СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как люди понимают, ЧЕМ заниматься в жизни

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как важно  найти  себя в этом  мире

Отечественные и зарубежные теории профессионального самоопределения

Определение сущности профессионального самоопределения является до сих пор нерешенной задачей не только педагогов и психологов, но и философов, методистов, представителей различных направлений науки и искусства.

В педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Это ставшие классическими исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирования Е.А. Климова (Психология профессионального самоопределения), В.В. Ярошенко (Школа и психологическое самоопределение учащихся – Киев,83), А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайши, В.В. Назимова, Б.А. Федорошина, С.А. Чистяковой и других. Особенностью всех этих исследований является усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.

Многообразие различных концептуальных подходов к рассмотрению проблемы профессионального самоопределения вызвано не только сложностью данного вопроса, но и культурно-исторической обусловленностью реализации самоопределения большинством людей, проживающих в конкретной стране, а также неоднородностью населения (возможных клиентов) конкретных стран и регионов. Все это осложняет выделение «самых лучших» концептуальных подходов и делает проблему профессионального самоопределения многообразной по способам рассмотрения и решения.

Само же понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание. При этом многие ученые связывают самореализацию и самоактуализацию именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; К. Ясперс связывает самореализацию с делом, которое делает человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения – в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность».

Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей – «самотрансценденцию» (по В. Франклу): полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентальность, т. е. способность «выходить за рамки самого себя», а главное – в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей жизни.

Таким образом, под профессиональным самоопределением понимается:

?         единичный факт выбора (при подаче заявления);

?         деятельность человека, принимающего то или иное содержание. (В зависимости от этапа его развития как субъекта труда);

?         поиск личностных смыслов в выбираемой трудовой деятельности.

Все это позволяет сделать вывод о неразрывной связи профессионального самоопределения и самореализации человека в других важных сферах жизни. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой работе, трудовой деятельности и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации, а также – нахождение смыслов в самом процессе самоопределения.

Результатом профессионального самоопределения является выбор старшеклассником определенной профессии, соответствующей его личностным особенностям и интересам, готовность к выбранной профессии, обдумывание пути, а в идеале – личностный профессиональный жизненный план, профессиональный старт.

Для правильного профессионального выбора, оптант должен обладать способностями: анализировать, сравнивать; генерировать идеи, выдвигать гипотезы, переносить в новые ситуации знания и умения, независимость суждений и критичность мышления; высокая самоорганизация, самоконтроль.

Для успешного сопровождения профессионального самоопределения педагог должен выстроить систему работы:

1)      с учащимися (формирование у них активности в самопознании и самореализации);

2)      сотрудничать с учреждениями: центром профориентации, центром занятости молодежи;

3)      сотрудничать с учреждениями, ответственными за создание производственной сферы;

4)      сотрудничать с органами научного, методического и кадрового обеспечения практических работников по руководству самоопределения;

5)      сотрудничество с властными органами на всех уровнях управления обществом (образование).

Профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей трудовой жизни человека. Чтобы сориентироваться самоопределяющемуся школьнику, Н.С. Пряжников выделяет основные типы профессионального самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга. Например, профессионал, который обнаружил в работе главный смысл всей своей жизни, несомненно, реализует себя и как личность. Основными отличиями (отличительными, специфическими признаками) этих типов самоопределения могут быть следующие.

Для профессионального самоопределения:

1.      Характерна большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, трудовой книжке, в результатах труда и т. п.).

2.      Требуются благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т. п.).

Для жизненного самоопределения характерны:

1.      Глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек.

2.      Зависимость от экономических, социальных, экологических и других объективных факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.

Для личностного самоопределения:

1.      Характерна возможность формализации полноценного развития личности (диплом, сертификат, свидетельство и т. д.).

2.      Более подходят не «благоприятные» в обывательском представлении условия, а наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств.

В современном мире, когда основную часть времени взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением. Хотя в перспективе возможны ситуации, когда у человека будет все больше появляться свободного времени от работы, времени для личного развития.

В каждом из основных типов самоопределения можно условно выделить подтипы, отличающиеся по критерию широты диапазона, по самим возможностям самоопределения. Эти подтипы Н.С. Пряжников назвал уровнями возможностей самоопределения. Он выделяет 5 уровней самореализации человека (критерии выделения уровней – внутренне принятие человеком данной деятельности и степень творческого к ней отношения):

1.      Агрессивное неприятие деятельности по конкретному типу самоопределения, демонстративное игнорирование и даже разрушение имеющихся возможностей.

2.      Молчаливое избегание деятельности по конкретному типу самоопределения.

3.      Реализация стереотипных способов деятельности.

4.      Стремления усовершенствовать отдельные элементы своей деятельности, т. е. фактическое начало настоящего творчества, но в рамках традиционных способов жизнедеятельности.

5.      Стремление существенно усовершенствовать свою деятельность в целом.

 

Интересными представляются также работы зарубежных исследователей в области профессионального самоопределения. Большинство зарубежных теорий профессионального развития может быть отнесено к пяти основным направлениям: 1) дифференциально-диагностическому, 2) психоаналитическому, 3) теории решений, 4) теории развития, 5) типологическому [И.М. Кондаков, А.В. Сухарев «Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития», с. 158].

  Дифференциально-диагностическое направление

Основанием этого направления является дифференциальная психология с ее психометрическими понятиями и методами. В 1909 г. Ф. Парсонсом были сформулированы следующие посылки: а) каждый человек по своим индивидуальным качествам наиболее оптимально подходит к единственной профессии; б) профессиональная успешность и удовлетворенность профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессии; в) профессиональный выбор является, в сущности, сознательным и рациональным процессом, в котором или сам индивид определяет индивидуальную диспозицию психологических или физических качеств и соотносит ее с уже имеющимися диспозициями требований различных профессий [И.М. Кондаков, А.В. Сухарев «Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития», с. 159]. Таким образом, основное положение, характеризующее данное направление, — положение о том, что проблема профессионального выбора решается «встречей» личностной структуры и структуры профессиональных требований.

  Психодинамическое направление

Данное направление постулирует, что центральная роль в выборе профессии и профессиональной жизни в целом принадлежит различным формам потребностей, от витальных инстинктов до комплексных психодинамических механизмов и структурно-личностных инстанций.

Одной из теорий данного направления является теория Э. Роу, где профессиональный выбор понимается как прямое или непрямое удовлетворение потребностей. Содержание потребностей обусловлено, прежде всего, ранней атмосферой родительского дома и воспитательным стилем родителей, которые через удовлетворение или фрустрацию первичных потребностей формируют индивидуальную потребностную структуру, и в частности профессиональные ориентации и специальные способности [И.М. Кондаков, А.В. Сухарев «Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития», с. 161].

  Направление теории решений

Исследовательские установки направления теорий решений ориентированы, прежде всего, на изучение процесса выбора профессии. Основой при этом выступают структурные представления теории решений, в которых индивидуальные и особенно биографические условия профессионального выбора выносятся за скобки или в лучшем случае рассматриваются как модификации процесса решения проблем, а сам профессиональный выбор выступает как система ориентировок в различных профессиональных альтернативах и принятии решений.

Один из вариантов реализации теории решения в психологии профессионального развития предложен Д. Тидеманом и О'Харой. У них центральным компонентом выступают варианты профессиональной судьбы (профессионального пути), которая определяется последовательностью выбираемых профессиональных позиций [И.М. Кондаков, А.В. Сухарев «Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития», с. 162]. При этом постулируется, что внутренним содержанием профессионального развития является структура процессов решения и к§   Направление теории развития

Одним из первых развивать это направление начал Э. Гинцберг, который постулировал, что «профессиональный выбор — это длительный, продолжающийся более десяти лет процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных решений» [И.М. Кондаков, А.В. Сухарев «Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития»]. Этот процесс необратим, так как более ранние решения ограничивают дальнейшие возможности, и заканчивается он компромиссом между внешними (конъюнктура, престиж) и внутренними факторами (индивидуальные особенности) [А.Е. Голомшток «Выбор профессии и воспитание личности школьника», с. 36].

В дальнейшем на основе стадиальной модели Э. Гинцберга Д. Сьюпер создал наиболее популярную за рубежом теорию профессионального развития. В 1952 г. он выдвинул следующие положения: 1. Люди характеризуются их способностями, интересами и свойствами личности. 2. На этой основе каждый человек подходит к ряду профессий, а профессия — к ряду индивидов. 3. В зависимости от времени и опыта меняются как объективные, так и субъективные условия профессионального развития, что обусловливает множественный профессиональный выбор. 4. Профессиональное развитие имеет ряд последовательных стадий и фаз. 5. Особенности этого развития определяются социально-экономическим уровнем родителей, свойствами индивида, его профессиональными возможностями. 6. Удовлетворенность работой зависит от того, в какой мере индивид находит адекватные возможности для реализации своих способностей, интересов, свойств личности в профессиональных ситуациях [А.Е. Голомшток «Выбор профессии и воспитание личности школьника», с. 38].

  Направление типологических теорий

Особое место в ряду теорий этого направления занимает теория Дж. Голланда. По мнению автора, процесс профессионального развития ограничивается, во-первых, определением самим индивидом личностного типа к которому он относится, во-вторых, отысканием профессиональной сферы, соответствующей данному типу, в-третьих, выбором одного из четырех квалификационных уровней этой профессиональной сферы, что определяется развитием интеллекта и самооценки. Главное внимание уделяется описанию личностных типов, которые характеризуются как реалистический (практический), интеллектуальный, социальный, стандартный (конвенциальный), предприимчивый и артистический [Э.Ф. Зеер «Психология профессий», с. 127].

. Обобщая приведенный анализ различных подходов к изучению профессионального самоопределения, следует отметить их согласованность. Можно выделить основные общие моменты разных теорий: во-первых, профессиональное самоопределение рассматривается как длительный процесс, оно осуществляется в течение всей жизни человека: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии; во-вторых, в процессе профессионального самоопределения необходимо учитывать свои способности, интересы, склонности, индивидуальные качества и свойства. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии именно с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.