Ходаковская Марина Валерьевна,
учитель математики
МБОУ СОШ №9 г. Амурска
Из опыта работы
Подготовка учащихся 9 класса к научно-практическим конференциям
(в рамках реализации подпрограммы «Одарённые дети»)
Приобщение учащихся к участию в научно-практических конференциях становится особенно актуальным.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов учащихся 9 классов является защита итогового индивидуального проекта. В случае успешной защиты индивидуального проекта на школьной НПК, учащиеся получают «зачёт» и работа предлагается к участию в районной научно-практической конференции «Эврика», которая ежегодно проводится в нашем районе.
Сегодня мы проведём вместе с вами мастер-класс по теме «Подготовка учащихся 9 класса к научно-практическим конференциям (в рамках реализации подпрограммы «Одарённые дети»).
В ходе работы, я попытаюсь обобщить материал, который всем известен о проектно-исследовательской деятельности. А поможет нам в этом ряд заданий, которые вам предстоит выполнить, чтобы получить конкретный результат.
Начнём с подготовительной работы
Я предлагаю вам решить небольшую задачу:
Загадайте число.
Прибавьте столько же.
Прибавьте 10.
Разделите на два.
Отнимите задуманное.
(В результате у всех должно получиться число 5.)
Задание 1. У вас перед глазами текст одной мудрости. Прочитайте, пожалуйста, текст.
Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки. Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но как… Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправится на другой берег.
«Эврика!», - сказал мудрец, – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему». Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки. В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду - плывет! Можно переправляться! УРА! Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать.
Опираясь на сказочную историю, попробуем выделить основные этапы исследовательской работы. А для этого вам необходимо ответить на вопросы, которые написаны после текста.
Задание 1а.
1) С чем столкнулся мудрец на берегу реки?
2) Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему?
3) Чем занимались ученики в сказке?
4) Как быстро построили лодку и почему?
5) Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду?
6) Каков результат этой истории?
7) Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории?
Посмотрим, что у вас получилось. Руководители каждой группы дают свои варианты. Полученные ответы помогут вам выявить основные этапы проектно-исследовательской работы.
Задание 2. Поставьте в соответствие ответы первого задания с этапами работы. Что должно получиться?
Выдвижение проблемы, цель проектно-исследовательской работы
Планирование
Выполнение работы
Анализ результатов
Защита работы
Итак, мы с вами выделили основные этапы работы.
Конечно, данный алгоритм не является идеальным. Возможно, вносить в него изменения, дополнения, корректировки, но мы постарались выделить главное, основное, значимое в работе.
Подготовка исследовательских работ учащихся 9 класса
к научно-практическим конференциям
Приобщение ученика, с помощью педагога, к науке – это занятие исследовательской деятельностью.
Эта работа начинается с проблемы.
Проблема – это затруднение, неопределенность.
В качестве проблемы может выступать:
обнаруженное противоречие в научных данных
нерешенная задача
несоответствие наблюдаемых явлений научному описанию
Алгоритм
Проанализировав ряд источников и опираясь на собственный опыт мы предлагаем универсальный алгоритм проведения и оформления исследовательской работы:
Выбор темы.
Обоснование актуальности выбора темы.
Гипотеза.
Постановка цели и задач исследования.
Определение объекта и предмета исследования.
Подбор источников и литературы.
Выбор методов проведения исследования.
Составление библиографии.
Консультации, обсуждения.
Составление первого варианта.
Составление схем, таблиц, подбор иллюстративного материала.
Корректировка, уточнение, обсуждение результатов.
Написание последнего варианта работы.
Оформление результатов научного исследования.
Составление тезисов.
Подготовка к выступлению (предполагаемые вопросы).
Выступление, презентация, публикация.
Примерная тематика исследовательских работ
От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что это связано с тем, что наиболее интересно ученику, или с тем, что у него есть подходящий материал для исследования. Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей. Выбор темы исследования – непростой момент. Иногда ученики предлагают темы, которые им явно не по силам. Зачастую темы носят реферативный характер. А бывает, что тема интересная, но нет достаточного материала для исследования. И здесь ученику нужна консультация педагога.
Задание №3
Из предложенных тем выберите те, которые, на ваш взгляд, можно рассматривать как темы исследовательских работ. Обоснуйте свой выбор.
Актуальность выбора темы
Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.
Обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследования в процессе общего познания.
… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
Гипотеза
Гипотеза – это утверждение, требующее доказательства. Гипотеза должна иметь повествовательную (утвердительную) форму. То есть, это как бы уже предполагаемый итог, результат, это фраза, или формула, которые должны получиться в конце проделанной исследовательской работы, т.е. вывод, только сделанный предварительно, еще до самого исследования.
Приёмы построения гипотез различаются по форме, уровню, характеру, механизму формирования, логической структуре и функциональному назначению (слайд)
Гипотеза |
Форма | «если…, то…» «если…, то…, так как...» |
Уровень | Эмпирическое исследование (основывается на результатах опыта) Теоретическое исследование |
Характер | Модификационная (модификация известных законов) Революционизирующая (выдвижение принципиально нового положения) |
Механизм формирования | Простые: индуктивные или дедуктивные Комплексные: индуктивно-дедуктивные |
Логическая структура | Линейная (1 предположение) Разветвлённая (необходима проверка нескольких предположений) |
Функциональное назначение | Объяснительная (для объяснения фактов или явлений) Предсказательная (для предсказания законов, закономерностей, свойств и особенностей объектов и явлений) Объяснительно-предсказательная (сочетает в себе оба предназначения) |
Цель исследования
Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулированы её цель и задачи. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Цель должна быть доступна для конкретного исследования. Не следует рассматривать глобальные проблемы, нужно вести работу в узком направлении. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели.
Иногда формулировка темы и формулировка цели практически совпадают, поэтому для обсуждения тематики следует сначала классифицировать исследовательские цели.
Можно поставить целью: выявить …установить … обосновать … уточнить … разработать В самом простом варианте цель исследования приблизительно соответствует одной из известных мыслительных операций (умственных действий), она ставится существительным в И.п., ед. ч.: Сравнение
Определение
Классификация
Описание
Обобщение
Аналогия
Установление
Задачи исследования
Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоёмкое дело. Исследователю необходимо четко сформулировать, для чего делается работа, что надо наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. Условно возможные задачи (по задаваемым вопросам) можно подразделить на следующие типы: Количественные задачи (отвечающие на вопрос «Сколько?»).
Количественные задачи на выявление связей между явлениями («Какова связь?»).
Качественные задачи (отвечающие на вопрос «Есть ли?»).
Функциональные задачи (отвечающие на вопросы «Для чего?» или «Зачем?»).
Задачи на выявление механизмов (отвечающие на вопрос «Как?»).
Задачи на выявление причин явлений (отвечающие на вопрос «Почему?»).
Для достижения цели исследовательской работы мы ставим перед собой следующие задачи:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить / сопоставить / проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …
Объект и предмет исследования
После того, как цель и задачи обсуждены, сформулированы и приняты, выбирается объект исследования. Необходимо, чтобы характеристики объекта соответствовали поставленным задачам, а ответ на поставленный вопрос можно было получить в обозримом будущем.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - явление или предмет, на которые направлена чья либо деятельность или внимание
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – это конкретная часть объекта, которая изучается
Анализ литературы
Следующий шаг в работе – анализ литературы по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. Подборка литературы для анализа – задача руководителя. Сведения, полученные из литературных источников, обсуждаются совместно исполнителями и руководителями работы. Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы. При анализе литературных данных обнаруживаются пробелы, часть которых исследователи – школьники могут восполнить в ходе работы.
Методика исследования
Выбранные методы работы (наблюдение, эксперимент, работа с литературными источниками и др.) должны быть простыми и доступными для школьников.
Общенаучные методы:
Анализ
Индукция
Моделирование
Эксперимент
Синтез
Дедукция
Математические методы:
Методы и модели теории графов
Методы и модели динамического программирования
Метод визуализации данных (функции, графики)
Методы и модели массового обслуживания
Выводы и заключение Основной метод получения научных выводов – сравнение результатов наблюдений, опытов и экспериментов.
После того, как собранные материалы обработаны, проведено обсуждение полученных результатов, полезно вернуться к поставленным задачам и посмотреть решены ли они.
Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач, - это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных исследований. Формулируя выводы, необходимо помнить, что отрицательный результат – тоже результат, и его также следует отметить в выводах.
Оформление списка литературы
В этом разделе в алфавитном порядке перечисляются все использованные литературные источники. Если работы изданы за рубежом, то они пишутся также в алфавитном порядке после работ, изданных на русском языке. Все источники нумеруются в сквозном порядке. При этом в самом тексте должны быть ссылки на них. Существуют определенные библиографические правила для описания различных источников.
Список использованных источников информации
Косы и узлы/ [А. Б. Сосинский]. – М.: Квант №4, 1973
Узлы и косы / [А. Б. Сосинский]. – М.: МЦНМО, 2001
Узлы. Хронология одной математической теории / [А. Б. Сосинский]. – М.: МЦНМО, 2005
Узлы. Хронология одной математической теории / [А. Б. Сосинский]. – М.: Квант №3, 2009
Цикл лекций в Летней школе «Современная математика» / [А. Б. Сосинский].- http://www.mathnet.ru/php/presentation.phtml?option_lang=rus&presentid=220
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_327.htm
http://genius.pstu.ru/file.php/1/pupils_works_2012/Kovyev_Nikita.pdf
http://www.findpatent.ru/patent/206/2061245
http://sovetclub.ru/tim/9f8cd1b4239ff69152cba0ebf6ee42a6.jpg
http://kvant.mccme.ru/1989/02/kosy_i_uzly.htm
http://www.varf.ru/rudn/manturov/braids.pdf
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/B/%27%27Bibliotechka_%27%27Kvant%27%27/_%27%27Bibliotechka_%27%27Kvant%27%27.html#111
http://www.mathbook.ru/item/4789.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B4%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F
Общие требования к оформлению работы
Как оформить научно-исследовательскую работу?
Работа имеет определённую структуру:
Титульный лист
Аннотация
Оглавление (план работы)
Тезисы по тексту работы
Введение
актуальность
проблема
гипотеза
цель
задачи
предмет исследования
объект исследования
методы исследования
практическая значимость
Основная (содержательная) часть по разделам, главам (в соответствии с задачами)
Выводы по каждой главе
Заключение
Список использованных источников информации
Приложение
графики
схемы
иллюстрации
таблицы
Основные требования к выступлению
Оно должно строго соответствовать заявленной теме
Ответьте на вопрос: «Почему Вы выбрали именно эту тему?»
Раскройте её актуальность и значимость для себя и для … Обоснуйте это
Предъявите гипотезу
Предъявите цель и задачи работы
Назовите, какие методы исследования использованы Вами и как его проводили
Сообщите, что самое важное и интересное принесла Вам работа
Чётко сформулируйте выводы. Они обязательно должны быть связаны с целью и задачами работы
Пожелания выступающему
Говорите убеждённо, чётко и громко
Ваше исследование – это совместный труд с научным руководителем, поэтому говорите чаще: «Наше исследование … Мы пришли к выводу … Нами было сделано …»
Не уходите от заданной темы
Приветствуйте слушателей и жюри в начале и благодарите за внимание в конце речи
Интересно, когда выступающий говорит о мыслях, возникших после завершения работы, озвучивает «последействие»
Типичные ошибки в работах участников научно-практических конференций
Тема взята очень широко, в ней не отражается проблема
Цель работы сформулирована неточно. Не всегда поставленная цель и вытекающие из неё задачи соответствуют теме и полученным выводам.
Задачи должны конкретизировать цель, а не представлять план действий
Важным шагом в исследовательской работе является выдвижение гипотезы. Гипотеза – это утверждение вида «если А, то В», которое описывает, как намеревается автор разрешить проблему. Любая гипотеза бесполезна, если нет способа её подтвердить
Часто авторы не выделяют в своей работе проблему. Работа выигрывает, если автор определяет возникающие противоречия
Наиболее распространённая ошибка – отсутствие выводов в заключение или их несоответствие поставленным задачам. Желательно иметь выводы по каждой главе.
Зачастую в работах авторы не называют методы исследования или не знают их
Литература.
УУУУ