Автор статьи Киселева С.А
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ:
"РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СПОРТИВНЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 5-7 КЛАССАХ"
Введение
Физическая культура играет важную роль в воспитании и развитии школьников, особенно в период среднего звена, когда происходит активное формирование физических и психоэмоциональных качеств ребенка. Одной из наиболее эффективных форм повышения физической активности является использование спортивных и подвижных игр. На уроках физической культуры для учащихся 5-7 классов данные методы позволяют не только укреплять здоровье детей, но и развивать у них такие важные физические качества, как сила, выносливость, скорость, координация движений и гибкость.
Актуальность темы
Современные дети, к сожалению, все меньше времени проводят на свежем воздухе и в движении, а интерес к спорту постепенно снижается из-за развития цифровых технологий и сидячего образа жизни. Поэтому одной из важнейших задач школьного физического воспитания является развитие интереса к занятиям спортом и поддержание активности учащихся в условиях динамически меняющегося общества.
Использование подвижных и спортивных игр на уроках физкультуры способствует улучшению физического состояния детей, а также помогает им легче и веселее осваивать спортивные навыки. Кроме того, такие игры развивают командный дух, дисциплину и личностные качества, важные для гармоничного развития школьников
Цели и задачи педагогического опыта
Цель:
Развитие основных физических качеств (сила, скорость, выносливость, гибкость, координация) у учащихся 5-7 классов через применение спортивных и подвижных игр на уроках физической культуры.
Задачи:
1.Сформировать у учащихся интерес к занятиям физической культурой через игровые формы.
2.Обеспечить развитие физических качеств у детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
3.Развивать командные и коммуникативные навыки посредством коллективных игр.
4.Способствовать укреплению здоровья и улучшению физического состояния учащихся.
Методы и формы работы
По моему глубокому убеждению, существенную роль на уроках физической культуры необходимо отводить на спортивные и подвижные игры. В силу присущей им психологической особенности, они вызывают сильный эмоциональный отклик у обучающихся. Играя, обучающиеся с одной стороны, улучшают свое физическое состояние организма, а с другой, делают это с удовольствием, без принуждения, с азартом, детской непосредственностью.
Подвижные игры
Подвижные игры – это игры с элементами движения, которые не только развлекают, но и эффективно развивают физические качества школьников. Стараюсь подбирать такие игры, которые соответствуют возрастным особенностям детей 5-7 классов.
Например: «Эстафеты» – развивают скорость, ловкость, выносливость и командный дух.
«Подвижные игры на реакцию» (например, «Море волнуется раз») – развивают координацию движений и быстроту реакции.
«Игры с мячом» – улучшают точность движений, ловкость и взаимодействие в команде.
Спортивные игры
Спортивные игры являются важным элементом развития физических качеств. К основным спортивным играм, которые могут использоваться на уроках физической культуры для учащихся 5-7 классов, относятся:
Мини-футбол и баскетбол – развивают выносливость, ловкость, командное взаимодействие и стратегическое мышление.
Волейбол – способствует развитию координации, силы удара и скорости реакции.
Физическая подготовка в подвижных и спортивных играх
Как известно, физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, развитие двигательных качеств, повышение общей работоспособности организма. Она позволяет быстрее овладеть техническими и тактическими приемами, приобрести необходимые прикладные навыки. Без достаточной физической подготовки невозможно успешно овладевать сложными техническими приемами в спортивных играх. Физическая подготовка условно делим на общую и специальную.
Общую физическую подготовку направляю на всестороннее физическое воспитание. Для решения задач общей физической подготовки мной применяется широкий круг средств с учетом пола, возраста и вида спортивных игр. Это, прежде всего упражнения комплекса ГТО, упражнения из легкой атлетики, гимнастики с элементами акробатики, элементов. Упражнения для общей физической подготовки подбираю с таким расчетом, чтобы они оказывали не только разностороннее воздействие на организм, но и способствовали развитию тех качеств, которые необходимы для данной спортивной игры.
Специальную физическую подготовку направляю на процесс развития физических качеств и умений, необходимых в игровых условиях: умение быстро перемещаться, умение быстро переходить из статического положения в движение, умение быстро остановиться после перемещения; развивают прыгучесть, подвижность в суставах, игровую ловкость, силу отдельных групп мышц. С этой целью использую специальные подготовительные упражнения, сходные по структуре с основными игровыми действиями.
Для осуществления контроля и выявления уровня физической подготовленности, провожу тестирование учащихся. Контрольное выполнение тестов позволяет более эффективно управлять учебным процессом, вовремя делать выводы и вносить коррективы. Тесты направлены на развитие основных двигательных качеств: выносливости, силы, скорости.
По данным тестирования выделяются группы учащихся, нуждающиеся в корректировке, с ними провожу дополнительную работу. Для этого разрабатываю комплексы упражнений, направленные на развитие отстающих физических качеств.
Анализ результатов тестирования показывает, что с каждым годом наблюдается рост показателей физической подготовленности учащихся.
Принципы организации уроков
Игровая мотивация. Привлечение детей к участию в подвижных и спортивных играх через элементы соревновательности и веселья.
Учёт возрастных особенностей. Подбор упражнений и игр в соответствии с физическими возможностями и интересами учащихся 5-7 классов.
Поэтапное усложнение заданий. Постепенное увеличение сложности игр и упражнений, чтобы дети могли развивать свои физические качества по мере взросления и укрепления.
Комплексный подход. Совмещение различных игр и видов деятельности, чтобы обеспечить гармоничное развитие всех физических качеств.
Результаты и эффективность
Использование спортивных и подвижных игр на уроках физической культуры в 5-7 классах показало высокую эффективность. Ученики проявляют больший интерес к занятиям, активнее участвуют в игровых заданиях и с удовольствием выполняют физические упражнения. Также отмечается улучшение физической подготовки детей: они становятся выносливее, быстрее, а их координация и гибкость заметно улучшаются. Кроме того, такие уроки способствуют формированию дружелюбной и сплоченной атмосферы в классе, развивают навыки командной работы.
Заключение
Педагогический опыт, направленный на развитие физических качеств, учащихся через спортивные и подвижные игры на уроках физической культуры в 5-7 классах, подтверждает актуальность и результативность данного подхода. Игровая форма занятий позволяет эффективно вовлекать детей в процесс физического воспитания, делая его увлекательным и полезным для их здоровья и общего развития.