Избирательное право в развитии инициативы
и самостоятельности подростков
Белова А. В.
Воспитатель, ГКУСО РО
Таганрогский центр помощи детям №5
Актуальность уровня правовой информированности подростков для современной жизни трудно оспорить. Будущим политикам, бизнесменам, врачам, учителям и всем остальным гражданам нашей страны нужны знания в различных областях экономики, математики, физики, химии и, конечно, юриспруденции, культурологии и философии. Современный грамотный человек – это такой человек, который умеет правильно и своевременно реагировать на требующиеся обществу изменения, способен защитить свои права.
Истоки нынешних выборов лежат в древней Греции и древнем Риме. Свободные граждане обязаны были участвовать в политической жизни. Они заседали в народных собраниях. Воля народа, выраженная голосованием в собрании, приобрела силу закона. Огромное значение имела Великая французская революция. Она способствовала рождению таких понятий как «активное право», «пассивное право», «списки избирателей», «права человека и гражданина».
В России избирательное право приобрело особую значимость в начале двадцатого века, когда широким кругам населения было предоставлено право принимать участие в выборах депутатов в государственную думу. В это время впервые в истории отечества появились избирательные комиссии. Избирательного права лишались женщины, молодёжь до двадцати пяти лет, студенчество, военнослужащие, не могли участвовать кочевые народы.
В 1994 году принят федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской федерации», закрепивший постоянный статус избирательных комиссий субъектов Российской федерации и установивший порядок их формирования, близкий к современному.
В настоящее время идёт переосмысление патриотического и гражданского воспитания, следовательно, они становятся задачей государственной важности. Основными целями являются:
1) Становление активной жизненной позиции;
2) Создание условий для усвоения основ законодательства, практического усвоения основ и основных гарантий избирательного права, активизации участия молодёжи, а для этого:
– обеспечить каждому подростку, школьнику условия для развития его «я», освоение правовой, этической и коммуникативной культуры учащихся;
– развитие практических навыков участия в процедуре голосования, воспитывать гражданское отношение к выборам, основанным на уважении к законам и государственным традициям;
– развитие коммуникативных навыков;
– консолидация подростков для повышения правовой и политической грамотности и приобретённых знаний в практической деятельности.
В таганрогском центре помощи детям №5 в клубе «Знатоки права» осуществляется программа занятий, направленная на освоение основ законодательства, правовой грамотности, развитие самостоятельного мышления и инициативы, принятие решений. В сентябре на первом занятии клуба ребята познакомились с избирательным правом. Цель такого занятия повышение уровня информированности школьников по вопросам избирательного права. Задачи данного занятия:
1) Помочь ребятам разобраться в вопросах избирательного права;
2) Закрепить знания, полученные в школе на уроках обществознания;
3) Воспитание чувства гражданственности, патриотизма и долга, проявление инициативы;
4) Принятие самостоятельного решения.
После беседы по представлению избирательного права, дети пришли к выводу: для того, чтобы принимать участие в выборах по достижению нужного возраста, нужно уметь ориентироваться в этом вопросе. Для этого им была предложена деловая игра «Я – избиратель». В первой части игры подростки проявили грамотность в ответах на предлагаемые вопросы по избирательному праву. Интерес был проявлен к вопросам о нашей таганрогской городской думе. По своей инициативе ребята изучили исторический материал. А в практической части занятия ребятам было предложено выбрать кандидата на пост председателя детского совета таганрогского центра помощи детям №5. Свою кандидатуру выдвинули два человека. В рубрике «Ораторское искусство» каждый из них самостоятельно подготовил и раскрыл тему «Голосуй за своё будущее». Их слушали внимательно и с интересом. Через сутки, как и положено, ребята продолжили деловую игру «Я – избиратель». При соблюдении всех правил и наблюдении соответствующей комиссии, после подсчёта голосов, был избран ныне действующий председатель детского совета. По отзывам ребят, он оправдывает доверие своих ребят.
Проявленная подростками центра инициатива и самостоятельность в вопросах избирательного права формирует их активную жизненную позицию. Это полностью отвечает задачам государства: активизацию участия в выборах этими подростками в будущем, когда они достигнут нужного возраста, консолидирует ребят для повышения грамотности практической деятельности.