СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа по русскому языку в формате ЕГЭ. 11 класс. 2 варианта

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная контрольная работа по русскому языку соответствует формату ЕГЭ 2025г.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по русскому языку в формате ЕГЭ. 11 класс. 2 варианта»

Итоговая контрольная работа по русскому языку в формате ЕГЭ. 11 класс. Вариант1.

1.   Прочитайте текст и выполните задания 1−3.

С объединением страны была достигнута политическая и экономическая стабильность. В деревнях можно было тихо-спокойно заниматься сельским хозяйством, платя оброк владельцам земли. Пригодная для обработки плодородная земля окупала любые затраты труда и любые налоги, и поэтому население Руси за первые 50 лет XVI в. выросло в полтора раза, достигнув девяти миллионов человек.

Но пассионарным молодым людям, о которых поэт Н. С. Гумилёв сказал:

И все, кто дерзает, кто ищет,

Кому опостылели страны отцов,

Кто дерзко хохочет, насмешливо свищет,

Внимая заветам седых мудрецов!  —

в деревне делать было нечего, им было там безумно скучно. Деревню предпочитали люди гармоничные  — тихие, трудолюбивые, спокойные; они ничего не искали, но землю обрабатывали умело и налоги платили исправно. Пассионарии стремились покинуть тихую деревню, руководствуясь идеей, сформулированной ещё в античности: «Случай пробегает мимо  — блажен, кто схватил его за волосы». А в XVI в. в России сделать карьеру можно было только на государственной службе.

Надо сказать, что московские князья сами способствовали росту пассионарности в Москве. Так, Иван III решил, что мятежных новгородцев (а среди них пассионариев тоже было довольно много) следует перевести в Москву, дабы за ними было легко наблюдать. Аналогичным образом поступил Иван III и с наиболее активными «удельными» князьями. В самом деле, мало ли что вытворит в Шуе князь Шуйский или в городе Одоеве князь Одоевский, а в государевой столице они под присмотром, тут «люди ходят». Решение это было вполне логичное, государственное, но привело оно, как всегда, вовсе не к тем последствиям, на которые рассчитывали.

(По Л. Н. Гумилёву)

Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот союз.

2.   В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

1)  ЗЕМЛЯ. Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная з. Русская з. Чужие земли.

2)  МОЛОДОЙ. Бодрый, живой, жизнерадостный (о человеке любого возраста, его состоянии, чертах характера и т. п.). Молодые глаза. М. голос, взгляд. Молодая улыбка.

3)  ТИХИЙ. Смирный, спокойный. Т. нрав. Тихая грусть. Т. ребёнок.

4)  ПЕРЕВЕСТИ. кого (что). Назначить на другое место, должность. П. на должность инженера.

5)  НАБЛЮДАТЬ. за кем (чем). Осуществлять надзор за кем-чем-нибудь. Н. за порядком. Н. за детьми.

3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1)  Выразительность, яркость, оригинальность языка текста достигается использованием эпитета («люди гармоничные») и олицетворения (Случай пробегает мимо  — блажен, кто схватил его за волосы).

2)  Относящийся к публицистическому стилю текст представляет собой фрагмент полемической статьи, так как автор приводит точку зрения оппонентов, опровергает её, дискутируя с коллегами, подкрепляет тезисы ссылками на авторитетные исторические источники (тексты поэтов, античных авторов).

3)  Тематическая группа слов (политическая и экономическая стабильность; оброк; налоги; «удельными» князьями) указывает на авторскую цель  — нарисовать портрет исследуемой эпохи, выявить исторические закономерности.

4)  К признакам, позволяющим охарактеризовать язык текста как книжный, можно отнести употребление обособленных членов предложения, рядов однородных членов предложения, вставную конструкцию.

5)  Ведущий композиционный приём, указывающий на разговорный стиль текста,  — антитеза: в первом (1) абзаце «спокойные» земледельцы противопоставлены пассионариям, во втором (2) абзаце столичная власть и князь Шуйский противопоставлены провинциальным властям и князю Одоевскому.

4.  Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1)  лОктя

2)  надЕлит (полномочиями)

3)  кровотОчить

4)  снятА

5)  тамОжня

5.  В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1)  В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.

2)  Хром и марганец являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

3)  ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.

4)  Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависят духовная жизнь и здоровье человека.

5)  Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.

6.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Сквайр Трелони, доктор Ливси и другие джентльмены попросили меня написать всё, что я знаю об «Острове сокровищ». Им хочется, чтобы я рассказал всю историю с начала до конца.



7.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.  

нет ЯСЕЛЬ рядом

старые КОНЮХИ

около ДВУХСОТ автомобилей

ВЫЙДИ на дорогу

дамских ТУФЕЛЬ

8.   Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г)  ошибка в построении сложного предложения

Д)  нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

A

Б

В

Г

Д






















ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Замечательным русским поэтом, тонко чувствующий природу, является С. А.Есенин.

2)  В рассказе «Рождение корабля» Борис Шергин показывает, как русские мастера строили морские суда.

3)  Если бы мы успели бы разработать программу, уже в следующем месяце можно было бы приступить к работе.

4)  В журнале «Литературном наследии» можно найти новые интересные сведения о творчестве Л. Н.Толстого.

5)  Костный мозг – это ткань, заполняющая полости костей позвоночных животных и человека.

6)  Всех, кто разбираются в технике, приглашают принять участие в технической олимпиаде.

7)  В тексте поднимается проблема «отцов и детей», ставшая традиционной для русской классики, и раскрыто отношение автора к молодому поколению.

8)  Гости посетили актовый зал нового здания лицея, который масштабами и убранством не уступает небольшому драматическому театру.

9)  Экологи призывают экономно расходовать электроэнергию и планируют провести для абонентов сотовой связи специальную экоакцию.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

9.   Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  попл..вок, скл..нение, оз..рять

2)  зан..маться, обж..гающий, пот..рять

3)  анал..гичный, предл..жение, разр..статься

4)  ст..лизовать, заб..рать, отн..мать

5)  бл..стеть, п..рила, зам..реть

10.   Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  пр..стыдить, непр..ступная (крепость), беспр..мерный

2)  от..скать, пост..ндустриальный, за..нтересовать

3)  сни..хождение, и..колесить, ра..ценки

4)  непре..сказуемый, о..блеск, по..точить

5)  нер..ссказанный, под..спел, н..илучший

11.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  кандидат..кий, рез..кий

2)  издавн.., досрочн..

3)  син..ватый, перешаг..вать

4)  перч..ный (салат), ухаж..р

5)  выдавл..вать, желт..зна

12.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  взвеш..нное (решение), прокат..шься

2)  обяж..шь, завис..вший (от нас)

3)  посе..в (морковь), (дорого) сто́..вший

4)  закрут..шь, преследу..мый

5)  курлыч..щий, (звёзды) блещ..т

13.  Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

 

1)  Молодые листья лучше не обрабатывать вообще, а обработку всего растения проводить (НЕ)ЧАЩЕ одного раза в месяц.

2)  В (НЕ)ОКОНЧЕННОЙ юношеской «Повести» М. Ю. Лермонтова описывается детство Саши Арбенина, двойника самого автора.

3)  Мы так и остались в (НЕ)ДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился.

4)  Только летним утром ощущаешь, что всё дышит запахом ещё (НЕ)КОШЕННОЙ травы.

5)  Татьяна отреагировала на свежие новости (НЕ)РАДОСТНО, как рассчитывали мы, а с грустью и тоской.

14.  Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1)  Все стены были выкрашены ТО(ЖЕ) в белый цвет, и только одна была (В)СПЛОШНУЮ разрисована граффити.

2)  Мы шагнули (В)СПЛОШНУЮ темень, и в ТО(ЖЕ) время всё вокруг засветилось десятками фонариков-телефонов.

3)  ЧТО(БЫ) вам такое почитать перед сном, ЧТО(БЫ) сны приснились добрые?

4)  (НА)ВСТРЕЧУ со школьными друзьями мы собирались (В)ТЕЧЕНИЕ всего дня, всем хотелось произвести должное впечатление.

5)  (В)ТЕЧЕНИИ этой реки много опасных водоворотов, поэтому купаться здесь запрещено, но (НА)ВСТРЕЧУ нам шли люди в купальных костюмах.

15.  Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.

Церковь Василия Блаженного увенча(1)а огромной, радужного цвета главой, чрезвычайно похожей на хрустальную гранё(2)ую пробку стари(3)ого графина.

16.  Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)  Большинство изделий изготавливалось из меди или серебра из золота или из мягкой низкоуглеродистой стали.

2)  Под горячими солнечными лучами нас совсем разморило и очень хотелось прилечь где-нибудь в тени и отдохнуть насладиться прохладой свежестью.

3)  Мама причесала Сашеньку вплела ей в косички голубые атласные ленты и помогла надеть праздничное шёлковое платьице и новые чулочки.

4)  Существует целый ряд как объективных так и субъективных критериев развития личности и важно учитывать это при работе с детьми.

5)  Ребята весь день резвились играли в снежки и прятки но зато уже в девять часов вечера они заснули крепким сном.

17.  Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Катя немного помолчала (1) глядя на пламя в камине (2) и (3) весело взглянув на меня (4) заговорила опять.

18.   Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

Но знаю я, что лживо, а что свято,  —

Я это понял (1) всё-таки (2) давно.

Мой путь один, всего один (3) ребята,  —

Мне выбора (4) по счастью (5) не дано.

(В. С. Высоцкий)

19.   Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вопросы юного помощника снова напомнили ему (1) тот случай (2) вспоминать о котором (3) он не любил.

20.  Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Гусаков подумал (1) что (2) надо было фельдшера, а не старшину послать в деревню (3) потому что (4) хотя (5) старшина и назвался разведчиком (6) но в разведку он пошёл впервые.

21.   Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Столбы выветривания  — одно из семи чудес России – находятся в Троицко-Печорском районе республики Коми  — в междуречье рек Печора и Ичетляга. (2)Это красивое и загадочное место Северного Урала имеет несколько названий: Маньпупунёр, Мань-Пупыг-Нёр, Болвано-Из, мансийские болваны, а туристы обычно называют их кратко  — «Пупы». (3)Всего каменных столбов семь: шесть из них выстроились на ровном плато в ряд, а один стоит чуть в стороне. (4)Высота столбов, имеющих причудливые очертания, составляет от 30 до 42 метров. (5)Девственная красота этого места сохранилась благодаря его отдалённости и труднодоступности, поскольку в радиусе сотни километров нет никаких населённых пунктов. (6)Поход на Маньпупунёр для неподготовленных людей возможен только при заброске и выброске на вертолёте, а в случае пешего похода добраться до столбов удастся лишь хорошо подготовленным туристам.

22.   Установите соответствие между предложениями и изобразительно-выразительными средствами языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.



ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

A)  Сытый голодного не разумеет.(Пословица)

1)  сравнение

2)  анафора

3)  антитеза

4)  риторическое обращение

5)  литота

6)  олицетворение

7)  ассонанс

8)  эпифора

9)  метонимия


Б)  Читал охотно Апулея(А. С. Пушкин)

В)  Любил я осень позднюю в России,Любил лесок багряный на горе́.(И. А. Бунин)

Г)  Чтоб меня не увидел никто,а прогулках я прячусь, как трус...(В. Я. Брюсов)

Д)  Ночью буря разозлилась…(А. А. Фет)


 Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.  

А

Б

В

Г

Д







23.  (1)Это было утром. (2)Командир батальона Кошелев позвал к себе Семёна Школенко и объяснил, как всегда без долгих слов:

  — «Языка» надо достать.

  — (3)Достану,  — сказал Школенко.

(4)Он вернулся к себе в окоп, проверил автомат, повесил на пояс три диска, приготовил пять гранат, две простые и три противотанковые, положил их в сумку, потом огляделся и, подумав, взял припасённую в солдатском мешке медную проволочку и спрятал её в карман. (5)Идти предстояло вдоль берега. (6)После утреннего дождя земля ещё не просохла, и на тропке были хорошо видны уходившие в лес следы.

(7)Впереди были заросли. (8)Школенко пополз через них налево; там виднелась яма, кругом неё рос бурьян. (9)Из ямы, в просвете между кустами бурьяна, был виден стоявший совсем близко миномёт и на несколько шагов подальше  — ручной пулемёт: один немец стоял у миномёта, а шестеро сидели, собравшись в кружок, и ели из котелков.

(10)Торопиться было незачем: цель была на виду. (11)Он прочно упёрся левой рукой в дно ямы, вцепился в землю так, чтобы рука не скользнула, и, приподнявшись, швырнул гранату. (12)Когда он увидел, что шестеро лежат неподвижно, а один, тот, который стоял у миномёта, продолжает стоять около него, удивлённо глядя на изуродованный осколком гранаты ствол, Школенко вскочил и, вплотную подойдя к немцу, не сводя

с него глаз, знаками показал, чтоб тот отстегнул у себя парабеллум и бросил на землю, чтоб взвалил пулемёт на плечи. (13)Немец послушно нагнулся

и поднял пулемёт. (14)Теперь у него были заняты обе руки.

(15)Так они и пошли обратно  — впереди немец со взваленным на плечи пулемётом, сзади Школенко.

(16)На командный пункт батальона Школенко добрался только после полудня.

  — (17)Хорошо,  — сказал командир полка,  — одну задачу,  — он кивнул на капитана Кошелева,  — вы выполнили, теперь выполните мою: вы должны узнать, где стоят их остальные миномёты.

  — (18)Узнаю,  — коротко сказал Школенко,  — один пойду?

  — (19)Один,  — сказал Кошелев.

(20)Школенко посидел примерно с полчаса, вскинул автомат и, уже не добавляя гранат, снова пошёл в ту сторону, что и утром.

(21)Теперь он взял правее деревни и ближе к реке, прячась в росших по обочинам дороги кустах. (22)Идти пришлось по длинной лощине, пробираясь сквозь густой, царапавший руки и лицо орешник, через мелколесье. (23)Возле большого куста были хорошо видны три миномёта, стоявшие в балке.

(24)Школенко лёг плашмя и вытащил бумагу, на которой он заранее решил начертить для точности, где именно стоят миномёты. (25)Но в ту секунду, когда он принял это решение, семеро немцев, стоявших у миномётов, подошли друг к другу и сели у ближнего к Школенко миномёта, всего в восьми метрах от него. (26)Решение родилось мгновенно, может быть, так мгновенно оттого, что только сегодня, в точно такой же обстановке, ему уже один раз повезло. (27)Взрыв был очень сильным, и немцы лежали убитые. (28)Неожиданно в двух десятках шагов от него в кустах сильно зашуршало. (29)Прижав к животу автомат, Школенко пустил туда длинную очередь веером, но из кустов вместо немцев выскочил его хороший знакомый Сатаров, боец 2-го батальона, несколько дней тому назад взятый в плен. (30)Вслед за ним из кустов вышли ещё шестнадцать человек. (31)Трое были окровавлены, одного из них поддерживали на руках.

  — (32)Ты стрелял?  — спросил Сатаров.  — (33)Вот, поранил их,  — показал Сатаров рукой на окровавленных людей.  — (34)А где же все?

  — (35)А я один,  — ответил Школенко.  — (36)А вы тут что?

  — (37)Мы могилу себе рыли,  — сказал Сатаров,  — нас двое автоматчиков стерегли, они, как услышали взрыв, убежали. (38)А ты, значит, один?

  — (39)Один,  — повторил Школенко и посмотрел на миномёты.  — (40)Скорее миномёты берите, сейчас к своим пойдём.

(41)Он шёл сзади вырученных им из плена и видел окровавленные тела раненых, и горькое выражение появлялось на его лице.

(42)Через полтора часа они дошли до батальона. (43)Школенко отрапортовал и, выслушав благодарность капитана, отошёл на пять шагов

и ничком лёг на землю. (44)Усталость сразу навалилась на него: открытыми глазами он смотрел на травинки, росшие около, и казалось странным, что он вот живёт, и кругом растёт трава, и всё кругом такое же, как было.

(По К. М. Симонову*)

* Константин Михайлович Симонов (1915—1979)  — русский советский журналист и прозаик, киносценарист.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Семён Школенко воевал под командованием капитана Кошелева.

2)  Благодаря смекалке и отчасти везению Семён Школенко в одиночку выполнил задание командира полка.

3)  Решая поставленную разведывательную задачу, Семён Школенко освободил из фашистского плена русских солдат.

4)  Попавших в плен к немцам бойцов было четверо: трое были окровавлены, одного поддерживали на руках.

5)  Заранее решив бросить в неприятелей гранату, Семён убил всех немецких миномётчиков, не поранив русских пленных.

24.   Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложении 4 представлено повествование.

2)  В предложении 6 представлено описание.

3)  В предложениях 20, 21 содержится повествование.

4)  Предложения 37–40 содержат описание.

5)  Предложение 42 поясняет то, о чём говорится в предложении 41.

25.   Из предложений 15–19 выпишите антонимы (антонимическую пару).

26.   Среди предложений 5–11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

27.   Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «В чем проявляется героизм во время войны?».

Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.

Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример⁠-⁠аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт.

(Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.







Итоговая контрольная работа по русскому языку в формате ЕГЭ. 11 класс. Вариант 2.



1.   Прочитайте текст и выполните задание.

Реакция читателя на новую книгу, как известно, не одинакова. Она может быть и положительной, и отрицательной. Причём положительной и отрицательной со множеством вариаций и оттенков, за которыми порой трудно увидеть, как лёг замысел произведения на сердце читателя. И лёг ли вообще. Но в этом многообразии присутствует одна легкоуловимая мысль: нужна ли читателю сама книга, ждал ли её, торопил ли писателя с его сокровенным словом? Ждал ли? Главное в этом. Подобный вопрос задают себе и сами писатели. Задаю себе и я. Чувствуем ли мы, работая над произведением, ожидание читателя? Чем продиктовано это ожидание? Простым любопытством: что нового скажет автор, как откликнется на злобу дня, чем удивит? Или ожидания другого порядка  — душу бередят сомнения, томится она в поисках ответа на вопросы, а вопросы сложные, как сама жизнь.

Значит, книга должна быть ответом на вопрос, может быть, ещё не произнесённый. Ещё не сформулированный, только смутно тронувший сознание или чувства. И ещё: ожидание-то связано с временем. Вчера книга была ещё не нужна, тем более  — позавчера. Нужна сегодня. Я исключаю эту конъюнктуру, у неё своя сфера проявления и свои оценочные критерии. Разговор идёт о социальной потребности в книге, в определённой книге.

Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите эту частицу.

2.   В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.

1)  ВОПРОС. чего. Дело, обстоятельство, касающееся чего-нибудь, зависящее от чего-нибудь. В. времени. В. чести.

2)  ПРОСТОЙ. Не лучшего качества, грубый по обработке. П. помол. П. холст (небелёный).

3)  НОВЫЙ. Впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый. Новая техника.

4)  СФЕРА. Область, пределы распространения чего-н. С. деятельности. С. влияния.

5)  ИДТИ. Находить сбыт, спрос, распродаваться (разг.). Товар хорошо идёт. Платья устарелых фасонов идут по сниженным ценам.

3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1)  Выразительность текста обеспечивается использованием таких тропов, как метафора (лёг замысел произведения на сердце читателя), эпитет («сокровенным словом»), олицетворение (томится она [душа] в поисках ответа на вопросы), сравнение (вопросы сложные, как сама жизнь), а также таких приёмов, как риторический вопрос (Чувствуем ли мы, работая над произведением, ожидание читателя?), парцелляция (…за которыми порой трудно увидеть, как лёг замысел произведения на сердце читателя. И лёг ли вообще), антитеза (Вчера книга была ещё не нужна… Нужна сегодня).

2)  Жанр этого публицистического текста  — репортаж, поэтому основная задача автора текста  — поделиться своими мыслями по поводу реакции читателей на новую книгу, рассказать о собственных впечатлениях от новых книг, поразмышлять о том, каковы задачи писателя.

3)  Текст содержит как элементы, характерные для книжной речи, например отглагольные существительные (ожидание, сомнения, проявления), так и элементы разговорной речи (например, фразеологизмы на злобу дня, душу бередят).

4)  В последнем абзаце, начинающемся с вводного слова, содержится вывод, к которому автор приходит в процессе рассуждений.

5)  Поскольку текст рассчитан на массовых читателей, его синтаксис не отличается сложностью: автор использует только простые предложения. Некоторые из них осложнены обособленными определениями.

4.   Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1)  лгалА

2)  одОлжить

3)  нефтепрОвод

4)  облегчЁнный

5)  дОверху

5.   В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

СЫТНЫЙ тётушкин суп понравился всем детям.

Он был СКРЫТНЫМ человеком и никому не доверял своих секретов.

На краю города сохранился старый ЯБЛОЧНЫЙ сад с раскидистыми деревьями.

Выступление юного скрипача было настолько ЭФФЕКТНЫМ, что публика аплодировала стоя.

В читальном зале хранятся ГОДОВЫЕ подшивки газет и журналов.

6.   Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Они казались спокойны и смелы; однако ж при моем приближении обе потупили опущенные головы и закрылись своими изодранными чадрами.

7.   В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.  

не ПРОРОНЯЯ (слов)

в БОКУ

знаменитые ПРОФЕССОРА

благодаря РЕШЕНИЮ

ИХ успех



8.   Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.







ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б)  неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

В)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г)  неправильное построение предложения с косвенной речью

Д)  нарушение в построении предложения с однородными членами



























ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  В 1915 году Чарли Чаплин участвовал в конкурсе двойников Чарли Чаплина в Сан-Франциско, однако он не только не выиграл, но даже не прошёл в финал.

2)  Ученик сказал своему учителю, что я ещё не подготовился к ответу.

3)  В стихотворении Некрасова «Железная дорога» представлена картина народной жизни.

4)  Обернувшись назад, мне показалось, что пёс всё ещё идёт за мной, но никого не было.

5)  Много лет назад здесь, в самом центре села, стояла деревянная церковь, и все, кто видел её, восхищался изяществом постройки.

6)  С первого июня пригородные поезда будут отправляться согласно летнему расписанию.

7)  Зверь осторожно пробирался по дороге, ведущей к деревне и по которой он ходил уже не раз.

8)  Навстречу группы туристов выдвинулся отряд спасателей.

9)  Все посылки, отправляемые за границу, проходят строгий эпидемиологический контроль.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

9.   Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  л..цензия, мар..над, мер..диан

2)  *к..стелянша, к..ттедж, к..толик

3)  м..тежный, вы..вленный, зар..дили (пушки)

4)  б..хрома, б..нкрот, б..йкотировать

5)  пч..лы, пш..нка, расч..ска



*Служащая больницы, гостиницы, общежития и т. п., ведающая хранением и выдачей белья.

10.   Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  пр..теснение, пр..глядеться, пр..нудить

2)  ра..ползлись, бе..причинный, не..балансированный

3)  без..нициативный, сверх..нтеллигентный, под..зношенный (костюм)

4)  поз..прошлый, р..ссыпающийся, опр..кинул

5)  всеоб..емлющий, ал..янс, (высокий) бар..ер

11.   Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  свидань..це, больш..нство

2)  (худенькое) плеч..ко, форел..вый (салат)

3)  нищ..нский, облиц..вать (фасад плиткой)

4)  коленч..тый, нов..зна

5)  снеж..к, печ..ный (картофель)

12.   Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  уполномоч..нный, слыш..мый

2)  опаса..шься, потрат..вший

3)  закле..шь, неслыш..мый

4)  посе..шь, потрач..нный

5)  помож..шь, дви́ж..мый

13.   Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов. 

1)  Разговаривать было вроде (НЕ)О ЧЕМ; она молчала, я тоже молчал.

2)  Одна тайна во всей этой истории так и осталась (НЕ)РАСКРЫТА.

3)  Вместо исчезнувших слов язык (НЕ)ПРЕМЕННО создаёт новые.

4)  (НЕ)ПОВТОРИМАЯ пора цветения багульника привлекает на Алтай сотни туристов со всей страны.

5)  В тот день я должен был съездить в город по делам, (НЕ)ИМЕЮЩИМ к этой истории никакого отношения.

14.   Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.

1)  Он стал читать свои стихи, которые и ДО(СИХ)ПОР (В)СЛЕДСТВИЕ своей неслыханной простоты кажутся мне прекрасными до слёз.

2)  Нужно было время, ЧТО(БЫ) научиться определять место корабля не по солнцу и звёздам, а (В)ТЁМНУЮ, по числу оборотов двигателя.

3)  Независимо (ОТ)ТОГО, к какому колену будет присоединён сосуд, точность измерения будет одной и ТОЙ(ЖЕ).

4)  Я мог только выйти поглядеть, не перестал ли идти дождь, хотя (И)ТАК слышал, что он не перестал, всё ТАК(ЖЕ) шуршал по крыше.

5)  Паучок то медленно спускался по невидимой ниточке, то вдруг молниеносно взмывал по ней (В)ВЕРХ, а если кашлянуть, почему-то (ТОТ)ЧАС прятался и долго не вылезал.

15.  Тип 15 № 430

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН?

Извержение Везувия подробно описа(1)о в адресова(2)ых римскому историку Тациту письмах Плиния Младшего, ране(3)ого в тот страшный августовский месяц.

16.   Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)  Герой романа любил путешествия и приключения и в то же время стремился к комфорту и семейному уюту.

2)  Очень многие акварели или не имели авторов или приписывались тем или иным декабристам предположительно.

3)  Жаргонные слова выпадают и из традиции и из сферы разумного словоупотребления и из единообразия речи.

4)  Для убеждения читателя в справедливости своих оценок автор рецензии может использовать как приёмы научного анализа так и средства художественной выразительности.

5)  В силу стечения обстоятельств после революции Куприн оказался в эмиграции и почти двадцать лет страстно стремился вернуться в Россию.

17.   Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Петровская реформа решила национальные задачи (1) создав государственность (2) обеспечившую России (3) двухсотлетнее существование в ряду главных европейских держав (4) и построив одну из самых ярких культур в истории человеческой цивилизации.

18.   Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Поэзия пленяет и незаметным образом, но с непреодолимой силой возвышает человека и приближает его к тому состоянию, когда он (1) на самом деле (2) становится украшением земли, или (3) как простодушно, но искренне говорили наши предки (4) «венцом творения».

19.   Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Дерсу сообщил мне (1) что зимой (2) когда начинают замерзать реки (3) все крупные пернатые хищники спускаются в низовья рек (4) где им легче найти пропитание.

20.   Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Анастасия сказала (1) что трава – это зарастание памяти о человеке (2) и (3) что (4) пока есть кому с этой травою справляться (5) человек каким-то образом на земле ещё присутствует.

21.   Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Одно из уникальных мест Кабардино-Балкарии  — Чегемское ущелье. (2)Оно тянется вдоль реки Чегем, рассекая несколько горных хребтов: Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный. (3)В месте, где ущелье пронзает Скалистый хребет, образовалась теснина  — наиболее узкая его часть. (4)Ширина ущелья сужается местами до 15 м, а по бокам его зажимают отвесные скалы, уходящие ввысь на 100-200 м, нависая над тропой и ревущим Чегемом. (5)Поток промыл здесь известняки, поэтому цвета горных пород теснины имеют тёплые оттенки: от кремового до оранжевого. (6)На горе возвышаются башни древнего поселения, а в конце ущелья открывается вид на самую живописную гору Главного Кавказского хребта высотой 4611 м  — Тихтенген, западнее которой на уровне 3780 м проходит высокогорный перевал Твибер. (7)3десь путь туристов-любителей заканчивается: дорогу перекрывает мощный ледник  — передвижение по нему разрешено только для альпинистов.

22.   Установите соответствие между предложениями и изобразительно-выразительными средствами языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.



ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

A)  Вот уж целый год прошёл, как вы изволили поселиться по соседству со мной, мелким человечком, а я всё ещё не знаю Вас, а Вы меня, стрекозу жалкую, не знаете.(А. П. Чехов)

1)  многосоюзие

Б)  Какая тишина царила кругом!(И. А. Бунин)

2)  анафора

В)  Грустя, и плача, и смеясь, звенят ручьи моих стихов.(А. А. Блок)

3)  литота

Г)  Мир стал живым и безопасным, как на холсте. (С. Д. Довлатов)

4)  риторическое обращение

Д)  О чём ты воешь, ветр ночной?(Ф. И. Тютчев)

5)  эпифора


6)  сравнение


7)  ассонанс


8)  риторическое восклицание


9)  метонимия

 Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д





23.   (1)И всё-таки у Природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, которые отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. (2)Таков, вне всякого сомнения, и Байкал. (3)Не зря его называют жемчужиной Сибири. (4)Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. (5)Байкал славен и свят другим: своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, неподвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

(6)Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли вдоль берега по старой Кругобайкальской дороге, одному из самых красивых и ярких мест южного Байкала. (7)Был август – лучшее, самое благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками. (8)Когда солнце до блеска высвечивает снова выпавший снег на дальних гольцах в Саянах, которые представляются глазу во много раз ближе, чем они есть в действительности. (9)Когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, спокойно, набираясь сил для осенних штормов. (10)Когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость...

(11)А тут ещё и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист, и далеко в воде поблёскивают и переливаются красками камни, на дорогу то пахнёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесёт прохладным и резким дыханием с озера.

(12)Всё, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, замолчал. (13)Я продолжал говорить. (14)Я рассказывал, как, впервые попав в студенческие годы на Байкал, был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камешек, до которого затем при замере оказалось больше четырёх метров. (15)Товарищ принял этот случай безучастно. (16)Несколько уязвленный, я сообщил, что в Байкале удаётся видеть и за сорок метров – и, кажется, прибавил, но он и этого не заметил, точно в Москве-реке, мимо которой он ездит в машине, такое возможно сплошь и рядом. (17)Только тогда я догадался, что с ним: скажи ему, что мы за двести – триста метров в глубину на двухкопеечной монете читаем в Байкале год чеканки, – больше, чем удивлён, он уже не удивится.

(18)Он был полон, как говорится, с крышкой.

(19)Помню, его доконала в тот день нерпа. (20)Она редко подплывает близко к берегу, а тут, как по заказу, нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я, заметив, показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся подсвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. (21)Она, разумеется, тотчас ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго. (22)Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием и размерами – в нём всё крупно, всё широко, привольно и загадочно, а он, напротив, возвышает его. (23)Редкое чувство приподнятости и одухотворённости испытываешь на Байкале, словно в виду вечности и совершенства и тебя коснулась тайная печать этих волшебных понятий, и тебя обдало близким дыханием всесильного присутствия, и в тебя вошла доля магического секрета всего сущего. (24)Ты уже тем, кажется, отмечен и выделен, что стоишь на этом берегу, дышишь этим воздухом и пьёшь эту воду.

(25)Вернувшись однажды с обычной прогулки, Л. Н. Толстой записал: «Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? (26)Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра».

(По В. Г. Распутину*)

* Валентин Григорьевич Распутин (1937–2015) – русский советский писатель и публицист, общественный деятель; один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы».

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Все природные объекты в равной степени обладают великой властью над человеком.

2)  Рассказчик побывал со своим товарищем на Байкале ранней осенью.

3)  Самым благодатным временем на Байкале рассказчик считает август.

4)  Впервые автор оказался на Байкале в студенческие годы.

5)  Байкал имеет особенность подавлять человека своим величием и размерами.

24.   Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложениях 1–4 представлено рассуждение.

2)  В предложениях 7–10 содержится описание.

3)  Предложение 15 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 14.

4)  В предложениях 19–21 представлено повествование.

5)  Предложения 23 и 24 противопоставлены по содержанию.

25.   Из предложений 12–16 выпишите один фразеологизм.



26.   Среди предложений 1–10 найдите такое⁠(-ие), которое⁠(-ые) связано⁠(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер⁠(а) этого⁠(-их) предложения⁠(-ий).

27.   Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Как влияет природа на человека?».

Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.

Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример⁠-⁠аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт.

(Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.





















Ответы

Вариант 1

Вариант 2

  1. же

  1. именно|как раз|прямо

  1. 35

  1. 34

  1. 134

  1. 134

  1. 145

  1. 145

  1. красящими|красящие

  1. яблоневый

  1. всю

  1. опущенные

  1. яслей

  1. проронив

  1. 14637

  1. 84527

  1. 45

  1. 135

  1. 13

  1. 12

  1. 45

  1. 13

  1. 25

  1. 34

  1. 145

  1. 125

  1. 24

  1. 25

  1. 12

  1. 23

  1. 13

  1. 42

  1. 1234

  1. 124

  1. 345

  1. 34

  1. 2

  1. 1234

  1. 136

  1. 145

  1. 236

  1. 36

  1. 39216

  1. 38164

  1. 123

  1. 34

  1. 123

  1. 124

  1. впередисзади

  1. сплошьирядом

  1. 9

  1. 3