СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы»

Из опыта работы по использованию технологии проблемно-диалогического обучения.



Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации. Наиболее продуктивной в решении данной цели является технология проблемного обучения. Автором данной технологии является Елена Леонидовна Мельникова, лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры начального и дошкольного образования Академии ПКиППРО (г. Москва)).

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся. Технология проблемного диалога является эффективным средством реализации стандартов второго поколения, поскольку обеспечивает достижение установленных предметных, метапредметных и личностных результатов. Считаю, что проблемно-диалогический урок – сегодняшний и завтрашний день нашего образования, так как обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности, речь и активность.

Под технологией проблемного обучения понимается такая организа­ция учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учи­теля проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность уча­щихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овла­дение знаниями, навыками, умениями и развитие мыс­лительных способностей.

Цель данной технологии: научить детей самостоятельно решать проблемы.

Средство: открывать знания вместе с детьми.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученикиставили и решали проблемы и позволяет заменить урок объяснения нового материала урокомоткрытия нового знания. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.



Создание различных учебных ситуаций на уроках в рамках технологии проблемно-диалогического обучения для раскрытия творческого потенциала обучающихся.

Проблемно – диалогический урок я провожу по следующей структуре:

Постановка учебной проблемы - тема урока или вопрос для исследования интерес к новому материалу, познавательная мотивация.

Поиск решения проблемы - «открытие» нового знания подлинное понимание учениками материала.

Постановка учебной задачи происходит в форме побуждающего диалога, а её решение – в форме подводящего диалога.

В своей работе я использую три основных метода постановки учебной проблемы:

1. побуждающий от проблемной ситуации диалог

2. подводящий к теме диалог

3. сообщение темы с мотивирующим приёмом.

И три основных метода поиска решения учебной проблемы:

1. побуждающий к проверке гипотез диалог

2. подводящий от проблемы диалог

3. подводящий без проблемы диалог.

Их сходство заключается в том, что все эти методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов – в характере учебной деятельности школьников. Побуждающий диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников, развивает их речь и творческие способности; подводящий диалог и сообщение темы с мотивирующим приёмом лишь имитируют творческий процесс, однако успешно формируют логическое мышление и речь учащихся.

В своей работе использую все вышеуказанные методы постановки учебной проблемы и поиска её решения.

Выбор методов и приёмов постановки учебной проблемы на конкретном уроке обусловливается их целесообразностью и эффективностью для данного урока, изучаемого учебного материала, контингента учащихся и т.д.

Практика показала, что сформулировать тему и определить задачи урока под силу учащимся начальной школы при определённых условиях. Время, затраченное на уроке на осознание темы и задач урока, восполняется результативностью учебного труда, успешностью учащихся, осознанной рефлексией урока.

Обязательными условиями использования этих методов является:

– организация восприятия через зрительное, слуховое и тактильное (в некоторых случаях) восприятие, в виду особенностей развития детей младшего школьного возраста;

– учёт уровня знаний и опыта детей;

– доступность, т.е. разрешимая степень трудности;

– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений - правильных и неправильных, но обязательно обоснованных;

– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, учит целеустремлённости, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать своё мнение, зная, что его услышат и примут, учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Перечисленные вышеметоды постановки учебной проблемы, её решения и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся реализую на практике.

Приведу пример, как постановка учебной проблемы осуществляется на уроке.

Подводящий к теме диалог – использую систему вопросов и заданий, которые обеспечивают формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности (-Что заметили общего?-В чем различие?), но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

Сообщение темы с мотивирующим приемом. В этом случае предваряю сообщение готовой темы интригующим материалом (прием «яркое пятно»), или характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема использую одновременно.

Применяя метод побуждающий от проблемной ситуации диалог, сочетаю прием создания проблемной ситуации и специальные вопросы, которые стимулируют учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Используя, приемы создания проблемной ситуации, побуждаю к осознанию противоречия,к формулированию проблемы:

1. Одновременно предъявляю ученикам противоречивые факты, теории, мнения.

-Что вас удивило?

-Что интересного заметили? - Какие факты налицо?

Выбрать подходящее:

-Какой возникает вопрос?

-Какая будет тема урока?

2. Сталкиваю мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.

-Вопрос был один? А сколько мнений? Задание было одно? А как его выполнили?

-Почему так получилось? Чего мы не знаем?

3. Даю практическое задание, не сходное с предыдущими.

-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Использую в работе методы поиска решения учебной проблемы, её решения и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся.

Метод - побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог-это сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы ( - Какие есть гипотезы? - Согласны с этой гипотезой? Почему? - Как можно проверить эту гипотезу?). Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя

Применяя метод «подводящий к теме диалог», использую систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.

Приведу ещё примеры приёмов и ситуаций побуждающего диалога, которые использую на уроках.

Эмоциональное удовлетворение. Детям предлагаю задачу, опирающуюся на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задачу, не испытывая затруднений.

В результате использования на уроке ситуации «интеллектуального разрыва», у детей возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.

Ситуация «дефицита своих способностей» Формулирование учебной задачи учащиеся выполняют вместе со мной, проанализировав ситуацию практического затруднения. Ученики сами формулируют вопрос и ищут на него ответ.

Рефлексивные задачи. Такие задачи обладают побудительной силой: побуждают узнавать. Знание ребенка о своем незнании (или о незавершенности знании).

Открытые вопросы. Намеренно озадачиваю детей.

Вопрос или практическое задание «на ошибку»

Приём «актуальность».Приём связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать приобретённые знания в жизни.

Приём «яркое пятно».Предъявляю учащимся множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур, выражений, одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание детей концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее учениками определяется тема и задачи урока.

Использую различные формы подводящего диалога.

1. Анализирующее коллективное наблюдение.

Предлагается двухсторонний материал для сравнения (два столбика или две строки) слов или примеров. Задаётся обобщённый вопрос: «Что заметили? Что хотите сказать?»

2. Фронтальная дискуссия:

- дети высказываются, выдвигают версии;

- версии фиксируются на доске;

- обсуждение выдвинутых версий;

- координация версий и приход к правильному ответу;

- подведение итога, обоснование выдвинутой версии.

Фронтальной дискуссии на уроке способствует работа в группах, парах, где дети спорят, отстаивают своё мнение и приходят к единому мнению, фиксируют его на листе, затем идёт обсуждение выдвинутых группами версий. Я убедилась на практике, что существует взаимосвязь проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом.

Приведенные мной методы, приёмы,вопросы и формы работы раскрывают определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

После каждой темы провожу тестирование, в конце четверти проверочные работы. Все формы контроля и учета достижений обучающихся показаны в таблице:

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы достижений

Текущая аттестация


Итоговая аттестация (четверти, год)

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

- устный опрос;

-письменная самостоятельная работа;

-тестовые задания;

-графическая работа;

- доклад

- диагностическая контрольная работа;

-интегрированная контрольная работа

-анализ динамики текущей успеваемости

-участие в выставках, конкурсах, соревнованиях

-активность в проектах и программах внеурочной деятельности

-творческий отчет

- портфолио

- анализ психолого-педагогических исследований








Результат эффективного использования

в практической деятельности


Данная технология направлена на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. Результативность технологии заключается в эффективном развитии интеллекта и творческих способностей, повышении мотивации учения, создании атмосферы сотрудничества учителя и ученика, воспитании активной личности, достижении высокого уровня обученности.

Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, сравнивать, анализировать.

Работу с учащимися я начала с изучения их индивидуальных особенностей. Тестовая технология позволила получить достоверную информацию, которая помогла учитывать индивидуальные особенности, определять перспективы развития личности. Стартовую диагностику 1 класса проводила в сентябре, по методике Т.В.Бегловой, М.Р. Битяновой, Т.В. Меркуловой, А.Г. Теплицкой под ред. к. психол. н. М.Р. Битяновой.

Стартовая диагностика. Уровень сформированности УУД 1 класс



На протяжении последующих лет обучения успеваемость стабильно 100%, степень обученности учащихся незначительно выросла.



Качество обучения по предметам на протяжении всех лет сохраняется более 50 %.



Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером упражнений и заданий видов универсальных учебных действий. Именно поэтому планируемые результаты ФГОС определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Мониторинг уровня сформированности УУД я осуществляю посредством использования методик диагностики, ведущих психологов: Н.Г.Лускановой «Лесенка», «Оценка уровня школьной мотивации»; «Самоконтроль» Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, методику диагностики уровня тревожности(Филлипс) «Карта наблюдений формирования УУД» Степановой Е.Ю., позволяющие дать четкую характеристику уровня сформированности различных групп УУД (личностных, познавательных, коммуникативных),а также путем проведения комплексных контрольных работ.

Успешность выполнения ККР работы



Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Мониторинг сформированности УУД свидетельствует о том, что учащиеся обладают базовым уровнем УУД.

Проблемно – диалогическое обучение развивает:

Познавательные УУД

Регулятивные УУУ

Коммуникативные УУД

На диаграмме видно, что количество детей,умеющих вступать в сотрудничество, соотносить собственную позицию с позицией партнёра возрастает с каждым годом обучения.

С 1 класса я веду мониторинг уровня тревожности на уроках и развития учебной мотивации обучающихся, который позволяет мне использовать полученную информацию в организации комфортной образовательной среды, способствующей обретению детьми внутренних мотивов учения. Эта информация представлена на двух диаграммах.

Данные диаграмм говорят о том, что все эти годы происходило снижение тревожного состояния обучающихся на моих уроках. Дети стали более раскованы, не боятся прямого общения с учителем,и, как следствие, интерескобучению возрастал, и формировались внутренние мотивы учения.

Уровеньтревожности