Тема урока: Как появляются многозначные слова.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Цель: выяснить причины появления у слова нескольких значений.
Предметные УУД:
- уточнить представление о многозначных словах;
- учить находить эти слова в тексте и применять в речи;
- упражнять детей в отработке действий работы со словарем;
- уметь различать слова разных тематических групп;
Метапредметные УУД:
познавательные - содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока и стремлению её выполнить;
соотносить изученные понятия с реальной жизнью;
коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
регулятивные - содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке.
Личностные УУД:
-способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению, воспитанию положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка.
Оборудование и материалы:
- учебник: С. В Иванов, М.И. Кузнецова «Русский язык. 2 класс» - в двух частях, часть 2;.
- мультимедиа проектор, компьютер, интерактивная доска;
- презентация.
Методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно – иллюстративный, словесный, практический.
Технологии: ИКТ
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Николаевна. Я проведу у вас сегодня урок русского языка. Тема интересная, удивительная и сложная. Нам предстоит преодолеть трудности. Ребята, поднимите руки те, кто не боится трудностей.
-Я прочту стихотворение, а вы выполняйте все действия по порядку.
Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь, за работу я возьмусь.
Запишем число, классная работа.
Минутка чистописания
Пропишем сочетание оя. Обратите внимание на соединение (нижнее). Оно пригодится нам при написании словарного слова.
Словарная работа.
Отгадайте загадку:
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает,
Кто зовет к нам холода?
Знаешь ты? Конечно да
слайд.(ноябрь)
Какие опасные места встретились в этом слове?
Слайд
Запишем его в тетрадь.
Как вы думаете, что обозначает это слово? Обратимся к толковому словарю.
Сколько значений у него?
Как называют слова, у которых одно значение?
(однозначные)
Послушайте еще одну загадку:
Я порядок соблюдаю
Нарушителей ругаю
Нынче в классе я не шумный
Потому что я …….
Слайд дежурный
Какое опасное место встречается
Запишем его правильно в тетрадь.
Определим значение слова дежурный.
Слайды
Сколько значений у этого слова?
(много)
Как называют слова у которых много значений?
(многозначные)
У вас на столах лежат таблички. Заполним первую строку.
Слайд
А кто знает, как появляются многозначные слова? Так что же мы должны узнать сегодня на уроке?
Слайд Как появляются многозначные слова
Открытие новых знаний.
Откройте учебники на с.35
Рассмотрите рис.1 и 2 и прочитайте подписи к ним.
Объясните значения выделенных слов. Обратимся к толковому словарю.
Иголки елки похожи на что? На иголку для шитья. Сходство по форме.
В какой столбик в нашей табличке запишем слово иголка? Запишем.
Рассмотрим картинки 3 и 4 и прочитаем подписи к ним. Объясните значение выделенных слов. Обратимся к словарю.
Так почему же осень называют золотой? (желтые листья). Сходство по признаку.
В какой столбик запишем слово золотой? Записываем.
Прочитаем сообщение, которое открывает ключик.
Физминутка.
Рассмотрим картинки внизу страницы и прочитаем предложения к ним. Назовите выделенные слова. Посмотрите значение этого слова в словаре.
По какому признаку здесь сходство? Сходство по действию.
В какой столбик запишем слово идут? Запишем.
Так, как же появляются многозначные слова?
(на основе сходства предметов, признаков, действий между собой)
Переверните страницу учебника упр.№1
Прочитайте словосочетания и объясните значения выделенных слов.
Хвост- задняя часть тела зайца. Дети, это прямое значение слова хвост.
На доску табличку .
Как вы думаете, почему можно сказать хвост очереди?
(Происходит перенос значения с одного предмета на другой.)
Это переносное значение слова хвост .Запишем слово в нашу табличку.
На доску табличку.
Аналогичная работа со словосочетаниями стальная проволока- стальная воля, золотое украшение- золотое сердце. Запишем в таблицу слово стальной.
Итак, какие же значения могут быть у многозначных слов? (прямые и переносные)
слайд
Давайте запишем наш вывод в таблицу.
Подведение итога
Какой вывод можно сделать после проделанной работы? Как же появляются многозначные слова?
(у слов появляются другие значения чем-то похожие между собой по предмету, признаку или действию)
А так же?
(слова имеют несколько значений и могут употребляться в прямом и переносном значении)
Работа в парах. Ребята, у вас на столах лежат слова. Вам нужно разложить их в два столбика в первый - слова с прямым значением, а во второй - с переносным значением. На доске тоже будут работать два человека.
Проверка работы. Выставление оценок.
Итог урока. Рефлексия
Смогли ли мы с вами ответить на вопрос, поставленный в начале урока как появились многозначные слова?
Молодцы!
Оцените свою работу с помощью смайлика
– Мне всё понятно, с заданиями справляюсь легко.
- Мне кое-что не понятно, надо поработать ещё.
- Ничего не понимаю, нужна помощь
IX. Д/з из толкового словаря выписать по одному многозначному слову- предмету, признаку, действию.
Самоанализ урока
Тип урока-: урок изучения новых знаний.
Я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. Свой урок строила в соответствии с ФГОС.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими действиями. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования второклассников, соответствовал их жизненному опыту.
Начало урока прошло организовано.
На этапе актуализации проведена минутка чистописания, которая была связана с изучаемым новым словарным словом. Словарная работа направлена на подведение детей к понятиям однозначных и многозначных слов.
Следующий этап урока – выявление затруднений и постановка проблемы, на мой взгляд, самый важный, так как на этом этапе формируется тема, определяются задачи урока, и, главное, происходит осознание учащимися того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить. Образовательная цель являлась главной на протяжении всего урока. Для решения этой цели учащиеся проявили себя в умении анализировать информацию, рассуждать, отвечать на поставленные вопросы. использовала такие виды работы: работа со словарем, учебником, фронтальная, индивидуальная работа
Одна из задач учителя начальных классов – работать над формированием коммуникативных УУД. На этапе закрепления была организована работа в парах.
Внимание на уроке уделяю рефлексии, поскольку новое учебное действие зафиксируется только тогда, когда произойдёт осознание учащимися результата своей учебной деятельности.
Я считаю, что поставленная мною цель – достигнута. На всех этапах урока учащиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность
Одним из требований к современному уроку является использование ИКТ. Думаю, что наглядность, которая использовалась на уроке, способствовала лучшему усвоению программного материала и развивала интерес к изучаемой теме.
Психологический микроклимат на уроке был комфортным.