Историко-церковное краеведение на уроках и во внеурочное время
Вопросы православной культуры как части истории нашей страны на сегодняшний день рассматриваются в рамках предметных областей «Основы религиозный культур и светской этики» в начальной школе и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - в основной.
Анализ наиболее популярных программ по этому модулю в Оренбургской области позволяет сделать вывод, что умелое использование историко-церковного краеведения способствует повышению эффективности занятий при изучении следующих тем:
по программе Л.Л.Шевченко:
Тема 18. Православный храм;
Тема 19. Православные Таинства;
Тема 29. Подвиг веры;
Тема 23. Святая Русь;
Творческий проект «Диалог культур и поколений»;
по программе А.В.Кураева, диакона:
Образы храмов малой родины знакомы обучающимся, способны поддержать интерес к темам курса. Их можно использовать для составления видеоряда при формулировании темы урока, постановки цели, задач урока. Опора на знания о святынях родного края создаст дополнительную основу для мотивации обучающихся, понимания изучаемых вопросов, укрепит связь теории и жизни.
При рассмотрении подвига следует обратить внимание обучающихся на то, что подвиг является не только военным подвигом. При рассмотрении ратного подвига, подвига на полях сражений школьники знакомятся с иерархией вечных ценностей, одной из важнейших среди них является любовь к Отечеству. Защита Отечества требует от человека двух важных качеств – любви и ответственности в служении. Но помимо ратного подвига существует подвиг духовный, который являет в словах и красках силу духа, добродетель мужества, верности Отечеству. Ребята знакомятся подвигом благоверных князей Александра Невского, Бориса и Глеба, Димитрия Донского, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Патриарха Ермогена.
История христианской культуры рассказывает о том, что Россия была страной православной. В начале ХХ века в России произошла революция – и стали менять привычную, складывающуюся тысячу лет жизнь православных людей. Но разрушение православных традиций жизни было очень болезненным. Л.Л.Шевченко сравнивает православную веру с развесистым дубом, мощные корни которого вросли глубоко-глубоко в землю, в ветвях которого много птиц свили гнезда и из года в год выводят своих птенцов, радуют слух людей своим пением. Для того, чтобы сломать такое дерево, следовало бы раскопать всю землю вокруг, выломать его корни, разогнать птиц. И когда стали рушить мощное дерево христианской веры, христиане встали на ее защиту. Так были явлены подвиги новомучеников, в т.ч. и святых Оренбургской земли. Обзорно следует коснуться их имен, подчеркнув главное – нравственный урок для потомков: духовная победа над неверием и злом через служение Богу и людям. Раскрытие темы углубляется на основе введения иллюстративного материала – разрушенных христианских святынь – храмов.
Подчеркиваем – созидание православной культуры (до революции), ее разрушение (ХХ век) – возрождение (конец ХХ – начало XXI вв).
Рассматривая тему «Святая Русь», на уроках можно коснуться того, что и в нашем крае явлены святые, показав их иконы (святые священномученники Константин Сухов, Макарий Квиткин, Иаков Маскаев).
Что же мы понимаем под Святой Русью? Святая Русь, по меткому выражению Святейшего Патриарха Кирилла, «есть метареальность, … неумирающий духовно-нравственный идеал нашего народа, и выражением этого идеала, его доминантой является святость».
Залог вечного бытия Святой Руси (и в этом коренное отличие Руси от Западной Европы) есть особое отношение русского народа к Христу. Святая Русь, по мнению Ф.М. Достоевского, — хранительница (носительница) Православия потому, что в ней осталось вера и любовь к Богочеловеку Христу, к воплотившемуся Сыну Божию, к Его образу.
На уроке по теме «Святая Русь» важно показать обучающимся, что святые – не просто хорошие люди. Это люди, которые любили Бога больше всего в жизни. Бог даровал святым людям Свою благодать так обильно, что она согревала и привлекала к ним, что их окружало: и людей, и животных, и растения. Данную Богом благодать, они несли всему миру. Бог украшал человека добрыми качествами – добродетелями. Благодать Божия преображала человека, чтобы он мог вновь вернуться в рай для жизни с Богом.
Для спасения людей Христос создал Церковь (подробно тема о создании Церкви Христовой не раскрывается). Чтобы помочь людям не сбиваться с верной дороги к счастью, Бог освещал их путь яркими звездами и путеводными маяками – жизнью святых.
Святые составляют в едином Боге единую золотую цепь святости. И никогда не будет разорвана эта золотая цепь! Что же сделало ее такой прочной? Это чудесный сплав: христианская вера, добрые дела и жертвенная любовь.
Изучая темы «Монастырь» и «Христианская семья», можно остановиться на примерах из православного краеведения, приведя примеры добродетельной жизни наших земляков, уже канонизированных или пока еще не причисленных к лику святых, подчеркнув их нравственный подвиг жития. На уроках по теме «Монастырь» могут быть рассмотрены схимонах Максим (Пилипцов), игумен Зосима (Карцев), на уроках по теме «Христианская семья» - священномученики Константин Сухов, Макарий Квиткин. Кроме этого, важно выделить основные традиции устроения монастыря. До революции в Оренбургской епархии действовало 14 монастырей, некоторые из которых сегодня возрождаются.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является логическим продолжением предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» и в её рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации. Таким образом, в целях обеспечения преемственности с предметной областью «Основы религиозных культур и светской этики», изучаемой в 4-м классе начальной школы, изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе целесообразно начинать с 5-го класса. Логическим продолжением модуля «Основы православной культуры» является курс «Православная культура» по одной из наиболее распространенных программ в Оренбургской области – программы Л.Л.Шевченко. Материал по историко-церковному краеведению логически являются иллюстрацией событий, традиций в России. Изучение историко-церковного краеведения в рамках этой предметной области позволяет сделать более живым и значимым изучаемый материал.
История жизни святых и исповедников, история храмов, монастырей может быть стать объектом изучения в отдельный учебный год в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Подчеркнем, что если ребенка не начали обучать музыке в детстве, то к восьмилетнему возрасту сензитивный период развития музыкальных способностей заканчивается. То же происходит с развитием нравственного чувства. Нравственные чувства формируются в раннем детстве и определяют всю систему ценностных отношений ребенка к Богу, к окружающему миру, к людям, к самому себе. Важно в школьном возрасте познакомить обучающихся с жизнью и подвигами святых, в том числе живших, трудившихся, прославившихся в родном крае, познакомить обучающихся со святынями малой родины.
Кроме этого, изучение историко-церковного краеведения возможно в рамках внеурочной деятельности.
В методических рекомендациях Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России (письмо от 18.08.2017 № 09-1672) уточнено понятие «внеурочная деятельность», обозначены векторы для ее организации.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы.
Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации.
Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.
Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности – неотъемлемого элемента основной образовательной программы. Рабочие программы могут быть построены по модульному принципу.
При реализации рабочих программ внеурочной деятельности рекомендуется использовать формы, носящие исследовательский, творческий характер.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся; сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии и пр.
В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.
Результаты внеурочной деятельности являются частью результатов освоения основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.
Внеурочную деятельность осуществляют педагогические работники общеобразовательных организаций, соответствующие общим требованиям, предъявляемым к данной категории работников.
Данные положения открывают достаточно большие перспективы изучения историко-церковного краеведения.
Первое. При организации внеурочной деятельности могут быть организованы кружки по историко-церковному краеведению.
Второе. При организации всякой воспитательно-образовательной системы важное значение имеет календарь памятных дат. Никакая памятная дата не будет иметь большое значения, если она не связана с миром высших целей человеческого существования, с миром идеалов. Памятная дата в воспитательном контексте должна иметь глубокое смысловое мировоззренческое содержание.
Ниже мы предлагаем таблицу с изложением дней памяти новомучеников и исповедников Оренбургской епархии.
Новомученик, исповедник в Оренбургской епархии | День памяти |
Священномученик Макарий Оренбургский (1882-1931) | 5 апреля |
Преподобномученик Серафим (Шелоков) (1877-1937) | 8 октября и день Собора новомучеников в Бутове пострадавших – в 4-ю субботу по Пасхе |
Священномученик Константин Сухов (1867-1918) | 22 октября |
Преподобный Аристоклий Афонский (1846-1918) | 6 сентября |
Священномученик Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский (1879-1937) | 29 июля |
Преподобномученик Гавриил Гур (1898-1937) | 19 ноября |
Священномученик Феодор Маляровский (1885-1937) | 4 сентября |
Мученик Александр Мюнхенский (1917-1943) | 13 июля |
Преподобномученик Палладий (Хроненко) (1867-1937) | 26 мая |
Епархиальный миссионер Дмитрий Несмеянов (1880-1931) | 5 апреля |
Схимонах Максим (Пилипцов) | 16 августа |
Митрополит Леонтий (Бондарь) | 24 января |
Преподобная Зосима Еннатская | 1 апреля |
В православной традиции важное значение имеет поминовение усопших. Память мучеников празднуется в дни их кончины.
В дни близкие ко дням памяти возможно проведение часов общения, литературных гостиных с рассмотрением нравственного подвига святых, исповедников Оренбуржья.
Внеурочные занятия могут быть приурочены к памятной дате, памятному дню, связанным с историей храма, монастыря.
Краткие сведения о некоторых храмах / монастырях
Оренбургской епархии
Храм / монастырь | День памяти святого / события, в честь которого возведен | Год основания / учреждения | Год освящения |
Успенский женский в г. Оренбурге | 28 августа Успение Пресвятой Богородицы | Учрежден в 1866 г. | |
Тихвинский женский монастырь, г.Булузук | 9 июля. День празднования Тихвинской иконы Божией Матери | Основан в 1860 г. | |
Спасо-Преображенский мужской монастырь, г.Булузук | 19 августа Преображение Господне | Основан в 1853 г. | |
Иверский женский монастырь, г.Орск | Дни празднования в честь Иверской иконы Божией Матери: 26 октября, 25 февраля, 10 апреля, 6 мая (второе обретение списка иконы 2012) | 16 апреля 2016 года | |
Димитриевский мужской монастырь | 8 ноября День памяти св. Димитрия Солунского | 21 октября 2016 года | |
Церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского | 8 ноября День памяти св. Димитрия Солунского | Закончено строительство в 1890 г. | 20 сентября 1890 г. |
Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы г.Оренбурга | 4 декабря Введение во храм Пресвятой Богородицы | Закончено строительство в 1758 г. | 1758 г. |
Никольский кафедральный собор | Дни памяти святителя Николая Чудотворца: 22 мая (перенесение мощей), 11 августа, 19 декабря | Заложен в 1883 г. | 4 мая 1886 г. |
Казанский собор в Оренбурге | Празднование памятных событий, связанных с Казанской иконой Божией Матери: 4 ноября, 21 июля | | |
Свято-Троицкая Симеонова обитель милосердия, п.Саракташ | Праздник Святой Троицы (передвижной, зависит от Пасхи). Дни памяти праведного Симеона Верхотурского: 25 мая (Второе обретение (перенесение) мощей), 25 сентября (Перенесение мощей) | Основана в 1990 г. | |
Храм Покрова Пресвятой Богородицы | 14 октября Покров Пресвятой Богородицы | | |
Оренбургская духовная семинария, домовый храм во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого | 12 февраля. Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого | Семинария основана в 1883 г. | |
Третье. В рамках внеурочной деятельности возможны экскурсионные маршруты по местам, связанным с памятью о святых, исповедников Оренбургской епархии (приложение 2).
Составление маршрутов по храмам Оренбуржья. Один из вариантов – экскурсионный маршрут по ул.Николаевской (ныне ул.Советской) г.Оренбурга (приложение 3).
Четвертое. Могут быть организованы акции, носящие имена святых Оренбуржья. Например, «Уроки святости» во имя священномученика Макария Оренбургского.
История храмов, монастырей, святынь Оренбуржья, жизнь и подвиг новомучеников может быть рассмотрен в рамках недели православной культуры в образовательной организации.
Кроме этого, возможны во внеурочное время лекции, беседы, диспуты, конференции, проблемно-поисковые семинары, литературно-музыкальные гостиные, музейные и архивные занятия, паломничества, выполнение исследовательских работ.
2.2. Изучение историко-церковного краеведения в системе дополнительного образования
Дополнительное образование имеет огромные возможности развития ребенка, раскрытия его потенциала, возможности духовно-нравственного воспитания. В дополнительном образовании возможна реализация разных программ историко-церковной направленности. Например, «Духовные истоки культуры Оренбуржья», «История православия в Оренбуржье», «Православное краеведение». Один из вариантов программы представлен в 2.1 данного пособия.
Кроме этого, знания историко-церковного краеведения могут быть интегрированы в другие программы, тем самым обогатив их.
Некоторые возможные пути изучения историко-церковного краеведения в дополнительном образовании
Примерные вопросы программы дополнительного образования | Вопросы историко-церковного краеведения |
История |
Жизнь и подвиги Александра Невского | Традиции строительства храма. Храм св. Александра Невского в г. Абдулино. В честь Александра Невского один из приделов Введенского храма г.Оренбурга |
Монголо-татарское иго | Преподобный Сергий Радонежский. Храмы Оренбуржья во имя преподобного. |
Воинский подвиг | Военное духовенство. Военные церкви. Походные церкви нашего края. |
Духовный подвиг | Жизнь и подвиг новомучеников и исповедников Оренбургской земли |
Герб | Жизнь и подвиг великомученика и победоносца Георгия |
Казачество | Казачьи храмы. Никольский кафедральный собор |
Другое | |
Литература |
Творчество С.Т. Аксакова | Храм во имя иконы Божией Матери, именуемой «Знамение» |
Творчество Г.Р.Державина | Церковь во имя иконы Божией Матери «Смоленская» |
Творчество В.Даля | Религиозность В.Даля. На месте памятника В.Далю и А.С.Пушкину стоял храм во имя свв. апостолов Петра и Павла |
Книга. Чтение | Православные книги. Евангелие. Церковные библиотеки. |
Другое | |
Краеведение |
История города, села | История храма изучаемого населенного пункта. Значение храма в жизни сельчан/горожан |
Традиции родного края | Традиция устройства храма. Традиция молитвы перед началом всякого дела, в т.ч. соборной молитвы в церкви. Традиция почитания святынь (крестные ходы с Табынской иконой Божией Матери) |
Традиции семьи | Родительское благословение. Посещение богослужений в храме. Встреча праздников церковного календаря в семье. |
Вопросы истории образования в Оренбуржье | История церковно-приходских школ в Оренбуржье. История Оренбургской духовной семинарии. Храмы при учебных заведениях |
Особенность нашего приграничного края | Храмы во имя Архистратига Божия Михаила: расположение, страницы истории |
Другое | |
Иное |
Православные праздники | История храмов, в названии которых фигурирует название православного праздника |
Вопросы дружбы, нравственности | Заповеди Христовы. Храмы Оренбуржья как центры духовно-нравственного просвещения |
Другое | |
Рассматривая вопросы краеведения в кружках (секциях, школах), можно коснуться вопросов духовной жизни оренбуржцев, их веры, святынь. Как целый блок / модуль в программах краеведческой направленности может быть рассмотрена история храмостроительсва, история отдельных храмов (например, первых, главных (кафедральных), приходских, домовых, военных).
На занятиях историко-церковного краеведения целесообразно использовать следующие формы, методы и приёмы обучения:
- работа с краеведческой и исторической литературой;
- посещение святых мест и паломнические поездки;
- экскурсии в музеи и исторические места родного города и края;
- создание мультимедийных презентаций, проектов, видеороликов;
- поисковая и исследовательская работа.
При знакомстве обучающихся с историко-церковным краеведением необходимо уделять внимание работе с семьей. Возможны различные формы:
- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО);
- информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- экскурсии, паломнические поездки.
Знания об историко-церковном краеведении обучающиеся получают из рассказа педагога или из учебного пособия, самостоятельно «переоткрывая» известные факты и явления окружающей жизни, проводя исследовательскую работу. Об особенностях организации исследовательской работы пойдет речь ниже.
2.3. Организация учебно-исследовательской деятельности по историко-церковному краеведению
Учебно-исследовательская работа – это особый жанр, предполагающий самостоятельное исследование обучающегося, которое должно приводить к получению нового знания.
Успешность учебно-исследовательской деятельности обучащегося зависит не только от его личной заинтересованности, но и от его организованности. Практика показывает, что планирование исследовательской деятельности обучащегося помогает равномерно распределить учебную и внеучебную нагрузку, последовательно и качественно добиться желаемого результата.
Организация работы обучащихся над исследованием предполагает последовательное прохождение следующих этапов.
Первый этап — подготовка к исследованию – заключается в предварительном выборе темы и составлении списка литературы по проблеме исследования; определении объекта и предмета исследования; выделении основных понятий темы и изучении литературы по теме исследования. Также на первом этапе уточняется тема, формулируются гипотеза, цели и задачи; выбираются методы исследования.
Второй этап — подготовка и проведение исследования и анализ результатов.
Третий этап предполагает оформление исследовательской работы: написание основной части работы, ее введения и заключения: определение композиции работы; выбор стиля и языка исследования; написание выводов; составление заключения; написание введения. На этом этапе составляются список литературы, список иллюстраций, приложение, оформляется титульный лист.
Четвертый этап — подготовка и защита работы, что предполагает сдачу работы руководителю для получения отзыва (рецензии) и подготовку текста к публичной защите.
Традиционно сложилась следующая композиционная структура исследовательских работ:
• титульный лист;
• аннотация;
• оглавление;
• введение;
• основная часть;
• заключение;
• библиографический список;
• приложения.
Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле по центру указывается полное название конференции (конкурса, на который отправляется исследовательская работа). В среднем поле дается заглавие работы, которое приводится без слова «тема» и в кавычки не заключается. Далее, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия и инициалы автора работы, класс (группа) и полное название учебного учреждения, а ниже — фамилии и инициалы руководителей, их должности, место работы. В нижнем поле указывается место выполнения работы и год ее написания.
Аннотация представляет собой краткое описание работы и должна содержать наиболее важные сведения об исследовании и включать следующую информацию: цель работы, методы и приемы, которые использовались в работе, полученные данные; выводы. Аннотация печатается на одной странице и содержит: заголовок (название работы, ФИО автора, населенный пункт, учебное заведение, класс), затем посередине слово «Аннотация» (без кавычек), далее текст аннотации.
В оглавлении (плане) приводятся все заголовки исследования, названия глав и параграфов, а также указываются страницы, с которых они начинаются. Во введении обосновываются актуальность выбранной темы, цель, содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, а также гипотеза, дается краткий обзор литературы по теме, указываются избранные методы исследования. От формулировки научной проблемы и доказательства, что та часть этой проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Важно подчеркнуть личный вклад исследователя в разработку выбранной темы.
В главах основной части работы рассматриваются ведущие вопросы темы. Основная часть представляет собой информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы. Главы делятся на параграфы. Каждый параграф представляет собой текст, завершенный выводами, которые логически связывают его с другими фрагментами основной части.
Учебно-исследовательская работа заканчивается заключением, в котором делаются выводы о проделанной работе в целом, описываются результаты, полученные автором, а также направления дальнейших исследований и предложения по возможному практическому использованию полученных результатов. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования, являться ответом на вопросы, поставленные в нем. После заключения принято помещать библиографический список использованной при проведении исследования литературы: публикации, издания и источники. Информация о каждом издании должна включать в строгой последовательности фамилию, инициалы автора, название издания, выходные данные издательства, год издания, № выпуска (если издание периодическое), количество страниц. Все издания нумеруются и располагаются в алфавитном порядке. Каждый включенный в такой список источник должен иметь отражение в работе.
В приложения выносятся иллюстративные, поясняющие материалы, вопросы анкет, тесты, памятки, рекомендации, собственные стихотворения, графики, таблицы, диаграммы, рисунки, фотографии и т.п. При наличии приложений обязательны ссылки на них в тексте исследовательской работы. Номер приложения должен соответствовать порядку ссылки на него в тексте.
Особого внимания требует формулировка научного аппарата исследования. От его четкости, правильности зависит организация работы над исследованием.
Любое исследование начинается с выбора темы работы. Выбирая тему в рамках историко-церковного краеведения, следует помнить, что православие – этноопределяющая и культурообразующая религия, формирующая национальный характер и охватывающая самые разные сферы жизни русского народа, что определяет такие направления раскрытия православной проблематики, как:
православная топография – приходские и приписные храмы, часовни, отдельно стоящие кресты, чтимые природные объекты (святые рощи, камни, деревья, источники); монастыри, духовные учебно-просветительские заведения, кладбища; связанные с храмовыми посвящениями наименования улиц, колокольный звон; крестные ходы как форма освящения пространства;
хозяйственная практика крестьян и других сословий, проходившая под знаком обращения к Божией помощи и к святым, в т.ч. религиозно-нравственные представления, лежащие в основе отношения русских к земле и труду; церковный календарь (святцы) как основа хозяйственной жизни;
религиозные аспекты жилища и его организации – Красный угол, иконы в доме и в жизни семьи, православный уклад и поведение, соблюдение постов; православные традиции в семье;
особенности мировосприятия русского человека, такие как любовь к храмам и вера в бессмертие души; любовь к ближнему и милосердие, стремление жить по совести, православные основания нравственности как определяющие черты русского национального характера; освящение жизненного цикла (рождение – крещение, свадьба – венчание, похороны – отпевание); семья как малая церковь (в т.ч. традиции воспитания детей); почитание Богородицы и святых; обеты и паломничество как высшая форма религиозного подвижничества; формы благочестивого подвижничества: старчество, келейничество (черничество), духовничество (религиозные общины вокруг некоторых священников); защита Родины и православия, религиозные основы патриотизма; новомученичество.
Удачное название работы способствует осознанию предмета исследования и специфики работы. Название должно быть емким и компактным, с четкой географической и при необходимости хронологической привязкой, чтобы давать ясное представление о теме и, в общих чертах, о содержании. Надо учитывать, что одноименные церкви, улицы, селения есть в разных местностях России, поэтому необходимо указывать область или регион. Возможны обычные названия: «Православные традиции станицы Воздвиженской первого военного отдела Оренбургского казачьего войска», «Храм Архистратига Михаила в с.Городище (Оренбургской области)– духовный и культурный центр села», «Жизнеописание священномученика Макария Оренбургского».
Актуальность (новизна) темы учебного исследования – это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретной проблемы и объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследования в процессе общего познания. Как правило, актуальность обосновывается следующими факторами:
восполнение каких-либо информационных пробелов (например, не в полной мере изучена тема);
дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
обобщение накопленного опыта;
суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности;
необходимость получения новых данных, проверки новых методов и т.п.
Цель и задачи исследования четко и компактно формулируются в начале работы. Важно помнить, что цель более глобальна, всеобъемлюща, общезначима, задачи более конкретны и представляют собой определенные шаги к достижению провозглашенной цели. Цель – это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении исследования. Формулировка может начинаться как с существительных, так и с глаголов, имеющих исследовательский потенциал: выявление (выявить), установление (установить), обоснование (обосновать), уточнение (уточнить), разработка (разработать), исследование (исследовать), поиск (найти), анализ (проанализировать). Использование понятий «описать, показать, обратить внимание, проследить» и т.д. указывает на реферативный характер работы.
Примеры формулировок цели: содействие восстановлению памяти выдающейся личности, воссоздание истории церкви (прихода, обители и т.д.), раскрытие исторической (искусствоведческой, памятниковедческой и др.) загадки, восстановление «белых пятен» в жизнеописании подвижника.
В соответствии с целью определяются задачи учебного исследования – последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели. Необходимо тщательно формулировать задачи, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Примеры формулировок задач: выяснение биографии личности в определенный период (в определенной местности), выявление отношения жителей селения к крещению детей, воссоздание истории строительства церкви (в прошлом), поиск имен благотворителей церкви.
В постановке цели исследования не рекомендуется использовать слова «изучить, изучение». Этап изучения вопроса очень важен, но в большей степени для самого автора, в то время как цель исследования должна быть актуальной для общества, а не направлена на самосовершенствование. Процесс изучения должен стать базой, основой для поднятия общественно значимой проблемы и попытки внести собственный вклад в ее разрешение.
Наконец, очень важно осознавать, что цель и задачи накладывают на автора и руководителя требование помнить о них в течение всего изложения: в конце работы нужно отметить, достигнута ли провозглашенная цель и решены ли поставленные задачи, что выявило их решение.
При проведении учебного исследования используют различные методы.
Метод – это способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования – его проведения и получения определенного результата. От выбора метода зависит, насколько исследование будет соответствовать принципам выразительности, научности, обоснованности и достоверности. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему.
Методы научного исследования традиционно делятся на две группы: теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения. Они используются при определении проблемы и формулировании гипотезы исследования (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, дедукция, индукция и др.). Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование; изучение, эксперимент). Для каждого этапа исследования продумываются такая совокупность методов, которая обеспечивает полное и правильное решение поставленных задач.
Методы зависят от специфики исследования. В ходе работы автор может знакомиться с литературой, работать с опубликованными, архивными и другими источниками (каждый их вид требует особого метода), искать людей, способных предоставить информацию по конкретным вопросам и проводить с ними этнографические беседы, организовывать социологические опросы, обращаться к искусствоведческим изысканиям. Наиболее популярные общенаучные и специальные методы, используемые учащимися, следующие:
изучение и обобщение литературы и анализ опубликованных (печатных) источников;
анализ архивных (в том числе личного архива) документов;
анализ видеоматериалов (фотографий, рисунков, чертежей);
этнографическая беседа, интервью;
метод включенного наблюдения (изучение явления в ходе пребывания внутри сообщества);
социологический опрос;
натурные изыскания (поиск материалов в ходе раскопок, определение места церкви, часовни, креста, обмер фундаментов разрушенного сооружения и пр.);
искусствоведческий (иконографический) анализ композиции и сюжета (картины, настенной росписи храма, резного образа, иконы), другая работа с вещевым материалом (предметами народного быта, иконками, привесами к иконам и пр.).
Остановимся на некоторых из них.
Изучение и обобщение литературы и анализ опубликованных (печатных) источников.
Изучение литературы, рукописей, документов, материалов на электронных носителях и др. служит способом создания первоначальных представлений о предмете исследования, обнаружения белых пятен, неясностей в разработке вопроса. Изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, зафиксировать установленные факты, накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему.
Работа над литературой начинается с составления списка подлежащих изучению произведений (библиографии), включающего книги, журналы, статьи в сборниках, реферативные обзоры, авторефераты диссертаций. Приходится обращаться к справочно-библиографическим указателям, библиотечным и электронным каталогам, информации о выходящей литературе и рецензиях, справочному и библиографическому аппарату книг, имеющихся в распоряжении исследователя.
Библиографию по теме исследования лучше составлять, выписывая необходимые данные о каждой книге или статье на отдельную карточку или занося их в базу компьютера. Важно точно указать автора или редактора книги, статьи, брошюры, название, место и год издания, издательство, том, выпуск и номер издания. Полезно указать и библиографический шифр.
Первичное ознакомление с литературой и другими источниками должно дать представление о проблематике, основном содержании того или иного произведения. Для этого полезно ознакомиться с аннотацией, введением, оглавлением, заключением, бегло просмотреть содержание книги. После этого определяют способ проработки издания: тщательное изучение с конспектированием, выборочное изучение, сопровождающееся выписками, общее ознакомление с аннотированием и т.д. Все необходимое следует выписать на карточках или отдельных листах бумаги с точными ссылками на источник после каждой записи или занести в компьютер. Тут же или на отдельных листах полезно зафиксировать свои мысли и замечания, возникающие в процессе изучения литературы. В собственных книгах допускаются отдельные пометки на полях простым карандашом, закладки.
Результаты изучения литературы по каждому вопросу полезно оформить в виде тематических обзоров, рецензий, рефератов, в которых, изложив существо отдельных положений, нужно четко выявить основные точки зрения, вскрыть совпадающее и различающееся в них, обозначить мало разработанные, неясные и дискуссионные положения. Важно подчеркнуть, что нового, оригинального вносит автор каждой работы, высказать свое отношение к авторским позициям, к полученным исследователями выводам.
Изучение литературы и документов продолжается в ходе всего исследования. Вновь обнаруженные факты побуждают по-новому продумывать и оценивать содержание изученных источников, стимулируют внимание к вопросам, на которые ранее не было обращено достаточно внимания.
Основательная документальная база исследования — важное условие его объективности и глубины.
Анализ архивных документов.
Выполняя учебно-исследовательские работы по проблематике отечественной истории, многие юные исследователи обращаются наряду с опубликованной литературой к архивным историческим источникам, которые хранятся в государственных архивохранилищах. Архивный документ может дать понимание природы первоисточника, ключ к осмыслению исторических событий и их интерпретации в исторической науке.
Организация поиска архивных источников и их использование в учебно-исследовательском процессе имеет свою специфику, требует овладения определенными знаниями в области архивоведения, источниковедения, исторического интервьюирования, то есть дисциплин, которые не входят в программы современной школы и требуют самостоятельного освоения. Для работы в архиве необходимо особое разрешение, а также специальная подготовка и дополнительные знания.
Архивный фонд Российской Федерации, созданный в 1918 году, ныне насчитывает более 200 млн. дел. Они хранятся в федеральных и государственных архивах субъектов Российской Федерации, а также в муниципальных архивах России. Хронологически эти документы охватывают период с XI века по настоящее время. Это – сокровищница национальной памяти Отечества, историко-культурное наследие народа. Архивные документы хранятся также в отраслевых архивах с правом депозитарного хранения, в музеях, библиотеках, имеющих отделы рукописей. Документы Архивного фонда РФ в архивах организуются и учитываются по архивным фондам и единицам хранения (делам).
Чтобы получить разрешение работать с архивными документами в читальном зале архива, необходимо иметь паспорт гражданина России и отношение (вид документа) от учебного или иного заинтересованного учреждения (например, музея). Отношение составляется на имя директора архива с изложением просьбы о разрешении данному лицу работать с фондами по соответствующей теме (приводится ее формулировка). Оправдала себя практика, когда руководитель учебно-исследовательской работы учащегося лично приводит в архив своего питомца, выступая гарантом благонадежности юного исследователя.
Архив – одна из завершающих стадий работы по собиранию материала по теме исследования. Прежде чем приступать к поиску архивных источников, надо хорошо и серьезно подготовиться, чтобы иметь представление:
в каком архиве могут храниться сведения по исследуемой теме;
в каких архивных фондах могут содержаться интересующие данные;
какие виды документов архивных фондов содержат нужные материалы.
Прежде чем идти в архив, надо изучить опубликованные источники, периодическую печать, литературу по теме, хорошо ориентироваться в изучаемой проблеме, иметь представление о ее «белых пятнах» и дискуссионных вопросах.
Анализируя архивный источник, необходимо учитывать исторические условия возникновения документа, авторство, обстоятельства создания документа, анализ содержания, функционирование документа и др.
Если документ будет использоваться в тексте учебно-исследовательской работы, надо поставить себе за правило возможно более полную фиксацию документа, т.к. в ходе работы (уже дома, когда документа под рукой не будет!) могут оказаться важными такие детали, которые казались малозначащими при работе с документом в архиве. Так, важны все даты, резолюции, пометы на документе, фамилии исполнителей; при работе с перепиской важно зафиксировать, кому адресован документ, кем и когда подписан и прочие реквизиты документа. С самого начало необходимо поставить перед собой задачу и неуклонно выполнять требование четкой формальной фиксации использованного документа. Каждый документ, из которого сделаны выписки с целью их дальнейшего использования в работе, должен быть зафиксирован в справочной тетради с указанием шифра: архив, фонд, опись, единица хранения (дело), листы, а также названия документа. Например: ГАРФ. Ф. 135. Оп. 2. Д. 35. Л. 34–35. Полезно обращать внимание на «Лист использования», который размещен в самом начале каждого дела. В нем каждый исследователь, который знакомился с содержанием дела (и вы тоже), должен проставлять отметку, что он «сделал выписки» или только «просмотрел документы». Эти сведения дают возможность понять, известны ли те или иные документы исследователям.
Исследователь, изучивший архивный документ в архиве, приводит в своей работе ссылку на этот документ так:
РГИА. Ф. 1620. Оп. 1. Д. 85. Л. 26.
Если цитирование архивного документа производится по опубликованному в каком-либо издании тексту, то ссылка приводится так:
РГИА. Ф.1620. Оп. 1. Д. 85. Л. 26. // Д.И. Стогов. Правомонархические салоны Петербурга-Петрограда (конец ХIХ–начало ХХ века). СПб., 2007. С. 173.