СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изобразительно-выразительные средства языка. Памятка для анализа текста при подготовке к ЕГЭ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник: https://vk.com>sto_ballnik

Просмотр содержимого документа
«Изобразительно-выразительные средства языка. Памятка для анализа текста при подготовке к ЕГЭ.»

Изобразительно-выразительные средства языка  (памятка для анализа текста при подготовке к ЕГЭ в 11 классе)  Учитель русского языка и литературы МКОУ «Сосновская СОШ» Масалова И.С .

Изобразительно-выразительные средства языка (памятка для анализа текста при подготовке к ЕГЭ в 11 классе)

Учитель русского языка и литературы МКОУ «Сосновская СОШ» Масалова И.С .

Содержание 1 часть: Тропы (троп – употребление слова в переносном значении). 2 часть: Фигуры речи (обобщённое название стилистических приёмов). 3 часть: План лингвистического анализа. 4 часть : Несколько советов при определении стилей и типов речи.

Содержание

  • 1 часть: Тропы (троп – употребление слова в переносном значении).
  • 2 часть: Фигуры речи (обобщённое название стилистических приёмов).
  • 3 часть: План лингвистического анализа.
  • 4 часть : Несколько советов при определении стилей и типов речи.
Аллегория – иносказание. В баснях или сказках глупость, упрямство, трусость людей показаны через образы животных . Такие образы носят общеязыковый характер. Вспомните, например, басню И.А.Крылова « Ворона и Лисица». Кто из них воплощает человеческую глупость, а кто хитрость?

Аллегория – иносказание.

  • В баснях или сказках глупость, упрямство, трусость людей показаны через образы животных . Такие образы носят общеязыковый характер.
  • Вспомните, например, басню И.А.Крылова « Ворона и Лисица». Кто из них воплощает человеческую глупость, а кто хитрость?
Антомасия – употребление собственного имени в значении нарицательного. 1) Мы все глядим в Наполеоны… (А.С.Пушкин) 2) Явление «хлестаковщины» до сих пор сохраняется в нашем обществе. 3) Да кто из нас не «обломов»!.

Антомасия – употребление собственного имени в значении нарицательного.

  • 1) Мы все глядим в Наполеоны… (А.С.Пушкин)
  • 2) Явление «хлестаковщины» до сих пор сохраняется в нашем обществе.
  • 3) Да кто из нас не «обломов»!.
Гипербола – приём, основанный на преувеличениях. 1) Глаза громадные, как прожекторы . 2) В бамбуковой заросли мяукал кот, заблудившийся в этих необъятных джунглях.

Гипербола – приём, основанный на преувеличениях.

  • 1) Глаза громадные, как прожекторы .
  • 2) В бамбуковой заросли мяукал кот, заблудившийся в этих необъятных джунглях.
Гротеск – предельное преувеличение 1) Этот градоначальник был с фаршированной головой. ( Из « Истории одного города Салтыкова-Щедрина.)

Гротеск – предельное преувеличение

  • 1) Этот градоначальник был с фаршированной головой. ( Из « Истории одного города Салтыкова-Щедрина.)
Ирония – насмешка, осмеяние , содержащее оценку. 1)Откуда, умная , бредёшь ты, голова? 2) Ноздрёв был в некотором отношении исторический человек.

Ирония – насмешка, осмеяние , содержащее оценку.

  • 1)Откуда, умная , бредёшь ты, голова?
  • 2) Ноздрёв был в некотором отношении
  • исторический человек.
Литота – средство, основанное на преуменьшении, противоположное гиперболе. 1) Талии у девиц были никак не толще бутылочной шейки. 2) Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить.

Литота – средство, основанное на преуменьшении, противоположное гиперболе.

  • 1) Талии у девиц были никак не толще бутылочной шейки.
  • 2) Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить.
Метафора – скрытое сравнение. 1) Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда. 2) Звёзды пересыпались белыми зёрнами . 3) Покатились глаза собачьи золотыми  звёздами в снег.

Метафора – скрытое сравнение.

  • 1) Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда.
  • 2) Звёзды пересыпались белыми зёрнами .
  • 3) Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег.
Метонимия ( переименовывать) – сближение по смежности (её нельзя переделать в сравнение) 1) От этого происшествия ахала вся Московская улица . 2) « Я три тарелки съел ». 3) И вы, мундиры голубые , и ты, им преданный народ. 4) Эй, борода ! Как проехать к Плюшкину? 5) Вся деревня над ним смеялась.

Метонимия ( переименовывать) – сближение по смежности (её нельзя переделать в сравнение)

  • 1) От этого происшествия ахала вся Московская улица .
  • 2) « Я три тарелки съел ».
  • 3) И вы, мундиры голубые , и ты, им преданный народ.
  • 4) Эй, борода ! Как проехать к Плюшкину?
  • 5) Вся деревня над ним смеялась.
Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов, как живых 1) Плакаты кричали о Победе. 2) О чём ты воешь , ветер ночной? 3) Телеграф гудел свою скучную песню.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов, как живых

  • 1) Плакаты кричали о Победе.
  • 2) О чём ты воешь , ветер ночной?
  • 3) Телеграф гудел свою скучную песню.
Перифраза – средство, при котором предмет. Явление заменяется признаком 1) Это был царь зверей .( Лев) 2) Будем же заботиться о братьях наших меньших. 3) Унылая пора! Очей очарованье!

Перифраза – средство, при котором предмет. Явление заменяется признаком

  • 1) Это был царь зверей .( Лев)
  • 2) Будем же заботиться о братьях наших меньших.
  • 3) Унылая пора! Очей очарованье!
Синекдоха – обозначение целого через часть, замена родового понятия видовым 1) Все флаги в гости будут к нам. 2) Там стонет человек от рабства и цепей. 3)Швед, русский колет, рубит, режет…

Синекдоха – обозначение целого через часть, замена родового понятия видовым

  • 1) Все флаги в гости будут к нам.
  • 2) Там стонет человек от рабства и цепей.
  • 3)Швед, русский колет, рубит, режет…
Сравнение – сопоставление одного явления или понятия с другим 1) Лёд неокрепший на речке студёной словно  как тающий сахар лежит. 2) Они лежали как мёртвые . 3) Ракета, точно разбившись о небо , с треском рассыпалась.

Сравнение – сопоставление одного явления или понятия с другим

  • 1) Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.
  • 2) Они лежали как мёртвые .
  • 3) Ракета, точно разбившись о небо , с треском рассыпалась.
Эпитет – образное определение 1) И мы в твоих стихах, поэт, не разгадали младенческой печали. 2) Наступил синий, тягучий рассвет. 3) На нас, дымясь, спускалось разъярённое небо.

Эпитет – образное определение

  • 1) И мы в твоих стихах, поэт, не разгадали младенческой печали.
  • 2) Наступил синий, тягучий рассвет.
  • 3) На нас, дымясь, спускалось разъярённое небо.
Стилистические фигуры речи Это обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.

Стилистические фигуры речи

Это обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.

Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале стихотворных строк; единоначатие Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…  (А.Пушкин) За дремали звёзды золотые, За дрожало зеркало затона…  ( С.Есенин)

Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале стихотворных строк; единоначатие

  • Люблю тебя, Петра творенье,
  • Люблю твой строгий, стройный вид…
  • (А.Пушкин)
  • За дремали звёзды золотые,
  • За дрожало зеркало затона…
  • ( С.Есенин)
Антитеза – приём контраста, противопоставления явлений и понятий, подбор анонимов Ты и убогая , Ты и обильная , Ты и могучая , Ты и бессильная , Матушка Русь! ( Н. А.Некрасов) Я вижу печальные очи, я слышу весёлую речь.

Антитеза – приём контраста, противопоставления явлений и понятий, подбор анонимов

  • Ты и убогая ,
  • Ты и обильная ,
  • Ты и могучая ,
  • Ты и бессильная ,
  • Матушка Русь! ( Н. А.Некрасов)
  • Я вижу печальные очи, я слышу весёлую речь.
Градация – постепенность действий, событий и т.д. по возрастающей или убывающей значимости Не жалею, не зову, не плачу , Всё пройдет, как с белых яблонь дым…  ( С.А.Есенин) Час, и другой, и третий продолжалась переправа. ( А.К.Толстой)

Градация – постепенность действий, событий и т.д. по возрастающей или убывающей значимости

  • Не жалею, не зову, не плачу ,
  • Всё пройдет, как с белых яблонь дым…
  • ( С.А.Есенин)
  • Час, и другой, и третий продолжалась переправа. ( А.К.Толстой)
Именительный представления – субъект синтаксически подчёркнут в зачине, он центр сообщения  Москва ! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось…  (А.С.Пушкин) Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать . Отечеством мы зовём свою страну потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши…  / По К. Ушинскому/

Именительный представления – субъект синтаксически подчёркнут в зачине, он центр сообщения

  • Москва ! Как много в этом звуке
  • Для сердца русского слилось…
  • (А.С.Пушкин)
  • Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать . Отечеством мы зовём свою страну потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши…
  • / По К. Ушинскому/
Инверсия – перестановка, иной порядок в предложении, чем это установлено грамматикой Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням… ( А.С.Пушкин) Роняет лес багряный свой убор, Сребрит морооз увянувшее поле…  ( А.С.Пушкин)

Инверсия – перестановка, иной порядок в предложении, чем это установлено грамматикой

  • Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням… ( А.С.Пушкин)
  • Роняет лес багряный свой убор,
  • Сребрит морооз увянувшее поле…
  • ( А.С.Пушкин)
Лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова Как пошли наши ребята В красной гвардии  служить – В красной гвардии служить - Буйну голову сложить! ( А. Блок)

Лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова

  • Как пошли наши ребята
  • В красной гвардии служить –
  • В красной гвардии служить -
  • Буйну голову сложить! ( А. Блок)
Синтаксический параллелизм –построение предложений по одной схеме Мне казалось , что деревья и молодая трава спали. Казалось , что даже колокола звонили не так громко и весело. Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской…  ( М. Ю. Лермонтов)

Синтаксический параллелизм –построение предложений по одной схеме

  • Мне казалось , что деревья и молодая трава спали. Казалось , что даже колокола звонили не так громко и весело.
  • Гляжу на будущность с боязнью,
  • Гляжу на прошлое с тоской…
  • ( М. Ю. Лермонтов)
Умолчание – фигура, предоставляющая читателю догадку, о чём идёт речь  Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судьбой, сказать по правде, Очень никто не озабочен.  ( М.Ю.Лермонтов)

Умолчание – фигура, предоставляющая читателю догадку, о чём идёт речь

  • Поедешь скоро ты домой:
  • Смотри ж… Да что?
  • Моей судьбой, сказать по правде,
  • Очень никто не озабочен.
  • ( М.Ю.Лермонтов)
Оксюморон –сочетание не сочетающихся по смыслу слов «Мёртвые души». В глазах мелькнуло выражение весёленького сумасшествия. Честный вор, бесчувственная эмоциональность, больное счастье, хилый силач, богатый нищий и т.д.

Оксюморон –сочетание не сочетающихся по смыслу слов

  • «Мёртвые души».
  • В глазах мелькнуло выражение весёленького сумасшествия.
  • Честный вор, бесчувственная эмоциональность, больное счастье, хилый силач, богатый нищий и т.д.
Риторический вопрос, восклицание, обращение А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов!…  ( М.Лермонтов) Что такое красота? Одинаково ли мы воспринимаем красивое? Можно ли оценить красоту? Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам…Идеалы и мода у каждой эпохи свои.

Риторический вопрос, восклицание, обращение

  • А вы, надменные потомки
  • Известной подлостью прославленных отцов!…
  • ( М.Лермонтов)
  • Что такое красота? Одинаково ли мы воспринимаем красивое? Можно ли оценить красоту? Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам…Идеалы и мода у каждой эпохи свои.
Эллипсис – намеренный пропуск во фразе какого - либо слова, вид умолчания Мы сёлы - в пепел, Грады – в прах, В мечи – серпы и плуги.  ( В. Жуковский) Только ты люби меня. А уж я тебя буду – до последней волосиночки.  ( А. Иванов)

Эллипсис – намеренный пропуск во фразе какого - либо слова, вид умолчания

  • Мы сёлы - в пепел,
  • Грады – в прах,
  • В мечи – серпы и плуги.
  • ( В. Жуковский)
  • Только ты люби меня. А уж я тебя буду –
  • до последней волосиночки.
  • ( А. Иванов)
Цитация ( цитирование) « Ахматова была самой поэзией, высшим и  чистейшим её воплощением »,- писал Никита Струве. По словам Никиты Струве, Анна Андреевна Ахматова « была самой поэзией, высшим  и чистейшим её воплощением ».

Цитация ( цитирование)

  • « Ахматова была самой поэзией, высшим и чистейшим её воплощением »,- писал Никита Струве.
  • По словам Никиты Струве, Анна Андреевна Ахматова « была самой поэзией, высшим и чистейшим её воплощением ».
Аллитерация – приём повторения согласных звуков Ш и п е н ье п е н истых бокалов И п у нш а пламе н ь голубой.  ( А.С.Пушкин)

Аллитерация – приём повторения согласных звуков

  • Ш и п е н ье п е н истых бокалов
  • И п у нш а пламе н ь голубой.
  • ( А.С.Пушкин)
Ассонанс – приём повторения гласных звуков Скучна мне о ттепель: В о нь, грязь, весн о й я б о лен…  ( А.С.Пушкин)

Ассонанс – приём повторения гласных звуков

  • Скучна мне о ттепель:
  • В о нь, грязь, весн о й я б о лен…
  • ( А.С.Пушкин)
План лингвистического анализа I. Тема. II. Идея. III. Форма: 1. Стиль текста; 2. Тип текста; 3. Композиция 4. Лексические средства выразительности; 5. Стилистические фигуры речи; 6. Синтаксический строй ( способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.)

План лингвистического анализа

  • I. Тема.
  • II. Идея.
  • III. Форма:
  • 1. Стиль текста;
  • 2. Тип текста;
  • 3. Композиция
  • 4. Лексические средства выразительности;
  • 5. Стилистические фигуры речи;
  • 6. Синтаксический строй ( способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.)
Несколько советов при определении стилей речи В научных стилях авторская мысль передаётся ясно, точно, логично, без эмоций. Публицистический стиль, напротив, эмоциональный, т. к. автору важно передать информацию и эмоционально воздействовать на читателя. В текстах художественного стиля для понимания авторской мысли важен подтекст, глубинный смысл высказывания.

Несколько советов при определении стилей речи

  • В научных стилях авторская мысль передаётся ясно, точно, логично, без эмоций.
  • Публицистический стиль, напротив, эмоциональный, т. к. автору важно передать информацию и эмоционально воздействовать на читателя.
  • В текстах художественного стиля для понимания авторской мысли важен подтекст, глубинный смысл высказывания.
Несколько советов при определении типов речи В описательных текстах информация раскрывается через описание значимых частей предмета и его свойств. Вы должны увидеть все составляющие описание. В повествовательных необходимо проанализировать последовательность событий, поступков героев, сформулировать идею автора.

Несколько советов при определении типов речи

  • В описательных текстах информация раскрывается через описание значимых частей предмета и его свойств. Вы должны увидеть все составляющие описание.
  • В повествовательных необходимо проанализировать последовательность событий, поступков героев, сформулировать идею автора.
Текст чаще всего бывает комбинированный, а не однородный В рассуждении пишущий обсуждает ту или иную проблему, выдвигает свои утверждения ( тезисы), аргументирует их, делает выводы. Вывод напоминает тезис, часто расширяя его. Учтите, такие тексты строятся авторами свободно. Найдите авторский тезис, аргументацию, вывод, оцените авторскую точку зрения и постройте своё аргументированное суждение.

Текст чаще всего бывает комбинированный, а не однородный

  • В рассуждении пишущий обсуждает ту или иную проблему, выдвигает свои утверждения
  • ( тезисы), аргументирует их, делает выводы. Вывод напоминает тезис, часто расширяя его.
  • Учтите, такие тексты строятся авторами свободно.
  • Найдите авторский тезис, аргументацию, вывод, оцените авторскую точку зрения и постройте своё аргументированное суждение.