СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"История возникновения баяна. Сохранение традиций в современной педагогике"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад освещает ёмкую историю баяна в кратком изложении. А также направлен на знакомство с основными тенденциями развития в дополнительном образовании баянной музыки и  популяризацию баяна как традиционного народного инструмента.

Просмотр содержимого документа
«"История возникновения баяна. Сохранение традиций в современной педагогике"»








История возникновения баяна. Сохранение традиций в современной педагогике.


Горлова Оксана Александровна,

преподаватель по классу баяна













Баян – язычковый пневматический музыкальный инструмент с двумя полукорпусами, которые соединены мехом, обладающий протяженным по продолжительности звуком, способностью затрагивать тайные струны души. Погрузимся в историю возникновения и изобретения этого сравнительно молодого инструмента!

Национальный инструмент шэн возник в Китае более двух тысячелетий назад. Почему же шэн считают прародителем баяна? Да потому, что это был первый известный инструмент с язычковым принципом звукоизвлечения. Оказывается, он и явился, в дальнейшем, прототипом для изобретения фисгармонии во второй половины XIX века в Европе, популярность которой была настолько велика среди немецких поселенцев на территории Российской империи, что «…этот инструмент находился почти в каждом доме в немецких деревнях, расположенных в Донецкой области вплоть до 1938 года»[1]. Примечательно еще то, что для фисгармонии, в которой воздух нагнетается мехами (так называемая «венская система»), используется термин harmonium.

История конструирования баяна начинается тогда, когда впервые металлический язычок, издающий звук, заставили колебаться от воздуха, направленного не из легких музыканта, а из специального меха, такой принцип звукоизвлечения был и в немецких губных гармониках.

Благодаря русским оружейным мастерам Ивану Сизову и Николаю Белобородову в 1880 годы диатоническая гармонь постепенно превратилась в гармонь хроматическую. И только в начале 20 века хроматическая гармонь была преобразована в такой инструмент как баян в том виде, в каком мы видим его в современном мире. А название ему дали в честь древнерусского певца – сказителя Бояна.

Появились первые баянисты – самородки. Вот что писали в газетах начала 20 века про Ивана Яковлевича Паницкого – первоклассного исполнителя игры на баяне: «...трудно передать словами, сколько наслаждения доставляют каждому, кто их слышал, выступления И. Я. Паницкого. Его неизменный спутник и друг — баян в руках музыканта – самородка звучит так, что временами кажется, будто играет симфонический оркестр»[1].

Такова краткая история создания такого удивительного инструмента, но удивительным является еще и то, что его внутреннее устройство являет собой очень сложный механизм. Звук этого инструмента возникает «…в результате колебаний тонкой стальной пластинки над щелевой прорезью, которая сделана в массивной прочной нержавеющей планке, через которую прогоняется струя воздуха»[2]. Только представьте себе! Слышавший хотя бы раз баян в живом исполнении, никогда не забудет его звук: «…густой, плотный, как тембр трубы»[3]. Его красивый блестящий корпус с многочисленными кнопочками в правой и левой руках.

Вот так синтез различных национальных культур дал нам прекрасный по своему певучему звуку и техническим возможностям такой инструмент, как баян. А как звучат на нем обработки русских, украинских, татарских песен и танцев! Поэтому в выборе пьес на различные фестивали и конкурсы преподаватели с удовольствием предлагают учащимся произведения И. Паницкого, Р. Бакирова, Р. Сабитова, Р. Ахияровой, Р. Курамшина и др. Даже сами поэтические названия этого пласта народной художественной культуры некоторых приводят в восторг. Например, «Куманёчек, побывай у меня», «Свияга», «Цветущий сад», «Гармони серебристый звук», «Река Белая быстра». Учащийся в этих пьесах может показать не только развитие своих технических данных, но и любовь к инструменту, личное отношение к исполняемому произведению. Так формируется привязанность и интерес к национальному художественному творчеству, популяризация баяна, а значит и его дальнейшее сохранение.

Хотелось бы заметить, что такие конкурсы и фестивали как «Золотое наследие – Алтын Мирас», «Играй, мой баян», «Головокружительные пальцы», «Феерия аккордеона» действительно дают возможность детям реализовать детям свой творческий потенциал, родителям воспитывать в себе и своих детях патриотические чувства, преподавателям с большим желанием работать над достижением новых результатов в обучении своих учащихся, что помогает также вывести баян на высокий уровень исполнения. А это ли не доказывает, что любовь к баяну является важнейшим средством формирования у учащихся интереса к народным традициям.

Библиографический список


1. Галактионов В. Чарующая песнь его баяна. О творчестве И.Я. Паницкого. Издательство Саратовского университета, 1985 г.

2. «Устройство баянов». Интернет-ресурс orchestra.ru.

3. Быстряков М., Хорошайлова Л. Баянист Иван Паницкий. Саратов, Приволж. Кн. Изд-во,1976, с.61.

4. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. – М.: Издательский дом «Композитор», 2001. – 224 с.