Управление образования, молодежной политики и спорта
Администрации Шелеховского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА»
ПРОЕКТ технического творчества
Техническое творчество-ресурс для появления технологической среды 21 века, решения новых задач модернизации страны, развития науки и высокотехнологических производств.
«ЮНЫЕ КУЛИБИНЫ»
Разработчик проекта:
Юронас Марина Викторовна, заведующий техническим отделом клуба «Юный Техник» МКОУ ДО «Центр творчества»
Команда проекта: Тетерина А.А, педагог ДО объединение «Зебра», Кузнецов А.Г., педагог ДО объединение «Картинг»,
Юронас М.В., педагог ДО объединение «Начальное техническое моделирование», Дей М.В., педагог ДО объединение «Радиоэлектроника» и «Радиопеленгация», Хомяков В.М. педагог ДО объединение «Астрономия», Бакланов Д.В.,педагог ДО объединение «Авиамоделизм»,
Ким Г.Г. «Аэрокосмическое моделирование»
г. Шелехов,
2016г.
Содержание
1. | Актуальность разработки данного проекта | |
2. | Цели и задачи проекта | |
3. | Нормативно-правое и организационно-методическое и управленческое обеспечение проекта | |
3.1. | Кадровое и программно- методическое обеспечение проекта | |
3.2. | Финансовое и материально- техническое обеспечение проекта | |
3.3. | Техническое и информационное сопровождение проекта | |
3.4. | Управление проектом | |
3.5. | Родители как субъекты технической творческой деятельности КЮТ | |
4. | Содержание, механизм и сроки реализации проекта | |
4.1 | Содержание проекта | |
4.2. | Основные направления реализации проекта | |
4.3. | Механизм реализации проекта | |
4.4. | Комплексный план реализации мероприятий проекта | |
5. | Система оценки результатов реализации проекта | |
5.1. | Ожидаемые результаты от реализации проекта | |
5.2. | Мониторинг проекта | |
5.3. | Перспективы развития проекта | |
6. | Приложения | |
Паспорт проекта
Основания для разработки проекта | Основанием для разработки Проекта послужили следующие документы: ФЗ-273 “Об образовании в Российской Федерации” Статья 5 п.5., статья 13.; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года; Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. «Инновационная Россия 2020»; Концепции развития дополнительного образования детей, №1726-р, от 4 сентября 2014 года; План реализации Концепции развития дополнительного образования детей, № 729-р от 24 апреля 2015 г.; Концепция развития техносферы дополнительного образования детей; |
Разработчики и исполнители проекта | Творческая группа педагогов клуба юных техников (КЮТ), методисты и администрация муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Центра творчества». |
Руководитель проекта | Зав. отделом технического творчества Юронас М.В. |
Участники проекта | Дети г. Шелехова и Шелеховского района от 6 до 18 лет, и их родители |
Цель Проекта | Создание условий для развития технического творчества в г. Шелехове и Шелеховском районе, популяризации технического творчества, формирование у обучающихся мотивации к выбору технических профессий |
Задачи Проекта | Создание условий для развития технического творчества в городе и районе; Совершенствование материальной базы учреждения дополнительного образования детей в соответствии с современным уровнем развития техники и технологий; Популяризация технического творчества и профессий технической направленности среди детей и молодежи; Социализация детей к быстро меняющимся условиям техногенной окружающей среды |
Основные оценочные показатели эффективности реализации проекта | Результаты мониторинга, тестирования, анкетирования, анализа и обработки статистических данных, наблюдения, фотосессии соревнований и конкурсов исследование результатов участия в районных, областных, всероссийских мероприятиях. |
Механизм реализации проекта | Проект реализуется путём поэтапного выполнения запланированных мероприятий. 1 этап - подготовительный 2 этап – практический 3 этап – аналитический Контроль за исполнением Проекта обеспечивают руководитель проекта, родительская общественность, методисты и администрация МКОУ ДО «Центра творчества» |
Ожидаемый результат | увеличение количества детей в объединениях технической направленности; развитие у детей способностей к техническому творчеству изобретательству; улучшение материально- технической базы КЮТ; формирование современной техносферы с участием образования, науки и производства. |
Сроки реализации проекта | 2016-2022 гг. |
1. Актуальность проекта
Проект – технического творчества «Юные кулибины» разрабатывался под влиянием модернизации дополнительного образования в России. Запрос государства на большее количество одарённых детей, способных в ближайшем будущем решать задачи технической и экономической модернизации технологического пространства Р.Ф. явился толчком в разработки этого проекта. Понятно, что современный технологический мир требует от человека необходимых знаний и умений при пользовании этими средствами и определенных навыков их обслуживания. Содержание проекта как раз и нацелено на развитие у человека технических способностей для быстрой адаптации к условиям быстро меняющегося техногенной среды. Осознание педагогами того, что современные дети с рождения находятся в этой техногенной среде и чем лучше они в ней социализируются, тем успешнее будет проходить их общее развитие. Поэтому необходимо уже сейчас внести изменения в содержание общеразвивающих программ технической направленности в сторону усложнения материала в конкретных областях знаний необходимых для технического творчества.
Сегодняшние возможности клуба юных техников пока не соответствуют современным требованиям учебной техногенной среды, но педагогический коллектив клуба, осознавая это все-таки включился, в процесс усовершенствования техногенной среды своего учреждения и развития технического творчества среди детей на новом уровне.
Развитие техносферной среды, по мнению педагогов, повлечет за собой и перестройку процесса обучения, в котором современный обучающийся станет, не только пользователем, но и создателем объектов техногенного мира. Это позволит педагогу:
увеличить темпы прироста технических знаний и умений, способностей ребенка;
и развить из него целостного и самоорганизованого технически грамотного человека.
Стремление к созданию таких условий легло в основу содержания цели, и задач проекта «Юные кулибины». Хорошие современные условия для технического творчества залог удовлетворения высших потребностей личности в самореализации и развитии. Чувство удовлетворенности способно сделать человека успешным и устойчивым к различным жизненным обстоятельствам. Устойчивость же жизни человека, как считают психологи, напрямую зависит от его успешной деятельности в активно развивающейся среде. Организованный процесс успешной деятельности ребенка в рамках нашего клуба юных техников будут способствовать к появлению у молодого поколения устремлений к познанию окружающей среды как объективной реальности, к осознанию своих возможностей во взаимодействии с окружающим миром, к преобразованию этой среды через приобретение инженерно-технических профессий.
2. Цели и задачи проекта
Цель проекта: Создание условий для развития технического творчества в г. Шелехове и Шелеховском районе, популяризации технического творчества, формирование у обучающихся мотивации к выбору технических профессий
Задачи проекта:
Создание условий для развития технического творчества в городе и районе;
Совершенствование материальной базы учреждения дополнительного образования детей в соответствии с современным уровнем развития техники и технологий;
Популяризация технического творчества и профессий технической направленности среди детей и молодежи;
Социализация детей к быстро меняющимся условиям техногенной окружающей среды
3. Нормативно-правое и организационно-методическое и управленческое обеспечение проекта
3.1. Кадровое и программно-методическое обеспечение проекта
В клубе юных техников сложился работоспособный профессиональный коллектив, способный решать цели и задачи проекта «Юные кулибины». Это творческие люди, реализующие дополнительные общеразвивающие программы по судо и авиа моделированию, картингу, астрономии, астрографии, телескопостроению, радиоэлектронике, радиопеленгации и техническому моделированию конструированию. Среди них есть педагоги, отдавшие техническому творчеству более 2-х десятков лет и имеющих высшую квалификационную категорию. Результат их работы: воспитанники постоянно показывают высокие достижения на областном, всероссийском и международном уровнях.
Специально для проекта педагогами создают учебно-методический комплекс состоящий из научно-популярных видео фильмов:
о развитии научного технического прогресса в стране и регионе,
о грандиозных технических проектах,
о конструкторах, инженерах ученых прославляющих нашу страну в разных областях аэрокосмических, информационных технологий, биотехнологий, включая промышленные биотехнологии и фармацевтики в создании композиционных материалов, фотоники, включая лазерные технологии, производства светодиодов и ядерной энергетике».
В этот УМК так же входит коллекция технических поделок сделанных руками педагогов и воспитанников в разные годы и перечень индивидуальных исследовательских технических проектов, и другие программно-методические и учебные материалы необходимые для реализации проекта.
3.2. Финансовое и материально- техническое обеспечение проекта
Клуб юных техников имеет отдельное здание, где педагоги ведут свои занятия в специально оборудованных кабинетах, оснащенных самым необходимым: аудио, видео техникой, компьютерами. В рамках грандовского проекта «Мастерская юных техников» в 2014 году, Центр получил финансирование в объеме 2-х миллионов рублей на развитие материально-технической базы клуба. На эти деньги были приобретены интерактивная доска, и высокоточный с программным управлением станок и моторы для картингов. Такая материально-техническая база дает возможность вести занятия по техническому творчеству с детьми от 6-ти до 18 лет, но она уже не удовлетворяет интересы современных детей и требует усовершенствования.
Проект позволит привлечь внимание администрации района, родительской общественности, руководителей предприятий города к развитию техногенной среды в нашем учреждении, что будет хорошим вкладом в популяризацию технического творчества и позволит решать успешно поставленные государством задачи по технической и экономической модернизации технологического пространства нашего региона.
Предполагается, что финансовое и материальное техническое обеспечение проекта будет складываться из внебюджетных источников:
благотворительной помощи родителей;
пожертвований организаций, предприятий, фондов;
полученных грантов социальных проектов.
Самыми затратными статьями в реализации проекта является участие воспитанников в конкурсах, соревнованиях, научно-практических конференциях, семинарах, фестивалях различного уровня и приобретение оборудования и расходных материалов для изготовления конструкторских моделей.
3.3. Техническое и информационное сопровождение проекта
Специфика проекта, «Юные кулибины» в основе которого лежит, прежде всего, популяризация технического творчества, технических профессий и технических достижений нашей страны, региона, требует постоянного информационного обмена между разработчиками и целевой аудитории проекта. Практика показывает, что если не отработаны механизмы своевременного информационного ознакомления населения с мероприятиями проекта, то соревнования, конкурсы, и другие мероприятия проходят без большой аудитории зрителей и участников.
В информационном сопровождении проекта «Юные кулибины» участвуют PR технологии, поскольку именно благодаря связям с общественностью мы надеемся иметь обширную аудиторию участников наших мероприятий и спонсоров. За счет поступающих от них, денежных средств, надеемся создать в клубе современную техногенную среду интересную детям и необходимую для развития технического творчества. На рис. 1 представлена схема информационной коммуникации, которая наглядно показывает связь разработчика проекта с массовой аудиторией посредством разных каналов коммуникации.
реклама
газета ТV
телефон, буклеты, пригласительные, дни
открытых дверей, мастер-классы
3.4. Родители как субъекты технической творческой деятельности КЮТ
3.5. Управление проектом
Реализация проекта «Юные кулибины» обеспечивается командой состоящей из всех членов педагогического коллектива и совета родителей, и представителями других образовательных организаций, учреждений других ведомств, предприятий города, между которыми четко распределены роли, полномочия, и ответственность (см. таблицу1.) за реализацию проекта
Табл.1
Команда | Направления проекта | Ответственность |
Руководитель проекта | Все направления проекта | Контролирует процесс реализации мероприятий всех направлений проекта, координирует и обеспечивает взаимодействие с разными образовательными организациями, учреждениями других ведомств, предприятий, СМИ и родительской общественностью. Ведет отчетную документацию по реализации проекта, доводит до сведения администрации результаты проведения мероприятий. |
Педагоги, работающие на условиях полной занятости | Каждый педагог обеспечивает реализацию мероприятий (в рамках своей общеразвивающей программы) включенных в план мероприятий по каждому направлению проекта | Несут персональную ответственность за качество организации и проведение подготовленных им мероприятий. Учувствуют в процессе распространения информации о проводимых мероприятиях среди родителей и детей. Оказывают содействие руководителю и экспертам в сборе аналитической информации по проводимым мероприятиям. |
Сотрудники, участвующие в проекте на условиях частичной занятости Эксперты Консультанты | Участвуют в тех мероприятиях проекта, которые оговорены в соглашении | Несут ответственность в рамках своих компетенций за качество консультаций, подготовку материалов, проводимых экспертных оценок посещенных мероприятий, своевременную подготовку справок, отчетов, материалов. |
Родители (совет родителей) | Родители, активный совет родителей участвуют в оценке реализации проекта, оказывают содействие в финансовом обеспечении мероприятий проекта | - |
Управление проектом: планирование мероприятий, исполнение плана мероприятий проекта, координацией взаимодействия между разными структурами и организациями принимающими участие в проекте обеспечивает руководитель проекта. Главная его задача контроль результатов и своевременная коррекция действий команды проекта.
Контроль над проведением всех мероприятий проекта обеспечивают руководитель проекта, председатель родительского совета, методист. В процессе контроля идет сбор информации:
о согласованности между всеми задействованными и ответственными;
о соблюдениях сроков проведения мероприятий;
о качестве содержании мероприятий;
о кадровом и ресурсном обеспечении мероприятий;
об использовании финансовых средств;
Сбор информации ведется с использованием всего мониторингового инструментария (опрос, анкетирование, наблюдение и т.д.)
Контроль проходит в течение всего годичного цикла реализации мероприятий проекта. В конце учебного года подводятся итоги контроля.
Оценка результатов реализации проекта осуществляется по окончании мероприятий запланированных на текущий год совместно со всей командой на общем совещании, где заслушиваются результаты мониторинга мероприятий проекта, заключения экспертов, по каждому направлению, предложения по изменению и коррекции мероприятий. В заключении с учетом всех замечаний верстается план мероприятий проекта на следующий учебный год.
По завершении реализации всего проекта, педагогический коллектив на общем заседании коллектива Центра доводит до его сведения результаты проекта. Здесь же коллегиально принимается решение о продлении или завершении проекта.
4. Содержание, механизм и сроки реализации проекта
4.1. Содержание проекта
Содержание проекта «Юные кулибины» направлено на:
популяризацию среди детей и молодежи знаний о достижениях науки и техники в России; привлечение их к занятию техническим творчеством и участию в исследовательских проектах технической направленности;
профориентацию по техническим профессиям;
и социализацию детей к быстро меняющимся условиям техногенной окружающей среды через идеированное метапредметное образование и воспитание в области техносферы.
Все мероприятия проекта проводятся либо как учебные занятия-беседы, познавательные экскурсии, культурно-массовые и спортивные представления, выставки технического творчества, научно-практические технические конференции, исследовательские практикумы.
В проекте участвуют педагоги и детские объединения КЮТ занимающиеся по общеразвивающим программам технической направленности:
судомоделирования;
авиамоделирования;
радиоэлектроника и радиопеленгация;
технического конструирования и механической обработки металлов;
начального технического моделирования с элементами художественного проектирования.
ЛЕГО – технологии конструирования и робототехники;
Картинг.
Охват детей, подростков и молодежи, включенных в проект составляет 951 человека. Количество детей и подростков, привлеченных к мероприятиям в качестве участников и зрителей, предположительно составит 1200-1500 человек, собранных из школ и других образовательных учреждений г. Шелехова и Шелеховского района.
4.2. Основные направления реализации проекта
1. Направление популяризации среди детей и молодежи знаний о достижениях науки и техники в России, с привлечением их к занятию техническим творчеством и участию в исследовательских проектах технической направленности – связано:
с организацией совместных мероприятий с Иркутским техническим университетом, областной технической библиотекой, музеем Иркутского авиазавода с посещением технических выставок, научно-технических конференций, презентаций, соревнований, обзорных бесед и экскурсий;
с проведением организованных педагогами клуба массовых мероприятий: недели «Науки и техники», фестиваля технического творчества «Наука и техника вчера, сегодня, завтра», мастер-классов по изготовлению простых технических конструкций поделок, с демонстрацией возможностей работы на станках и оборудовании, встреч с изобретателями, просмотра видеофильмов о достижениях российской науки и т.д.
Все проводимые мероприятия для усиления процесса популяризации будут освещаться на местном телевидении в печатных и интернет-СМИ и выставляться на сайт «Центра творчества». Все материалы к мероприятиям готовятся с соблюдением всех условий популяризации, т.е. подаются:
с предельной ясностью и доступностью с учетом подготовленности аудитории, возрастной категории участников и их образовательных способностей;
с применением сравнений известных аудитории явлений при описании фактов науки;
с обязательным наличием факторов занимательности, эстетического переживания, творческого мировосприятия;
с использованием эффекта непосредственного общения с автором изобретений;
с освещением новейших открытий, отражающих современное состояние науки, ярко, на большом экране с обязательными грамотными комментариями.
2. Направление профориентации по техническим профессиям – с учетом возможностей клуба юных техников реализуется лишь в рамках получения ремесленных знаний и навыков для работы на простейших станках, с инструментами при создании авиа и судомоделей, конструкторских поделок, изготовлении телескопов и ремонте картингов.
Поэтому для проведения мероприятий по профориентации на технические профессии в условиях клуба юных техников необходимо создать дополнительные условия:
создать видеотеку по техническим специальностям, востребованным на предприятиях нашего города;
согласовать проведение профориентационных мероприятия с районным кабинетом профориентации школьников ОУ города и района;
найти интересных представителей технических профессий способных интересно и увлеченно рассказать детям о своей профессии;
ежегодно в рамках дней открытых дверей для школьников проводить мастер-классы с демонстрацией возможностей станков, инструментов при изготовлении из разных материалов нужных и полезных вещей.
Поскольку в наши дни в современной России инженерные профессии пока имеет низкий социальный рейтинг, то работа по его изменению предстоит кропотливая. Чтобы убедить сегодняшнего школьника, что сегодня инженер - это профессионал, запускающий крупные индустриальные и производственные проекты, в рамках которых инженерам по-настоящему интересно и выгодно работать. Нужно рассказать и показать ребятам, что в нашей стране активно развивающимися техническими областями являются авиационная, атомная, ракетно-космическая, автомобильная промышленность, металлургия, энергетическое машиностроение.
Вкладом в эту работу по этому направлению считаем организацию экскурсий в музеи Иркутского авиазавода, Иркутского технического университета, цикла - встреч с рабочими технических профессий предприятий города и бесед о профессиях которые участвуют в создании космических кораблей, судов, самолетов, машин и оборудования. Здесь реально можно показать, как меняется отношение к техническим профессиям. Главная задача помочь детям решить один из наиболее трудных и важных для каждого вопросов: «Кем стать?» Дополнительно к этому педагоги клуба примут участие во встречах по профориентации организованных в ОУ для обучающихся (9 классов) с педагогами профессиональных образовательных учреждений занимающих подготовкой кадров по техническим рабочим профессиям.
Профориентацию в полном комплексе мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе своей будущей профессии с учетом личных интересов, способностей и мотиваций, а так- же в соответствии с вызовами времени, государственными и общественными запросами, где цель профориентации - не только профессиональное, но и личностное самоопределение в условиях клуба не возможна. Наша задача в рамках реализации общеразвивающих программ сформировать у обучающих устойчивую мотивацию к выбору профессий технической направленности через:
развитие научно-технического творчества и научно-исследовательского потенциала, обучающихся с привлечением их к участию в проектно-конструкторской деятельности;
выявление способных и талантливых школьников и помощи им в дальнейшем специализированном обучении;
3. Направление социализации детей к быстро меняющимся условиям техногенной окружающей среды через идеированное метапредметное образование и воспитание, в области техносферы – суть реализации этого направления заключается в том, что через его мероприятия участники получают информацию в сферах:
человек – техника: кадровое и социальное обеспечение технического прогресса;
природа – техника: материальное обеспечение развития промышленности;
техника – техника: научно-техническое обеспечение промышленного производства.
Эти знания способствуют развитию у детей мышления, способного на уровне глубинного понимания сути явлений, их причин:
образовывать и объяснять сущность технических понятий (прибор, инструмент, машина, модель и т.д.);
оперировать техническими терминами и применять их при решении технических задач;
понимать тенденции и основные направления развития техносферы в целом и в сочетании с духовными, ценностными, культурными процессами общества.
показывать способы создания, ремонта, эксплуатации технических систем, систем ремесленного характера.
4.2. Механизм реализации проекта
Проект «Юные кулибины» рассчитан на реализацию мероприятий в течение 7лет поэтапно, с учетом того что первый год подготовительный, когда идет разработка сценариев мероприятий, конспектов бесед, занятий, мастер-классов, учебно-методических комплексов к общеразвивающим программам, готовиться наглядная и дидактическая база. И завершающий этап, когда проводится углубленный мониторинг эффективности реализации проекта. (см. табл. 2)
№ п/п | Этапы реализации проекта | Сроки реализации | ответственные |
1 | 1-й этап – организационно-методический Подготовка учебно-программного, методического и технического обеспечения мероприятий проекта: разработка сценариев мероприятий, подбор видео фильмов, подготовка бесед наглядных материалов; согласование графиков, планов проведения мероприятий, обсуждение и утверждение сценариев различных мероприятий 2. Взаимодействие с образовательными учреждениями города и района по: подготовке и проведению профориентационных мероприятий по техническим профессиям; организации и проведению выставок технического творчества, фестивалей и др. Культурно-массовых мероприятий технической направленности 3. Решение вопросов материально- технического обеспечения мероприятий проекта; 4. Анализ возможностей развития техносферы на базе КЮТ, формирование предпосылок взаимодействия коллектива клуба с предприятиями города на предмет оказания помощи в техническом оснащении кабинетов 5. Привлечение родителей и общественности к участию в мероприятиях проекта | 2016-2017 уч год | Руководитель проекта, педагоги |
2 | 2-й этап – практический Проведение мероприятий проекта по всем трем направлениям проекта в соответствии, утвержденном планом | 2017-2018 уч. год. 2018-2019 уч. год. 2019-2020 уч. год. 2020-2021 уч. год. | Руководитель проекта, педагоги, методист, родительский совет, администрация |
3 | 3 этап – аналитический: проведение мониторинговых исследований по эффективности реализации проекта; обобщение результатов работы; проведение коррекции затруднений в реализации проекта; планирование работы на следующий период; подготовка аналитического отчета. | 2021-2022 уч. год. | Руководитель проекта, члены мониторинговой комиссии, методисты |
4.3. План реализации мероприятий проекта
В план реализации проекта включены общие мероприятия и все воспитательные, просветительские мероприятия, зафиксированные в общеразвивающих программах педагогов, которые проходят в клубе ежегодно и будут повторяться на протяжении (6-ти лет) реализации проекта, по мероприятиям, которые будут меняться, план прописываться ежегодно.
Мероприятия прописаны в привязке к каждой общеразвивающей программе, это позволяет увидеть коэффициент участия каждого педагога и объединения в общем перечне мероприятий. Кроме этого, можно увидеть, какие формы организации мероприятий наиболее востребованы и интересны обучающимся. Каждое направление проекта также четко очерчено это позволяет не упустить чего-то и сбалансировать план по объему реализуемых мероприятий по каждому из направлений проекта.(см табл. 3).
Направления проекта Программы | Мероприятия | Уровень проводимых мероприятий | Сроки | ответственные |
Сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
Популяризация технического творчества |
Общие мероприятия | 1. «Приглашение к творчеству»- Обзорная экскурсия по объединениям клуба «Юный техник» 2. День открытых дверей в рамках районного форума «Образование-Шелеховского района 3. Техническая олимпиада для юных техников 4. Фестиваль технического творчества «Наука и техника вчера, сегодня, завтра» 5. Цикл бесед «Мастерами-умельцами, славилась Россия» 6. Неделя «Науки и техники» | районный районный районный районный | ……… …… | ………………………………… … | ………………………………… ……… | ………………………………… … …… | ………………………………… …… … | …… ………… … | ………………………………… ……… | …… … | …… …… … …… | Руководитель проекта Все педагоги КЮТ |
Авиамоделирование | 1. Фестиваль по авиамоделизму, посвященный дню ПОБЕДЫ в ВОВ 2. Экскурсия в музей Иркутского авиазавода | | | | | ……………… | | | | | … … | Бакланов Д.В. |
Судомоделирование | 1. мастер-класс «От идеи до модели» | | | | …… | | | | | | | Осипов С.В. |
Радиопеленгация | 1. Внутри кружковые соревнования посвященные дню ПОБЕДЫ в ВОВ | | | | | | | | | …… | | Дей М.В. |
Радиоэлектроника | 1. Познавательная интернет- экскурсия «В мир РАДИОЭЛЕКТРОНИ-КИ» | | | …… | | | | | | | | Дей М.В. |
Картинг | 1.День открытых дверей «Картинг-территория здорового спорта» 2. Внутри кружковые соревнования посвященные дню ПОБЕДЫ в ВОВ | | …… | | | | | | …… | | | Кузнецов А.Г |
Техническое конструирование на основе механической обработки материалов | 1. мастер-класс Изготовление изделия из металла «Вешалка» | | | | | | | …… | | | | Кудаков С.Н. |
ЛЕГО – технологии конструирования и робототехники | 1. внутри кружковая выставка по РОБОТОТЕХНИКЕ –моделей собранных по образцу 1. Участие в соревнованиях с моделями посвященные дню ПОБЕДЫ в ВОВ | | | | … … | | | | | …… | | Колбасов К.Е. |
Начальное техническое моделирование | 1. мастер-класс «Первые ступеньки технического творчества» | | | | | | | …… | | | | Юронас М.В. |
Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования | 1. мастер-класс работа с деревом «Деревянные кружева» | | | | | | | | | | …… | Осипов С.В. |
Астрономия телескопостроение | 1. Лекторий по астрономии «Малые тела солнечной системы» 2. Мастер-класс «Всегда найдется дело для умелых рук» | | | | …… | …… | | | | | | Хомяков В.М. |
Профориентация по техническим профессиям |
Общие мероприятия | 1. Акция «Юные техники- ветеранам» 2. Цикл - встреч с рабочими технических профессий предприятий города. 3. Экскурсии на Иркутский авиазавод и в Иркутский технический университет- «Выбор профессии» | | …… | …… … | ………… | … | ……… | ……………… | ………… | ………… …… | …… … | Руководитель проекта Все педагоги КЮТ |
Судомоделирование | 1. Познавательное занятие-беседа «Кто создает морские суда» | | | | …… | | | | | | | Осипов С.В. |
Радиоэлектроника Радиопеленгация | 1. Открытое занятие «Транзистор как усилительный элемент. Схемы усилителей Внутри кружковые соревнования посвященные дню защитника отечества | | | | | …… | | …… | | | | Дей М.В. |
Картинг | 1. открытое - занятие «Картинг- старт в большую технику» | | | | | | …… | | | | | Кузнецов А.Г. |
ЛЕГО – технологии конструирования и робототехники | 1. Познавательное занятие – беседа «Для чего нужны нам роботы?» | | | | | | | | …… | | | Хитева О.А. |
Астрономия телескопостроение | 1. виртуальная экскурсия по профессиям участвующим в создании космической техники и телескопов) Сколько профессий мы освоить должны, чтобы на Марс корабли повести» (познавательная | | | | …… | | | | | | | Хомяков В.М. |
Социализация детей к быстро меняющимся условиям техногенной окружающей среды |
Общие мероприятия | 1. МО учителей технологии: «Проведение технических олимпиад по технологии 2. Районная техническая ОЛИМПИАДА по технологии 3. Виртуальная развлекательная история в картинках «Технический прогресс вокруг нас- фантазии и реальность» 4. Цикл- занятий «Мы с техникой на ты». 5. Научно-практическая техническая конференция- (защита исследовательских проектов) | районный районный районный | | ……. | | ……… | | … … …… | | …………………………… ……… | …… | |
Судомоделирование | 1. Исследовательский проект- «Судомодельный спорт в России» | | …… | …… | …… | …… | …… | …… | …… | ЗАЩИТА | | |
Радиопеленгация Радиоэлектроника | 1. Исследовательский проект - «Радиотехника и радиоэлектроника их роль в техническом прогрессе» | | …… | …… | …… | …… | …… | …… | …… | ЗАЩИТА | | |
ЛЕГО – технологии конструирования и робототехники | Исследовательский проект- «ИКТ процессе конструирования различных моделей роботов» | | …… | …… | …… | …… | …… | …… | …… | ЗАЩИТА | | Воробъева О.А. |
Начальное техническое моделирование | Исследовательский проект- «Военная техника- от конструкторской идеи до поля боя» | | …… | …… | …… | …… | …… | …… | …… | ЗАЩИТА | | Юронас М.В. |
Астрономия телескопостроение | Исследовательский проект- Астрономия –вчера, сегодня, завтра» | | …… | …… | …… | …… | …… | …… | …… | ЗАЩИТА | | Хомяков М.В. |
5. Система оценки результатов реализации проекта
Проект «Юные кулибины» по своему содержанию является социально-педагогическим, так как реализует цель: создания условий для развития технического творчества в г. Шелехове и Шелеховском районе, популяризации технического творчества, формирование у обучающихся мотивации к выбору технических профессий. Результаты реализации проекта оцениваются на основе соотношения между ожидаемыми результатами и фактически достигнутыми.
5.1. Ожидаемые результаты от реализации проекта
В результате реализации проекта «Юные кулибины», педагоги клуба юных техников предполагают что произойдет:
увеличение количества детей в объединениях технической направленности;
развитие у детей способностей к техническому творчеству изобретательству;
улучшение материально- технической базы КЮТ;
повышение качества обучения на занятиях по техническому творчеству;
активизация взаимодействия между педагогами, родителями и детьми;
повышение уровня осведомленности населения города и района о деятельности клуба.
появление углубленной информации у обучающимся о технических профессиях и профессиональных образовательных учреждениях, где можно получить технические профессии;
повышение качества проведения соревнований, конкурсов, выставок и т.д.
Фактически достигнутые результаты реализации проекта оцениваются по перечню индикаторов:
количественных показателей участников посетивших мероприятия;
качественных показателей (по10 бальной системе) качества проведения мероприятий;
по показателям (анкетирования) внутренней оценки реализации участниками проекта;
по показателям (анкетирования) внешней экспертной оценки реализации проекта (представителями других организаций и родительской общественностью)
Оценка эффективности реализации проекта определяется по результатам, подтверждающим выполнение задач поставленных в проекте. В качестве критериев оценки проекта можно выделить:
значимость и необходимость выполнения задач проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно-воспитательного процесса в частности;
корректность отбора мероприятий проекта, соблюдение последовательности действий;
качество познавательного содержания мероприятий их технического и наглядно-дидактического обеспечения;
соблюдение логической концепции проекта, наличие логической цепочки: проблема – цель - задачи – метод – результат;
значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.
Наиболее важными для оценки эффективности реализации проекта являются показатели мониторинга.
5.2. Мониторинг проекта
Оценка производиться по четырем категориям: обучающиеся, педагоги, родители и учреждение.
1- ая категория – обучающихся, оцениваются по уровню:
- формирования умений быстро адаптироваться к новой технике и технологиям;
- развития познавательных и профессиональных интересов, активизация творческого мышления учащихся, формирование определенного опыта творческой технической деятельности;
- выработки устойчивых навыков самостоятельной творческой работы, стремления к поиску самостоятельных решений;
- получения до профессиональной подготовки по профессиям научно-технической, конструкторской, проектной направленности;
2-ая категория педагоги она оценивается по уровню:
- расширения возможностей участия педагогов, в мероприятиях способствующих профессиональному росту и самообразованию;
- возможности творческого и профессионального взаимодействия с другими ОУ в рамках единой образовательной среды;
- расширения возможностей для постоянного творческого, культурного развития через освоение новых информационных, коммуникативных, инновационных и других технологий.
3-ая категория родители она оценивается по их удовлетворенности:
- получением детьми качественного образования, обеспечивающего индивидуально - личностное развитие в направлении исследовательского, научно-технического творчества и их социальную адаптацию в обществе.
4 – ая категория учреждение оценивается по уровню
- усовершенствования материально-технической базы КЮТ в соответствии с современными требованиями техники и технологий;
- обеспечения нормативно-правовой, учебно-методической и технологической базы программ ДОД.
Критерии и показатели эффективности реализации проекта
№ п/п | Критерии и показатели | Содержание | Метод | Показатели проекта по годам |
2016-2017 уч.год. | 2017-2018 уч.год. | 2018-2019 уч.год | 2019- 2020 уч.год | 2020-2021 уч.год |
1. | Качественные показатели | | | | | | | |
2. | Количественные показатели | | | | | | | |
3. | Внутренняя оценка | | | | | | | |
| Внешняя оценка | | | | | | | |
4 | Результаты мониторинга | | | | | | | |
После подведения итоговой оценки реализации проекта, готовиться аналитическая справка.
5.3. Перспективы развития проекта
Результаты реализации проекта могут быть востребованы:
органами управления образованием, в качестве опыта по развитию технического творчества, реализации дополнительных образовательных программ в учреждении дополнительного образования детей;
опыта взаимодействия с учреждениями профессионального образования и дополнительного профессионального образования для организации практической стажировочной площадки для подготовки и повышения квалификации кадров по вопросам развития техногенной среды в образовательном учреждении.
В частности, образовательными учреждениями дополнительного образования могут быть востребованы:
разработки современной материально-технической и программно-методической базы для клуба «Юный техник»;
рекомендации по разработке дополнительных образовательных программ нового поколения на основе требований современной техногенной образовательной среды;
методические рекомендации по созданию организационно-педагогических условий развития техногенной среды в УДОД;
ПРИЛОЖЕНИЯ
Материалы дополнительного образования в сфере «Техника»
Материалы охватывающие следующие области деятельности касающиеся:
Человека – техники: кадровое и социальное обеспечение технического прогресса;
Природы – техники: материальное обеспечение развития промышленности;
Техники – техники: научно-техническое обеспечение промышленного производства;
Материалы по изучаемым разделам и технологиям касающиеся:
материаловедению и технологии материалов;
обработки конструкционных материалов;
энергетики; электротехники;
электроники, автоматики, вычислительной техники;
средств механизации и автоматизации труда;
отрасли и средств производства;
промышленных технологий и оборудования;
информационных технологий в технике;
подготовки специалистов в сфере производства;
природосообразного и культуросообразного взаимодействия с окружающей средой;
художественной обработки материалов;
технического дизайна;
экономики промышленности;
производственного менеджмента и др.
Материалы дополнительного образования в сфере «Природа» в области деятельности касающиеся:
Техники – природы: техническое обеспечение добычи и производства минеральных и биологических продуктов;
Природы – природы: научное обеспечение добычи и использования природных ресурсов;
Человека – природы: кадровое и социальное обеспечение получения минеральных и биологических продуктов;
Материалы по изучению разделов и технологий касающихся:
объектов, явлений и процессов живой и неживой природы;
добычи, переработки и использования минеральных ресурсов;
биотехнологии: растениеводства, животноводства, сельскохозяйственного производства, биоинженерии, использования биоресурсов и продуктов;
экономики и природопользования;
технического обеспечения добычи, обработки и использования природных ресурсов;
информационных технологий познания и преобразования природы;
подготовки кадров в сфере природопользования;
управления процессами взаимодействия человека и общества с окружающей средой;
художественно-эстетического преобразования и использования природных ресурсов.
Материалы дополнительного образования в сфере «Человек» в области деятельности касающиеся:
Техники – человека: технического обеспечения жизнедеятельности человека и социального прогресса;
Природы – человека: материального обеспечения жизнедеятельности человека и общества;
Человека – человека: научно-методического обеспечения общественного развития.
Материалы для изучения касающиеся:
формирования здорового образа жизни;
основ безопасности жизнедеятельности;
эстетического развития человека;
этики поведения и социального взаимодействия;
24