География . 5 класс
Тема: Изображение на плане неровностей земной поверхности
Тип урока: Урок общеметодологической направленности
Цели: формирование у учащихся представлений об особенностях изображения рельефа на плане и карте, абсолютной и относительной высотах; берг- штрихах, создание условий для формирования умения определять относительные и абсолютные высоты точек земной поверхности на планах местности.
Задачи :
Обучающие:
обеспечить усвоение и закрепление
понятий «рельеф»,
«относительная и абсолютная высота»,
«горизонтали»;
- создать условия для формирования и
закрепления умений определять
относительные и абсолютные высоты точек земной поверхности , описывать форму рельефа
Развивающие:
совершенствовать умение
ориентироваться на местности
- продолжить формирование
картографической грамотности;
Воспитательные:
воспитывать чувство ответственности
в работе, чувство уверенности в себе,
самостоятельность, навыки
самоконтроля,
воспитывать уважение к мнению других.
Планируемые результаты
Предметные:
Научиться называть и показывать относительные и абсолютные высоты;
Получат возможность научиться определять относительные и абсолютные высоты точек земной поверхности на планах местности, составлять описание форм рельефа и их очертаний
Метапредметные
Познавательные: осознано выбирают наиболее эффективные способы учебных и познавательных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата
личностные
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности
План урока
1 Организационный. Мотивация к учебной деятельности
Проверка Д.З.
1 Что такое « Абсолютная высота»
2 Какими способами она обозначается?
3 Определите какую высоту имеет с-в участок план местности , поселок Лешины. С помощью какого обозначения вы определили?
4 Определите высоту г. Денали, в. Котопахи, г. Эверест, в. Килиманджаро, г. Косцюшко.
2 Актуализация. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Проблемная ситуация.
Давайте изобразим в тетради (1 учащийся выходит к доске) холм высотой 105 м., северный склон крутой, юго- восточный склон пологий.(Слайд №1)
Для того чтобы изобразить холм необходимо узнать какие способы существуют для его изображения на плоскости.
Тема урока озвучивается и записывается в тетради (Слайд №2)
3. Выявления места и причины затруднения
Задачи:
1. Каким способом изображается рельеф на плоскости?
2. Как различить холм и яму на плоскости ?
3. Как изобразить крутой склон и пологий склон ?
4. Как показать на плоскости превышение высоты одной поверхности подошвы холма над другой? (Слайд №3)
4. Построение проекта выхода из затруднения
1) а) Определение высоты с помощью прибора – нивелира
б) Как измеряется и наносится на план местности высота (Слайды №4, 5,6)
2) Что такое бергштрих (Работа с учебником), анализ понятия, запись в тетрадь.
- Бергштрихи- короткие штрихи на горизонталях, указывающие направление вниз по склону.
- Чем отличаются изображения холма и ямы? (Анализ слайда №7 )
3) Как изобразить крутой склон и пологий склон- анализ рисунка в учебнике стр. 41. (слайд №9)
в ходе обсуждения записать:
-Чем ближе располагаются горизонтали, тем склон круче. Чем больше расстояние между горизонталями, тем склон более пологий. (Слайд №10)
4)а) Описание форм рельефа по слайду (Слайды №11- 16)
б) изобразите в тетради форму рельефа (Слайды № 17,18)
5) Высоты на картах обозначаются с помощью послойного окрашивания (слайд №19)
6) Работа с картой полушарий для определение высоты или глубины объектов
а) Западная – Сибирь
б) о. Мадагаскар
в) г. Гималаи
5. Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи
1. Как обозначается рельеф?
2. Что такое бергштрихи?
3. О чем говорит расстояние между горизонталями?
4. Как на карте обозначается высота?
6. Вывод по уроку
7. Рефлексия – Ромашка
8 Д.з. П 11. Составьте задания по теме.