ИЗОБРАЖЕНИЕ РЕЛЬЕФА НА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ ПЛАНАХ
Цели и задачи урока:
Формирование понятий: рельеф, относительная высота, абсолютная высота, горизонталь, бергштрих.
Формирование навыков чтения рельефа местности по плану.
Продолжить работу с топографическим планом, текстом учебника
Развитие абстрактного мышления. Познавательного интереса
Оборудование: топографические планы, учебники, мультимедиа, раздаточный материал
ХОД УРОКА
Организационный момент
Проверка домашней работы
НОВАЯ ТЕМА
Сегодня мы познакомимся ещё с одним объектом топографической карты. Вспомните дорогу в школу. Вы идёте по ровной поверхности или нет?
Совокупность всех неровностей земной поверхности называют рельефом (запись в тетрадь)
Выделяют положительные формы рельефа и отрицательные.
Задание: анализ текста учебника стр.45 Какие из перечисленных положительных форм рельефа встречаются в нашей местности? Какие отрицательные?
Как отобразить их на плане? Для этого определяют высоту. Каждая точка земной поверхности имеет свою высоту.
Вопрос: чему равна высота холма на рисунке? Высота вершины относительно подошвы равна 3 метрам.
Относительная высота – это превышение одной точки земной поверхности над другой. (запись в тетрадь)
Измеряют с помощью прибора – нивелира.
Сообщение обучающегося о Фалесе.
Проблемный вопрос: А если поверхность холма сложная, как измерить высоту? Какой ответ будет правильный? Как выйти из положения?
Используют единый уровень отсчёта высот – средний уровень поверхности океана.
Абсолютная высота – это превышение точки земной поверхности относительно среднего уровня поверхности океана.
В России с 1707 года действует балтийская система высот. Отсчёт ведётся от уровня Балтийского моря.
На планах обозначаются точкой и цифрой.
ЗАДАНИЕ: определите абсолютные высоты и превышение точки А над Б.
Подписать абсолютные высоты всех точек земной поверхности невозможно. Поэтому используют обозначение – горизонтали.
Горизонтали – это линии, соединяющие на планах и картах точки с одинаковыми абсолютными высотами. (запись в тетрадь)
ЗАДАНИЕ: прочитать в учебнике стр.50 как определить форму рельефа – впадина это или холм.
бергштрихи – указатели направления понижения склонов.
Кроме того, горизонтали подписывают таким образом, что основание цифр всегда направлено в сторону понижения высот.
Правила чтения горизонталей:
Внимательно изучи участок плана своей местности и определи по расположению горизонталей (изогипс) особенности рельефа, встречающиеся в вашей местности.
Что значит то или иное расположение горизонталей (изогипс):
Горизонтали сливаются или тесно смыкаются | Резкий перепад высоты, обрыв |
Горизонтали расположены часто | Kрутой уклон земной поверхности |
Горизонтали расположены редко | Пологий уклон |
Горизонтали очень далеко отстоят друг от друга | Почти ровная местность |
Отсутствие горизонталей | Совершенно ровная местность |
Физминутка. Прежде, чем перейти к работе с планами надо вспомнить основные и промежуточные стороны горизонта:
- Окна кабинета выходят на юг. Встаньте лицом к югу.
- А теперь повернитесь на север.
- Через правое плечо – на восток. Азимут ?
- На запад. Азимут?
- На северо-запад? Азимут?
4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. Индивидуальные задания по плану
2. Работа с классом. Задание : дать характеристику формы рельефа.
Вопросы:
- Какая форма рельефа изображена? Холм или впадина?
- Какова абсолютная высота холма?
- Через сколько метров проведены горизонтали?
- Какой склон крутой, а какой более пологий?
- На какой высоте и на какой стороне холма расположены объекты?
3. Проверка индивидуальных заданий.
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
6. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Нарисовать холм. Работа в парах.
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
КАРТОЧКА 1
Из посёлка Михалино к мельнице выехал велосипедист. Туда или обратно ему будет легче ехать? Почему?
Верно ли утверждение, что от родника не видно озера?
КАРТОЧКА 2
Зимой группа школьников решила покататься на санках. В какой точке – А, Б или В вы бы порекомендовали им кататься? Почему?
КАРТОЧКА 3
На какой высоте расположены объекты:
А) школа в селе Михалино;
Б) железнодорожная станция;
В) колодец у села Добрынино
Какая часть посёлка Михалино выше: северная, центральная или южная?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ВАРИАНТ 1
Нарисовать холм. Абсолютная высота 65 метров. Горизонтали провести через 10 метров. Северный склон холма крутой. На южном склоне на высоте 40 метров растёт дуб, а на западном склоне на высоте 20 метров находится колодец.
ВАРИАНТ 2
Нарисовать холм. Абсолютная высота 55 метров. Горизонтали провести через 10 метров. Западный склон холма крутой. На южном склоне на высоте 30 метров растёт ель, а на восточном склоне на высоте 10 метров находится мельница.
ВАРИАНТ 1
Нарисовать холм. Абсолютная высота 65 метров. Горизонтали провести через 10 метров. Северный склон холма крутой. На южном склоне на высоте 40 метров растёт дуб, а на западном склоне на высоте 20 метров находится колодец.
ВАРИАНТ 2
Нарисовать холм. Абсолютная высота 55 метров. Горизонтали провести через 10 метров. Западный склон холма крутой. На южном склоне на высоте 30 метров растёт ель, а на восточном склоне на высоте 10 метров находится мельница.
ВАРИАНТ 1
Нарисовать холм. Абсолютная высота 65 метров. Горизонтали провести через 10 метров. Северный склон холма крутой. На южном склоне на высоте 40 метров растёт дуб, а на западном склоне на высоте 20 метров находится колодец.
ВАРИАНТ 2
Нарисовать холм. Абсолютная высота 55 метров. Горизонтали провести через 10 метров. Западный склон холма крутой. На южном склоне на высоте 30 метров растёт ель, а на восточном склоне на высоте 10 метров находится мельница.