Как влияет знание основного закона природы на формирование личности
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся
связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые (Д.Хевеши).
Прочитал об одной правдивой истории, которая вдохновила меня переосмыслить подход к школьному образовательному процессу и сделать некоторые выводы, чтобы поправить ситуацию к лучшему. Вначале небольшой пересказ своими словами.
Однажды в одной из школ учителя физики, химии, биологии и др. попросили на уроках учеников ответить на вопрос: какие вы знаете основные законы, объясняющие явления природы, и почему считаете их основными?
В общем-то, ничего неожиданного не произошло. Как обычно, на их уроках были соответственно перечислены законы физики, химии или биологии. Дети выделили основные законы природы в зависимости от урока в школьном расписании: на уроке физики таковыми оказались законы Паскаля, Архимеда, закон сохранения энергии, закон Ома и т. д.; на уроке химии — закон сохранения массы вещества, периодический закон, закон Авогадро; на уроке биологии — закон естественного отбора, законы Менделя и т.д. и т.п. Выпускники не понимали, что к основным законам природы следует отнести наиболее общие законы, изучаемые различными науками.
Например, закон сохранения и превращения энергии является основой для объяснения явлений, которые изучаются и механикой, и молекулярной физикой, и термодинамикой, и электродинамикой, и химией, и биологией. На основе этого закона можно объяснить законы Джоуля — Ленца и Ома, правило Ленца, поставленные выпускниками в один ряд с законом сохранения энергии. Казалось бы, что ничего страшного нет в том, что ученики не могут назвать основные естественные законы природы. Но ведь это означает, что будущие выпускники не понимают роль этих законов в объяснении явлений и фактов, изучаемых на уроках, не обращаются к ним при объяснении физических, химических, биологических явлений, которые встречаются в повседневной жизни. Знания о природе у них есть, но они состоят из множества фактов, явлений, формул, правил, не объединённых на единой основе, не собранных в пазлы для рассмотрения всеобщей картины в целом. А значит, страдают их мировоззрение и миропонимание.
В сознании любого человека, в особенности молодого, знания об окружающем мире не просто преломляются, как «солнце в малой капле воды», они во многом формируют отношение человека к миру, влияют на его нравственные качества, особенно в детском возрасте. Не просто знания о природе, а глубокое проникновение в тайны природы, через которое раскрывается обаяние науки, возникает благоговение ребёнка перед нею, — вот что имеет воспитательную силу и может помочь ученику полюбить идею и истину, помогает ставить духовные наслаждения выше телесных, духовные достоинства выше случайных преимуществ.
Известно, что ни одна книга или учебник не может содержать всей полноты знаний в какой-либо предметной области. Поэтому современный человек обучаясь, например, в специализированной школе или по инженерной специальности в ВУЗе, должен в первую очередь научиться самостоятельно добывать различную полезную информацию как для решения конкретных задач, так и в поиске ответа на поставленный вопрос и при этом обращаться не только к необходимой литературе, но и к своему личному жизненному опыту, а так же к уже известным знаниям других людей, живших в прошлом. Таким образом человек в течении всей своей жизни постепенно осваивает в семье ли, в школе или в ВУЗе различные знания и навыки (практика освоенных знаний), которые позволяют ему быть востребованным и полезным членом общества и иметь определённый социальный статус, что в совокупности позволит иметь лучшее качество жизни. Именно поэтому сегодня всячески приветствуется самообразование.
Что делать нам, взрослым? Во-первых, самим учителям необходимо постоянно заниматься самообразованием и расширять свой кругозор, уметь видеть мир в целом, в его многообразии и единстве, быть любознательными и терпимыми к своим ученикам, находя слова для общения и побуждения молодых сердец к творческому поиску. Во-вторых, на любом уроке учить детей быть наблюдательными, записывать (фиксировать) факты своего наблюдения, систематизировать разрозненные факты и учиться делать статистические выводы, анализировать и стараться давать объективную оценку, высказывая своё мнение об исследованных фактах в коллективе, не затрагивая при этом личности.
Вот так наука, а именно целостный взгляд на мир, при разумном содействии учителя в итоге поможет сформировать и воспитать из ребёнка зрелую личность.