II. Актуализация знаний | Создаёт условия для правильного восприятия учебного материала, организует наглядность. Учитель читает загадку: Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? (Соловей) (Учитель вывешивает картинку, изображающую соловья)  - Вам было дано домашнее задание – найти в разных информационных источниках материал о соловьях. а). Этимологический словарь. Слово «Соловей» произошло от славянского слова «соловь», что означает серый, желтоватый.  б). Толковый словарь С.И. Ожегова. Буро-серая птичка, из отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением.  в). Энциклопедия «Жизнь животных». Соловей – птичка немного крупнее воробья, гнездится в Восточной Европе (исключение северные районы), в Центральном и Южном районах Западной Сибири. Зимует в южной половине тропической части Восточной Африки. Прилетает в начале мая.  г). Сообщение по книге Сергея Махотина «Прогулки по лесу». Рассказ «Соловей». Соловей – от слова «соловый», то есть невзрачный. Вот, оказывается, за что получила эта птичка свое название, а вовсе не за волшебный голос. В былые времена не было ни радиоприемников, ни магнитофонов. Зато почти в каждом трактире, постоялом дворе, купеческом доме была клетка с соловьем. Соловей заменял музыку. И стоил пернатый певец очень дорого. Натуралисты заметили, что там, где поселились соловьи, и другие птицы начинают петь – и поют на редкость красиво.  д).из Интернета. Соловей занимает ивовые и ольховые заросли по берегам рек, большие сады и парки с кустарниковыми насаждениями. Поют всю ночь от вечерней до утренней зари, а в первые две недели и в светлое время суток.  | Учащиеся отгадывают загадку. Рассказывают о соловье с опорой на источник. | Познавательные УУД Выделениехарактерных особенностей соловья Коммуникативные УУД Владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные УУД Способность к произвольному вниманию. Выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные УУД Владение монологической формой речи. Умение с достаточной точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД Поиск, выделение и структурирование информации. Синтез как составление целого из частей; восполнение недостающих компонентов. Свободная ориентация в словарях и справочниках, восприятие текстов делового стиля. |
IV. Открытие нового знания
Первичное чтение текста « Соловьи». Восприятие.
Словарная работа и беседа по содержанию
Словарная работа и беседа по содержанию
Словарная работа и беседа по содержанию
Физкульт-минутка
Словарная работа и беседа по содержанию | Чтение и анализ текста. 1. Чтение текста учителем (учебники закрыты). - Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? - Вам когда-нибудь доводилось слышать соловья или пение другой птички? - Сейчас вы услышите пение соловья: Ставит кассету «Голоса птиц»  - Что вы можете сказать о пении соловья? - Похоже описывает писатель? 2. - Откройте учебник на странице 92. - Прочитайте первую часть текста про себя. - Понять смысл непонятных слов нам поможет помощник-консультант. - Кто нам сегодня помогает? («Кот Ученый»). Рисунок на доске. Почин – начало (стр. 174 – толковый словарь учебника). - Какие слова вам еще не понятны? Кто может объяснить? - Какой лес называют ольховым? - Утренний клёв – о чем говорит автор? (соловьи поют всю ночь и рано утром). 3. Ответы на вопросы учебника. - Чтение вопросов: - Вопрос №3. Как ты считаешь, как нужно читать те строчки, которые являются звукоподражанием: медленно или быстро? (читать нужно достаточно быстро, мелодично, как единую музыкальную фразу)  - Вопрос №4. Что тебе подсказывает в самом тексте? (в тексте это выглядит так – по 5 одинаковых слов через запятую с обязательным восклицательным знаком в конце). -Прочитайте строчки, которые являются звукоподражанием. - Вопрос №5. (Прочитайте этот отрывок выразительно). - Какие слова непонятны? Кто может объяснить? - Как можно назвать эту фразу? (Фразеологический оборот). - А где еще можно было найти объяснение этого фразеологического оборота? (Во фразеологическом словаре). - Какой еще фразеологический оборот есть в этой части? («Голова кругом»). - Можете объяснить? - Прочитайте, почему же у автора «голова кругом»? Обратите внимание на первое предложение второй части «… и летят мне вдогонку соловьиные колена и кольца…» - Как вы это понимаете? - Прочитайте, как называет автор колена, летящие ему вдогонку? (пульканье, клыканье…). - Вы можете их изобразить? - Учитель: соловьиные колена выделяются свистовые, щелкающие, рокочущие. Соловей может выводить до 24 колен, но это редко, чаще 10, которые повторяются и перестанавливаются в различном порядке.  - В своем рассказе «О соловьях» Иван Сергеевич Тургенев очень метко и точно описал песню этого замечательного певца. - Возьмите карточки. Читает учитель: «Хороший соловей должен петь разборчиво и не мешать колена. А колена вот какие бывают». - Прочитайте. Учтите, что эти звуки издает соловей.  - Учитель: это поэтическое название колен. По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке, И по этой по дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, До лужайки добежим. Вот мы входим с вами в лес. Сколько здесь вокруг чудес! Посмотрели вправо, влево, Наклонились и присели, Заниматься тихо сели.  Ответы на вопросы учебника. - Если бы герой не бежал все время, а просто стоял в лесу и слушал соловьев, впечатление изменилось бы? Почему? - Учитель: в природе можно услышать до 5-6 певцов, которые словно соревнуясь, азартно распевают 10-15 метрах друг от друга. - Прочитайте третью часть рассказа. - Какие слова нужно объяснить? - Какие слова и фразы вам еще не понятны? Кто может объяснить? - рябые – с пятнами другого цвета на основном фоне, пестрый. - прибрежная трава – растет на берегу. - шест – длинная палка. - придонный глаз – глаз, смотрящий на дно. - Почему автор называет леща «лещище»? - Как вы понимаете? «Рассыплет по поверхности озера сразу с полтысячи бус». - Как вы понимает фразу «так холодом и ошпарит»? - Помогают ли вам слова, придуманные автором представить пение соловьев? (сложно словом передать пение птички). - Посмотри, чем отличаются слова в каждой паре придуманных слов, записанных лесенкой. - Как ты думаешь, зачем писатель пользуется такими парами? (чтобы показать разнообразие соловьиного пения и неуловимость соловьиных трелей, невозможность точно обозначить их в слове). - Прочитайте эти пары. - О каких это бусах идет речь?  - Прочитайте. - Что лучше помогает вам представить пение соловья – звукоподражание, которое придумал писатель или образ рассыпавшихся по гладкой поверхности бус? | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Передают личные эмоциональные переживания. Слушают пение соловья, отвечают на вопросы. Читают в учебнике первую часть рассказа про себя. Отвечают на вопросы учителя. Находят толкование слова в словаре учебника. Учащиеся объясняют непонятные слова. Читают вопросы в учебнике, находят нужную информацию. Выборочно пересказывают прочитанное. Выборочно читают учебник (тии-вить, пуль, пуль…, клы, клы…,плен, плен…). Выразительно читают вторую часть рассказа. Объясняют слова: - замолкает на миг - на немного, на чуть-чуть, не надолго - вдогонку - (догоняют, следом за мной) - начинает разгоняться - (петь громче) - передают меня «из рук в руки» (стр. 174 – толковый словарь учебника – имеется в виду, что лирический герой набегу слушал одного соловья за другим: не успевало пение одного соловья затихнуть в глубине леса, как уже звучало пение другого). Работают с фразеологическим словарём: «Из рук в руки» - передавать (переходить) в распоряжение кого-либо другого. «Голова кругом» – кто-либо теряет способность ясно соображать (от дел, забот, переживаний). Ученики зачитывают объяснение из толкового словаря Владимира Ивановича Даля. (Колено – разнообразное пенье птиц.) У детей на столе карточки. Читают карточки по очереди Первое: пульканье – этак – «пуль-пуль-пуль-пуль…». Второе: клыканье – «клы-клы-клы». Третье: дробь. Четвертое: раскат – «трррррр…». Пятое: пленьканье – «плень-плень-плень…». Шестое: дудка – «го-го-го-го-го», «ту!». Седьмое: кукушкин перелет – самое редкое колено. Сильный такой, звонкий свист. Восьмое: гусачек – «га-га-га-га…». Девятое: юлиная стукотня – как юла – этакий круглый свист: «фюиюи-юиюи…». Десятое: почин – этак: «тии-вить». Выполняют движения. Подскоки на правой ноге, Подскоки на левой ноге. Бег на месте. Маршируют на месте. Удивляются, разводят руками. Наклоны вправо, влево, Наклон вниз, приседание. Тихо садятся за парты. Читают вопросы,отвечают на вопросы. - Лирический герой бежит по лесу и это дает ему возможность слышать сразу нескольких соловьев. - Конечно, впечатление изменилось бы. Чтение детьми третьей части текста вслух. Объясняют слова: - язь – рыба из семейства карповых. - новый певец, приозерный уже – имеется в виду соловей, певший рядом с озером, «при озере». Отвечают на вопросы учителя, выборочно читают текст: Разные колена пения соловья зазвучат над поверхностью озера. Мурашки пойдут от красоты звучания, пения соловья, а потом станет жарко от восхищения. Первая пара – меняются первые согласные п-б, вторая пара – меняются гласные ы-о, третья пара – меняются гласные е-и. Учащиеся выдвигают предположения и приводят доказательства. Выборочно читают текст: Раскатистую трель соловья писатель сравнивает с рассыпавшейся по поверхности озера «полутысячею» бус). | Личностные УУД Мотивация учения. Формирование целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД Умение с достаточной точностью выражать свои мысли.Владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные УУД Волевая саморегуляция: способность к произвольному вниманию, к преодолению препятствий. Познавательные УУД Смысловое чтение. Личностные УУД Нравственно-этическое оценивание прочитанного. Познавательные УУД Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Свободная ориентация и восприятие текста. Умение сжато, выборочно передать содержание текста. Регулятивные УУД Способность к произвольному вниманию, к мобилизации сил и энергии. Познавательные УУД Поиск, выделение и структурирование информации. Смысловое чтение. Извлечение информации из текста. Синтез как составление целого из частей; восполнение недостающих компонентов. Свободная ориентация в словарях и справочниках, восприятие текстов делового стиля. Познавательные УУД Извлечение информации из прослушанного текста. Извлечение информации из художественных текстов из других источников. Личностные УУД Учебно-познавательный интерес, положительная эмоциональная направленность. Познавательные УУД Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Извлечение информации из прослушанного текста. Извлечение информации из художественного текста. Поиск, выделение и структурирование информации. Синтез как составление целого из частей; восполнение недостающих компонентов. Свободная ориентация в словарях и справочниках, восприятие текстов делового стиля. Коммуникативные УУД Владение монологической и диалогической формами речи. Построение речевого высказывания. Познавательные УУД Анализ с целью выделения признаков. Выбор оснований и критериев для сравнения. Познавательные УУД Выдвижение гипотез и их обоснование. Смысловое и выборочное чтение. Поиск, выделение и структурирование информации. |
VII. Рефлексия учебной деятельности | Итог урока. 1. - Почему же соловья называют лучшим певцом леса? 2. - Сейчас мы еще раз послушаем пение соловья (кассета «Календарь природы»). 3. - Что помогало вам на уроке понять смысл неизвестных для вас слов? - Можете ли вы сами найти интересующую вас информацию? - К каким информационным источникам вы можете обратиться? - Вот и кончился урок, он пошёл, наверно, впрок. - Заполните карточку с ответами: Я удовлетворен(а) результатами урока а) да, б) нет. Я удовлетворен(а) своей работой а) да, б) нет Во время урока я испытывал(а) а) интерес, б) волнение, в) усталость, г) другое 4. Такая форма урока мне понравилась а) да, б) нет. 5. Во время выступления я испытывал(а): затруднения, стеснение, неудобство, затруднений не было, другое (нужное подчеркнуть) 6. Себе за работу я бы поставил(а)________________ (оценить по пятибалльной системе)  | Отвечают на вопросы. Слушают пение соловья. Осознают необходимость пользования различными словарями, для расширения познания. Оценивают уровень усвоенного материала. Делают личностный выбор, исходя из личностных ценностей. | Регулятивные УУД Мотивировать свои действия, выражать положительное отношение к процессу познания. Оценка –выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения; |