МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Московской области
«Сергиево-Посадский аграрный колледж»
(ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский аграрный колледж»)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебной дисциплины
ОП.03. Основы микробиологии
Преподаватель
Марчева Ольга Олеговна
Сергиев Посад
2019г.
Инструкция
по составлению календарно-тематического плана
учебной дисциплины
Календарно - тематический план преподавателя является обязательным документом,
способствующим организации учебного процесса по предмету, обеспечивающим
методически правильное планирование выполнения учебной программы в строгой
последовательности и увязки со смежными предметами.
1 .Календарно-тематический план дисциплины составляется на учебный год в
соответствии с учебным планом, рабочей программной и должен учитываться уменьшение учебного времени на изучение дисциплины, установленное при тарификации.
2. Форма календарно - тематического плана должна соответствовать установленному
образцу.
3. Содержание и последовательность изучения разделов и тем в календарно
тематическом плане дисциплины должны полностью соответствовать утвержденной рабочей программе.
4. Разработанный календарно - тематический план рассматривается на заседаниях
цикловой методической комиссии и утверждается директором техникума/колледжа.
5. Все изменения, которые необходимо внести в календарно-тематический план
должны обсуждаться на заседании цикловой методической комиссии.
6. Срок утверждения и составления календарно - тематического плана не должен
превышать 5 дней с начала планируемого периода.
7. Ежегодно календарно-тематический план пересматривается на заседаниях цикловых
методических комиссий, результат протоколируется и затем вновь утверждается директором техникума/колледжа.
8. Порядок заполнения календарно-тематического плана следующий:
В графе 1«№ занятий» последовательно проставляются номера занятий, которые
должны соответствовать занятиям, зафиксированным в учебном журнале соответствующей дисциплины.
В графе 2 «Наименование разделов и тем» последовательно планируется весь материал
программы, разделенный по разделам и темам, а темы по узловым вопросам.
В графе 3 «Количество часов» определяется количество часов, которое необходимо
затратить на усвоение соответствующих дидактических единиц.
Количество времени на одно учебное занятие должно по продолжительности
соответствовать 2 академическим часам.
В графе 4 «Календарные сроки изучения» обозначаются расчетные сроки изучения
разделов и тем, по месяцам, например: «сентябрь», «октябрь» и т.д.
При определении сроков изучения материалы необходимо учитывать дни,
совпадающие по времени с праздничными днями, и способы изучения материала,
совпадающего с этими днями: сокращение теоретического материала, самостоятельное
изучение его, подготовка докладов, рефератов или др.
Заполнение 2-й,3-й. и 4-й граф производится только после тщательного анализа
рабочей программы, максимально учитывающего тематический план учебной дисциплины, здесь же планируется повторение учебного материала, контрольные и самостоятельные работы.
В графе 5 «Вид занятий» указывается вид занятий: урок, лекция, семинар,
практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, самостоятельная работа,
консультация, практика, курсовое проектирование, курсовая работа, экскурсия, конференция, диспут, деловая игра, решение производственных ситуаций или профессиональных задач и т.д.
Графа 6 «Наглядные пособия» должна содержать обязательный минимум наглядных
пособий, которые необходимо продемонстрировать по данной теме (графы 5 и 6 могут
корректироваться при подготовке преподавателя к учебным занятиям). При применении
информационных технологий они также должны быть прописаны в графе.
В графе 7 «Задание для самостоятельной работы студентов» указывается содержание
и объем материала, предназначенного для самостоятельной внеаудиторной работы студентов в соответствии с рабочей программой.
В графе 8 «Домашнее задание» указываются страницы и номера литературы в
соответствии с разделом «Литература» рабочей программы или другой вид домашнего
задания.
На последней странице календарно-тематического плана указывается основная и
дополнительная литература, которая используется преподавателем, в соответствии с рабочей программой.
Министерство образования Московской области
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Московской области «Сергиево-Посадский аграрный колледж»
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной (учебно-производственной) работе _________/_____________/ «___»___________ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной (учебно-производственной) работе _________/_____________/ «___»___________ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной (учебно-производственной) работе _________/_____________/ «___»___________ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной (учебно-производственной) работе _________/_____________/ «___»___________ 20___ г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Преподаватель
Марчева Ольга Олеговна
ОбщепрофессиональнаядисциплинаОП.03. Основы микробиологии
Специальность:36.02.01 Ветеринария (базовыйуровень)
Составлен в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины, утверждённой ___________________________________________________________
группа 13, I курс
Рассмотренна заседании предметной (цикловой) комиссии общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей специальности 36.02.01 Ветеринария
Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ______
Председатель предметной (цикловой) комиссии ______________ / Матвеев А.А./
Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ______
Председатель предметной (цикловой) комиссии _______________/_______________
Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ______
Председатель предметной (цикловой) комиссии _______________/______________
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 1
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: | |
Лабораторные занятия | 8 |
Практические занятия | 12 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
|
Форма итоговой аттестации обучающихся за ІII семестр по учебной дисциплине – комплексный дифференцированный зачет.
Содержание обучения по учебной дисциплине
Таблица 2а
№ занятия | Наименование разделов ПМ, тем занятий по МДК | Обязательная учебная нагрузка | Коды формируемых компетенций | Материально- техническое и информационное обеспечение обучения (№ позиций из таблиц 2а,2б,2в) | Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | Формы и методы контроля | Примечание |
Кол-во часов | Вид занятия | ОК | ПК | Вид занятия | информационное обеспечение (№ позиций из таблиц 3а, 3б, 3в, 3г) | Кол-во час. | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| Раздел 1: Основы общей микробиологии | | | | | | | | | | |
| Тема 1.1. Морфология микроорганизмов. Основы классификации микроорганизмов | | | | | | | | | | |
| Основные группы микроорганизмов: бактерии, микроскопические грибы, вирусы, хламидии, риккетсии, микоплазмы. Принципы классификации микроорганизмов. Морфология, полиморфизм бактерий. Движение бактерий. Приспособление бактерий к условиям внешней среды. Капсулообразование и спорообразование, их биологическое значение. | 2 | урок | 1-9 | 1.3., 2.1., 2.3., 4.2. | 1, ОИ1, ДИ 2, ЭОР 1, ИР-1, ИР-4 | | | | Входной контроль- Устный опрос | Конспект по лекции Составить сообщение на тему: «История микробиологии» |
| Морфология микроскопических грибов. Лучистые, плесневые и дрожжевые грибы. Общее понятие о риккетсиях. Морфологические особенности, сходство и отличие риккетсий от вирусов и бактерий. Общее понятие о микоплазмах. Морфология, сходство и отличие микоплазм от вирусов и бактерий. Общее понятие о хламидиях. | 2 | урок | 1-9 | 1.3., 2.1., 2.3., 4.2. | 1, ОИ1, ОИ 2, ЭОР 1, ЭОР 2, ИР-1, ИР-4 | | | | Письменный опрос | Подготовка к устному опросу Составить сводную таблицу по способам окраски микроорганизмов |
| Техника безопасности при работе с инфекционным материалом и больными животными. Правила асептики при работе с биоматериалом. Изучение устройства микроскопа и правил пользования им. | 2 | Лабораторная работа №1 | 1-9 | 1.3., 2.1., 2.3., 3.8., 4.1., 4.2. | 1, 2, ИР-1, ИР-3, ИР-4 | | | | Анализ и оценка навыков и умений | Оформление лабораторной работы, подготовка к защите |
| Простая окраска препаратов; окраска по Граму, Цилю-Нильсену, Романовскому- Гимзе, Бурри- Гинсу, Морозову. Окраска спор и капсул. | 2 | Лабораторная работа №2 | 1-9 | 2.3., 3.4., 4.2. | 1, 2, 3, ЭОР 2, ИР-1, ИР-2 | | | | Анализ и оценка навыков и умений | Оформление лабораторной работы, подготовка к защите |
| Изготовление и окрашивание препаратов из органов и мазков из непатогенных бактериальных культур. Микроскопирование готовых окрашенных мазков. Изучение строения и формы микроорганизмов под микроскопом. | 2 | Лабораторная работа №3 | 1-9 | 1.3., 2.3., 3.7., 3.8., 4.2. | 1, 2, 3, ОИ 1, ДИ 2, ЭОР 2, ИР-1, ИР-2 | | | | Анализ и оценка навыков и умений | Оформление лабораторной работы, подготовка к защите |
| | | | | | | 1.Зарисовать строение бактериальной клетки. 2. Зарисовать строение микроскопических дрожжеподобных грибов рода Candida. 3.Зарисовать строение микроскопических грибов родов Microsporum, Trichophyton. 4.Зарисовать различные формы бактерий: кокковидную (кокки, диплококки, тетракокки, стрептококки, стафилококки), палочковидную (бактерии родов Clostridium, Bacillus). 5. Зарисовать строение микроскопа. | ОИ1, ОИ 2, ЭОР 1, ЭОР 2, ИР-1, ИР-4 | 5 | | |
| Тема 1.2. Физиология микроорганизмов | | | | | | | | | | |
| Питание микробов. Классификация микробов по типам питания: аутотрофы и гетеротрофы. Дыхание микробов: аэробное, анаэробное и промежуточные формы между ними. Ферменты микробов. Свойства и классификация микробных ферментов. Значение микробной ферментации в промышленности и ветеринарии. Экзотоксины и эндотоксины. Термогенные бактерии. | 2 | урок | 1-9 | 1.3., 3.4., 4.2. | 1, ОИ1, ОИ2, ДИ 2, ЭОР 1, ИР-2 | | | | Устный опрос | Составить схему классификации микроорганизмов по способам дыхания и питания |
| Изучение лабораторной аппаратуры (термостат, автоклав, сушильный шкаф, текучепаровой аппарат, центрифуга и др.), правил пользования ими. Подготовка и стерилизация лабораторной посуды, инструментов и питательных сред. Ознакомление с основными антисептическими веществами. | 2 | практическое занятие №1 | 1-9 | 2.2., 2.3., 3.5., | 1, 2, ДИ1, ЭОР 1, ИР-1, ИР-3, ИР-4 | | | | Анализ и оценка навыков и умений | Оформление практического занятия, подготовка к защите |
| Размножение микробов. Типы деления у различных групп микробов. Фазы роста бактериальных культур. | 2 | практическое занятие №2 | 1-9 | 1.3., 2.1., 2.3., 4.2. | 1, 2, ОИ1, ЭОР 2, ИР-1, ИР-2 | | | | Анализ и оценка навыков и умений | Оформление практического занятия, подготовка к защите |
| Приготовление простых питательных сред. Специальные, элективные, дифференциально- диагностические питательные среды. | 2 | практическое занятие №3 | 1-9 | 1.3., 2.3. | 1, 2, 3, ИР-1, ИР-2, ИР-4 | | | | Анализ и оценка навыков и умений | Оформление практического занятия, подготовка к защите |
| | | | | | | 1.Подготовить конспект на тему: «Условия проникновения питательных веществ в микробную клетку и механизм питания» 2.Подготовить презентацию на тему: «Осмос. Тургор. Плазмолиз. Плазмоптис. Пиноцитоз. Фагоцитоз». | ОИ1, ОИ 2, ЭОР 1, ЭОР 2, ИР-1, ИР-4 | 5 | | |
| Тема 3.Экология микроорганизмов и влияние внешних условий на них | | | | | | | | | | |
| Общие понятия о превращении веществ в природе и участии в этом процессе микроорганизмов. Превращение азота. Практическое значение этих процессов в сельском хозяйстве. Превращение углерода. Понятие о брожении (спиртовое, уксуснокислое, маслянокислое, молочнокислое). Гидролиз клетчатки. Практическое значение и применение процессов брожения в сельском хозяйстве (силосование и дрожжевание кормов). Применение процессов микробного брожения в промышленности. | 2 | урок | 1-9 | 1.1., 1.2., 2.1. | 1, ОИ1, ДИ2, ЭОР 1, ЭОР 2, ИР-1, ИР-2 | | | | Устный опрос | Конспект по лекции Подготовка к устному опросу |
| Микрофлора почвы. Роль микробов в формировании почв и повышении урожая сельскохозяйственных культур. Патогенные микробы в почве. Микрофлора навоза. Термогенные микробы. Микрофлора воды. Условия существования микробов в воде. Патогенные микробы в воде. Санитарная оценка воды: понятие о коли-титре, коли-индексе. | 2 | урок | 1-9 | 1.1., 1.2., 1.3.,2.1., 4.1. | 1, ОИ1, ДИ2, ЭОР 1, ЭОР 2, ИР-1, ИР-2 | | | | Устный опрос | Конспект по лекции Подготовка к устному опросу |
| Микрофлора воздуха. Условия существования микробов в воздухе. Патогенные микробы в воздухе и пыли. Исследование воздуха. Нормальная микрофлора организма животного. | 2 | урок | 1-9 | 1.1., 1.2., 1.3.,2.1., 4.1. | 1, ОИ1, ДИ2, ЭОР 1, ЭОР 2, ИР-1, ИР-2 | | | | проверочная работа | Подготовка конспектов к проверке |
| Влияние физических факторов (температура, высушивание, давление, свет, ионизирующая радиация, электричество, ультразвук, ультрафиолетовые лучи и др.) на микроорганизмы. Действие химических веществ, рН среды. Влияние биологических факторов. Бактериофагия. Микробные ассоциации в природе и организме животных. | 2 | практическое занятие №4 | 1-9 | 1.3., 2.1., 4.1., 4.2. | 1, 2, ОИ 1, ДИ 2, ЭОР 1, ЭОР 2, ИР-2, ИР- 3 | | | | Анализ и оценка навыков и умений | Оформление практического занятия, подготовка к защите |
| Чувствительность микроорганизмов к антибиотикам. Фитонциды. Бактериостатическое и бактерицидное действие. Понятие о стерилизации, пастеризации, тиндализации, дезинфекции, асептике, антисептике. Методы стерилизации, применяемые в ветеринарии. | 2 | практическое занятие №5 | 1-9 | 1.3., 2.1., 2.2.,3.5., 4.1., 4.2. | 1, 2, 3, ОИ1, ДИ1, ДИ 2, ИР-5, ИР-6 | | | | Анализ и оценка навыков и умений | Оформление практического занятия, подготовка к защите |
| Ознакомление с техникой посева микробов на питательные среды, ростом культур на питательных средах. | 2 | Лабораторная работа №4 | 1-9 | 1.3., 2.1., 2.2., 2.3., 4.2. | 1, 2, 3, ИР-1, ИР-2, ИР-3 | | | | Анализ и оценка навыков и умений | Оформление лабораторной работы, подготовка к защите |
| | | | | | | 1.Подготовить сообщение на тему: «Бактериологическое исследование почвы». 2.Подготовить презентацию на тему: «Бактериальные удобрения». 3.Подготовить реферат на тему: «Процесс самоочищения рек, озёр и других естественных водоёмов». 4.Подготовить сообщение на тему: «Методы очистки воды». 5.Подготовить сообщение на тему: « Микробы – продуценты ферментов и витаминов в кишечнике животных». | ДИ 2, ЭОР 1, ЭОР 2, ИР-1, ИР-2, ИР-4 | 10 | | |
| Тема 4. Основы учения о вирусах | | | | | | | | | | |
| Основные принципы классификации вирусов. Отличие вирусов от других микроорганизмов. Морфология вирусов. Очистка и концентрирование вирусов. Устойчивость вирусов к различным физическим и химическим факторам. Культивирование вирусов в культурах ткани и куриных эмбрионах. Техника заражения куриных эмбрионов и культуры фибробластов. Патогенные свойства вирусов. Вирусологическое исследование. | 2 | урок | 1-9 | 1.3., 2.1., 2.2., 2.3., 4.2. | 1, 2, ОИ 1, ДИ 2, ЭОР 1, ЭОР 2, ИР-1, ИР-2, ИР-3, ИР-4 | . | | | Письменный опрос | Конспект по лекции Составить сравнительную таблицу по устойчивости вирусов к действию различных физических и химических факторов |
| Тема 2.1. Патогенные микроорганизмы | | | | | | | | | | |
| Формы взаимоотношений между микро- и макроорганизмами. Сущность болезнетворного действия микробов. Патогенность и вирулентность микробов. Изменение вирулентности под влиянием различных факторов. | 2 | урок | 1-9 | 1.3., 2.1., 4.2. | 1, ОИ1, ЭОР 1, ЭОР 2, ИР-1, ИР-2, ИР-3, ИР-4 | | | | фронтальный опрос | Конспект по лекции Подготовка к письменному опросу |
| | | | | | | 1.Подготовить презентацию на тему: «Места внедрения и локализации микробов в организме». 2.Подготовить конспект на тему: «Инфекция; инфекционная болезнь. Условия возникновения и развития инфекционной болезни, понятие о заражении и заболевании. Значение состояния организма животного в инфекционном процессе». | ОИ1, ЭОР 1, ЭОР 2, ИР-1, ИР-4 | 5 | | |
| Тема 2.2. Отбор патологического материала | | | | | | | | | | |
| Ознакомление с техникой вскрытия трупов животных, изготовлением мазков-отпечатков из органов и тканей. Правила отбора патологического материала (паренхиматозные органы, трубчатые кости, кровь, кал, моча). | 2 | урок | 1-9 | 2.1., 3.2., 3.7., 3.8. | 1,ЭОР 3, ИР-1, ИР-2, ИР-3, ИР-4 | | | | письменный опрос | Конспект по лекции Подготовка к устному опросу |
| Упаковка и пересылка патологического материала, оформление сопроводительной документации. Правила хранения биоматериала. | 2 | урок | 1-9 | 2.1., 3.2., 3.7., 3.8. | 1, ЭОР 3, ИР-1, ИР-2, ИР-3, ИР-4 | | | | устный опрос | составить схему способов консервирования патологического материала |
| Комплексный дифференцированный зачет | 2 | урок | | | | | | | | |
Материально-техническое обеспечение обучения
Таблица 2б
№ п/п | Материально-техническое обеспечение обучения |
1 | 2 |
1 | компьютеры, принтер, мультимедийный проектор, обучающие видеофильмы, комплект учебно-методической литературы |
2 | Микроскопы биологические «Микромед 3 вар. 3-20»; набор окуляров и объективов; термостат; центрифуга лабораторная; весы электронные; электроплитка Pskova -2; холодильник Атлант «МХМ» |
3 | Шприцы одноразовые стерильные емк.1, 2, 5, 10, 20 мл; иглы инъекционные; иглы для взятия крови; стерилизаторы; ножницы прямые и изогнутые, прямо- и тупоконечные. Веревки, щипцы для фиксации животных; термометры электронные; шпатели металлические; эксикатор; часы песочные на 1, 3, 5 мин.; пипетки глазные; скальпели; пинцеты анатомические и хирургические; фонендоскопы; кюветы эмалированные; колбы химические; капельницы; пастеровские пипетки; пробирки обыкновенные; палочки стеклянные; стаканы химические разные; спиртовки; стёкла предметные; стёкла покровные; чашки Петри; цилиндры мерные разные; марля; бинты; вата; перчатки хирургические; спирт-ректификат; дезинфицирующие средства разные; комплекты спецодежды и обуви; жгуты; бумага фильтровальная; пробки резиновые; кедровое масло; штативы лабораторные; набор красок для бактериологического исследования; сухие питательные среды. |
4.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники (ОИ):
Таблица 3а
№ п/п | Наименование | Автор (ы) | Издательство, год издания |
ОИ1 | Основы микробиологии и иммунологии | Зверев В.В., Буданова Е.В. | Москва Издательский центр «Академия», 2014 |
ОИ2 | Основы микробиологии, производственной санитарии и гигиены | Горохова С. С., Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А. | Москва Издательский центр «Академия», 2013 |
Дополнительные источники (ДИ):
Таблица 3б
№ п/п | Наименование | Автор (ы) | Издательство, год издания |
ДИ1 | Ветеринарная гигиена и санитария | Хакимов И.Н., Юнушева Т.Н. | Ростов-на-Дону, «Феникс», 2017 |
ДИ2 | Основы микробиологии, санитарии и гигиены в сельскохозяйственном производстве | Заерко В.И., Веревкина М.Н., Светлакова Е.В. | Москва, Издательский центр «Академия», 2019 |
Электронные образовательные ресурсы:
Таблица 3в
№ п/п | Наименование |
ЭОР 1 | https://e.lanbook.com/book/112071?category=43784 |
ЭОР 2 | https://e.lanbook.com/book/126153?category=43771 |
ЭОР 3 | https://e.lanbook.com/book/126148?category=43775 |
Интернет- ресурсы:
Таблица 3г
№ п/п | Наименование |
ИР-3 | http://dic.academic.ru/ |
ИР-4 | http://www.edudic.ru/ves/ |
ИР-5 | http://zhivotnovodstvo.net.ru/home.html |
ИР-6 | https://www.activestudy.info |