СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К уроку литературы.Жизнь и творчество.Лесков Н.С.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может быть использован при подготовке к уроку литературы

Просмотр содержимого документа
«К уроку литературы.Жизнь и творчество.Лесков Н.С.»

Лесков Николай Семенович – знаменитый русский писатель Антигилинистические романы («Некуда», 1864, «На ножах», 1870-1871) Романы – хроники о русской провинции (о духовенстве - «Соборяне», 1872, о дворянстве - «Захудалый род», 1874) Повести и рассказы о праведниках («Очарованный странник», 1873, «Однодум», 1879), о талантливых умельцах («Левша», 1881) Христианские легенды Сатирические произведения («Заячий ремиз, 1891-1894) Мемуары и публицистика

Лесков Николай Семенович – знаменитый русский писатель

  • Антигилинистические романы («Некуда», 1864, «На ножах», 1870-1871)
  • Романы – хроники о русской провинции (о духовенстве - «Соборяне», 1872, о дворянстве - «Захудалый род», 1874)
  • Повести и рассказы о праведниках («Очарованный странник», 1873, «Однодум», 1879), о талантливых умельцах («Левша», 1881)
  • Христианские легенды
  • Сатирические произведения («Заячий ремиз, 1891-1894)
  • Мемуары и публицистика
Лесков Николай Семенович Критикуя современные социальные отношения, живописуя традиционный бытовой уклад и оправдывая укорененность христианской веры в России, воссоздает реальность в парадоксальном преломлении (трагическом, идиллическом или анекдотическом) её разнородных начал. Разнородная жанровость и образность (документальность, автобиографизм, миф и гротеск) воплощается в разнообразные формы сказа с красочным обилием идиолектов.

Лесков Николай Семенович

  • Критикуя современные социальные отношения, живописуя традиционный бытовой уклад и оправдывая укорененность христианской веры в России, воссоздает реальность в парадоксальном преломлении (трагическом, идиллическом или анекдотическом) её разнородных начал. Разнородная жанровость и образность (документальность, автобиографизм, миф и гротеск) воплощается в разнообразные формы сказа с красочным обилием идиолектов.
''Род наш... происходит из духовенства...'' Родился 4 (16) февраля 1831 года в сельце Горохово Орловского уезда Орловской губернии. Внук священника, всегда поддерживал свои религиозные взгляды Отец – заседатель Орловской уголовной палаты, “превосходный следрватель”, получивший дворянство по выслуге и женившийся на девушке из дворянской семьи, в 1839 он выщел в отставку, купил хутор в Кромсокм уезде и уехал из Орла со своей семьей (из семерых детей писатель был старшим).

''Род наш... происходит из духовенства...''

  • Родился 4 (16) февраля 1831 года в сельце Горохово Орловского уезда Орловской губернии.
  • Внук священника, всегда поддерживал свои религиозные взгляды
  • Отец – заседатель Орловской уголовной палаты, “превосходный следрватель”, получивший дворянство по выслуге и женившийся на девушке из дворянской семьи, в 1839 он выщел в отставку, купил хутор в Кромсокм уезде и уехал из Орла со своей семьей (из семерых детей писатель был старшим).
«Я ведь вполне самоучка...» . Первоначальное образование Лесков получил в доме у богатых родственников. Затем. В 1841 году поступил в орловскую гимназию, но учился неровно и 1846, не выдержав переводных экзаменов, начал службу писцом в Орловской палате суда. В те годы он много читал вращался в кругу орловской интеллигенции. Внезапная смерть отца и «бедственное разорение» семьи изменили судьбу Лескова. Он переехал в Киев, под опеку дяди, профессора университета, и стал служить в Киевской казенной палате.

«Я ведь вполне самоучка...»

  • . Первоначальное образование Лесков получил в доме у богатых родственников. Затем. В 1841 году поступил в орловскую гимназию, но учился неровно и 1846, не выдержав переводных экзаменов, начал службу писцом в Орловской палате суда. В те годы он много читал вращался в кругу орловской интеллигенции. Внезапная смерть отца и «бедственное разорение» семьи изменили судьбу Лескова. Он переехал в Киев, под опеку дяди, профессора университета, и стал служить в Киевской казенной палате.
«Закабаление а литературу» В 1857 году Лесков стал служить в компании дальнего родственника, англичанина А. Я. Шкотта. Коммерческая служба требовала безпрестанных разъездов, жизни в «самых глухих захолустьях», что давало «обилие впечатлений и запас бытовых сведений», нашедших отражение в ряде статей, фельетонов, заметок, с которыми писатель выступал в киевской газете «Современная медицина», в петербургских журналах «Отечественные записки» и «Указатель экономический» (здесь в 1860 состоялся его печатный дебют). Статьи Лескова касались практических вопросов и носили по преимуществу разоблачительный характер, что создавало ему немало врагов.

«Закабаление а литературу»

  • В 1857 году Лесков стал служить в компании дальнего родственника, англичанина А. Я. Шкотта. Коммерческая служба требовала безпрестанных разъездов, жизни в «самых глухих захолустьях», что давало «обилие впечатлений и запас бытовых сведений», нашедших отражение в ряде статей, фельетонов, заметок, с которыми писатель выступал в киевской газете «Современная медицина», в петербургских журналах «Отечественные записки» и «Указатель экономический» (здесь в 1860 состоялся его печатный дебют). Статьи Лескова касались практических вопросов и носили по преимуществу разоблачительный характер, что создавало ему немало врагов.
Успех и скандал С переездом в Петербург в 1861 году началась интенсивная работа в периодике. Он быстро стал заметным публицистом. Лесков вошел в литературу как знаток духовной и бытовой жизни народа. Он прошел через увлечение социализмом и в его окружение входили литереторы-радикалы, в начале 1860-х годов уже выступал как противник революционных преобразований и этих взглядов придерживался до конца жизни. Оглушительный резонанс приобрела его статья по поводу петербургских пожаров 1862 года, сопровождавшихся слухами о поджигателях-революционерах. Писатель потребовал от правительства немедленного опровержения или доказетельства этих слухов. Радикалы сочли его выступление за донос и открыли кампанию травли писателя, что навсегда оставило болезненный след в его памяти.

Успех и скандал

  • С переездом в Петербург в 1861 году началась интенсивная работа в периодике. Он быстро стал заметным публицистом. Лесков вошел в литературу как знаток духовной и бытовой жизни народа. Он прошел через увлечение социализмом и в его окружение входили литереторы-радикалы, в начале 1860-х годов уже выступал как противник революционных преобразований и этих взглядов придерживался до конца жизни. Оглушительный резонанс приобрела его статья по поводу петербургских пожаров 1862 года, сопровождавшихся слухами о поджигателях-революционерах. Писатель потребовал от правительства немедленного опровержения или доказетельства этих слухов. Радикалы сочли его выступление за донос и открыли кампанию травли писателя, что навсегда оставило болезненный след в его памяти.
Расцвет Поворотным событием в судьбе Лескова стала хроника «Соборяне» (1872), продемонстрировавшая даже предубежденным читателям маштаб его художественного дарования. Снискавшие широкий читательский успех рассказ «Запечетленный Ангел» (1872) и повесть «Очарованный странник» (1873) примыкают к «Соборянам» маштабом обобщения: на ограниченном сюжетном пространстве писатель создал художественную модель всей России. Оба произведения выдержаны в сказовой манере: автор «прячется» за рассказчика, избегая однозначных оценок. В дальнейшем сказовая форма стала самой продуктивной у Лескова, давшей характерные образцы его стиля («Левша», 1881; «Тупейный художник», 1883 и др.).

Расцвет

  • Поворотным событием в судьбе Лескова стала хроника «Соборяне» (1872), продемонстрировавшая даже предубежденным читателям маштаб его художественного дарования. Снискавшие широкий читательский успех рассказ «Запечетленный Ангел» (1872) и повесть «Очарованный странник» (1873) примыкают к «Соборянам» маштабом обобщения: на ограниченном сюжетном пространстве писатель создал художественную модель всей России. Оба произведения выдержаны в сказовой манере: автор «прячется» за рассказчика, избегая однозначных оценок. В дальнейшем сказовая форма стала самой продуктивной у Лескова, давшей характерные образцы его стиля («Левша», 1881; «Тупейный художник», 1883 и др.).
«Лесков – писатель будущего»  Л. Н. Толстой До конца дней Лесков оставался художником-экспериментатором. Жанровое новации – новеллы-анекдоты, сказки, легенды, мемуарные повести, «рассказы кстати» - предполагали и стилистическое разнообразие. Лесков был блестящим стилизатором, имитировавшим язык 18 в. (цикл рассказов «Заметки неизвестного», 1884), владевшим эзоповской манерой («Заячий ремиз», 1894), любившим красочный стиль (легенда «Прекрасная Аза», 1887), умевшим писать и изыскано просто (рассказ «Под Рождество обидели», 1890). По достоинству Лескова-художника оценили только в 20 веке, когда появились статьи М. Горького о его новаторстве и драматичной творческой судьбе, работы Б. М. Эйхенбаума о сказовой манере Лескова, иллюстрации Б. М. Кустодиева, опера Д. Д. Шостаковича «Катерина Измайлова» (по «Леди Макбет Мценского уезда»), многочисленные спектакли и фильмы по его произведениям. Умер 21 февраля (5 марта) 1895 года в Петербурге.

«Лесков – писатель будущего» Л. Н. Толстой

  • До конца дней Лесков оставался художником-экспериментатором. Жанровое новации – новеллы-анекдоты, сказки, легенды, мемуарные повести, «рассказы кстати» - предполагали и стилистическое разнообразие. Лесков был блестящим стилизатором, имитировавшим язык 18 в. (цикл рассказов «Заметки неизвестного», 1884), владевшим эзоповской манерой («Заячий ремиз», 1894), любившим красочный стиль (легенда «Прекрасная Аза», 1887), умевшим писать и изыскано просто (рассказ «Под Рождество обидели», 1890). По достоинству Лескова-художника оценили только в 20 веке, когда появились статьи М. Горького о его новаторстве и драматичной творческой судьбе, работы Б. М. Эйхенбаума о сказовой манере Лескова, иллюстрации Б. М. Кустодиева, опера Д. Д. Шостаковича «Катерина Измайлова» (по «Леди Макбет Мценского уезда»), многочисленные спектакли и фильмы по его произведениям. Умер 21 февраля (5 марта) 1895 года в Петербурге.
Иллюстрация И. С. Глазунова к рассказу Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Иллюстрация И. С. Глазунова к рассказу Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Иллюстрация И. С. Глазунова к рассказу Н. С. Лескова «Воительница». Цыганочка

Иллюстрация И. С. Глазунова к рассказу Н. С. Лескова «Воительница». Цыганочка