольной формы, закрывается деревянной крышкой. Внутри корпуса металлическая ось с двумя деревянными лопастями. Снаружи ось заканчивается Г- образной ручкой с деревянной рукояткой.
Мастер, руками которого сделана эта маслобойка, доводится дедом Н.А. Забальской по отцовской линии. Имя его – Бережной Виктор, уроженец п. Чертково Ростовской области. Маслобойка была предметом его особой гордости и не только потому, что говорила о достатке в доме, о сытости домочадцев, а потому, что хотел облегчить работу натруженных рук своей жены любимой… Этот простой, на первый взгляд, агрегат намного упрощал работу, ведь сбивание сливок толкушкой или другой кухонной утварью был более трудоемким процессом.
Как пользоваться пахталкой? Я задавала этот вопрос школьникам, и ответ был единогласным: «Впервые слышим слово «пахталка» и не знаем о способах ее применения». Люди старшего поколения (Анна Власовна Капустина – 1935 г.р., Фефлова Надежда Николаевна – 1954 гр, Резникова Любовь Ивановна – 1938 г.р., Павлова Валентина Ивановна – 1948 гр., Бондарева Любовь Афанасьевна – 1943 гр.) также единогласно отвечали: «Как пользоваться пахталкой? Да, очень просто. Сначала маслобойку нужно хорошенько промыть горячей водой, а потом споласкивать холодной. Вот тогда она и будет готова к работе. Затем наполняем сметаной маслобойку и начинаем крутить вот эту рукоятку. – При этом Анна Власовна8 правой рукой стала вращать ручку (рукоятку) маслобойки. При вращении происходит движение сметаны. Только крутить надо долго, не переставая, а иначе, ничего не получится! При длительном вращении начинают появляться частички масла, а вскоре, и кусочки. Куски масла вынимаем и перекладывают в другую посуду. Внутри остается беловатая "водичка". Это уже не молоко, а пахта, или, как сейчас говорят, сыворотка. А сваха моя из Аннинского района пахту называла «юрага»! Из такой пахты хлеб пекли, блины, пироги стряпали, пекли на всю семью... Это сейчас в магазине все, что хочешь, купить можно, а раньше сами все делали: с молока сливки снимали - сметану делали, из оставшегося молока варили творог, а из творога - сыр. Из сметаны сбивали масло. Ох, и вкусное масло получалось!»1
«Когда уже взбилось масло, - делилась своими воспоминаниями Резникова Любовь Ивановна, - руками делаю из него маленькие колобки и опускаю в воду. Вода должна быть обязательно холодной. Промываю хорошенько в холодной воде, прямо разминаю масло в воде и, когда та становится беловатой, меняю воду, наливаю чистую и снова разминаю в ней масло. Если водичка остается прозрачной – масло промыто. Придаю ему удобную форму оладушка, часть кладу в масленку и на стол, а часть - на про запас. Хотя домашнее масло хранилось недолго. Поэтому я добавляла в него соль или перетапливала в печи. И при перетопке и потом масло не перемешивать нельзя! Его осторожно надо слить и вынести в прохладное место. Топленое масло на цвет ярко желтое, крупинками, не так быстро портится, и вкус у него приятный. Мы хранили готовое масло в небольших деревянных или глиняных мисках, а сверху закрывали марлечкой или бумагой, - почему-то печально улыбнулась и покачала головой бабушка Люба - Тогда почти все семьи в нашем селе держали коров, поэтому сметана, творог, масло были домашними. Никогда бы не подумала, что мы доживем до таких времен, что будем в деревне покупать всё это в магазине!».91
Своим секретом поделилась и Бондарева Любовь Афанасьевна: «Для тех, кто любит масло соленое, в ту прозрачную водичку, в которой промываю масло уже в последний раз, добавляю немного соли. Масло получается слегка соленым и очень вкусны. И запомни, детка, самое главное это то, что все надо делать с любовью, а не только с великим терпением и старанием. А как масло-то такое утречком ты на стол подашь, блинчиков да пирожков напечешь, так и будет у тебя всегда в семье мир да согласие...» 210
Я была бесконечно благодарна моим односельчанам за такие удивительно интересные воспоминания. Воодушевленная рассказами старожил, я сама хотела попробовать сбить масло. Конечно, сейчас есть электрические сепараторы и пахталки, ими легче всё это сделать. Но мне хотелось сделать это так, как делали наши прапрабабушки и прабабушки, оценить, насколько тяжел был их женский труд. Но, к сожалению, пахталка дедушки Бережного слишком рассохлась, поэтому я не смогла ею воспользоваться для проведения своего эксперимента.
Таким образом, проведя практическое исследование, я сделала вывод, что история и культурные традиции прошлого не забыты, они живут рядом с нами, стоит только проявить к ним интерес.
И всякий раз, когда вы берете в руки пачку масла, задумайтесь на секунду. В ваших руках не просто килограмм отличного сливочного масла, в котором содержится 82,5% молочного жира, не более 16% влаги и 1,5% белка, не просто продукция одного из заводов. В ваших руках – результат векового народного творчества, в котором объединились точное научное знание, ищущая мысль и чутьё мастера, основанное на многолетнем опыте.
Заключение
Изучив все собранные материалы, я пришла к выводу, что цель работы достигнута. Была изучена история нашего экспоната, установлена технология его использования. Я провела исследование и смогла найти ответы на интересующие меня вопросы. Теперь мне известна история появления пахталки в России. Я узнала, какие приспособления для сбивания масла использовались в далеком и сравнительно недалеком прошлом. Единственное, в силу объективных причин, не смогла попробовать сама приготовить масло, используя пахталку.
Но полагаю, что в случае необходимости, я вспомню поучительные рассказы моих односельчанок и сколочу домашнее сливочное масло! Мутовкой в крынке, толкачом в пахталке или в настольной маслобойке, но я сделаю это!
В ходе своей исследовательской работы пришла к следующим выводам.
➢ История материальной культуры моего села тесно связана с историей культуры всей страны, что находит свое выражение во всем: в экономическом, культурном, социальном планах.
➢ Жить в родном краю и не знать его историю нельзя. Знание прошлого родного края, его предметов традиционной утвари домашнего производства, обычаев помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям труда.
➢ Край, в котором мы живем и работаем, является богатейшим сокровищем отечественной культуры, и очень важно запечатлеть и сохранить ещё то, что осталось от прежней культуры.
Сохранение традиций народного мастерства, искусства и бережное отношение к памятникам старины - ключ к возрождению народной русской души.
Список литературы
1.Андрианов Ю. П., Вышемирский Ф. А., Качераускис Д. В. и др., под ред. Вышемирского Ф. А. Производство сливочного масла – М.: Агропромиздат, 1988. – 268 с.
2.Берсанова З.Ю., Кулбужева Т.А. Репрезентация понятий "маслобойка" и "ручная мельница" как предметов традиционной утвари домашнего производства . https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=69390
3.Вышемирский Ф.А. Маслоделие в России (история, состояние, перспективы). – Углич, 1998. – 590 с.
4.Вышемирский, Ф.А. Этюды о масле, маслоделии и маслоделах. – М.: АНО «Молочная промышленность», – 2008. - 368 с.
5.Загоровский В.П., Олейник Ф.С., Шуляковский Е.Г. История нашего края. – Воронеж, 1968.
6.Маслобойка 19 века. vk.com›@mauk_kgdk-istoriya-pahtalki
7.Материалы интервью с Бондаревой Л.А. - с. Данцевка, 2024.
8.Материалы интервью с Капустиной А.В. - с. Данцевка, 2024.
9.Материалы интервью с Резниковой Л.И. - с. Данцевка , 2024.
10. Мутовка – первое ручное приспособление для взбивания масла. Фото из интернет-ресурсов. https://www.yandex.ru/images/search?img_url=https
11.Николай Верещагин - отец молочной промышленности: история создания вологодского масла. https://dzen.ru/a/X_GkyrsU1U_7E1UP
12.Пантелеев Л. Две лягушки. - М.: издательство «Детская литература», 1972.
13.Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля / [под общ. ред. Н. В. Шахматовой]. - СПб. : Весь, 2004 - С.311.
14.«Толковый словарь русского языка» под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова https://gufo.me/dict/ushakov пахталка
Приложение
Фото 1 - История создания приспособлений и аппаратов для изготовления сливочного масла началась с глиняного кувшина. Экспонаты школьного музея. Подарены музею жителем с. Данцевка Пономаревой Н.К., 2008 г.
Фото 2 Мутовка – первое ручное приспособление для взбивания масла.
Фото из интернет-ресурсов. https://www.yandex.ru/images/search?img_url=https
Фото 3 – Напольная пахталка. Экспонат школьного музея. Ручная работа. Дерево. Подарены музею жителем с. Данцевка Захарченко Димой, 2014 г.
Фото 4 – Маслобойка/ пахталка - приспособление для изготовления сливочного масла. Экспонат школьного музея. Ручная работа. Дерево. Мастер Бережной В. Дар музею, 2024 г.
Фото 5 – Маслобойка/ пахталка. Вид с боку.
8
Фото 6 – Маслобойка/ пахталка. Вид сверху.
1 Маслобойка 19 века. vk.com›@mauk_kgdk-istoriya-pahtalki
2 Вышемирский Ф.А. Маслоделие в России (история, состояние, перспективы). – Углич, 1998.
Вышемирский, Ф.А. Этюды о масле, маслоделии и маслоделах. – М.: АНО «Молочная промышленность», – 2008.
3 Николай Верещагин - отец молочной промышленности: история создания вологодского масла. https://dzen.ru/a/X_GkyrsU1U_7E1UP
41Берсанова Ж.Ю., Кулбужева Т.А. Репрезентация понятий «маслобойка» и «ручная мельница» как предметов традиционной утвари домашнего производства https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=69390
2Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля / [под общ. ред. Н. В. Шахматовой]. - СПб. : Весь, 2004 - С.311
51«Толковый словарь русского языка» под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова https://gufo.me/dict/ushakov пахталка
61Николай Верещагин - отец молочной промышленности: история создания вологодского масла. https://dzen.ru/a/X_GkyrsU1U_7E1UP
71 Приложение , с.17
81 Материалы интервью с Капустиной А.В. - с. Данцевка , 2024.
91Материалы интервью с Резниковой Л.И. - с. Данцевка – 2024.
102Материалы интервью с Бондаревой Л.А. - с. Данцевка – 2024.