Из опыта работы с детьми с расстройствами аутического спектра
Митупова И. Г.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 60 социальной адаптации детей-инвалидов»
г. Улан Удэ
2020
Задачи:
1. Раскрыть особенности поведения детей с РАС
Общие рекомендации по общению
2. Раскрыть особенности их познавательной сферы
3. Некоторые способы преодоления трудностей при обучении школьников с аутизмом
Диагноз – это не приговор, а обобщённая характеристика особенностей и проблем ребёнка
АУТИЗМ (РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, РАС) - тяжёлое нарушение психического развития, которое сохраняется на протяжении всей жизни человека.
Сильные стороны
- Большое внимание
- Сосредоточенность
- Способностью к монотонной работе
- Внимание к деталям
- Большой объем механической памяти
Особенности поведения
- Отрешенность от внешнего мира, странности в поведении (например, раскачка, тряска руками, ходьба по комнате)
- Им бывает сложно считывать выражения лица собеседника, интонации, подтекст, понимать шутки и иронию
- Часто они не владеют правилами социального поведения и не знают, как себя вести с близкими людьми, как – с малознакомыми
Если ребёнок сильно нервничает или находится в истерике…
… то, по возможности, дайте ему время успокоиться (оставьте его одного, обезопасьте человека и людей вокруг него, попросите их отойти или перейти в другое помещение). Затем дайте спокойные и простые инструкции, например, встать с пола. Дайте время на обдумывание информации и формулирование ответа (до 10 сек). Если вас не поняли – постарайтесь переформулировать вопрос. Если человек не понимает вас, покажите ему при помощи картинок или напишите на бумаге.
Если громко разговаривает…
… то спокойным и ровным голосом, без эмоций, сообщите, что он нарушает правила.
Если человек не реагирует на ваши слова, подведите его к правилам на стенде и покажите, что конкретно он нарушил и как нужно себя вести (например, вместо «не кричи» лучше дать конкретную инструкцию «по школе мы ходим молча»
Метод пиктограмм Пиктограммы — небольшие карточки со схематическими изображениями различных видов деятельно сти
- В начале каждого занятия на доске наглядно задается план урока. Это помогает детям с РАС лучше рассчитывать свои силы, задает алгоритм деятельности на данный урок.
- Если на уроке предполагается проведение самостоятельной работы, ученик знает об этом с самого начала и морально готов к ней.
- После окончания каждого этапа урока карточка — пиктограмма переворачивается лицевой стороной вниз.
- Людям с аутизмом сложно установить зрительный контакт
- Острая реакция на громкие звуки, яркий свет, сильные запахи и различные раздражители
- Могут всё время говорить на одну тему, задавать один и тот же вопрос
- Могут быть дезориентированы и нередко теряются, из-за стрессовой ситуации им еще сложнее объясниться, чем обычно
Нарушение развития эмоционально-волевой сферы
- Возбудимость, утомляемость, лёгкая пресыщаемость даже приятными впечатлениями, эмоциональная нестабильность
- Зависимость даже от лёгкого физического недомогания или сезонных колебаний погоды
С возрастом они становятся, как правило, более выносливыми.
Особенности познавательной сферы
- Фрагментарное восприятие устной речи
- Н е слышат фронтальную инструкцию
Особенный ребенок понимает инструкцию, обращенную непосредственно к нему.
Рекомендация: в указаниях необходимо уложиться в минимум простых слов, давать чёткие команды.
- Определения к новым словам должны быть простыми, краткими, понятными.
Обучение с опорой на визуальное восприятие информации
- ВИДЯТ лучше, чем СЛЫШАТ.
- Детям с РАС необходимо всю важную информацию видеть перед глазами
- Широко использовать наглядные учебные материалы: схемы, алгоритмы, таблицы, памятки, содержащие правила.
Повесьте расписание на доске, приклейте к парте бумажку с подсказками, напишите свой запрос на бумаге…
Особенности познавательной сферы
- Отсутствует творческое воображение
- Главное – констатация фактов
- Трудности в установлении причинно – следственных отношений
- Проблемы с обобщением
- Низкий уровень мотивации
Задание на повышение мотивации
Задание
Я сделал(а)
Я посчитаю, сколько в тексте предложений.
В тексте ____ предложений.
Я переписываю первое предложение.
Я переписываю второе предложение.
Я переписываю третье предложение.
Я делаю зарядку для рук: покатаю ручку.
Я переписываю четвертое предложение.
Я переписываю пятое предложение.
Я переписываю шестое предложение.
Стойкие трудности, сохраняющиеся в течение всего периода обучения
- При написании изложений и сочинений
Например, при составлении плана к изложению записываем пункт плана на доске в виде вопроса. Так детям проще будет писать изложение, поскольку потом отвечать на поставленный конкретный вопрос значительно проще, чем формулировать собственную мысль.
2. Недостаточное понимание прочитанного, трудности в анализе смысла текста
Трудности понимания социальных взаимоотношений героев и
нравственных аспектов текста очень характерны для обучающихся с РАС и обусловлены недостаточным пониманием социальных ситуаций и контекстов.
Нарушения понимания скрытого смысла, переносных значений и образного языка обусловлены «буквальностью» восприятия детей с РАС, недостаточной гибкостью мышления.
Приёмы для преодоления трудностей
- Визуализация текстов: использование иллюстраций, рисунков на доске, презентаций, диафильмов.
Например, учитель последовательно выкладывает на доске картинки к смысловым частям текста по мере его прочтения;
- Проигрывание событий рассказа: выполнение отдельных действий или проигрывание основных сюжетных событий
Пример бланка для конспектирования рассказа:
- Рассказ называется ______________________________________________.
- Главные персонажи ______________________________________________.
- Второстепенные персонажи ______________________________________.
- События рассказа происходят в ___________________________________.
- В начале рассказа ________________________________________________.
- Потом __________________________________________________________.
- В конце рассказа _________________________________________________.
Сильные ученики: составление плана рассказа с выделением главной мысли каждой части в виде короткого тезиса.
Всегда
- Поощряйте активное включение и деятельность человека с аутизмом. У людей с аутизмом низкий уровень мотивации к разным видам деятельности. Даже простая похвала словами (эмоционально окрашенная) или «дай пять!» могут сыграть ключевую роль в обучении или воспитании
- Дайте этим особенным детям возможность заслуженно почувствовать себя успешными и принятыми — это повысит их желание участвовать в происходящем