Просмотр содержимого документа
«Изучение литературных произведений в условиях поликультурной среды.»
Изучение литературных произведений в условиях поликультурной среды
Поликультурное образование
решает ряд практических и учебно-воспитательных проблем:
1 . мирное и плодотворное взаимодействие разных культур в пространстве учебного заведения, ибо, очевидно, что каждый человек привносит в стены школы культуру своих родителей и друзей, этнической группы и социального слоя, которому принадлежит;
2 . обогащение, культурная децентрация картины мира ученика, по возможности освобождение её от стереотипов дискриминации в отношении иных социальных групп;
3. развитие критического мышления в ходе осознания многомерности общественной реальности, её полифоничности и многоликости, допустимости альтернативных точек зрения, логик рассуждения, языков самовыражения; обработка навыков ведения диалога и продуктивности обмена мнениями;
4 . чуткое отношение к состоянию другого, что принципиально важно для процессов социальной солидарности.
Встречи с представителями другой культуры – принципиальное событие. Оно позволяет ощутить собственное культурное своеобразие, соответственно, осознать контуры, облик, наконец, сам факт существования своей культуры в ряду иных.
"Будущее нашей культуры, человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим".
- Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды
- Поликультурное образовательное пространство обеспечивает диалог культур, интеграцию знаний в целостную картину мира, культурную рефлексию, саморегуляцию, жизнетворчество, саморазвитие, правильность решений в ситуациях выбора.
- Поликультурное воспитание предполагает формирование мировоззрения и чувств, знаний и убеждений. В процессе изучения литературного произведения все это находится в неразрывной связи. Но если уже чтение произведения вызывает у учащихся определенные чувства и обогащает их новыми знаниями, то для углубления этих чувств и знаний и формирования на такой основе убеждений необходимо аналитической работе над текстом придать продуманную методическую направленность, в данном случае - направленность межкультурную, интернационалистскую.
- Актуализация интернациональных мотивов в творчестве русских писателей - это только один из аспектов поликультурного воспитания учащихся на уроках литературы. Иной подход связан с изучением включенных в школьную программу произведений литературы других народов, которые наглядно демонстрируют учащимся духовное единство разных наций и народностей.
- Поликультурное воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Поэтому в поликультурном воспитании средствами художественной литературы полезно опираться на патриотические чувства учащихся. Для этого есть и литературоведческая, и педагогическая основы. Есть и определенные методические приемы. Один из них - сопоставление изучаемого на уроке произведения русского писателя с произведением писателя другой национальности на основе сходства проблематики , сюжетных сближений, художественно-образных перекличек . Такой прием можно использовать практически при изучении каждой темы.
- Прием сравнения соответствует специфике художественного произведения, в котором все элементы взаимосвязаны. Сравнение создает проблемную ситуацию на уроке, что способствует более глубокому восприятию художественного текста. Например, в старших классах при изучении языка А.С. Пушкина, Грибоедова, И.А. Крылова мы обращаем внимание на то, что их язык афористичен, из-под их пера вышло большое количество изречений, крылатых выражений. На уроках следует создать проблемную ситуацию, предложить найти похожие выражения в переводных текстах хакасской литературы.
- А так же в старших классах от беседы по проблемному вопросу перехожу к написанию мини-сочинений . Данная форма работы необходима для развития навыков письменной речи, умения строить самостоятельное аргументированное письменное высказывание в ситуации ограниченного времени, что очень важно при подготовке старшеклассников к итоговой аттестации. Если подобная работа ведётся учителем в системе, то, как правило, даже «средние» ученики довольно логично выражают своё мнение, демонстрируя умение создавать текст-рассуждение по заданной теме, подтверждать свои мысли цитатами из текста.
- « Прочитав рассказ А.П. Чехова «Человек в футляре», я невольно вспомнила стихотворение Н.А. Некрасова «Нравственный человек». Ведь герои этих, казалось бы, непохожих по жанру и сюжету произведений как будто «на одно лицо»: они живут «согласно строгой морали», тем самым делая несчастными всех вокруг. Но самое страшное, что они считают себя правыми во всём». (Беликова.Ю)
- «Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Путём-дорогою» напомнила мне о поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: те же узнаваемые образы правдоискателей, тот же мотив дороги и вопросы о «счастии народном». Как будто Щедрин тоже пытается ответить на вопрос: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?» (Пахтаева.А.)).
- “ Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не терпит, чтобы его воспитывали, не терпит той “оголённости” идей, тенденций, которая иногда становится настоящим бедствием школьного воспитания”. Видимо, искусство и позволяет дать урок нравственности, не облечённый в форму поучительности.
В. А. Сухомлинский