СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН учебной дисциплины ОП.03. Основы микробиологии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН учебной дисциплины ОП.03. Основы микробиологии»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Московской области

«Сергиево-Посадский аграрный колледж»

(ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский аграрный колледж»)




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебной дисциплины



ОП.03. Основы микробиологии







Преподаватель

Марчева Ольга Олеговна

















Сергиев Посад

2019г.

Инструкция

по составлению календарно-тематического плана

учебной дисциплины

Календарно - тематический план преподавателя является обязательным документом,

способствующим организации учебного процесса по предмету, обеспечивающим

методически правильное планирование выполнения учебной программы в строгой

последовательности и увязки со смежными предметами.

1 .Календарно-тематический план дисциплины составляется на учебный год в

соответствии с учебным планом, рабочей программной и должен учитываться уменьшение учебного времени на изучение дисциплины, установленное при тарификации.

2. Форма календарно - тематического плана должна соответствовать установленному

образцу.

3. Содержание и последовательность изучения разделов и тем в календарно­

тематическом плане дисциплины должны полностью соответствовать утвержденной рабочей программе.

4. Разработанный календарно - тематический план рассматривается на заседаниях

цикловой методической комиссии и утверждается директором техникума/колледжа.

5. Все изменения, которые необходимо внести в календарно-тематический план

должны обсуждаться на заседании цикловой методической комиссии.

6. Срок утверждения и составления календарно - тематического плана не должен

превышать 5 дней с начала планируемого периода.

7. Ежегодно календарно-тематический план пересматривается на заседаниях цикловых

методических комиссий, результат протоколируется и затем вновь утверждается директором техникума/колледжа.

8. Порядок заполнения календарно-тематического плана следующий:

В графе 1«№ занятий» последовательно проставляются номера занятий, которые

должны соответствовать занятиям, зафиксированным в учебном журнале соответствующей дисциплины.

В графе 2 «Наименование разделов и тем» последовательно планируется весь материал

программы, разделенный по разделам и темам, а темы по узловым вопросам.

В графе 3 «Количество часов» определяется количество часов, которое необходимо

затратить на усвоение соответствующих дидактических единиц.

Количество времени на одно учебное занятие должно по продолжительности

соответствовать 2 академическим часам.

В графе 4 «Календарные сроки изучения» обозначаются расчетные сроки изучения

разделов и тем, по месяцам, например: «сентябрь», «октябрь» и т.д.

При определении сроков изучения материалы необходимо учитывать дни,

совпадающие по времени с праздничными днями, и способы изучения материала,

совпадающего с этими днями: сокращение теоретического материала, самостоятельное

изучение его, подготовка докладов, рефератов или др.

Заполнение 2-й,3-й. и 4-й граф производится только после тщательного анализа

рабочей программы, максимально учитывающего тематический план учебной дисциплины, здесь же планируется повторение учебного материала, контрольные и самостоятельные работы.

В графе 5 «Вид занятий» указывается вид занятий: урок, лекция, семинар,

практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, самостоятельная работа,

консультация, практика, курсовое проектирование, курсовая работа, экскурсия, конференция, диспут, деловая игра, решение производственных ситуаций или профессиональных задач и т.д.

Графа 6 «Наглядные пособия» должна содержать обязательный минимум наглядных

пособий, которые необходимо продемонстрировать по данной теме (графы 5 и 6 могут

корректироваться при подготовке преподавателя к учебным занятиям). При применении

информационных технологий они также должны быть прописаны в графе.

В графе 7 «Задание для самостоятельной работы студентов» указывается содержание

и объем материала, предназначенного для самостоятельной внеаудиторной работы студентов в соответствии с рабочей программой.

В графе 8 «Домашнее задание» указываются страницы и номера литературы в

соответствии с разделом «Литература» рабочей программы или другой вид домашнего

задания.

На последней странице календарно-тематического плана указывается основная и

дополнительная литература, которая используется преподавателем, в соответствии с рабочей программой.



































Министерство образования Московской области

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Московской области «Сергиево-Посадский аграрный колледж»


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной (учебно-производственной) работе

_________/_____________/

«___»___________ 20___ г.


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной (учебно-производственной) работе

_________/_____________/

«___»___________ 20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной (учебно-производственной) работе

_________/_____________/

«___»___________ 20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной (учебно-производственной) работе

_________/_____________/

«___»___________ 20___ г.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Преподаватель

Марчева Ольга Олеговна

ОбщепрофессиональнаядисциплинаОП.03. Основы микробиологии

Специальность:36.02.01 Ветеринария (базовыйуровень)

Составлен в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины, утверждённой ___________________________________________________________

группа 13, I курс

Рассмотренна заседании предметной (цикловой) комиссии общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей специальности 36.02.01 Ветеринария

Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ______

Председатель предметной (цикловой) комиссии ______________ / Матвеев А.А./

Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ______

Председатель предметной (цикловой) комиссии _______________/_______________


Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ______

Председатель предметной (цикловой) комиссии _______________/______________











3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 1

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:


Лабораторные занятия

8

Практические занятия

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20


Форма итоговой аттестации обучающихся за ІII семестр по учебной дисциплине – комплексный дифференцированный зачет.


































Содержание обучения по учебной дисциплине

Таблица 2а

№ занятия

Наименование разделов ПМ, тем занятий по МДК

Обязательная учебная нагрузка

Коды формируемых компетенций

Материально- техническое и информационное обеспечение обучения (№ позиций из таблиц 2а,2б,2в)

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Формы и методы контроля

Примечание

Кол-во часов

Вид занятия

ОК

ПК

Вид занятия

информационное обеспечение (№ позиций из таблиц 3а, 3б, 3в, 3г)

Кол-во час.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


Раздел 1: Основы общей микробиологии












Тема 1.1. Морфология микроорганизмов. Основы классификации микроорганизмов











Основные группы микроорганизмов: бактерии, микроскопические грибы, вирусы, хламидии, риккетсии, микоплазмы. Принципы классификации микроорганизмов.

Морфология, полиморфизм бактерий. Движение бактерий. Приспособление бактерий к условиям внешней среды. Капсулообразование и спорообразование, их биологическое значение.

2

урок

1-9

1.3., 2.1., 2.3., 4.2.

1, ОИ1, ДИ 2, ЭОР 1, ИР-1, ИР-4




Входной контроль- Устный опрос

Конспект по лекции

Составить сообщение на тему: «История микробиологии»


Морфология микроскопических грибов. Лучистые, плесневые и дрожжевые грибы. Общее понятие о риккетсиях. Морфологические особенности, сходство и отличие риккетсий от вирусов и бактерий. Общее понятие о микоплазмах. Морфология, сходство и отличие микоплазм от вирусов и бактерий.

Общее понятие о хламидиях.

2

урок

1-9

1.3., 2.1., 2.3., 4.2.

1, ОИ1, ОИ 2, ЭОР 1, ЭОР 2, ИР-1, ИР-4




Письменный опрос

Подготовка к устному опросу

Составить сводную таблицу по способам окраски микроорганизмов

Техника безопасности при работе с инфекционным материалом и больными животными. Правила асептики при работе с биоматериалом. Изучение устройства микроскопа и правил пользования им.

2

Лабораторная работа №1

1-9

1.3., 2.1., 2.3., 3.8., 4.1., 4.2.

1, 2, ИР-1, ИР-3, ИР-4




Анализ и оценка навыков и умений

Оформление лабораторной работы, подготовка к защите

Простая окраска препаратов; окраска по Граму, Цилю-Нильсену, Романовскому- Гимзе, Бурри- Гинсу, Морозову. Окраска спор и капсул.

2

Лабораторная работа №2

1-9

2.3., 3.4., 4.2.

1, 2, 3, ЭОР 2, ИР-1, ИР-2




Анализ и оценка навыков и умений

Оформление лабораторной работы, подготовка к защите

Изготовление и окрашивание препаратов из органов и мазков из непатогенных бактериальных культур. Микроскопирование готовых окрашенных мазков. Изучение строения и формы микроорганизмов под микроскопом.

2

Лабораторная работа №3

1-9

1.3., 2.3., 3.7., 3.8., 4.2.

1, 2, 3, ОИ 1, ДИ 2, ЭОР 2, ИР-1, ИР-2




Анализ и оценка навыков и умений

Оформление лабораторной работы, подготовка к защите










1.Зарисовать строение бактериальной клетки.

2. Зарисовать строение микроскопических дрожжеподобных грибов рода Candida.

3.Зарисовать строение микроскопических грибов родов Microsporum, Trichophyton.

4.Зарисовать различные формы бактерий: кокковидную (кокки, диплококки, тетракокки, стрептококки, стафилококки), палочковидную (бактерии родов Clostridium, Bacillus).

5. Зарисовать строение микроскопа.

ОИ1, ОИ 2, ЭОР 1, ЭОР 2, ИР-1, ИР-4

5




Тема 1.2. Физиология микроорганизмов











Питание микробов. Классификация микробов по типам питания: аутотрофы и гетеротрофы. Дыхание микробов: аэробное, анаэробное и промежуточные формы между ними.

Ферменты микробов. Свойства и классификация микробных ферментов. Значение микробной ферментации в промышленности и ветеринарии. Экзотоксины и эндотоксины. Термогенные бактерии.

2

урок

1-9

1.3., 3.4., 4.2.

1, ОИ1, ОИ2, ДИ 2, ЭОР 1, ИР-2




Устный опрос

Составить схему классификации микроорганизмов по способам дыхания и питания

Изучение лабораторной аппаратуры (термостат, автоклав, сушильный шкаф, текучепаровой аппарат, центрифуга и др.), правил пользования ими. Подготовка и стерилизация лабораторной посуды, инструментов и питательных сред. Ознакомление с основными антисептическими веществами.

2

практическое занятие №1

1-9

2.2., 2.3., 3.5.,

1, 2, ДИ1, ЭОР 1, ИР-1, ИР-3, ИР-4




Анализ и оценка навыков и умений

Оформление практического занятия, подготовка к защите

Размножение микробов. Типы деления у различных групп микробов. Фазы роста бактериальных культур.

2

практическое занятие №2

1-9

1.3., 2.1., 2.3., 4.2.

1, 2, ОИ1, ЭОР 2, ИР-1, ИР-2




Анализ и оценка навыков и умений

Оформление практического занятия, подготовка к защите

Приготовление простых питательных сред. Специальные, элективные, дифференциально- диагностические питательные среды.

2

практическое занятие №3

1-9

1.3., 2.3.

1, 2, 3, ИР-1, ИР-2, ИР-4




Анализ и оценка навыков и умений

Оформление практического занятия, подготовка к защите










1.Подготовить конспект на тему: «Условия проникновения питательных веществ в микробную клетку и механизм питания» 2.Подготовить презентацию на тему: «Осмос. Тургор. Плазмолиз. Плазмоптис. Пиноцитоз. Фагоцитоз».

ОИ1, ОИ 2, ЭОР 1, ЭОР 2, ИР-1, ИР-4

5




Тема 3.Экология микроорганизмов и влияние внешних условий на них











Общие понятия о превращении веществ в природе и участии в этом процессе микроорганизмов. Превращение азота. Практическое значение этих процессов в сельском хозяйстве.

Превращение углерода. Понятие о брожении (спиртовое, уксуснокислое, маслянокислое, молочнокислое). Гидролиз клетчатки. Практическое значение и применение процессов брожения в сельском хозяйстве (силосование и дрожжевание кормов). Применение процессов микробного брожения в промышленности.

2

урок

1-9

1.1., 1.2., 2.1.

1, ОИ1, ДИ2, ЭОР 1, ЭОР 2, ИР-1, ИР-2




Устный опрос

Конспект по лекции

Подготовка к устному опросу

Микрофлора почвы. Роль микробов в формировании почв и повышении урожая сельскохозяйственных культур. Патогенные микробы в почве.

Микрофлора навоза. Термогенные микробы.

Микрофлора воды. Условия существования микробов в воде. Патогенные микробы в воде. Санитарная оценка воды: понятие о коли-титре, коли-индексе.

2

урок

1-9

1.1., 1.2., 1.3.,2.1., 4.1.

1, ОИ1, ДИ2, ЭОР 1, ЭОР 2, ИР-1, ИР-2




Устный опрос

Конспект по лекции

Подготовка к устному опросу

Микрофлора воздуха. Условия существования микробов в воздухе. Патогенные микробы в воздухе и пыли. Исследование воздуха. Нормальная микрофлора организма животного.

2

урок

1-9

1.1., 1.2., 1.3.,2.1., 4.1.

1, ОИ1, ДИ2, ЭОР 1, ЭОР 2, ИР-1, ИР-2




проверочная работа


Подготовка конспектов к проверке

Влияние физических факторов (температура, высушивание, давление, свет, ионизирующая радиация, электричество, ультразвук, ультрафиолетовые лучи и др.) на микроорганизмы. Действие химических веществ, рН среды. Влияние биологических факторов. Бактериофагия. Микробные ассоциации в природе и организме животных.

2

практическое занятие №4

1-9

1.3., 2.1., 4.1., 4.2.

1, 2, ОИ 1, ДИ 2, ЭОР 1, ЭОР 2, ИР-2, ИР- 3




Анализ и оценка навыков и умений

Оформление практического занятия, подготовка к защите

Чувствительность микроорганизмов к антибиотикам. Фитонциды.

Бактериостатическое и бактерицидное действие. Понятие о стерилизации, пастеризации, тиндализации, дезинфекции, асептике, антисептике. Методы стерилизации, применяемые в ветеринарии.

2

практическое занятие №5

1-9

1.3., 2.1., 2.2.,3.5., 4.1., 4.2.

1, 2, 3, ОИ1, ДИ1, ДИ 2, ИР-5, ИР-6




Анализ и оценка навыков и умений

Оформление практического занятия, подготовка к защите

Ознакомление с техникой посева микробов на питательные среды, ростом культур на питательных средах.

2

Лабораторная работа №4

1-9

1.3., 2.1., 2.2., 2.3., 4.2.

1, 2, 3, ИР-1, ИР-2, ИР-3




Анализ и оценка навыков и умений

Оформление лабораторной работы, подготовка к защите










1.Подготовить сообщение на тему: «Бактериологическое исследование почвы». 2.Подготовить презентацию на тему: «Бактериальные удобрения». 3.Подготовить реферат на тему: «Процесс самоочищения рек, озёр и других естественных водоёмов». 4.Подготовить сообщение на тему: «Методы очистки воды». 5.Подготовить сообщение на тему: « Микробы – продуценты ферментов и витаминов в кишечнике животных».

ДИ 2, ЭОР 1, ЭОР 2, ИР-1, ИР-2, ИР-4

10




Тема 4. Основы учения о вирусах











Основные принципы классификации вирусов. Отличие вирусов от других микроорганизмов.

Морфология вирусов. Очистка и концентрирование вирусов. Устойчивость вирусов к различным физическим и химическим факторам. Культивирование вирусов в культурах ткани и куриных эмбрионах. Техника заражения куриных эмбрионов и культуры фибробластов. Патогенные свойства вирусов. Вирусологическое исследование.

2

урок

1-9

1.3., 2.1., 2.2., 2.3., 4.2.

1, 2, ОИ 1, ДИ 2, ЭОР 1, ЭОР 2, ИР-1, ИР-2, ИР-3, ИР-4

.



Письменный опрос

Конспект по лекции


Составить сравнительную таблицу по устойчивости вирусов к действию различных физических и химических факторов


Тема 2.1. Патогенные микроорганизмы











Формы взаимоотношений между микро- и макроорганизмами. Сущность болезнетворного действия микробов. Патогенность и вирулентность микробов. Изменение вирулентности под влиянием различных факторов.

2

урок

1-9

1.3., 2.1., 4.2.

1, ОИ1, ЭОР 1, ЭОР 2, ИР-1, ИР-2, ИР-3, ИР-4




фронтальный опрос

Конспект по лекции

Подготовка к письменному опросу










1.Подготовить презентацию на тему: «Места внедрения и локализации микробов в организме». 2.Подготовить конспект на тему: «Инфекция; инфекционная болезнь. Условия возникновения и развития инфекционной болезни, понятие о заражении и заболевании. Значение состояния организма животного в инфекционном процессе».

ОИ1, ЭОР 1, ЭОР 2, ИР-1, ИР-4

5




Тема 2.2. Отбор патологического материала











Ознакомление с техникой вскрытия трупов животных, изготовлением мазков-отпечатков из органов и тканей. Правила отбора патологического материала (паренхиматозные органы, трубчатые кости, кровь, кал, моча).

2

урок

1-9

2.1., 3.2., 3.7., 3.8.

1,ЭОР 3, ИР-1, ИР-2, ИР-3, ИР-4




письменный опрос

Конспект по лекции

Подготовка к устному опросу

Упаковка и пересылка патологического материала, оформление сопроводительной документации. Правила хранения биоматериала.

2

урок

1-9

2.1., 3.2., 3.7., 3.8.

1, ЭОР 3, ИР-1, ИР-2, ИР-3, ИР-4




устный опрос

составить схему способов консервирования патологического материала

Комплексный дифференцированный зачет

2

урок
















Материально-техническое обеспечение обучения

Таблица 2б

№ п/п

Материально-техническое обеспечение обучения

1

2

1

компьютеры, принтер, мультимедийный проектор, обучающие видеофильмы, комплект учебно-методической литературы

2

Микроскопы биологические «Микромед 3 вар. 3-20»; набор окуляров и объективов; термостат; центрифуга лабораторная; весы электронные; электроплитка Pskova -2; холодильник Атлант «МХМ»

3

Шприцы одноразовые стерильные емк.1, 2, 5, 10, 20 мл; иглы инъекционные; иглы для взятия крови; стерилизаторы; ножницы прямые и изогнутые, прямо- и тупоконечные.

Веревки, щипцы для фиксации животных; термометры электронные; шпатели металлические; эксикатор; часы песочные на 1, 3, 5 мин.; пипетки глазные; скальпели; пинцеты анатомические и хирургические; фонендоскопы; кюветы эмалированные; колбы химические; капельницы; пастеровские пипетки; пробирки обыкновенные; палочки стеклянные; стаканы химические разные; спиртовки; стёкла предметные; стёкла покровные; чашки Петри; цилиндры мерные разные; марля; бинты; вата; перчатки хирургические; спирт-ректификат; дезинфицирующие средства разные; комплекты спецодежды и обуви; жгуты; бумага фильтровальная; пробки резиновые; кедровое масло; штативы лабораторные; набор красок для бактериологического исследования; сухие питательные среды.























4.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники (ОИ):

Таблица 3а

№ п/п

Наименование

Автор (ы)

Издательство, год издания

ОИ1

Основы микробиологии и иммунологии

Зверев В.В., Буданова Е.В.

Москва Издательский центр «Академия», 2014

ОИ2

Основы микробиологии, производственной санитарии и гигиены

Горохова С. С., Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А.

Москва Издательский центр «Академия», 2013

Дополнительные источники (ДИ):

Таблица 3б

№ п/п

Наименование

Автор (ы)

Издательство, год издания

ДИ1

Ветеринарная гигиена и санитария

Хакимов И.Н., Юнушева Т.Н.

Ростов-на-Дону, «Феникс», 2017

ДИ2

Основы микробиологии, санитарии и гигиены в сельскохозяйственном производстве

Заерко В.И., Веревкина М.Н., Светлакова Е.В.

Москва, Издательский центр «Академия», 2019


Электронные образовательные ресурсы:

Таблица 3в

№ п/п

Наименование

ЭОР 1

https://e.lanbook.com/book/112071?category=43784

ЭОР 2

https://e.lanbook.com/book/126153?category=43771

ЭОР 3

https://e.lanbook.com/book/126148?category=43775


Интернет- ресурсы:

Таблица 3г

№ п/п

Наименование

ИР-3

http://dic.academic.ru/

ИР-4

http://www.edudic.ru/ves/

ИР-5

http://zhivotnovodstvo.net.ru/home.html

ИР-6

https://www.activestudy.info