СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы школьного библиотекаря.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы школьного библиотекаря. Как всё начиналось.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы школьного библиотекаря.»

Творческая работа о профессиональной деятельности…

Сначала хочется выяснить, что такое творчество, и каким оно может быть в работе библиотекаря.

Слово Творчество в словаре Ожегова:

«ТВОРЧЕСТВО, ср. Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. «

Слово Творчество в словаре Д.Н. Ушакова:

«ТВО́РЧЕСТВО, творчества, мн. нет, ср. (·книж. ). Действие по гл. творить.»

Слово Творчество словаре Даля :

«ТВОРЧЕСТВО См. творить, а далее: ТВОРИТЬ что, давать бытие, сотворять, созидать, создавать, производить, рождать. Один Бог творит. Древо доброе плоды добры творит, Матф. Творить умом, созидать научно или художественно.»

Пока ясно одно, творчество это действие. «Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей».  Какие ценности может создать библиотекарь? Ни каких!

Вот и я так думала, пока не пришла работать в школьную библиотеку. А о чём я думала, когда приняла предложение прийти работать в школу? Первая мысль была: « Справлюсь?» И тут же сама себе ответила: «Это библиотека, место тихое. Выдал учебники раз в году, жди, когда придут сдавать. Образование не библиотечное, ну так научусь, не ракеты же строить. Если что, всегда уйти можно». Первый год был очень трудным. Ревела, слёзы не помогали. Отчеты, заказы, ФПУ, в библиотеке разруха, ни чего не успеваю, ни чего не получается!

В перерывах между набегами ребятни и бумажной работай начала приводить в порядок библиотеку. Администрация заметила мои старания, и в библиотеке обновили стеллажи. Я выкрасила стены. Появились помощники, сначала те, кто сбегал с урока, а потом пришли те, кому было интересно.
Так я училась всему с самого начала. Трудно было проводить мероприятия. Как? Ребят не знаю, к кому обратиться не знаю.

За методической помощью бежала к коллегам из других школ. Помогали, учили, объясняли, успокаивали. Ни разу, ни кто не отказал в помощи, не смотря на занятость. Золотые люди, наши школьные библиотекари!

Потом судьба свела меня с интересным человеком – Галиной Федоровной Зайцевой. Провели презентацию её книги «Бьёт вселенная в берега», о нашем земляке известном писателе – Андрее Терентьевиче Губином. Тут- то всё и началось!

Интерес ребят к произведениям А.Т. Губина и к его жизни возрастал с каждым днём! Ребята приходили, брали его книги, читали, спорили. Начали интересоваться его биографией и историей семьи писателя. Прототипы его произведений реальные жители нашего города, среди них и брат моего деда. А тут и ученики появились с фамилией Губин, Тристанов, начали мы копаться в родословных.

Со временем в городе появилась творческая группа Кавказских Минеральных Вод под названием «Резонанс», которая объединила творческих людей: писателей, поэтов, певцов, но её большинство составляют ученики школ города и студенты. Так уж получилось, что группа получила своё название благодаря нам и нашим замечательным ребятам, благодаря резонансу после презентации книги Г.Ф.Зайцевой.

Мы с девчонками и мальчишками из нашей школы регулярно посещаем встречи «Резонанса» которые проводятся в центральной библиотеке Ессентуков, и нам всегда рады, да и мы рады! Я стала соучредителем творческой группы, наши ученики полноправными участниками группы: чтецы, певцы и танцоры, авторы.

А теперь вернусь в начало, творчество это действие. Я начала действовать. Или ребята начали действовать? В общем, мы начали действовать вместе!

Не было ни какого проекта, и даже не было особой цели, сначала был интерес. Интересно найти информацию, информацию нужно записать, сохранить. Появился материал, захотелось поделиться, и Екатерина Клычникова, тогда ученица восьмого класса, поделилась исследовательской работой «Андрей Терентьевич Губин – великий писатель земли казачьей». Джамбулатова Аза, одноклассница Кати, поделилась рассказом о своей бабушке, учительнице русского языка, рассказ «Моя королева». Мы, с Татьяной Викторовной Сяйлевой, учителем русского языка и литературы отправили работы девочек на Российский конкурс «Дети и книги», обе девочки вошли в число победителей!

Были ещё творческие конкурсы, в которых участвовали Катя и Аза, и везде призовые места! Я рассказывала ребятам о работах девочек, читала их. А таких работ было не мало. И ребята, увидев, что обычные девчонки из их же школы пишут интересные рассказы и стихи, начинали робко делиться своими детскими работами. А у меня прибавлялось работы. Творческой работы!

В 2017 году, к юбилею Андрея Терентьевича Губина, ТГ КМВ РЕЗОНАНС выпустила свой первый альманах. В этом Альманахе опубликованы работы Азы Джамбулатовой, Екатерины Клычниковой и несколько моих стихотворений.

В библиотеке стали засиживаться часами. Кто то просто делал уроки, кто то читал, кто то делился планами, кому то нужно было помочь. И появилась идея, организовать литературную гостиную. Одни ребята приводили других, некоторые переставали приходить, потому, что занимались в кружках, спортивных секциях. Встал вопрос, как сделать так, что бы ребята, которые пишут, не перестали этим заниматься? Решение пришло неожиданно, и сначала показалось не серьёзным. Но я решила попробовать!

Не секрет, что наши дети «сидят в интернете», и я решила организовать своё пространство в сети. Мне хотелось, что бы там, ребята могли встречаться с интересными людьми, общаться с ними, публиковать свои работы, знакомиться с интересными фактами, о писателях, поэтах, актёрах, певцах и композиторах. Я выяснила, что у ребят есть странички в социальных сетях «ОДНОКЛАССНИКИ» и «В КОНТАКТЕ». Мой выбор пал на ОК, потому, что там у меня сложилось сообщество с творческими людьми, и практически все они участники ТГ КМВ «Резонанс», я создала группу в ОК с одноимённым названием «Резонанс» и пригласила туда своих мальчишек и девчонок. Участники творческой группы тоже откликнулись на моё приглашение. В этой группе мы информируем о новых мероприятиях, делимся успехами. Пишущие ребята получают советы от «метров», часто это происходит в личной переписке, но наставники делятся со мной этой информацией, и я знаю, чем «дышат» мои ребята. В этой группе можно пообщаться с поэтом из Михайловска – Сергеем Васильевичем Перевязко, с поэтом из Ессентуков – Головко Александром Власовичем, с поэтессой и писательницей – Галиной Юрьевной Рыбак, с учредителями группы, педагогами – Галиной Фёдоровной Зайцевой, Лилией Ивановной Зябневой, с сотрудниками краеведческого музея и работниками городских библиотек. Поделиться интересной информацией, показать свои работы, фото. И всё это под моим контролем, интернет всё же не всегда безопасен. https://ok.ru/rezonan.

Поэт из Михайловска Сергей Васильевич Перевязко и композитор из города Суворов Тульской области Вячеслав Сафонов познакомились на просторах интернета, и стали появляться авторские песни. На многие песни наших авторов я сделала клипы, а к песне о воинах афганцах, а мы с ребятами сделали клип вместе. Ребята сами подбирали материал, читали об афганской войне, смотрели фильмы, разговаривали с учителями истории. Монтировали материал мы вместе. Авторам и исполнителю очень понравился наш клип. И в день тридцатилетия вывода Советских войск из Афганистана, Михаил Винокуров, певец из города Суворов исполнил песню на своём концерте, а наш клип иллюстрировал его выступление.

Я писала, что всё начиналось без проекта, и это правда. Но несколько лет назад, я стала тесно сотрудничать с Галиной Владимировной Шевченко, нашим замечательным учителем начальных классов. Галина Владимировна замечательный педагог, Аза Джамбулатова, теперь уже выпускница нашей школы, написала о любимой учительнице свой рассказ «Первая учительница». Совместно с Галиной Владимировной мы проводили различные мероприятия, я многому учусь у неё. В прошлом году Галина Владимировна выпустила свой 4 «А», а теперь это мой 5 «А» класс. Они такие же затейники, как их первая учительница! И мы с ними решили затеять кукольный театр! Пока это только проект. Нам нужно сделать кукол и мы с этим справимся. Мы ещё не решили, что будем ставить, очень много предложений, всё в стадии обсуждения, но у нас есть главный консультант по куклам! Это ученик 9 «А» класса, тоже выпускник Галины Владимировны – Станислав Гребюников. Стас прекрасно рисует и мечтает стать художником-мультипликатором, а как замечательно он читает стихи и прозу!

Санька Амбросимов, не мог смириться с гибелью Муму, уговорила его дописать так, как ему нравится, да простит меня Тургенев. Санька дописал, Муму жива, а Санька продолжает писать!

Сейчас Александр Амбросимов и Александра Пэтайчук, ученики 9 «А» класса, занялись поисками и сбором информации о Ефросиние Антоновне Керсновской. Что это за человек?

Евфросиния Антоновна Керсновская (1907–1994), родилась в Одессе в дворянской семье. В годы гражданской войны семья спасается от преследования большевиков и переезжает в свое родовое имение в Бессарабию, которая тогда была частью Румынии. Евфросиния своим трудом поднимает пришедшее в упадок хозяйство, становится фермером. После ввода советских войск в Бессарабию в 1940 г. мать и дочь Керсновских, как бывших помещиков, выгоняют из дома.

В 1941 году ее, как и многих других бессарабцев, ссылают в Сибирь, на лесоповал. Там она вступается за слабых, беззащитных. За это ей грозит голодная смерть. Она решается на побег. Прежде чем ее схватили, она прошла по тайге полторы тысячи километров.

Её судят, приговаривают к расстрелу. Хотя она и отказывается писать прошение о помиловании, расстрел заменяют десятью годами лагерей. В Норильском лагере она работает в больнице и морге, затем по собственной воле занимается самым тяжелым трудом — шахтерским. Там она чувствует себя свободней — «подлецы под землю не спускаются».

Очень многие в Ессентуках помнят Ефросинию Антоновну, она выращивала яблоки и раздавала людям, рисовала картины и выставляла у своей калитки на стареньком стульчике, с запиской: «Берите, если нравится», и получая пенсию в 120 рублей, 100 рублей отдавала тем, кто сильнее нуждался, а сама с мамой жила на оставшиеся 20 рублей.

После освобождения из ссылки, в Ессентуках, в 1964-68 годах пишет по просьбе матери о пережитом, эти 12 тетрадей иллюстрированы её акварельными рисунками (703 рисунка). Позже эти тетради станут книгами «Наскальная живопись» и «Сколько стоит человек». По мнению Ефросинии Антоновны, человек стоит столько, сколько стоит его слово, любое слово, написанное, прочитанное или сказанное. Учусь сама и учу ребят дорожить словами, и относиться бережно к словам, дошедшим до нас через книги, песни и сказки.

Часто напоминаю ребятам строки написанные Владимиром Высоцким:

И во веки веков, и во все времена
Трус, предатель - всегда презираем,
Враг есть враг, и война все равно есть война,
И темница тесна, и свобода одна -
И всегда на нее уповаем.

Время эти понятья не стерло,
Нужно только поднять верхний пласт -
И дымящейся кровью из горла
Чувства вечные хлынут на нас.

Ныне, присно, во веки веков, старина,-
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если другом надежно прикрыта спина.

Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки - из прошлого тащим,-
Потому, что добро остается добром -
В прошлом, будущем и настоящем!

Анализ работы педагога-библиотекаря МБОУ СОШ № 7

г. Ессентуки

Жарковой Лидии Султановны

За три последних учебных года, библиотечная работа велась по плану работы школьной библиотеки. Анализ и пополнение фонда учебной литературы, учет и обработка литературы – то, что делают все библиотекари.

Проводились библиотечные уроки, встречи с активом библиотеки, массовые мероприятия и индивидуальная работа с учащимися. Беседы с ребятами, рассказы об авторах, живших в Ессентуках, и живущих сейчас, писавших и пишущих о жителях, о городе, о крае, встречи с этими людьми дали свои результаты.

Некоторые ребята начали писать стихи, рассказы. Сначала просто слушали и спрашивали, теперь пишут сами. Совместно с учителем начальной школы – Галиной Владимировной Шевченко и учителем русского языка и литературы - Татьяной Викторовной Сяйлевой, работа с такими ребятами стала регулярной и интересной. Таким образом, осуществляется связь между начальной школой, средним и старшим звеньями. Моя роль, как библиотекаря, заключается в продолжение работы учителей и поддержке талантливых детей.

Ребята дописывают произведения классиков, изменяя концовку, таким образом «Му-Му» осталась жива, и Саша Амбросимов, тогда ученика 6 класса, перестал переживать по поводу её гибели. Но у Саши появилось увлекательное занятие, он начал писать! Сашины рассказы с удовольствием читают одноклассники, делятся впечатлениями, спорят и невольно вовлекаются в литературное творчество.

Творческие встречи в библиотеке за чашечкой чая открыли для меня новые возможности. Мы спорим, слушаем музыку, читаем стихи. Я делюсь с ребятами тем, что нравится мне, над чем я работаю, что мне нужно сделать, и всегда находятся помощники и единомышленники.

Одни взрослеют и уходят, но поднимаются новые росточки. В 2016/2017 учебном году окончили школу ребята, с которые встретили меня, когда я пришла работать в школу.

София Остапченко, одна из этого выпуска. Соня одновременно с окончанием школы, закончила школу для одарённых детей «Поиск» в Ставрополе . Её выпускным проектом в «Поиске» была книга рассказов о медицине. Я писала рецензию на её книжку, мы вместе обращались за консультациями к медикам, оформляли, сверстывали книжку, искали типографию. Тираж был очень маленьким, всего 10 экземпляров! Но результат того стоил! София успешно сдала экзамены, поступила в институт им. Пирогова в Москве, учится отлично и продолжает писать.

Литературные работы Екатерины Клычниковой и Азы Джамбулатовой, наших выпускниц, попали в книги Галины Фёдоровны Зайцевой и в первый альманах творческой группы Кавказских Минеральных Вод «Резонанс».

Дарья Украинцева, Яна Якушкина, Маргарита Зеленская – ученицы 7 «А» класса пишут стихи. Ещё не совсем всё получается, но процесс уже не остановить.

Ребята из начальной школы увлеклись сказками, читают и пишут, обязательно прибегают показать мне, или что то спросить.

У нас часто возникают трудности с обеспечением учебниками - меняемся с другими школами, у нас давно не обновлялся и не пополнялся фонд художественной литературы – бежим за помощью в городские библиотеки, ищем произведения в интернете. Но разве это главное? Главное, что при всех трудностях, у меня есть читатели, да ещё какие!

В моей библиотеке изменился интерьер, и он меняется постоянно, актив библиотеки мы не выбираем, он просто есть! И это не три, или пять человек, гораздо больше! А выдача книг? Старшие помогают малышам выбрать книжку, и в формуляр запишут, и что нужно самим возьмут и запишут в свой формуляр, а потом с книжками и формулярами ко мне, на проверку. Мои коллеги библиотекари мне говорят, что так нельзя, а как можно? Дети доверяют мне, я доверяю им, но проверяю, они же ещё учатся, и я учусь вместе с ними.

Ребята выпускаются, переходят в другие школы, переезжают в другие города, но когда заходят в школу, всегда приходят в нашу библиотеку. И это тоже показатель моей работы!

Простите, не получилось анализа работы, получился рассказ о моей работе, продолжительностью в три учебных года.

Это было только начало…





4