СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как совесть Незнайку мучила совесть

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представление у суворовцев об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслении нравственного по­нятия «совесть»; развивать этические нормы поведения в обществе.

Просмотр содержимого документа
«Как совесть Незнайку мучила совесть»

Как совесть Незнайку мучила

(ответственность за свои поступки)


Цель: Сформировать представление у суворовцев об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслении нравственного по­нятия «совесть»; развивать этические нормы поведения в обществе.

Форма: Классный час - игра.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание суворовцами того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей , развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты: развитие рефлексии « чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Оборудование:

мультимедийная презентация, ноутбук, раздаточный материал, Литературная подсказка Отрывок из романа — сказки Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».


Совесть! Без тебя нет во мне ничего,

возвышаю­щего меня над животными.

Жан Жак Руссо

Литературная подсказка

Отрывок из романа — сказки Н. Носова «Не­знайка в Солнечном городе».


Ход классного часа


Я думаю, вы все читали книгу «Незнайка в Солнечном городе», и хорошо помните, как Незнайка превратил одного из коротышек в осла. Если забыли, сейчас я вам напомню.

Отрывок из романа Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе»:


«Незнайка лежал в темноте, ворочался с боку на бок и грустно вздыхал. Он мысленно разговари­вал сам с собой, и от этого ему казалось, что с ним разговаривает какой-то находящийся внутри его голос.

«Он ведь сам виноват, — оправдывался Незнай­ка. — Он ведь толкнул меня! Что же, я молчать должен?»

«Подумаешь, какой важный! Уж и не толкни его! — отвечал голос. — Ну толкнули тебя, и ты толкнул бы!»

«Толкнул бы! — проворчал Незнайка. — Зна­чит, я драться должен? Драться нехорошо!»

«Ишь ты! Нехорошо! — передразнил голос. — А то, что ты сделал, хорошо разве? А если бы тебя кто-нибудь превратил в осла?»

«А чего он толкается?» — упрямо твердил Не­знайка.

«Ну что ты заладил «толкается, толкается»! Ты ведь знаешь, что он нечаянно».

«Ничего я не знаю».

«Знаешь, знаешь! От меня, братец, не скроешь!»

«А кто ты, что от тебя ничего не скроешь?» — насторожился Незнайка.

«Кто? — с усмешкой переспросил голос. — Буд­то не узнаешь? Ведь я твоя совесть».

«А! — вскричал Незнайка. — Так это ты? Ну тогда сиди себе и молчи! Ведь никто ничего не ви­дел и никто ничего мне не скажет».

«А ты боишься, как бы тебя не побранил кто-нибудь за твое мерзкое поведение? А меня ты со­всем не боишься? И напрасно. Я вот начну тебя мучить так, что ты жизни не будешь рад. Ты еще увидишь, что тебе стало бы легче, если бы кто-ни­будь узнал о твоем поступке и наказал за него...»

«Послушай, — сказал Незнайка. — А где ты была до этого? Почему раньше молчала? У других коротышек совесть как совесть, а у меня какая-то змея подколодная!- Притаилась там где-то, сидит и молчит... Дождется, когда я сделаю что-нибудь не так, как надо, а потом мучит».

«Я не так виновата, как ты думаешь, — начала оправдываться совесть. — Вся беда в том, что я у тебя еще слишком маленькая, неокрепшая и голос у меня еще очень слабый. К тому же вокруг часто бывает шумно. В особенности днем. Поэтому я люб­лю разговаривать с тобой ночью, когда вокруг тихо и ничего не заглушает мой голос».

Еще долго не спал Незнайка. Думал, что коро­тышка-осел голодный, спит где-нибудь на холод­ной земле под открытым небом...»


Воспитатель организует обмен мнениями среди суворовцев по вопросам:


1. Почему Незнайка не мог заснуть?

(Его мучила совесть, он превратил коротышку в осла.)

2. Думал или нет Незнайка о последствиях своих поступков?

(Нет, он поступил необдуманно, безответствен­но. Поэтому пострадал другой человек.)

3. А что такое ответственность?

Ребята отвечают. Подытоживая ответы суворовцев, Воспитатель скажет о том, что ответственность — необходимость отве­чать за свои поступки. Способность человека созна­тельно выполнять определенные требования и осу­ществлять поставленные задачи.

Если человек нарушил законы, наступает ответ­ственность юридическая, а если нравственные нор­мы — моральная ответственность, но в любом слу­чае за безответственное поведение человеку обяза­тельно придется нести ответственность.

Незнайка не нарушал законов Солнечного горо­да, а вот нравственные нормы нарушил и от этого страдает.

4. Почему Незнайка не доволен своей совестью?

(Она ему вовремя не подсказала, как себя вести, она у него маленькая.)

5. Мог Незнайка поступить иначе? Был ли у него выбор?

(Да, он мог не превращать коротышку в осла, но разозлился и сделал это.)

6. Бывали с вами случаи, когда совесть спала? Как вы поступали в этих случаях?

Некоторые ребята отвечают, а те, которые не хотят сказать о своих некрасивых поступках, пишут на листочках).

7. А за какие свои поступки вы могли бы гордиться?

8. Что бы вы посоветовали Незнайке?

Давайте попытаемся объяснить Незнайке, что та­кое совесть.

Совесть — это нравственный ориентир человека, его душевный компас, который предупреждает о недопустимости тех или иных, часто очень соблазнительных дей­ствий и наказывает мучениями за неправильно сде­ланный выбор.

Человек должен работать над собой, чтобы его совесть не осталась «маленькой».

Давайте посоветуем не только Незнайке, но и себе почаще «разговаривать» со своей совестью, со­ветоваться, постоянно «будить» ее, чтобы потом не раскаиваться.

ВЫВОДЫ

Возможные выводы суворовцев:

• Выбор поступков всегда имеет определенные последствия как для окружающих, так и лич­но для человека. А за последствия приходит­ся отвечать.

• Выбор и ответственность взаимосвязаны.

• Человеку приходится самому решать, как по­ступить и самому нести ответственность за свой выбор.


Воспитатель: Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляет след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветли­вы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и де­вочек, для спокойных и шаловливых.














обида

вина

стыд









чувства









огорчение

Тяжесть на душе

грусть










Тренинг «Как не попасть в сети зла?

Воспитатель. Как же не попасть в сети зла? Объясню на пальцах. Объяснение.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло?

*Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик.

Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик.

Постепенно зло достигает вершины. Это-третий пальчик

А дальше все быстро – стремительное падение человека. Это четвертый пальчик

Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. Это-5 пальчик

(Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.) Какой надежный щит поставить на пути зла?


Кроссворд.

Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».

  1. Чувство, которое испытывают люди, которых вы огорчили, обидели?

  2. Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.

  3. Недоброе чувство, мысль или дело.

  4. Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.

  5. Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.

  6. Состояние полной, высшей радости.


Вам, будущим военным офицерам, предстоит служить. Какое крылатое выражение существует в народе? Служить как? Как вы это понимаете?


Обсуждение ситуаций о поведении в общественных местах


1-я ситуация

Представим себе, что вы всем классом выходите гурь­бой после просмотра фильма из зала. Толкаетесь. Некото­рые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому лок­тями расталкивают соседей. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружаю­щие ребята?

Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: «Ну что толкаешься?!» Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув на пострадавшего.

Можно представить и переживания упавшего мальчи­ка, и огорчение попавших в толкучку, которую создали ре­бята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.

Как бы вы поступили в данном случае?

(Ребята предлагают свои варианты решения проблемы )


2-я ситуация

Вот ребята из параллельного класса идут на экскурсию в музей. Еще издали слышно, что идет много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить ножку впереди идущему. Но вот встретился ки­оск с мороженым и соками. Сразу же у киоска возникла толпа. Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Уче­ники даже не слышат Воспитательницу. Наконец, класс подхо­дит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли попадают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недо­вольство и возмущение.

В этой ситуации мы опять встречаемся с людьми, кото­рые приносят окружающим неприятности.

Каковы пути разрешения данной ситуации?

(Ребята вновь предлагают свои варианты решения проблемы.)

Вывод:

Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вес­ти себя, уважать, щадить и беречь друг друга.


Задание «Собиралки»

Нужно собрать пословицы (у каждой команды лежат на столе конверты со словами пословиц).

Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. Итальянская пословица.

В ком стыд, в том и совесть. Русская пословица.


Воспитатель: Ребята, а теперь я предложу вам некоторые правила «Не». Пожалуйста, познакомьтесь с этими «Не» повнимательнее.

Два участника читают поочередно:

  • Не спеши первым сесть за стол.

  • Не разговаривай во время еды.

  • Не забывай закрыть рот, когда жуешь.

  • Не чавкай.

  • Не рвись первым выскакивать в двери.

  • Не перебивай говорящего.

  • Не кричи и не повышай голос.

  • Не размахивай руками.

  • Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

  • Не передразнивай говорящего.

  • Не делай вид в общественном транспорте, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.

  • Не вмешивайся в чужой разговор, а в случае необхо­димости — произнеся слово «Простите».

  • Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаян­но толкнул.

  • Чихай только в носовой платок.

  • Не держи руки в карманах.

  • Не причесывайся где попало.

  • Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

  • Не произноси слов, точное значение которых тебе не известно.

  • Не используй в своей речи сленг или слова-паразиты.

  • Не считай себя центром вселенной, это всегда помо­жет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

Воспитатель начинает урок с притчи “Бабочка”:

– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:

– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Все в твоих руках…



















Вопросы суворовцам:

– Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки).

– Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить)

– Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)

– А сохранение ее жизни? (это добро)

Воспитатель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», –  гласит русская пословица.


Упражнения совести.

«Минута раскаяния»

Воспитатель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала,  нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При  такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека.  А иначе – блуждание в потемках.

Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».


Рефлексия.

Заполните ступеньки пирамиды, вершина которой совесть.