Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
МБОУ ДПО (ПК) с УМЦ «Развития образования»
Итоговый квалификационный проект по курсу
«Использование ЭОР в начальной школе
в соответствии с ФГОС НОО»
Тема: «Разработка технологической карты урока русского языка с использованием ЭОР»
Выполнил:
учитель начальных классов
МБОУ Одинцовской СОШ № 5
Панюжева И. В.
Руководитель:
Васильева И.А.
Одинцово
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I . Разработка технологической карты урока
русского языка с использованием ЭОР
1. 1 Использование ИКТ на уроках в начальной школе в соответствии
c требованиями ФГОС НОО…………………………………………………….5
1.2 Эффективность использования цифровых образовательных
ресурсов (ЦОР) на уроках русского языка в начальной школе……………….8
1.3 План – конспект урока русского языка 2 класса на тему: «Корень как общая часть родственных слов»…………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………………..22
Введение
Тот, кто двигается все время вперед, одолеет любой холм.
Японская мудрость
Актуальность исследования данного проекта заключается в том, что происходящий в мировом обществе переход от индустриального века в век информационный сопровождается бурным развитием информационных технологий, которые проникают буквально во все сферы деятельности человека и становятся естественной средой его обитания. Технологическая и последовавшая за ней информационная революции значительно повлияли на развитие различных стран и распределение их влияний в деятельности мирового сообщества. Происходит и переориентация жизненных целей отдельных слоев общества. В современных условиях к молодому поколению, вступающему в жизнь, предъявляется значительно больше требований, чем десять лет назад. Современный специалист должен обладать не только навыками использования современных технических средств в производстве и быту, но и уметь планировать свою деятельность в соответствии с все возрастающими информационными потоками, оперативно реагировать и принимать решения в сложной информационной среде, иметь развитое теоретическое мышление. Так как каждому типу общества должна соответствовать определенная система образования, то переход к информационному обществу должен сопровождаться соответствующими изменениями и в системе, и в содержании образования, и в формах, методах и средствах обучения. Применяемая в школах классическая классно-урочная система, по-прежнему оставаясь наиболее популярной формой обучения, мало считается с различиями в способностях детей, необходимостью их поддержки и развития. Поэтому в ее рамках, в частности, для начальной школы, усилиями педагогов и психологов (Ш.А. Амонашвили, JI.B. Занков, В.В. Давыдов, В.В. Репкин, Н.В. Репкина, Д.Б. Эльконин) были разработаны различные методы и формы обучения, позволяющие более детально подойти к проблемам формирования учебной деятельности, воспитания личности и развития индивидуальности ребенка в современных условиях. Создание новых условий, отвечающих современной концепции гуманизации отечественного образования, связано с переводом школы в режим развития на основе введений инноваций во все сферы ее деятельности.
Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов /ФГОС/ общего образования речь идет не только об освоении младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но, прежде всего, об их успешном включении в учебную деятельность, становлении учебной самостоятельности.
3
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти
от объяснительно – иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором обучающиеся становятся активными субъектами учебной деятельности.
Проблема исследования – может ли использование ИКТ, ЭОР сделать обучение русскому языку более эффективным?
В связи с этим основной целью нашего исследования является разработать технологическую карту урока русского языка во 2 классе по теме: «Корень как общая часть родственных слов» с использованием информационных технологий в образовательном процессе /ЭОР/ и их применение на уроке.
Объект исследования – применение ЭОР как важная составляющая единица учебного процесса.
Предмет исследования – педагогические компьютерные технологии как средство формирования учебной деятельности и развития индивидуальных способностей учащихся начальной школы на уроке русского языка во 2 классе.
В основу исследования была положена гипотеза: если систематически использовать компьютерные технологии в учебном процессе младшего школьника, то следует ожидать более высокого качества формирования предметных знаний и развития индивидуальных способностей учащихся, так как применение педагогических компьютерных технологий способствует: 1) формированию учебной деятельности учащихся; 2) созданию условий для сенситивных периодов их развития.
В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой определены основные задачи исследования:
проанализировать и отобрать ЭОР по теме: «Корень как общая часть родственных слов»;
выстроить структуру и ход урока в соответствии с выбранной темой и используемыми ЭОР;
определить модели УПД учащихся;
составить план – конспект урока по теме: «Корень как общая часть родственных слов»
Методы исследования:
Структура и основное содержание проектной работы. Во «Введении» обоснована актуальность темы, сформулированы проблема, цель и задачи исследования, названы объект, предмет и методы исследования. В I главе («Разработка технологической карты урока русского
языка с использованием ЭОР») представлено использование ИКТ на уроках
4
в начальной школе в соответствии c требованиями ФГОС НОО.
Затрагивается вопрос эффективности использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках русского языка в начальной школе. Разработан план – конспект урока русского языка во 2 классе на тему: «Корень как общая часть родственных слов».
5
Глава I Разработка технологической карты урока русского
языка с использованием ЭОР
1.1 Использование ИКТ на уроках в начальной школе в соответствии c требованиями ФГОС НОО
Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования речь идет не только об освоении младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но, прежде всего, об их успешном включении в учебную деятельность, становлении учебной самостоятельности. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны давно. Тогда о компьютерных технологиях никто не задумывался. Но, эти слова актуальны сегодня, они подразумевают такого учителя, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы. Основная цель обучения в начальной школе – научить ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации. К. Д. Ушинский говорил о том, что ребенок мыслит образами, звуками, красками. Учителю начальной школы всегда приходилось самому создавать огромное количество наглядного материала к урокам. Сегодня этот нелёгкий труд заменил монитор компьютера, возможность которого намного выше, чем классной доски.
Использование ИКТ на уроке имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими техническими средствами:
Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
ИКТ можно использовать на всех этапах процесса обучения. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным, интересным для учащихся.
На этапе актуализации знаний предложенный наглядный материал
помогает подвести учащихся к определению темы урока и активизировать
6
мыслительную деятельность. На данном этапе целесообразнее на наш взгляд использовать единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов.
При изучении нового материала целесообразно использовать цифровые ресурсы: информационные Интернет-сайты, информационные ресурсы на дисках, а также видеосюжеты, иллюстрации, фотографии, графические схемы, что способствует качественно обработать и сохранить полученную информацию, а также расширяет кругозор учащихся об изучаемых объектах окружающей среды.
Повышает интерес ученика к предмету просмотр видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. На этапе изучения нового материала используют предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, видеофрагменты, видеоэкскурсии, таблицы и схемы).
На этапе закрепления изученного материала и при подведении итога урока применяются графические схемы, которые помогают оперативно проконтролировать усвоение изучаемой на данном уроке темы, а ученикам обобщить полученные знания. На данном этапе используются компьютерные обучающие программы, ЦОРы, тестовые задания, компьютерные тренажеры, цифровые таблицы. На этапе закрепления тесты являются одним из продуктивных средств закрепления материала. Их можно использовать как на уроке, так и для самоконтроля. Преимущества использования тестов:
Информационно-коммуникационные технологии на этапе закрепления позволяют организовать различные формы работы: групповую, парную, индивидуальную. Использование мультимедийных презентаций в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Мультимедийные презентации используются на уроке для того, чтобы учитель или ученик смог на большом экране (мониторе) наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись, снимки, чертежи, диаграммы, графики и др. Эти материалы могут быть подкреплены соответствующими звукозаписями. Мультимедиа-учебники автоматизируют все основные этапы обучения – от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления оценок. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационных технологий. Применение компьютерных технологий в процессе обучения активизирует познавательную деятельность, повышает объем выполняемой работы, дает возможность самостоятельной деятельности, повышает степень дифференциации учащихся, способствует достижению основной цели – улучшению качества обучения, обеспечению развития личности,
ориентирующейся в информационном пространстве.
7
1.2. Эффективность использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках русского языка в начальной школе
Компьютер способен оказать огромную, буквально неоценимую поддержку учителю и учащимся – при подготовке к уроку, на самом уроке, при выполнении различных творческих работ и в рамках внеклассной деятельности. Компьютеры пришли в школу давно, с тех пор качественно поменялась техническая база, совершенствовалось программное обеспечение, и в настоящее время рассматривается вопрос не просто использования техники в учебном процессе, а внедрение в образовательный процесс нового поколения цифровых образовательных продуктов (ЦОР).
В учебном процессе активно стали применяться электронные учебники или электронные учебные комплексы (ЭУК) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)- отдельные «цифровые содержательные модули», поддерживающие изучение какого-либо конкретного фрагмента соответствующей учебной темы.
Набор ЦОР — это необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме ресурсы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанные» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.
Использование учителем ЦОР в своей педагогической деятельности способствует:
Помощь учителю при проведении урока и во внеурочной деятельности:
Помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:
8
В содержание ЦОР входят:
Интерес у учащихся вызывает использование интерактивного правила, схемы, рисунка, плаката, где пояснение открывается щелчком мыши, и может быть обратно скрыто. Благодаря этой особенности учитель получает дополнительные возможности при объяснении нового материала: можно акцентировать внимание школьников на информации, наиболее значимой на данном этапе объяснения; можно задать ученикам вопрос и сразу же проверить ответ, вызвав его на экран. Интерактивные правила позволяют не просто формулировать правила, но последовательно подводить учеников к их самостоятельной формулировке.
Набор цифровых образовательных ресурсов можно использовать на всех этапах обучения русскому языку: при предъявлении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.
В наши дни огромный выбор ЦОР по русскому языку и литературе. Особое внимание заслуживают мультимедиа-пособия для начальной школы из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» - «Уроки Кирилла и Мефодия», разработанные в соответствии с государственным стандартом образования РФ. Их цель – помочь ученикам освоить курсы на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания. Применение современных мультимедиа-технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулирует познавательный интерес, а также исследовательскую и поисковую деятельность учащихся.
9
В данном пособии содержатся не только основополагающие знания по изучаемому курсу, энциклопедические и хрестоматийные статьи, но и интерактивные тренажеры, с помощью которых происходит отработка умений и навыков, проверка знаний по отдельным частям урока, уроку целиком, теме. Результаты тестирования каждого обучающегося заносятся в дневник успеваемости и отслеживаются, что позволяет осуществлять в работе личностно-ориентированный подход.
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. А ведь ещё известный учений и педагог К.Д.Ушинский говорил: «…ученье, лишённое всякого интереса убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт».
Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка нами были проведены исследования (анализ, сравнение учебных программ по русскому языку) методической литературы: / «Программа Начальная школа XXI века. Русский язык под редакцией С. В. Иванова»; «Комментарии к урокам. Русский язык. Иванов С. В.», так же учебной литературы «Учебник. Русский язык. 2 класс. С. В. Иванов»/. Вследствие данного исследования возникла необходимость в разработке технологической карты урока русского языка с использованием ЭОР, на котором активно используются информационные технологии, позволяющие сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес.
10
1. 3 ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
-
| ФИО | Панюжева Ирина Викторовна |
-
| Место работы | МБОУ Одинцовская СОШ № 5 |
-
| Должность | Учитель начальных классов |
-
| Предмет | Русский язык |
-
| Класс | 2 |
-
| Тема и номер урока | Корень как общая часть родственных слов, урок 32 (с.91 -93) |
-
| Предметная программа и её автор | Начальная школа XXI века. Русский язык, С. В. Иванов |
-
| Цель урока: | Закрепить представление о двух признаках родственных слов (слова, имеющие общую часть, и слова, близкие по значению). |
-
| Тип урока | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). |
-
| Модель организации УПД младших школьников | АРМ (автоматизированное рабочее место) учителя – класс («один ко многим») – фронтальная работа. |
-
| Необходимое оборудование | АРМ учителя, АРМ – ученика /Компьютер, тетрадь на печатной основе, учебник, дид. Материал (упр. к учебнику русский язык 2 кл)/ |
11
Тема урока: «Корень как общая часть родственных слов»
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Решаемая задача | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Время (в мин.) |
1 | 2 | | 3 | 5 | 6 | 7 |
I | Адаптационный этап | 1. Адаптирование учащихся к деятельности на уроке. Выявление предварительных знаний учащихся и определение их границ. | Настрой ученика на учебную деятельность: вступают в диалог с одноклассниками, обосновывая свою точку зрения. Комментируют и объясняют просмотренную ситуацию Формулируют тему урока. | Настрой учеников на учебную деятельность. Демонстрирует анимацию, побуждает учащихся прокомментировать увиденный сюжет | Корень дерева и корень слов № 1 | 2 мин |
II | Основной этап /Закрепление представлений двух признаков родственных слов (слова, имеющие общую часть, и слова, близкие по значению)/ | Подбор родственных слов, являющихся разными частями речи. Интерактивное задание. Наблюдение за словами с омонимичными корнями. | Самостоятельно работают с учебником на странице 91 упр.1 Подбирают родственные слова, являющиеся разными частями речи, в соответствии с заданным образцом. Выполняют задание в парах на ПК Осуществляют взаимопроверку. В ходе работы приходят к выводу, что родственные слова должны быть близкими по своему значению. Самостоятельно (фронтально, устно) работают с учебником на странице 91 упр.2 работы называют лишние слова и отвечают на вопрос | Организует самостоятельную работу в тетрадях, предлагает ответить на вопрос: «Что объединяет все слова в первом столбике? Во втором? В третьем?» Основные понятия. Демонстрирует анимацию. Предлагает в парах выполнить интерактивное задание на ПК (игра «Рассели жильцов»): заполнить таблицу, организует фронтальную проверку. Помогает сделать вывод о том, что родственные слова должны быть близкими по своему значению. Предлагает выполнить задание и ответить на вопрос: о каком признаке родственных слов забыл тот, кто составлял эти | Игра «Рассели жильцов» №2 | 4 мин 4 мин 3 мин |
| | Рубрика «Тайны языка» | В ходе индивидуальной работы называют лишние слова. Обобщают сделанные при выполнении предыдущего упражнения выводы. Вступают в диалог с учителем, доказывают свою точку зрения, на основе собственных знаний. | ряды слов? Побуждает учеников сделать выводы о том, что корень слова содержит общее значение родственных слов. Просит сравнить ответы учеников с эталоном в учебнике на стр. 91 | | 1мин |
| Чистописание | Формирование графических навыков письма | Индивидуальная работа в тетради Вспоминают приемы, необходимые для письма | Предлагает ученикам посмотреть презентацию. Чистописание строчных и прописных букв. В ходе работы формирует у детей графические навыки письма. | № 3 Презентация | 2 мин |
| | Рубрика «Обрати внимание» Различие родственных слов и синонимов | Закрепляют алгоритм выделение корня Работают в группах (устно) по учебнику на стр. 92 упр. Выделяют второй признак родственных слов – сходства по звучанию, так как в родственных словах повторяется один и тот же корень. | Помогает выстроить алгоритм выделения корня в словах. Предлагает ученикам выполнить задания к упражнению и ответить на контрольный вопрос: отсутствие какого признака не позволяет назвать слова родственными? Корректирует, дополняет ответы детей. | | 2 мин 4 мин |
| Физическая минутка | Профилактика утомляемости глаз | Выполняют комплекс упражнений за учителем | Организует проведение физической разминки, показывает ученикам упражнения. | | 2 мин |
III | Творческий | Закрепление знаний на основе их применения Повышение уровня формируемых знаний на основе творческих и | 1.Работают в творческих группах. Называют родственников Воды. Отвечают на вопрос: «Кто оказался чужаком и почему?» Сочиняют свою сказку. | Предлагает посмотреть сказку о Воде (анимация), назвать родственные слова, просит объяснить, какое слово лишнее и почему. Для закрепления признаков родственных слов | Сказка про Воду № 4 | 8 мин |
|
| разноуровневых заданий Интерактивное задание (рефлексия) | 2. Выполняют задание в парах на ПК. Осуществляют взаимопроверку. 3.Ученики знакомятся со стихотворением И. Демьянова «Шла лентяйка на работу». Самостоятельно определяют и записывают группы родственных слов, обозначают корни слов. Ученикам предлагается оценить работу сказочных человечков. Работа в группах на ПК | предлагает ребятам сочинить свою сказку, где они составляют ряды родственных слов. Осуществляет индивидуальную помощь. Демонстрирует анимацию. Предлагает в парах выполнить интерактивное задание на ПК. Побуждает вспомнить о двух признаках родственных слов. Организует самостоятельную работу в тетрадях, осуществляет скрытый контроль. Учитель просит посмотреть анимацию и оценить работу сказочных человечков | Как найти корень в слове? № 5 Кто прав? № 6 | 3 мин 5мин 4 мин |
| Итог урока | | Вспоминают тему урока, формулируют вывод о том, что такое корень слова, какие слова называют однокоренными (родственными), указывая основные признаки родственных слов. Проводят рефлексивный анализ своей деятельности на уроке. | Предлагает ученикам вспомнить тему урока, помогает подвести итог урока. | | 2 мин |
17
Перечень ЭОР, используемых на уроке
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
№1 | Корень дерева и корень слов (N 193376)
| Набор ЦОР к учебнику «Русский язык 2 класс», Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В. И (информационный) | Анимация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2e2d81ff-5ce4-4104-a385-b2ac3e6f529e/?interface=teacher&class[]=43&class[]=44&subject=8&rub_guid[]=53aeea06-a2ec-4acc-9b4b-b5360c8967df&rub_guid[]=26f2b7f6-a136-4b8f-bc1f-39311191a695&rub_guid[]=53aeea06-a2ec-4add-9b4b-b5360c8967df |
№2 | Игра «Рассели жильцов» (N 193378) | Набор ЦОР к учебнику «Русский язык 2 класс», Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В. П (практический) | Интерактивное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/56ed9f51-5629-480a-93b7-910f78a0fab0/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BQN_003%5D.swf |
№3 | ЭОР «Чистописание строчных и прописных букв» | И (информационный) | Презентация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6979e3af-097b-445c-92b4-a1ca1a73d81d/ResFile.SWF |
№ 4 | Сказка про Воду (N 193411) | И (информационный) | Анимация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6c9ef666-b66b-4095-9afc-3a38ccf66663/%5BNS-RUS_2-15%5D_%5BMA_039%5D.swf |
№ 5 | Как найти корень в слове? (N 193626) | К (контрольный) | Интерактивное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/56ed9f51-5629-480a-93b7-910f78a0fab0/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BQN_003%5D.swf |
№ 6 | Кто прав? (N 193397) | П (практический) | Интерактивное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ff72199-3805-433f-8b5b-c4c9e4063572/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_005%5D.swf |
19
Заключение
В исследовании нашли свое подтверждение все задачи, поставленные для обоснования выдвинутой гипотезы.
Теоретический анализ педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы. Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов /ФГОС/ общего образования речь идет не только об освоении младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но, прежде всего, об их успешном включении в учебную деятельность, становлении учебной самостоятельности.
Сегодня очевиден тот факт, что внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью учебного процесса. Эта проблема была отражена в I Главе «Разработка технологической карты урока русского языка с использованием ЭОР». Использование цифровых образовательных ресурсов не только расширяет и закрепляет полученные знания, но и в значительной степени повышает творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, обучение становится интересным и увлекательным. ЦОР обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса, повышают уровень качества знаний, экономит время на уроке. Данные исследования проекта подтверждают, что применение компьютерных программных средств (ЭОР) на уроках русского языка позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи:
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
формировать навыки исследовательской деятельности.
20
Использование ЦОР на уроках русского языка позволили реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.
Результаты, полученные в ходе нашего исследования, дают нам право сказать, что выдвинутая гипотеза: «Если систематически использовать компьютерные технологии в учебном процессе младшего школьника, то следует ожидать более высокого качества формирования предметных знаний и развития индивидуальных способностей учащихся, так как применение педагогических компьютерных технологий способствует: 1) формированию учебной деятельности учащихся; 2) созданию условий для сенситивных периодов их развития» нашла свое подтверждение на теоретическом и практическом уровне.
21
Список литературы
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1998.
2. А. Г. Асмолов Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М., 2011
3. Брылова М.Н. Применение компьютерных технологий на уроках русского языка. Начальная школа. № 11 2009г.
4. Бунеева Е. В., Яковлева М. А. Методические рекомендации для учителя. Русский язык 2 класс, Баласс, 2015
5. Волкова Л.А.Применение информационных технологий на уроках развития речи. « Начальная школа плюс До и После». № 1, 2009г.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. – Просвещение. – 1991.
7. Виноградова Н. Ф. Беседы с учителем четырехлетней начальной школы. М., – Вентана – Граф. – 2016.
8. Виноградова Н. Ф. Программа четырехлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI века». М., – Вентана – Граф. – 2016.
9. Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии. «Начальная школа», № 9 2009г.
10. Давыдов В.В., Эльконин Д. Б. Об основных направлениях развития воображения у детей. М. – 1978.
11. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008. 12. Иванов С. В. Русский язык в начальных классах. М. – Вентана – Граф. – 2017.
13. Кувшинкова, А. Формирование ИКТ-компетентности педагогических кадров в процессе повышения квалификации.[Текст]. // Народное образование.-2007.
14. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов н/Д, “Феникс”, 2003.
15. Львов М. Р. Очерк истории развития «дара слова» в русской школе / К. Д. Ушинский. М. – Академия. – 2000.
16. Л.В. Савельева, Г.С.Щёголева, Е.А. Гогун «Методические рекомендации в поддержку ИУМК «Открываем законы родного языка, математики и природы»
17. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды/ под ред. Фельдштейна Д. И. М. – Воронеж. – 1997.
22
Коллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов
1. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://catalog.iot.ru/
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция разнообразных ЦОР в различных форматах http://www.school-collection.edu.ru
3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Крупнейший каталог ЦОР в различных форматах http://fcior.edu.ru
Российский образовательный портал. Коллекция ЦОР http://www.school.edu.ru
4. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. Коллекция ЦОР http://www.openclass.ru
5. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://catalog.iot.ru/
6. Стандарты общего образования нового поколения http://standart.edu.ru/
23