СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы учителя с учениками с расстройствами аутического спектра

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение детей с аутизмом на протяжении долгих лет позволяет делиться накопленным опытом: особенности  поведения и познавательной сферы учеников с РАС, некоторые способы преодоления трудностей при работе с ними, например, на уроках русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы учителя с учениками с расстройствами аутического спектра»

  Из опыта работы с детьми  с расстройствами аутического спектра Митупова И. Г., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 60 социальной адаптации детей-инвалидов» г. Улан Удэ    2020

Из опыта работы с детьми с расстройствами аутического спектра

Митупова И. Г.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ № 60 социальной адаптации детей-инвалидов»

г. Улан Удэ

2020

Задачи:  1. Раскрыть особенности поведения детей с РАС  Общие рекомендации по общению  2. Раскрыть особенности их познавательной сферы  3. Некоторые способы преодоления трудностей при обучении школьников с аутизмом

Задачи:

1. Раскрыть особенности поведения детей с РАС

Общие рекомендации по общению

2. Раскрыть особенности их познавательной сферы

3. Некоторые способы преодоления трудностей при обучении школьников с аутизмом

Диагноз – это не приговор, а обобщённая  характеристика особенностей и проблем ребёнка   АУТИЗМ (РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, РАС) - тяжёлое нарушение психического развития, которое сохраняется на протяжении всей жизни человека.

Диагноз – это не приговор, а обобщённая характеристика особенностей и проблем ребёнка

АУТИЗМ (РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, РАС) - тяжёлое нарушение психического развития, которое сохраняется на протяжении всей жизни человека.

Сильные стороны Большое внимание Сосредоточенность Способностью к монотонной работе  Внимание к деталям Большой объем механической памяти

Сильные стороны

  • Большое внимание
  • Сосредоточенность
  • Способностью к монотонной работе
  • Внимание к деталям
  • Большой объем механической памяти
Особенности поведения Отрешенность от внешнего мира, странности в поведении (например, раскачка, тряска руками, ходьба по комнате) Им бывает сложно считывать выражения лица собеседника, интонации, подтекст, понимать шутки и иронию Часто они не владеют правилами социального поведения и не знают, как себя вести с близкими людьми, как – с малознакомыми

Особенности поведения

  • Отрешенность от внешнего мира, странности в поведении (например, раскачка, тряска руками, ходьба по комнате)
  • Им бывает сложно считывать выражения лица собеседника, интонации, подтекст, понимать шутки и иронию
  • Часто они не владеют правилами социального поведения и не знают, как себя вести с близкими людьми, как – с малознакомыми
 Если ребёнок сильно нервничает или находится  в истерике…  … то, по возможности, дайте ему время успокоиться  (оставьте его одного, обезопасьте человека и людей вокруг  него, попросите их отойти или перейти в другое помещение).  Затем дайте спокойные и простые инструкции, например, встать с пола.  Дайте время на обдумывание информации и  формулирование ответа (до 10 сек). Если вас не поняли –  постарайтесь переформулировать вопрос.  Если человек не понимает вас, покажите ему при помощи  картинок или напишите на бумаге.

Если ребёнок сильно нервничает или находится в истерике…

то, по возможности, дайте ему время успокоиться (оставьте его одного, обезопасьте человека и людей вокруг него, попросите их отойти или перейти в другое помещение). Затем дайте спокойные и простые инструкции, например, встать с пола. Дайте время на обдумывание информации и формулирование ответа (до 10 сек). Если вас не поняли – постарайтесь переформулировать вопрос. Если человек не понимает вас, покажите ему при помощи картинок или напишите на бумаге.

Если громко разговаривает… … то спокойным и ровным голосом, без эмоций, сообщите, что он нарушает правила.  Если человек не реагирует на ваши слова, подведите его к правилам на стенде и покажите, что конкретно он нарушил и как нужно себя вести (например, вместо «не кричи» лучше дать конкретную инструкцию «по школе мы ходим молча»

Если громко разговаривает…

то спокойным и ровным голосом, без эмоций, сообщите, что он нарушает правила.

Если человек не реагирует на ваши слова, подведите его к правилам на стенде и покажите, что конкретно он нарушил и как нужно себя вести (например, вместо «не кричи» лучше дать конкретную инструкцию «по школе мы ходим молча»

Метод  пиктограмм  Пиктограммы — небольшие карточки со схематическими изображениями различных видов деятельно сти В начале каждого занятия на доске наглядно задается план урока. Это помогает детям с РАС лучше рассчитывать свои силы, задает алгоритм деятельности на данный урок.  Если на уроке предполагается проведение самостоятельной работы, ученик знает об этом с самого начала и морально готов к ней. После окончания каждого этапа урока карточка — пиктограмма переворачивается лицевой стороной вниз.

Метод пиктограмм Пиктограммы — небольшие карточки со схематическими изображениями различных видов деятельно сти

  • В начале каждого занятия на доске наглядно задается план урока. Это помогает детям с РАС лучше рассчитывать свои силы, задает алгоритм деятельности на данный урок.
  • Если на уроке предполагается проведение самостоятельной работы, ученик знает об этом с самого начала и морально готов к ней.
  • После окончания каждого этапа урока карточка — пиктограмма переворачивается лицевой стороной вниз.
Людям с аутизмом сложно установить  зрительный контакт Острая реакция на громкие звуки, яркий свет, сильные запахи и различные раздражители Могут всё время говорить на одну тему, задавать один и тот же вопрос Могут быть дезориентированы и нередко теряются, из-за стрессовой ситуации им еще сложнее объясниться, чем обычно
  • Людям с аутизмом сложно установить зрительный контакт
  • Острая реакция на громкие звуки, яркий свет, сильные запахи и различные раздражители
  • Могут всё время говорить на одну тему, задавать один и тот же вопрос
  • Могут быть дезориентированы и нередко теряются, из-за стрессовой ситуации им еще сложнее объясниться, чем обычно
Нарушение развития эмоционально-волевой сферы Возбудимость, утомляемость, лёгкая пресыщаемость даже приятными впечатлениями, эмоциональная нестабильность Зависимость даже от лёгкого физического недомогания или сезонных колебаний погоды   С возрастом они становятся, как правило, более выносливыми.

Нарушение развития эмоционально-волевой сферы

  • Возбудимость, утомляемость, лёгкая пресыщаемость даже приятными впечатлениями, эмоциональная нестабильность
  • Зависимость даже от лёгкого физического недомогания или сезонных колебаний погоды

С возрастом они становятся, как правило, более выносливыми.

Особенности познавательной сферы   Фрагментарное восприятие устной речи Н е слышат фронтальную инструкцию Особенный ребенок понимает инструкцию, обращенную непосредственно к нему.  Рекомендация: в указаниях необходимо уложиться в минимум простых слов, давать чёткие команды. Определения к новым словам должны быть простыми, краткими, понятными.

Особенности познавательной сферы

  • Фрагментарное восприятие устной речи
  • Н е слышат фронтальную инструкцию

Особенный ребенок понимает инструкцию, обращенную непосредственно к нему.

Рекомендация: в указаниях необходимо уложиться в минимум простых слов, давать чёткие команды.

  • Определения к новым словам должны быть простыми, краткими, понятными.
Обучение с опорой на визуальное восприятие информации ВИДЯТ лучше, чем СЛЫШАТ. Детям с РАС необходимо всю важную информацию видеть перед глазами Широко использовать наглядные учебные материалы: схемы, алгоритмы, таблицы, памятки, содержащие правила.  Повесьте расписание на доске, приклейте к парте бумажку с подсказками, напишите свой запрос на бумаге…

Обучение с опорой на визуальное восприятие информации

  • ВИДЯТ лучше, чем СЛЫШАТ.
  • Детям с РАС необходимо всю важную информацию видеть перед глазами
  • Широко использовать наглядные учебные материалы: схемы, алгоритмы, таблицы, памятки, содержащие правила.

Повесьте расписание на доске, приклейте к парте бумажку с подсказками, напишите свой запрос на бумаге…

Особенности познавательной сферы   Отсутствует творческое воображение Главное – констатация фактов Трудности в установлении причинно – следственных отношений Проблемы с обобщением Низкий уровень мотивации

Особенности познавательной сферы

  • Отсутствует творческое воображение
  • Главное – констатация фактов
  • Трудности в установлении причинно – следственных отношений
  • Проблемы с обобщением
  • Низкий уровень мотивации
Задание на повышение мотивации Задание Я сделал(а) Я посчитаю, сколько в тексте предложений. В тексте ____ предложений.   Я переписываю первое предложение.   Я переписываю второе предложение.   Я переписываю третье предложение.   Я делаю зарядку для рук: покатаю ручку.   Я переписываю четвертое предложение.   Я переписываю пятое предложение.   Я переписываю шестое предложение.  

Задание на повышение мотивации

Задание

Я сделал(а)

Я посчитаю, сколько в тексте предложений.

В тексте ____ предложений.

  •  

Я переписываю первое предложение.

 

Я переписываю второе предложение.

 

Я переписываю третье предложение.

 

Я делаю зарядку для рук: покатаю ручку.

 

Я переписываю четвертое предложение.

 

Я переписываю пятое предложение.

 

Я переписываю шестое предложение.

 

Стойкие трудности, сохраняющиеся в течение всего периода обучения При написании изложений и сочинений  Например, при составлении плана к изложению записываем пункт плана на доске в виде вопроса. Так детям проще будет писать изложение, поскольку потом отвечать на поставленный конкретный вопрос значительно проще, чем формулировать собственную мысль.

Стойкие трудности, сохраняющиеся в течение всего периода обучения

  • При написании изложений и сочинений

Например, при составлении плана к изложению записываем пункт плана на доске в виде вопроса. Так детям проще будет писать изложение, поскольку потом отвечать на поставленный конкретный вопрос значительно проще, чем формулировать собственную мысль.

2. Недостаточное понимание прочитанного, трудности в анализе смысла текста Трудности понимания социальных взаимоотношений героев и  нравственных аспектов текста очень характерны для обучающихся с РАС и обусловлены недостаточным пониманием социальных ситуаций и контекстов.  Нарушения понимания скрытого смысла, переносных значений и образного языка обусловлены «буквальностью» восприятия детей с РАС, недостаточной гибкостью мышления.

2. Недостаточное понимание прочитанного, трудности в анализе смысла текста

Трудности понимания социальных взаимоотношений героев и

нравственных аспектов текста очень характерны для обучающихся с РАС и обусловлены недостаточным пониманием социальных ситуаций и контекстов.

Нарушения понимания скрытого смысла, переносных значений и образного языка обусловлены «буквальностью» восприятия детей с РАС, недостаточной гибкостью мышления.

Приёмы для преодоления трудностей Визуализация текстов: использование иллюстраций, рисунков на доске, презентаций, диафильмов. Например, учитель последовательно выкладывает на доске картинки к смысловым частям текста по мере его прочтения; Проигрывание событий рассказа: выполнение отдельных действий или проигрывание основных сюжетных событий

Приёмы для преодоления трудностей

  • Визуализация текстов: использование иллюстраций, рисунков на доске, презентаций, диафильмов.

Например, учитель последовательно выкладывает на доске картинки к смысловым частям текста по мере его прочтения;

  • Проигрывание событий рассказа: выполнение отдельных действий или проигрывание основных сюжетных событий
Пример бланка для конспектирования рассказа: Рассказ называется ______________________________________________. Главные персонажи ______________________________________________. Второстепенные персонажи ______________________________________. События рассказа происходят в ___________________________________. В начале рассказа ________________________________________________. Потом __________________________________________________________. В конце рассказа _________________________________________________. Сильные ученики: составление плана рассказа с выделением главной мысли каждой части в виде короткого тезиса.

Пример бланка для конспектирования рассказа:

  • Рассказ называется ______________________________________________.
  • Главные персонажи ______________________________________________.
  • Второстепенные персонажи ______________________________________.
  • События рассказа происходят в ___________________________________.
  • В начале рассказа ________________________________________________.
  • Потом __________________________________________________________.
  • В конце рассказа _________________________________________________.

Сильные ученики: составление плана рассказа с выделением главной мысли каждой части в виде короткого тезиса.

Всегда Поощряйте активное включение и деятельность человека с аутизмом. У людей с аутизмом низкий уровень мотивации к разным видам деятельности. Даже простая похвала словами (эмоционально окрашенная) или «дай пять!» могут сыграть ключевую роль в  обучении или воспитании Дайте этим особенным детям возможность  заслуженно почувствовать себя успешными и принятыми — это повысит их желание участвовать в происходящем

Всегда

  • Поощряйте активное включение и деятельность человека с аутизмом. У людей с аутизмом низкий уровень мотивации к разным видам деятельности. Даже простая похвала словами (эмоционально окрашенная) или «дай пять!» могут сыграть ключевую роль в  обучении или воспитании
  • Дайте этим особенным детям возможность заслуженно почувствовать себя успешными и принятыми — это повысит их желание участвовать в происходящем