СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Историко-культурное наследие Балалайка вчера и сегодня

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Историко-культурное наследие Балалайка вчера и сегодня»

35


Научно-практическая конференция школьников

«Юные исследователи Забайкалья»






Историко-культурное наследие

Балалайка вчера и сегодня










Гурба Наталья Сергеевна

4 «б» класс

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»,

г. Краснокаменск.

Научный руководитель

Ахметова Любовь Александровна,

учитель начальных классов

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»,

г. Краснокаменск.

([email protected])







2021г


Оглавление


Введение………………………………………………………3

План исследования……………………………………………5

Научная статья………………………………………………...8

1 История возникновения русского народного инструмента – балалайки…8

1.1 Что за слово – «балалайка»?.........................................................................9

1.2 Первые упоминания о балалайке………………………………………….11

1.3 Роль В.А. Андреева в развитии и совершенствовании балалайки……...11

2 Популярность русской балалайки…………………………………………..13

3 Балалайка в наши дни………………………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………………..16

Список литературы…………………………………………………………….18

Приложение №1 Анкета

Приложение № 2

Приложение №3 Семейство балалаек

Приложение №4 Памятники балалайке

Приложение №5 Известные балалаечники

Приложение №6 Интервью с преподавателем по балалайке ДШИ Шумеевой Н.В.

Приложение №7 Мастер – класс «Игра балалайке»

Приложение №8 Экскурсия в Детскую школу искусств









Введение


Балалайка - инструмент, который обладает уникальным, самобытным, на подсознательном уровне, родным тембром. Нет в мире человека, которого не смогла бы тронуть за душу небольшая, но в тоже время «великая» русская балалайка. В разные исторические эпохи она занимала важное место в жизни русского народа, являясь выразителем определенной национальной идеи.

Актуальность исследования национального творчества обусловлена происходящими мировыми процессами универсализации культуры. Сегодняшняя отечественная массовая культура ориентирована на образцы западного мира. При этом в России создаётся очень мало исконно русского, оригинального, что характеризовало бы русский народ как сильную, самодостаточную нацию. Именно поэтому народное искусство, в том числе исполнительство на балалайке, может стать «мостиком», который сблизит массовую культуру с национальными музыкальными истоками.

В настоящее время в современном музыковедении отсутствует исследование, посвященное проблеме изучения роли балалайки в формировании национального, «русского». Вопросам истории, особенностям развития балалайки посвящены работы музыковедов, но они лишь фрагментарно рассматривают проблемы эволюции балалайки, не затрагивая вопроса о том, как балалайка, стала своеобразным выразителем души русских.

В результате исследования были использованы методы и приемы: изучение и анализ информационных статей, интервью с работниками ДШИ, метод наблюдения, сопоставления, обобщения, опрос учащихся.

Аналитическая часть работы представляет собой подборку материалов об истории балалайки, которую можно использовать при проведении занятий, классных часов.

Практическая значимость данного исследования заключается в проведение презентации работы, с целью приобщить учащихся к миру музыки через историю, игру на инструменте

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы: История возникновения русского народного инструмента – балалайки. Памятники русской балалайке. Балалайка в наши дни

























План исследования

История развития и бытования русских народных музыкальных инструментов - одна из наименее исследованных областей музыкальной науки. Народные песенные традиции уже давно стали предметом тщательного изучения, а народные музыкальные инструменты должного внимания к себе не привлекли.  В области русского народного инструментоведения до сих пор не издано ни одной обобщающей работы, а число опубликованных записей народной инструментальной музыки предельно мало.

Сотню и даже две сотни лет назад балалайка была самым распространенным музыкальным инструментом на Руси. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку. Этот музыкальный инструмент стал любимым у народа, а в дуэте с гармонью она звучала еще мелодичнее и ярче.

Я выбрала эту тему потому, что сама учусь играть на балалайке и мне интересно узнать, когда появился этот инструмент на Руси, как происходило его развитие, кто из музыкантов внес вклад в возрождение и совершенствование балалайки.

Цель исследования: изучение балалаечного искусства в разные исторические эпохи и его влияние на формирование национального самосознания русского народа.

Для реализации цели исследования были определены следующие задачи и способы их решения:

1. Найти, изучить историю возникновения русского народного инструмента – балалайки, ознакомится и проанализировать информативные источники по данной теме. Для этого были изучены различные источники, весь материал был проанализирован и систематизирован.

2. Сделать подборку и составить сборник поговорок, загадок, стихов о русской балалайке

3. Провести презентацию, с целью приобщить учащихся к миру музыки через звучание балалайки

4. Взять интервью у музыкальных руководителей ДШИ города

5. Провести опрос среди учащихся 4- х классов с целью, выяснить какие музыкальные инструменты знают

Исследование проводили в два этапа.

На первом этапе мы провели анкетирование для определения интереса к музыке.

На втором этапе мы направили усилия на пути решения поставленных задач: познакомились с литературой и мнениями специалистов по данной проблеме.

Чтобы выяснить, что знают дети о балалайке, мы провели анкетирование.(Приложение 1)

В анкетировании приняли участие ученики 4 -х классов. Мы предложили несколько вопросов

На вопрос: На каком музыкальном инструменте вы играете?

Были получены ответы: 2 человека- гитара, 1- фортепьяно, 1 – балалайка, 59- не играют

На вопрос: Видели ли вы балалайку?53чел.- видели, 10 чел.- не видели

На вопрос: Слышали ли вы звучание балалайки?54чел- слышали, 9чел.-нет

На вопрос: Нравится ли вам звучание балалайки?59чел.- да, 4чел.-нет

На вопрос: Какую музыку вы предпочитаете слушать?

  • классическую -12чел

  • современную – 32чел

  • фольклор-9чел

  • не слушаю-10 чел

По результатам анкетирования следует сделать такой вывод:

  • мало детей, которые увлекаются фольклором;

  • некоторые не знают и не видели балалайку;

  • большинство предпочитают слушать современную музыку;

  • есть такие, кто вообще не слушают музыку.

Поэтому тема нашей работы: «Балалайка вчера и сегодня» выбрана не случайно, так как нас очень заинтересовало то, почему современные дети не интересуются фольклором, не хотят учиться играть на музыкальном инструменте. А ведь музыка развивает в душе прекрасные чувства.

Объект исследованиябалалайка

Предмет исследования - история возникновения русского народного инструмента – балалайки.

Для изучения и исследования данной темы, можно выдвинуть следующую гипотезу - предположим, что представление о балалайке как о моем любимом народном инструменте, позволит привлечь внимание к русскому музыкальному искусству, к его уникальному звучанию и его истории через показ и игру на инструменте в классе.

Практическая значимость данного исследования заключается в проведение презентации работы для учащихся нашего класса, проведения мастер - класса с целью приобщить учащихся к миру музыки через звучание балалайка

В качестве основной литературы при изучении данной темы и проведении

исследования были взяты материалы:










Научная статья

  1. История возникновения русского народного инструмента – балалайки


Когда и кто изобрёл балалайку - неизвестно. Балалайка, как  гудок, волынка, гусли …считается одним из древнейших музыкальных инструментов.1 Музыканты-ученые предполагают, что древним предком нашей русской балалайки явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование «пандура». Инструмент этот под названием «танбур», возможно, проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем. Кстати, в Малой Азии и Закавказье до сих пор бытуют инструменты, близкие нашей домре. А у народов, занимавших промежуточное географическое положение между славянскими и азиатскими, есть совершенно аналогичные с похожими названиями: у грузин – чонгури, у южных славян – танбура, у украинцев – бандура, у татар – думбра, у казахов – домбра. Оказывается, у скромной русской домры огромная родня!

Домра на Руси была в гуще народной жизни. Легкость и малая величина инструмента, его звонкость (играли на домре всегда плектром – косточкой или перышком) особенно прижилась по душе вездесущим скоморохам. С искоренением скоморохов особенно пострадало домровое исполнительство: к концу XVII столетия домра полностью выходит из употребления, исчезают даже упоминания о ней.

С исчезновением самого названия «домра» в последней трети XVII века – 1688 году – появляются первые упоминания о балалайках.

Происхождение балалайки имеет несколько гипотез. Есть сторонники гипотезы, по которой балалайка своим созданием должна быть благодарна домре. По другим данным балалайка не является истинно русским инструментом. Она пришла к нам от татарского народа или казахского, а возможно, киргизского. История и ряд исследований утверждают, что балалайка была известна как музыкальный инструмент уже более 200 лет и имеет славянские корни.

По некоторым данным балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране.

Скоморохи – бродячие артисты - пользовались большой популярностью в народе. Они выступали на ярмарках, веселили народ и даже не подозревали, на каком чудо - инструменте играют. Церковь, которая всеми силами старалась сохранить контроль над населением, видела в них реальную угрозу. Большинство скоморохов преследовались законом. Царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Сохранился ряд предписаний церкви, направленных против народных музыкантов, в которых их приравнивали к разбойникам и волхвам. Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине ХVII века принимает характер массового уничтожения этих образцов народного искусства.

Христианская культура, пришедшая на Русь из Византии, не приняла инструментальной музыки, а использовала только вокальное пение. Единственный музыкальный инструмент, применявшимся в обрядах христианской церкви, был колокол. Долгое время балалайка была в забвении.


1.1 Что за слово – «балалайка»?

В словаре Ожегова балалайка имеет значение как  трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольной декой. Слово «балалайка» имеет родственный корень с такими русскими словами как «балаболить», «балакать», «балагурить», которые по смыслу своему не определяют серьёзности передачи информации или разговора, имеют свои синонимы, схожие по родству и смыслу, со словами «болтать ни о чём», «калякать», «пустозвонить». В слове «балалайка» корень «бала» означает просто дразнить, раздражать болтовнёй, словами, «лайка» означает браниться, ругаться, словно лает собака. Все эти понятия определяют суть балалайки, как инструмента лёгкого, не серьезного, но очень забавного и интересного по восприятию его созвучия с народным песнопением частушек или другого народного песенного фольклора.

Сегодня балалайка - известный во всём мире инструмент. Корпус у балалайки имеет треугольную форму и издали напоминает юбочку, из которой вытягивается длинный гриф. На нем натянуто только три струны. Звучание этого инструмента происходит при помощи удара по струнам щипком или указательным пальцем. Бряцанье – это техника удара сразу по всем струнам. Семейство балалаек в полном составе входит в оркестр русских народных инструментов, при этом прима выполняет солирующую функцию, а остальные разновидности – аккомпанирующую, секунда и альт играют созвучиями, а бас и контрабас «отрабатывают» басы. Балалайки бас и контрабас звучат ниже на октаву, чем записано в нотах. Можно увидеть эти балалайки в различном сочетании – друг с другом, а также с другими инструментами, например популярны такие дуэты, как баян-балалайка, фортепиано-балалайка и др. Перечислим все разновидности балалаек:

  1. Прима

  2. Секунда

  3. Альт

  4. Контрабас

  5. Бас

Балалайка сегодня практически не используется в повседневной жизни русского человека. Она осталась только в оркестре русских народных музыкальных инструментов и русских народных ансамблях.

1.2 Первые упоминания о балалайке.

Впервые слово «балалайка» встречается в письменных памятниках времён правления Петра I. Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 13 июня 1688 года — «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве, в Стрелецкий приказ были приведены «посадский человек Савка Федоров да крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничьей лошади в телеге, пели песни и в тое балалайку играли…». 2

Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, — «Реестр», подписанный Петром I, который относится к 1715 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования устроенной по приказу царя шуточной свадьбы, кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.3

Именно при правлении Петра I появляются первые официальные документированные сообщения о том, что на Руси у простого народа есть очень уважаемый музыкальный инструмент балалайка. Исследователи и языковеды нашли любопытным, что само название инструмента есть типичное, народное, с созвучным словосочетанием, передающий сам характер игры на этом инструменте.


1.3 Роль В.А. Андреева в развитии и совершенствовании балалайки.

Русский дворянин Василий Андреев, знаток народных инструментов, путешествуя в 1883 году, услышал у своего дворового балалайку, звучание которой его поразило. В.Андреев не только научился играть на ней, но и стал виртуозом-балалаечником

Современный дизайн балалайка приобрела позднее, в конце XIX века, благодаря В.Андрееву, а также мастерам по изготовлению музыкальных инструментов С.Налимову, Ф. Пасербскому, В.Иванову. По предложению В. Андреева С.Налимов изменил внешний вид балалайки, укоротил её длину, а самое важное, стал изготавливать корпус из нескольких видов древесины (ель, бук), что позволило изменить звук, издаваемый самой балалайкой. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание совершенствованной балалайки. Взяв ее из народа, он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу, выдавалась балалайка, и, уходя из армии, военные забирали инструмент с собой. (Приложение 2)

Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра. (Приложение 3)

Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки.

В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.





2 Популярность русской балалайки


Популярность балалайки в широких массах нашла свое отражение как в народных песнях, так и в художественной литературе. Едва ли найдется много русских писателей, не посвятивших балалайке несколько добрых слов. Инструмент упоминается в произведениях А.С. Пушкина «Путешествия Онегина», Ф.И. Достоевского «Преступление и наказание», Л.Н. Толстого "Война и мир", а также А.П. Чехова, И.Тургенева, Н.В. Гоголя и др. Именно на балалайке играл всем известный Шариков из «Собачьего сердца» Михаила Булгакова.

23 июня весь мир празднует День балалайки или музыкантов-народников. Балалайка – самый известный русский музыкальный инструмент. В неофициальном списке символов России она стоит наравне с матрёшкой, медведем, шапкой-ушанкой, Кремлём и Красной площадью. В 2019 году исполнилось 331 лет с момента первого документального упоминания о балалайке.

В 2014 году в городе Севастополь к празднику в детском эко-парке «Лукоморье» установили огромный струнный инструмент – балалайку. Высота скульптуры - 4 м.

Памятник балалайке есть и в городе Бежецке Тверской области. Он был установлен 23 сентября 2011 года в начале липовой аллеи. Это событие было приурочено к 150-летнему юбилею со дня рождения выдающегося музыканта, уроженца этих мест, Василия Васильевича Андреева, который открыл всему миру балалайку – исконно русский музыкальный инструмент, благодаря которому она стала неофициальным символом России. 

В Хабаровске на Амурском бульваре воздвигли памятник «Песня о дружбе» - 12-метровые китайская пипа (китайский аналог балалайки) и русская балалайка.  Эта скульптура символизирует дружбу двух народов - русского и китайского.

В Воронеже тоже есть памятник русским народным инструментам - балалайке и гармони. (Приложение 4)

3 Балалайка в наши дни

До середины 20 века балалайка была очень популярна в крестьянских семьях. Навыки игры на ней передавались от отца к сыну. Под балалайку люди плясали и пели. После распада СССР молодежь потянулась из деревни в города, а старикам некому стало передавать традицию игры на инструменте. Балалайка потеряла свою былую популярность. Сегодня она практически не используется в повседневной жизни русского человека. Чаще встречается она в оркестре русских народных музыкальных инструментов и русских народных ансамблях, реже как сольный инструмент. Сегодня наиболее известны балалаечники Зажигин В. Е., Горбачев А. А., Рожков М. Ф. Гастролирует по всей России и за рубежом, играет в радио и телепередачах, в правительственных концертах и саммитах виртуоз-балалаечник Алексей Архиповский. В 2011 году он попал в российскую книгу рекордов в номинации «лучший в мире балалаечник». Оказавшись в умелых руках музыканта, инструмент сравним с арфой или скрипкой. В его балалайке смешивается весь симфонический оркестр. (Приложение 5)

Балалайка не так проста как кажется, она хранит интересные факты о которых не каждый может знать:

1 Балалайка - секретное оружие русских (С конца XIX века все солдаты русской армии обучались игре на балалайке)

2 . 23 июня - Международный день балалайки

3 Единственный в мире Музей Балалайки в г.Ульяновск. Уникальная коллекция редчайших балалаек в формате музея-чайной. Гостям музея предлагается погрузиться в мир деревенской музыки, услышать звучание настоящих крестьянских балалаек. Почувствовать атмосферу поможет чай из трав, собранных в лесах Ульяновской области. К чаю, по традиции, предлагается варенье, мед, баранки и, конечно же, чистейший колумбийский кофе. Заглядывайте!

Я живу в городе Краснокаменске Забайкальского края. В нашем городе есть оркестр русских народных инструментов Художественным руководителем и главным дирижером является Шумеева Наталья Витальевна. В оркестре играют профессиональные музыканты. У них очень разнообразный репертуар и много интересных программ. Оркестр народных инструментов с большим успехом выступают перед жителями города, а также проводят большую просветительскую работу, выступая перед учащимися школ города.   Я вместе со своим преподавателем Шумеевой Н.В. принимаю участие в различных конкурсах и мероприятиях. Оркестр русских народных инструментов ставит своей задачей сохранение, развитие и пропаганду народного искусства.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Балалайка - самый красивый, самый выразительный и необычный музыкальный инструмент. Не зря для иностранцев балалайка является символом России, олицетворением русской культуры. Именно этот инструмент наиболее полно раскрывает всю глубину русской души в игре, в стихах, в частушках, в прибаутках…

В истории балалайки были и взлёты, и были падения. Но инструмент живёт. Его любят, наслаждаются его звучанием.










Заключение

Народное музыкальное творчество – явление совершенно особое. Многие известные педагоги (В.А. Сухомлинский, Я.А. Каменский, Г.С. Виноградов, К.Д. Ушинский и другие) подчеркивали, как важно изучать историю родного края, обычаи и жизненный уклад предков.

Народная музыкальная культура в полной мере содержит в себе все функции духовной культуры, поскольку сама является одной из духовных потребностей человека и общества. а именно стремление к эстетическому и моральному совершенству, становлению нравственных качеств, нравственных идеалов.

Творческое наследие мастеров народного музыкального искусства и фольклора как продукта культуры сегодня представляет непреходящую ценность. Обращаясь к народному инструменту, в частности на балалайке, можно прикоснуться к мудрости и чистоте народной музыки, которая по средствам выразительности этого инструмента раскрывается во всей своей красе.

Таким образом, рассмотрев разные источники об истории происхождения балалайки, можно сделать вывод о том, что действительно балалайка является исконно русским инструментом, символом России. В качестве гипотезы мы предполагали, что представление о балалайке как о моем любимом народном инструменте, позволит привлечь внимание к русскому музыкальному искусству, к его уникальному звучанию и его истории. В процессе работы по данной теме мною были проведены исследования: результаты вначале были следующими: мало детей, которые увлекаются фольклором;

  • некоторые не знают и не видели балалайку;

  • большинство предпочитают слушать современную музыку;

  • есть такие, кто вообще не слушают музыку.

Результаты повторного анкетирования показали:

На вопрос: На каком музыкальном инструменте вы играете?

Были получены ответы: 2 человека - гитара, 1- фортепьяно, 1 – балалайка, из 59чел, которые не играли на музыкальных инструментах появилось желание научить играть на гитаре 3 человека, 2- фортепьяно, 4человека - балалайка

На вопрос: Видели ли вы балалайку?53чел.- видели, 10 чел.- не видели

На вопрос: Слышали ли вы звучание балалайки?63чел- слышали

На вопрос: Нравится ли вам звучание балалайки?62чел.- да, 1чел.-нет

На вопрос: Какую музыку вы предпочитаете слушать?

  • классическую -12чел современную – 32чел

  • фольклор-13чел не слушаю-5 чел

В своем классе я не просто приготовила презентацию по теме «Балалайка вчера и сегодня», но и показала мастер класс игры на балалайке, провела классные часы по истории и интересных фактах о балалайке, организовала экскурсию в ДШИ на мастер класс игры на балалайке, тем самым попыталась приобщить учащихся к миру народной культуры и музыки через звучание балалайки.
















Список литературы

  1. История возникновения балалайки http://www.balalaika-master.ru/history/1/

  2. Афанасьев, А. Балалайка – жизнь моя (о Михаиле Рожкове) http://balalaika.org.ru/book_rojkov.pdf 

  3. Балалайка в живописи https://www.liveinternet.ru/users/elinor_051/post327321718 

  4. . Балалайка в литературе http://russmus.esy.es/balalayka_lit/ 

  5. . Белкин А. А. Русские скоморохи. – Москва : Наука, 1975. – 191 с. 

  6. . Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. – М. : Советский композитор, 1986 г. – 88 с.: илл. 

  7. . Гришина Т. Тум, балалайка : [новый текст к старой песне] / Тамара Гришина https://www.stihi.ru/2013/09/13/5868 

  8. . Изобразительно-выразительные средства современной художественной литературы (на примере повести В.О. Пелевина «Хрустальный мир») http://litra.bobrodobro.ru/2846 

  9. . Ильин А. Балалайка https://royallib.com/book/ilin_andrey/balalayka.html 

  10. . История возникновения балалайки http://www.balalaika-master.ru/history/1/ 

  11. . История происхождения балалайки. Картины с балалайкой https://www.liveinternet.ru/users/olgapilkatkacheva/post235685933/ 

  12. . История происхождения балалайки : лекционный материал (II часть) https://infourok.ru/lekcionniy-material-ii-chast-istoriya-proishozhdeniya-balalayki-1550600.html 

  13. . История балалайки https://pandia.ru/text/78/361/840.php 

  14. . Князева А. Интерпретация профессионализмов в художественной речи, или Почему Шариков играет на балалайке / Алевтина Князева // Русский язык в школе. – 2009. – №8. https://www.liveinternet.ru/users/3370050/post114395131/ 

  15. . Козмин В. Ю. Музыкальные народные инструменты в произведениях А. С. Пушкина : проект-победитель I Всероссийского конкурса проектов »Культурная мозаика малых городов и сел» http://pushkin.ellink.ru/mozaika/news4.asp 

  16. . Кулаев В. Балалайка http://litdosug.ru/content/balalaika 

  17. . Лихачёв А. Балалайка http://www.stihi.ru/2012/01/24/11604 
























Приложение №1

Анкета

1. На каком музыкальном инструменте вы играете?

  • гитара

  • флейта

  • фортепьяно

  • балалайка

  • другие ___________________________

  • не играю

2. Видели ли вы балалайку?

  • Да

  • Нет

3. Слышали ли вы звучание балалайки?

  • Да

  • Нет

4. Нравится ли вам звучание балалайки?

  • Да

  • Нет

5. Какую музыку вы предпочитаете слушать?

  • классическую

  • современную

  • фольклор

  • не слушаю

6. Возраст________________________________














Приложение № 2

Андреев В.В.

.









Деревенский музыкант – левша -Антип Васильев.

Налимов С.И .





Пасербский Ф.С

Приложение №3

С емейство балалаек












Приложение №4

Памятники балалайке

г. Севастополь детский эко – парк «Лукоморье»



Памятник «Песня о дружбе» г. Хабаровск












Памятник балалайке в городе Бежецке Тверской области










г. Воронеж памятник русским народным инструментам - балалайке и гармони.

Приложение №5

Известные балалаечники



З ажигин В. Е

















Горбачев А. А

Рожков М. Ф



Виртуоз-балалаечник Алексей Архиповский. В 2011 году он попал в российскую книгу рекордов в номинации «лучший в мире балалаечник».




Приложение №6


Интервью с преподавателем по балалайке ДШИ Заслуженным работником культуры Читинской области г.Краснокаменска Шумеевой Натальей Витальевной

- Наталья Витальевна на каком инструменте вы играете и с какого возраста?

В музыкальную школу меня привели родители в 9 лет, я поступила по классу аккордеона

- Сейчас вы играете на балалайке, почему выбрали именно ее?

Балалайку я выбрала уже осознанно в Читинском музыкальном училище, где посещала один из основных предметов- оркестр. Я с восхищением обращала внимание на ребят, которые играли на балалайке, ведь они всегда были одной из основных групп в оркестре, исполняли солирующие партии. Слушая игру своих однокурсников, знаменитых исполнителей я решила, что тоже хочу обучаться игре на балалайке и уже на первом курсе я начала осваивать этот инструмент, где достигла определенных успехов и с отличием окончила училище. После училища вернулась домой и устроилась ДШИ преподавателем по классу балалайки.

- Наталья Витальевна, по вашему мнению, балалайка - символ русского фольклора? Для меня балалайка в первую очередь любимый музыкальный инструментом русского народа.

- Если не балалайка, то какой инструмент вы бы выбрали?

После моего обучения, познания игры на балалайке, я бы не хотела выбирать другой инструмент.

-Наталья Витальевна, по вашему мнению, что дает человеку игра на балалайке?

Я считаю, что игра на любом народном инструменте - это наша культура и ее сохранение. Сама игра развивает слух, пространственное мышление, тренирует память, развивает мелкую моторику, координацию рук. Постоянные выступления на концертах, экзаменах, конкурсах помогают быть уверенным в себе, проходит боязнь выступления на публике и конечно благотворно влияет на обучение в школе. Занимаясь музыкой, ребенок развивается как личность.






















Кроме интервью с преподавателем по классу балалайки, был проведен опрос среди педагогов ДШИ: «Какой инструмент, по мнению преподавателей, считается символом русской культуры, музыки?»

Опрос провели у 28 педагогов ДШИ

10 человек считают символом балалайку, 8 человек гармонь, 6 человек домра и 4 человека баян.


Приложение №7

Мастер – класс «Игра балалайке»





























Приложение №8


Экскурсия в Детскую школу искусств









1 История возникновения балалайки http://www.balalaika-master.ru/history/1/


2 История возникновения балалайки http://www.balalaika-master.ru/history/1/

3 .Белкин А. А. Русские скоморохи. – Москва : Наука, 1975. – 191 с