Изобразительно-выразительные средства языка (памятка для анализа текста при подготовке к ЕГЭ в 11 классе)
Учитель русского языка и литературы МКОУ «Сосновская СОШ» Масалова И.С .
Содержание
- 1 часть: Тропы (троп – употребление слова в переносном значении).
- 2 часть: Фигуры речи (обобщённое название стилистических приёмов).
- 3 часть: План лингвистического анализа.
- 4 часть : Несколько советов при определении стилей и типов речи.
Аллегория – иносказание.
- В баснях или сказках глупость, упрямство, трусость людей показаны через образы животных . Такие образы носят общеязыковый характер.
- Вспомните, например, басню И.А.Крылова « Ворона и Лисица». Кто из них воплощает человеческую глупость, а кто хитрость?
Антомасия – употребление собственного имени в значении нарицательного.
- 1) Мы все глядим в Наполеоны… (А.С.Пушкин)
- 2) Явление «хлестаковщины» до сих пор сохраняется в нашем обществе.
- 3) Да кто из нас не «обломов»!.
Гипербола – приём, основанный на преувеличениях.
- 1) Глаза громадные, как прожекторы .
- 2) В бамбуковой заросли мяукал кот, заблудившийся в этих необъятных джунглях.
Гротеск – предельное преувеличение
- 1) Этот градоначальник был с фаршированной головой. ( Из « Истории одного города Салтыкова-Щедрина.)
Ирония – насмешка, осмеяние , содержащее оценку.
- 1)Откуда, умная , бредёшь ты, голова?
- 2) Ноздрёв был в некотором отношении
- исторический человек.
Литота – средство, основанное на преуменьшении, противоположное гиперболе.
- 1) Талии у девиц были никак не толще бутылочной шейки.
- 2) Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить.
Метафора – скрытое сравнение.
- 1) Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда.
- 2) Звёзды пересыпались белыми зёрнами .
- 3) Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег.
Метонимия ( переименовывать) – сближение по смежности (её нельзя переделать в сравнение)
- 1) От этого происшествия ахала вся Московская улица .
- 2) « Я три тарелки съел ».
- 3) И вы, мундиры голубые , и ты, им преданный народ.
- 4) Эй, борода ! Как проехать к Плюшкину?
- 5) Вся деревня над ним смеялась.
Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов, как живых
- 1) Плакаты кричали о Победе.
- 2) О чём ты воешь , ветер ночной?
- 3) Телеграф гудел свою скучную песню.
Перифраза – средство, при котором предмет. Явление заменяется признаком
- 1) Это был царь зверей .( Лев)
- 2) Будем же заботиться о братьях наших меньших.
- 3) Унылая пора! Очей очарованье!
Синекдоха – обозначение целого через часть, замена родового понятия видовым
- 1) Все флаги в гости будут к нам.
- 2) Там стонет человек от рабства и цепей.
- 3)Швед, русский колет, рубит, режет…
Сравнение – сопоставление одного явления или понятия с другим
- 1) Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.
- 2) Они лежали как мёртвые .
- 3) Ракета, точно разбившись о небо , с треском рассыпалась.
Эпитет – образное определение
- 1) И мы в твоих стихах, поэт, не разгадали младенческой печали.
- 2) Наступил синий, тягучий рассвет.
- 3) На нас, дымясь, спускалось разъярённое небо.
Стилистические фигуры речи
Это обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.
Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале стихотворных строк; единоначатие
- Люблю тебя, Петра творенье,
- Люблю твой строгий, стройный вид…
- (А.Пушкин)
- За дремали звёзды золотые,
- За дрожало зеркало затона…
- ( С.Есенин)
Антитеза – приём контраста, противопоставления явлений и понятий, подбор анонимов
- Ты и убогая ,
- Ты и обильная ,
- Ты и могучая ,
- Ты и бессильная ,
- Матушка Русь! ( Н. А.Некрасов)
- Я вижу печальные очи, я слышу весёлую речь.
Градация – постепенность действий, событий и т.д. по возрастающей или убывающей значимости
- Не жалею, не зову, не плачу ,
- Всё пройдет, как с белых яблонь дым…
- ( С.А.Есенин)
- Час, и другой, и третий продолжалась переправа. ( А.К.Толстой)
Именительный представления – субъект синтаксически подчёркнут в зачине, он центр сообщения
- Москва ! Как много в этом звуке
- Для сердца русского слилось…
- (А.С.Пушкин)
- Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать . Отечеством мы зовём свою страну потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши…
- / По К. Ушинскому/
Инверсия – перестановка, иной порядок в предложении, чем это установлено грамматикой
- Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням… ( А.С.Пушкин)
- Роняет лес багряный свой убор,
- Сребрит морооз увянувшее поле…
- ( А.С.Пушкин)
Лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова
- Как пошли наши ребята
- В красной гвардии служить –
- В красной гвардии служить -
- Буйну голову сложить! ( А. Блок)
Синтаксический параллелизм –построение предложений по одной схеме
- Мне казалось , что деревья и молодая трава спали. Казалось , что даже колокола звонили не так громко и весело.
- Гляжу на будущность с боязнью,
- Гляжу на прошлое с тоской…
- ( М. Ю. Лермонтов)
Умолчание – фигура, предоставляющая читателю догадку, о чём идёт речь
- Поедешь скоро ты домой:
- Смотри ж… Да что?
- Моей судьбой, сказать по правде,
- Очень никто не озабочен.
- ( М.Ю.Лермонтов)
Оксюморон –сочетание не сочетающихся по смыслу слов
- «Мёртвые души».
- В глазах мелькнуло выражение весёленького сумасшествия.
- Честный вор, бесчувственная эмоциональность, больное счастье, хилый силач, богатый нищий и т.д.
Риторический вопрос, восклицание, обращение
- А вы, надменные потомки
- Известной подлостью прославленных отцов!…
- ( М.Лермонтов)
- Что такое красота? Одинаково ли мы воспринимаем красивое? Можно ли оценить красоту? Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам…Идеалы и мода у каждой эпохи свои.
Эллипсис – намеренный пропуск во фразе какого - либо слова, вид умолчания
- Мы сёлы - в пепел,
- Грады – в прах,
- В мечи – серпы и плуги.
- ( В. Жуковский)
- Только ты люби меня. А уж я тебя буду –
- до последней волосиночки.
- ( А. Иванов)
Цитация ( цитирование)
- « Ахматова была самой поэзией, высшим и чистейшим её воплощением »,- писал Никита Струве.
- По словам Никиты Струве, Анна Андреевна Ахматова « была самой поэзией, высшим и чистейшим её воплощением ».
Аллитерация – приём повторения согласных звуков
- Ш и п е н ье п е н истых бокалов
- И п у нш а пламе н ь голубой.
- ( А.С.Пушкин)
Ассонанс – приём повторения гласных звуков
- Скучна мне о ттепель:
- В о нь, грязь, весн о й я б о лен…
- ( А.С.Пушкин)
План лингвистического анализа
- I. Тема.
- II. Идея.
- III. Форма:
- 1. Стиль текста;
- 2. Тип текста;
- 3. Композиция
- 4. Лексические средства выразительности;
- 5. Стилистические фигуры речи;
- 6. Синтаксический строй ( способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.)
Несколько советов при определении стилей речи
- В научных стилях авторская мысль передаётся ясно, точно, логично, без эмоций.
- Публицистический стиль, напротив, эмоциональный, т. к. автору важно передать информацию и эмоционально воздействовать на читателя.
- В текстах художественного стиля для понимания авторской мысли важен подтекст, глубинный смысл высказывания.
Несколько советов при определении типов речи
- В описательных текстах информация раскрывается через описание значимых частей предмета и его свойств. Вы должны увидеть все составляющие описание.
- В повествовательных необходимо проанализировать последовательность событий, поступков героев, сформулировать идею автора.
Текст чаще всего бывает комбинированный, а не однородный
- В рассуждении пишущий обсуждает ту или иную проблему, выдвигает свои утверждения
- ( тезисы), аргументирует их, делает выводы. Вывод напоминает тезис, часто расширяя его.
- Учтите, такие тексты строятся авторами свободно.
- Найдите авторский тезис, аргументацию, вывод, оцените авторскую точку зрения и постройте своё аргументированное суждение.