Методические рекомендации для учителей начальной школы из своего опыта работы на тему: «Как научить ребёнка читать быстро и легко».
В начальной школе учителя часто проводят технику чтения как критерий оценки умения быстро и правильно читать текст, понимать его смысл и передавать своими словами.
Периодически дети должны читать текст на время. Вначале выбирается отрывок из знакомого произведения, а при последующих проверках дается незнакомый текст.
Техника чтения должна определить сколько слов ребёнок читает в минуту и понимает ли он прочитанный текст. При этом также учитывается правильность произношения слов и окончаний, наличие ошибок и повторов.
1 класс – минимум 3 слов в минуту;
2 класс – более 50 слов в минуту;
3 класс – от 70 слов;
в 4 – начале 5 класса – более 100 слов в минуту;
в средней школе – от 120-150 слов в минуту.
Показатель, к которому нужно стремиться – 150-180 слов в минуту. Это при чтении незнакомого текста.
Обучать ребёнка быстрому чтению нужно сразу же, как начинаете учить читать вообще. Когда ребенок уже знает все буквы и может читать по слогам, можно начинать выполнять упражнения на увеличение внимания, пополнение словарного запаса и улучшению дикции. Все это поможет освоить скорочтение в дальнейшем
Тренировка по методике скорочтения базируется на умении воспринимать слова целиком, не разделяя их на слоги. На начальном этапе используйте короткие слова, состоящие из двух-трех звуков. Например, «дом», «кот». В будущем малыш не будет их читать, распознавать по буквам. Он увидит это слово в тексте и сразу произнесет. В этом заключается смысл техники быстрочтения.
При низкой технике чтения, ребёнку необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора очень трудной работы. Папа и мама допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция.
Приступать к прочтению небольших текстов можно тогда, когда школьник усвоил быстрое чтение фраз и словосочетаний. Темп закрепления навыка у всех детей разный. Не торопите, если школьник замешкался. Иногда нужно возвращаться к простому, уже пройденному материалу. Это повысит интерес к занятиям, снизит эмоциональное напряжение, настроит на успех. И только в этом случае техника быстрого чтения будет давать результаты.
Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.
Режим щачтения дящего – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых.
Многократное чтение
Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз
Читайте вместе
Чтобы увеличить скорость чтения ребенка, можно и нужно заниматься, причем, делать это систематически. И родителям тут придется приложить определенные усилия, проявить настойчивость, возможно, преодолеть собственную лень, ведь нужно заниматься каждый день, но благородная цель – дальнейшее развитие ребенка – того стоит. Делайте все с любовью и ваши занятия не оттолкнут дитя от чтения, а наоборот, заинтересуют.
Мнимое слово
Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.
Кто быстрее?
На сдвоенных партах рассыпаны статьи. Их в три раза больше, чем детей. Требуется найти в статьях данное предложение. По команде “Начали!” каждый ученик берет статью, “скользит” по тексту в поисках данного предложения. Вопросы по содержанию текста не даются. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент.
Групповая работа
Читая на ночь любимую сказу, предложите малышу прочитать часть текста самостоятельно. Похвалите его, даже если прочитано так себе. Попросите ребенка пересказать прочитанное, ответить на вопросы. Это тоже, своего рода, занятия, о которых ваше чадо даже не подозревает и потому не станет упрямиться.
Пусть у вас в доступном месте будет детская литература, красочные журналы, книги, любая печатная продукция, которая может заинтересовать вашего юного следопыта. Очень может пригодиться детская энциклопедия. Там, как правило, яркие картинки, текст изложен доступно и разбит на небольшие блоки. Можно поиграть с ребенком, задавая вопросы на различные темы из этой книги, привлекая его, таким образом, к чтению. так как всякая тренировка начинается с разминки, это правило подойдет и здесь.
Начните свой домашний урок с проговаривания гласных, согласных букв, а также их сочетаний.
Например: Аоуыиэ, ауэиоы, оауэиы; ж-с-з-ш, б-п-д-т, ж-г-к-ш; ва-вя, лу-лю, ма-мя;
Читайте любые известные вам скороговорки: ехал грека через реку…; шла Саша по шоссе…; на дворе трава…;Помогают совершенствованию техники чтения и развитию речи упражнения, которые я систематически применяю на уроках .
1. Звуковая разминка
С самого начала обучения грамоте по “Букварю”, в качестве разминки перед чтением, чтобы избежать нечеткости произношения, вводил упражнения, развивающие подвижность речевого аппарата. Дома перед зеркалом учащийся упражняется самостоятельно.
· Артикуляция. Гласные: а, о, у, ы , и, э
· Дифтонги: ыа, иэ, уо
· Сочетания: а - у, а - о, ы - и, э - а, и - о, аоуиэ , аиуоэ
· Согласные: з - с - ж, ш - ж - с
· Согласные и гласные: же, че, ща, жра, жри
· Согласные и дифтонги: иэс, ыам, уот
· Слова, трудные для произношения
· Скороговорки: На дворе трава, на траве дрова.
2. Словарная работа
На уроках внеклассного чтения учащиеся на карточках приносят слова, значение которых им непонятно. Эти слова дети слышат по телевизору, в разговоре взрослых. Вот какие слова заинтересовали детей в 3-м классе: дегустатор, хобби,чело, агитбригада и т.д. Ребенок приносит карточку со словом, значение которого объясняет он сам или я. С этими словами составляем предложения.
3. “Фотоглаз”
Чтобы помочь детям научиться читать целыми словами, использую прием “ фотоглаз ”. Цель этого вида работы: развитие поля зрения, зрительного восприятия слов. Этот прием вводился с периода обучения грамоте, постоянно усложняя его:
а) за короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение;
б) за отведенное время ученик должен “сфотографировать” столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово.
Дети очень любят этот вид работы, для них это как бы игра. А результатом является то, что медленно читающие слова в тексте ученики, быстро их “фотографируют” и произносят.
4. “Молния”
Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения про себя с чтением вслух.
Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по моей команде “Молния!” и продолжается с 20 сек. (в начале) до 2-х минут. Упражнение используется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости.
5.Еще хорошо помогают зрительные диктанты.
Диктант накрывается плотным листом . Лист подвигают вниз, ребенок в течение определенного времени (от 4 до 8 секунд) читает молча это предложение и старается запомнить. По истечении времени взрослый накрывает это предложение вторым листом и предлагает ученику записать его в тетради.
Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели. Поэтому делайте замеры скорости чтения. Ребенок читает одну минуту и подсчитывает количество прочитанных слов, записывает в “Таблицу достигнутых результатов”.
Ребенок должен видеть свои достижения!
Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.
Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите ребенка.
Совершенствование техники чтения осушествляется с помошью различных видов упражнений. Все предложенные упражнения должны вводится с первого класса. И только чтение способно сформировать и дать возможность ребенку более точно и правильно воспринимать и понимать окружающий мир.