Итоговая контрольная работа по истории России (7 класс)
Вариант 1.
А 1. Указ об «урочных летах»:
- запрещал свободный переход крестьян от одного хозяина к другому
- устанавливал пятилетний срок сыска беглых крестьян
- определял переход крестьян к другому помещику только в Юрьев день
- установил бессрочный розыск беглых крестьян
А 2. Усиление роли гвардии связано с эпохой, которую называют периодом:
- Смуты ; 2. Регентства ; 3.Фаворитизма ; 4.Дворцовых переворотов.
А 3. Какое сражение относится к морским победам России в Северной войне?
- при Гренгаме ; 2. при Полтаве; 3. при Лесной; 4.при Нарве.
А 4. О каком событии идет речь в строках А. С. Пушкина?
Суровый был в науке славы
Ей дан учитель: не один
Урок нежданный и кровавый
Задал ей шведский паладин.
- выходе Дании из войны со Швеции
- снятии осады польскими войсками Риги
- поражении русских войск под Нарвой
- Прутском походе
А 5. Высший церковный орган при Петре I:
- Монастырский приказ; 2. Главный магистрат; 3.Правительствующий сенат; 4.Синод.
А 6. Россия стала империей после:
- Азовского похода
- подавления восстания под предводительством К. А. Булавина
- Прутского похода
- Северной войны
А 7. Усиление роли дворянской гвардии в 1725—1762 гг. в государственных делах:
- способствовало укреплению самодержавия
- стало одной из причин легкости и частоты дворцовых переворотов
- привело к ограничению абсолютной власти российских императоров
- привело к конфликтам и потрясениям
А 8. Все привилегии, данные дворянству после смерти Петра I, были подтверждены в правление:
- Елизаветы Петровны 2. Петра III 3. Екатерины II
А 9. Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами в период царствования Екатерины II привели к:
- Медному бунту
- восстанию под предводительством К. А. Булавина
- восстанию под предводительством С. Разина
- крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева
Часть Б
Б 1. Из перечисленных мероприятий к царствованию Петра I относятся:
а) роспуск Верховного тайного совета
б) учреждение Сената
в) отказ от вынесения смертных приговоров
г) создание системы коллегий
д) созыв Уложенной комиссии
е) принятие «Табели о рангах»
ж)установление подушной подати
з) создание Кабинета министров
и) разделение страны на губернии
к) учреждение Святейшего Правительствующего синода
Ответ:_______________________________________________________________________________
Б 2. Из перечисленных мероприятий относятся царствованию Екатерины II:
- секуляризация церковных земель
- отмена указа о единонаследии
- восстановление полномочий Правительствующего сената
- губернская реформа
- «Манифест о вольности дворянства»
- «Жалованная грамота городам»
- образование Канцелярии тайных розыскных дел
- введение свободы предпринимательства
- созыв Уложенной комиссии
Ответ:_______________________________________________________________________________
Б 3. Укажите, в каком хронологическом порядке правили Россией преемники Петра 1:
а) Петр 3 б) Анна Иоанновна
в) Петр 2 г) Елизавета Петровна д) Екатерина I
4. Установите правильное соответствие:
- 1697-1698 гг. а) русско-турецкая война
- 1700—1721 гг. б) Великое посольство в страны Западной Европы
- 1722 г. в) принятие Табели о рангах
- 1787—1791 гг. г) Северная война
Часть С
Прочитайте отрывок из «Сказания Авраама Полицина об осаде Троице – Сергиева монастыря и выполните задания С 1 и С 2. Используйте в ответе информацию из отрывка, а также знания из курса истории.
«Сначала попустил Господь Бог владеть нами расстриге _______________, назвавшемуся царским сыном ____________ всея Руси и на царский престол взошедшему. Но в скором времени тот Григорий умер лютою смертью. Потом на то же место другой назвался. И доходит до самого царствующего града Москвы, но не принят оказывается. Повсюду же в России слух о нем прошел, и потом все воры к нему обратились: не на царский престол его возвести, но все царские сокровища расхитить. Вся Россия от ложных царей мучительно страдает. Всей России царем Василий Иванович называется, тушинским же вором все Российское государство разоряется».
С 1. Определите, как называется период в русской истории, о котором идёт речь в отрывке и укажите его дату.
Ответ:________________________________________________________________________________________________
С 2.Определите в отрывке из исторического источника историческую личность, которого называли Лжедмитрием 1. Запишите цифру или выпишите имя.
Ответ:________________________________________________________________________________________________
Итоговая контрольная работа по истории России (7 класс)
Вариант 2.
А 1. Мануфактура – это:
- тип предприятия, основанного на разделении труда и ручной ремесленной технике
- система, основанная на производстве небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке
- специальное место, где осуществлялись купля и продажа товаров и ценных бумаг
А 2. Главную роль в дворцовых переворотах играла(и):
- стрельцы ; 3.представители старой родовой аристократии
- дворянская гвардия 4.казаки
А 3. Необходимость обновления церковных книг и обрядов стало одной из причин:
- конфликта между патриархом Никоном и Алексеем Михайловичем
- церковной реформы середины XVII в.
- упразднения патриаршества
- секуляризации церковных земель
А 4. После окончания Северной войны мирный договор был подписан:
1) в Нарве 2) в Ништадте 3) в Петербурге
А 5. При Петре I армия формировалась на основе:
1) всеобщей воинской повинности
2) сбора дворянского ополчения
3) рекрутской повинности
4) наемного войска
А 6. Основное значения «Табели о рангах» заключалось в:
1) ликвидации местничества
2) подтверждении принципа знатности и родовитости при продвижении по службе
3) определении правил поведения чиновников
4) возможности служебного роста служивому человеку вне зависимости от его происхождения
А 7. Основное значение победы русской армии под Полтавой:
- изгнание шведов с территории России; 3. восстановление Северного союза
- присоединение к Северному союзу Пруссии 4.перелом в войне в пользу России
А 8. Форма правления при Петре I:
1) республика; 2) абсолютная монархия; 3) конституционная монархия
А 9. К политике « просвещенного абсолютизма» в период правления Екатерины II относится:
1) созыв Уложенной комиссии; 3) генеральное межевание земли
2) губернская реформа 4) указ о единонаследии
Часть Б
Б 1. Из перечисленных мероприятий к царствованию Петра I относятся:
а) роспуск Верховного тайного совета
б) учреждение Сената
в) отказ от вынесения смертных приговоров
г) создание системы коллегий
д) созыв Уложенной комиссии
е) принятие «Табели о рангах»
ж) установление подушной подати
з) создание Кабинета министров
и) разделение страны на губернии
к) учреждение Святейшего Правительствующего синода
Б 2. Из перечисленных мероприятий относятся царствованию Екатерины II:
а) секуляризация церковных земель
б) отмена указа о единонаследии
в) восстановление полномочий Правительствующего сената
г) «Жалованная грамота дворянству»
д) губернская реформа
е) «Манифест о вольности дворянства»
ж) «Жалованная грамота городам»
з) образование Канцелярии тайных розыскных дел
и) введение свободы предпринимательства
к) созыв Уложенной комиссии
Б 3. Расположите в хронологическом порядке события, относящиеся ко времени царствования Петра I:
1) Азовские походы,
2) «Великое посольство»
3) регентство царевны Софьи
4) заключение Северного союза
5) провозглашение России империей
Б 4. Установите правильное соответствие.
- 1697-1698 гг. а) русско-турецкая война
21700—1721 гг. б) Великое посольство в страны Западной Европы
31722 г. в) принятие Табели о рангах
41787—1791 гг. г) Северная война
Часть С
Прочитайте отрывок и выполните задания С 1 и С 2. Используйте в ответе информацию из отрывка, а также знания из курса истории.
В начале декабря 1790 ______послал турецкому главнокомандующему письмо с требованием немедленной сдачи Измаила:
— Даю двадцать четыре часа на размышление вам. Первый мой выстрел — неволя. Штурм — смерть. Что выбрать, оставляю вам на рассмотрение.
— Скорее Дунай остановится в своем течении, и небо упадет на землю, чем сдастся Измаил, — был ответ турок, уверенных в неприступности своей крепости
С 1. Определите, как называется период в русской истории, о котором идёт речь в отрывке?
Ответ:_______________________________________________________________________________
С 2. О каком великом русском полководце идет речь?
Ответ: _____________________________________________________________________