Тезисы выступления
учителя начальных классов Быковой Н.В.
по теме «Самообразовательные компетенции современного школьника:
как учить детей учиться»
За последние десятилетия, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В государственном стандарте подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению универсальных учебных действий в реальных жизненных ситуациях.
Ведь всем известно, что дети лучше запоминают знания, выведенные ими самими. Эти знания они получают на уроках, проводимых с помощью технологии проблемного диалога.
Почему именно эта технология?
Во-первых, дети самостоятельно ставят для себя вопрос - проблему, выдвигают гипотезы для его решения, это мотивирует их к усвоению нового материала. Во-вторых, в побуждающем диалоге учитель стимулирует мысль ребёнка, сильному ученику это важно для развития творческих способностей. В-третьих, слабый ученик в подводящем диалоге находит решение и не только развивает логическое мышление, но и попадает в ситуацию успеха.
Я работаю с первоклассниками, однако начатки этой технологии я уже ввожу, и дети на неё откликаются. Не все, но многие.
Начиная с букварного периода, применяю мотивирующие приёмы:
- «яркое пятно» - картинка,
-загадка о новой букве,
- сказка и т.д.
На уроке математики создавала проблемную ситуацию – затруднение, на уроках окружающего мира и литературного чтения часто подводу к созданию проблемных ситуаций удивления, затруднения.
Технология проектов, подготовки исследовательских работ также помогает самообразованию.
Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Это процесс поиска неизвестного, новых знаний, поиск истины.
Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
В исследовательской деятельности формируются следующие умения и навыки:
Умение видеть проблемы .
Умение наблюдать.
Умение выдвигать гипотезы.
Умение задавать вопросы ( уточняющие и восполняющие).
Умение давать определения понятиям.
Умение классифицировать.
Умение провести эксперимент.
Умение анализировать, выделять главное и второстепенное.
Умение делать выводы и умозаключения.
Умение находить и выделять информацию из многообразия источников.
Методом проектов я пользуюсь уже несколько лет. С моими детьми мы готовили как индивидуальные проекты, так и коллективные. Сейчас эти дети – пятиклассники. Умения, приобретённые детьми в начальной школе, помогают им сейчас в обучении. В этом году мы с Никитой готовим индивидуальный проект.
Неумение учиться также проявляется в том, что при встрече с незнакомым заданием ученик теряется и в лучшем случае ищет в учебнике, задачнике или тетради нечто подобное, а в худшем – откладывает в долгий ящик.
Причина этой проблемы в том, что на традиционных уроках большинство учеников не задают вопросов по изученной теме, а терпеливо учат ответы на те вопросы, которые сами не задавали.
Почему же дети не задают нам вопросов?
Мы сами отбили у них это желание своими отказами на них отвечать. «Мы на уроке говорим о другом. Ты сам должен знать это. Отвечу потом (а сама забываю)» и т.д.
Нельзя ни один детский вопрос оставлять без внимания.
Приведу пример диалога с учеником:
– Почему ты не решил эту задачу?
– Я не знаю, как ее решать. (Самый частый правдивый ответ.)
– А ты пробовал?
– Да.
– Как ты пробовал ее решать?
– Ну, я ее прочитал.
– И…?
– И понял, что не решу.
– Почему?
– Потому что ничего не понятно. (Еще один стандартный глупый ответ.)
– Совсем ничего? А на каком языке написано условие задачи?
Такой диалог может быть и в начальной школе, и в среднем звене.
Далее следует диалог, целью которого будет постановка диагноза – что именно послужило непреодолимым препятствием при попытке решить задачу. В результате довольно длительной беседы чаще всего выясняется, что, во-первых, в условиях задачи ученику встретился непонятный термин (не знает некоторых важных определений научных понятий); во-вторых, ему было неясно, как использовать одно из числовых значений; в-третьих, при попытке решения задачи была использована, например, формула, применять которую нельзя при условиях, описанных в задаче. Идеальный ученик в такой ситуации должен был бы самостоятельно задать следующие вопросы:
1. В условиях задачи я не понимаю, что означает выражение … … ?
2. Я не знаю, как использовать числовое значение … … ?
3. Я сомневаюсь, можно ли в задаче пользоваться формулой … … ?
Когда так конкретно спрашивают, то учить – одно удовольствие. Согласитесь! В этом случае можно научить быстро и очень многому. На начальной же стадии обучения учитель часто оказывается в положении врача-педиатра, который у грудного ребенка не может спросить, что у него болит и по косвенным признакам пытается поставить точный диагноз. Поэтому учителю нужно, прежде всего, научить ученика задавать вопросы к нерешенным задачам. А потом и самостоятельно искать ответы на них. Переход к такому методу обучения, когда инициатива (вопросы) идет от ученика, труден. Помочь в этом может только терпение, настойчивость и разнообразие методов. Например, после того, как покажешь и объяснишь решение нерешенной дома задачи, следует спросить: «Итак, что же помешало тебе решить задачу самостоятельно? Попробуй теперь сформулировать тот вопрос, который ты должен был бы мне задать, пробуя решить эту задачу». Можно напечатать памятку с примерами вопросов-«непоняток», чтобы при решении задач она была первое время всегда под рукой. Это облегчит ребенку самоанализ и подготовку к занятиям. Постепенно ребенок из «ученика-грудничка», которому «ничего не понятно», должен стать ребенком-почемучкой, т.е. должен научиться умело задавать вопросы, а потом дорасти и до переходного ученического возраста – самостоятельно находить ответы на свои вопросы.
Проблем, связанных с неумением учиться множество, однако одна из самых важных - это внимание, т.е. его слабое развитие.
Когда ученик на уроке внимателен? Когда ему интересен материал, урок нестандартен и т.д. В это время ученик внимателен, но это непроизвольное внимание.
Можно ли каждый урок сделать нестандартным? Наверно нет. Да и необходимо ли?
Важным считаю развитие произвольного внимания.
Мы тысячу раз повторяем ребёнку «Будь внимательным!», но он не знает, что это значит. Я провела в своём классе опрос:
- Что значит быть внимательным?
Вот некоторые высказывания: сидеть тихо, не играть, не баловаться, смотреть на учителя.
И только Никита Ф. ответил: «Быть внимательным, значит слушать учителя (и других), чтобы не пропустить что-то новое, интересное, незнакомое».
По исследованиям психологов, только 20% семиклассников ответили так же, как Никита.
Почему? Да потому, что им никто не объяснял, что это такое быть внимательным.
Почему же так важно для умения учиться внимание? Плохое внимание – это масса мелких и крупных неприятностей для школьника: порицания, замечания и, конечно, плохие отметки. Все основания для школобоязни, школьного невроза. А они, в свою очередь, ещё более ухудшают внимание ребёнка: ведь трудно быть внимательным к тому, что неприятно, чего боишься. Снежный ком, который растёт от года к году, от класса к классу.
Что же делать? Как помочь?
Работа в субботней школе.
Задания в рабочих тетрадях по программе Н.Ф.Виноградовой.
Графические диктанты.
Метод корректурной пробы (вычёркивание букв).
Игры на внимание по книгам Н.В.Самоукиной, пазлы.
Элективный курс «Решение интеллектуальных задач».
Не умея учиться, ребёнок плохо усваивает материал, медленно продвигается в обучении. Но хуже всего другое. Неумение трудиться, - писал В.А. Сухомлинский, - порождает нежелание, нежелание – лень. Каждое новое звено в этой цепи становится всё крепче, а разорвать его всё труднее.
Главный же вывод такой: важно учить ребёнка учиться, а не взыскивать с него за то, что он этого не умеет сразу.