Изобразительно-выразительные средства
Троп– оборот речи, построенный на употреблении слов или выражений в переносном значении.
Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного жизненного образа. Аллегория применяется в баснях и сказках: лиса – аллегория хитрости.
Гипербола – преувеличение: «...редкая птица долетит до середины Днепра...» (Н.В.Гоголь)
Ирония – тонкая скрытая насмешка. Ирония может быть добродушной, грустной, злой, гневной, едкой и т. д.
Литота – преуменьшение: мальчик с пальчик, избушка на курьих ножках.
Метафора – основана на переносном значении слов:
Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой.
(А.С.Пушкин)
Метонимия – перенос значения на основе смежности: «Скушай еще тарелочку!»; «Весь город вышел на субботник»; «Читал Пушкина»
Олицетворение – неодушевленные предметы наделяются человеческими способностями и свойствами: «...и резвая задумается радость...» (А.С.Пушкин)
Сарказм – злая и язвительная насмешка.
Синекдоха – обозначение целого через его часть, употребление единственного числа вместо множественного: «рабочих рук не хватает»; «...слышно было до рассвета, как ликовал француз...» (М.Ю.Лермонтов)
Сравнение – сопоставление предмета или понятия с другим явлением: «Он был похож на вечер ясный...» (М.Ю.Лермонтов)
Перифраз – замена слова описательным выражением, указывающим на его существенные признаки:
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...
(А.С.Пушкин «Деревня»)
Эпитет – образное определение, характеризующее свойство, качество предмета, явления:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана.
(М.Ю.Лермонтов)
Стилистические фигуры – особые синтаксические конструкции, необходимые для создания определенной художественной выразительности.
Анафора – повторение слова (слов) в начале предложений, стихотворных строк:
Черноглазую девицу,
Черноглазого коня!..
(М.Ю.Лермонтов)
Эпифора - повторение слова (слов) в конце предложений, стихотворных строк.
Антитеза – противопоставление, контраст:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой...
(А.С.Пушкин)
Принес – и ослабел, и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
(А.С.Пушкин)
Инверсия – нарушение прямого порядка слов, придающее фразе особую выразительность:
И девы песнь едва слышна,
Долины в тишине глубокой...
(А.С.Пушкин)
Оксюморон – сочетание резко контрастных, внутренне противоречивых слов: звонкая тишина, сладкая боль.
Риторическое обращение – обращение к неодушевленному предмету:
Погружай меня в сон, колокольчика звон!
(Я.Полонский)
Риторическое восклицание – восклицательное предложение, выражающее различные чувства: «О, какая ночь! Чудная ночь!» (А.П.Чехов)
Риторический вопрос – вопросительное по форме предложение, заключающее в себе не вопрос, а сообщение: «И какой же русский не любит быстрой езды?»
Параллелизм (синтаксический параллелизм) – сходное построение предложений, фраз, стихотворных строк или строф:
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит.
(Я.Полонский)
Повторение – повторение слова, выражения, стихотворной строки с целью привлечь к ним особое внимание.
Умолчание – прерванное высказывание, дающее возможность читателю догадываться, размышлять о недосказанном:
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж... Да что? Моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
(М.Ю.Лермонтов)
Эллипсис – пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого: «Казбич вздрогнул, переменился в лице – и к окну...»(М.Ю.Лермонтов)
Бессоюзие – пропуск между словами и предложениями соединительных союзов, что придает речи стремительность:
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет...
(А.С.Пушкин)
Многосоюзие – повторение одних и тех же союзов.
Парцелляция – намеренное разбиение предложения на две или три части.
У Елены беда тут стряслась. Большая.
Фонетические средства выразительности:
Благозвучие – красота и естественность звучания.
Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков.
Ассонанс – повторение однородных гласных звуков.
Звукопись – использование звукового состава слова для усиления выразительности поэтической речи.