К вопросу о проблемах организации учебно-исследовательской деятельности студентов при изучении английского языка в ГКПОУ МГСТ
Проблема организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся относится к числу актуальных задач современного образования. С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта получили развитие идеи построения учебного процесса на основе исследовательской и проектной деятельности.
Под исследовательской деятельностью обучающихся понимается «специфический вид деятельности, активизирующий потенциальные возможности для самореализации и творческого роста студентов, включающий способы развития творческой самостоятельности, независимости мышления и мотивацию обучающихся к самообразованию».
Конечно же, исследовательская деятельность — процесс комплексный, оказывающий благотворное влияние на формирование всех видов речевой деятельности, но при этом участникам проекта необходимы хотя бы минимальные языковые знания. Студенты же приходят в техникум с разных школ с различной языковой подготовкой. Зачастую в техникум поступают ребята, которые, либо просто не учились и пропускали занятия по английскому языку, либо изучали немецкий язык в школе. В техникуме им приходится переучиваться и изучать английский. Не секрет, что лучшие ученики школ, заинтересованные изучать иностранные языки, остались заканчивать одиннадцатый класс и поступать потом в высшие учебные заведения. Кроме того, многие школьники пришли в техникум, чтобы получить профессию горняка, маркшейдера, обогатителя и т.д. и большее внимание уделяют изучению специальным предметам, а дисциплину «Английский язык» считают дополнительным предметом.
Для того чтобы учащиеся захотели участвовать в научно – исследовательской работе, у них необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то есть учащиеся должны захотеть решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными и информационными источниками, выступать с докладами, уметь слушать себя и других. Без осознанного участия в исследовательской деятельности не может быть и высокой готовности к этой деятельности.
На практике же получается, что «хотят» заниматься учебно-исследовательской деятельностью по английскому языку единицы. Причин много.
Одна из причин - большая загруженность студентов на первом курсе. Ребята, пришедшие из школы, где через каждые два месяца они отдыхали на каникулах, не могут привыкнуть к новому режиму учебного труда. На воскресенье они откладывают и работу по выполнению самостоятельной работы по каждому предмету, и домашнее задание, и работу над индивидуальным проектом, который является обязательным, а каждый преподаватель пытается сделать его более интересным и занимательным для студента. Это, конечно, требует много временных и умственных затрат. Поэтому только наиболее приученные к умственной работе, наиболее стойкие, ответственные студенты способны выдержать эту нагрузку.
Кроме того, преподавателями техникума каждый месяц проводится определенное количество открытых мероприятий для студентов, к которым тоже нужно готовиться. Это олимпиады разного уровня, конкурсы, научно-практические конференции, написание и защита проектов и т.д. Вот и получается, что участвуют в этих мероприятиях одни и те же студенты, которые не могут разорваться.
Еще одна проблема организации учебно-исследовательской деятельности – это большая перегруженность преподавателей и отсюда нехватка времени. Идеально было бы иметь только одну ставку и с удовольствием заниматься с ребятами учебным исследованием! Но в реальности многие преподаватели ведут по полторы-две ставки. Кроме подготовки к занятиям, преподаватели умудряются заполнять несколько видов журналов: бумажный, электронный и журнал самостоятельной работы, организовывать и проводить открытые мероприятия (в том числе и научно-практические конференции), готовить студентов к различному уровню олимпиадам и конкурсам, заниматься самообразованием, руководить самостоятельной работой студентов и индивидуальным проектом.
Конечно, преподаватели стараются на уроках давать различные задания для развития готовности к учебно-исследовательской деятельности, которые развивают у студентов умение правильной систематизации наблюдений, определение достоверности измерений, нахождение необходимых справочных данных, умение работать с различными источниками информации и оформлять результаты исследования в виде реферата, доклада, статьи, презентации и т.п. Среди различных форм представления результатов исследований следует особо выделить компьютерные презентации. Чаще всего для создания компьютерных презентаций учащиеся используют программу Microsoft Power Point, но не все студенты умеют работать с этой программой, что является еще одной проблемой организации учебно-исследовательской деятельности в техникуме.
Для успешной организации учебно-исследовательской деятельности необходимо постоянное совершенствование педагогического мастерства, учет индивидуальных особенностей обучаемых, разработка и использование средств дидактического обеспечения процесса развития исследовательских компетенций студента. Представляется также нужным связывать обучение иностранным языкам с будущей профессией учащегося, так как владение иностранным языком является необходимым для конкурентоспособной личности на рынке труда.
Для того, чтобы учебно-исследовательская работа приносила удовольствие, необходимо придерживаться некоторым, на мой взгляд, рекомендациям: не перегружать студентов, определить минимум и максимум объёма работы, тема должна быть интересной студентам, необходимо использовать разнообразные виды работы, материал должен быть доступным, нужно поддерживать любую инициативу студентов, оценка должна выставляться вместе со студентами.
Кроме того, необходимо дать возможность преподавателю заниматься учебно-исследовательской деятельностью со студентами, уменьшив педагогическую учебную нагрузку преподавателя.