Календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебника Литература: учебник для 5 класса общеобр. учреждений: в 2 ч./авт.-сост. Меркин Г.С.- 2 изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник».
№ п/п | Тема урока | Содержание урока | Кол-во часов | дата | примечание |
план | факт |
1. | Введение (1ч.) Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. Литература как искусство слова. | Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная. Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации ). | 1 | | | |
Мифология (2ч.) |
2. | Рассказ о мифе и мифологии. Античный миф. | Происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». | 1 | | | |
3. | Гомер. «Одиссей на острове циклопов. Полифем» | Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. | 1 | | | |
Русский фольклор. (7ч.+1ч.Р/Р) |
4. | Истоки устного народного творчества, его основные виды. | | 1 | | | |
5. | Загадки. Пословицы. Поговорки. Скороговорки. | | 1 | | | |
6. | Бывальщины. Частушки. Потешки. | | 1 | | | |
7. | Сказки. Сюжет в волшебной сказке. Сказочные образы. | Зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. | 1 | | | |
8. | Волшебная сказка «Царевна-лягушка». | Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. | 1 | | | |
9. | Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». | Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. | 1 | | | |
10. | Сказки народов России. Сказка «Падчерица». | | 1 | | | |
11. | Р.Р.Сочиняем сказку. | | 1 | | | |
Басни. (3ч.+ 1ч.Р/Р) |
12. | Эзоп. Краткие сведения о баснописце. | Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне. | 1 | | | |
13. | Русские басни. И.А. Крылов «Слон и Моська». «Квартет». «Свинья под Дубом». | | 1 | | | |
14. | Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. | | 1 | | | |
15. | Р.Р. Сочиняем басню. | | 1 | | | |
Русская литература 19 века. (12ч.+1ч.Р/Р+ 1ч. ВН/ЧТ.) |
16. | А. С. Пушкин. Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. | | 1 | | | |
17. | Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». | | 1 | | | |
18. | Образы природы в стихотворениях «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Зимний вечер». | | 1 | | | |
19. | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Герои и персонажи в «Сказке…». | | 1 | | | |
20. | Литературная сказка и ее отличия от фольклорной. | | 1 | | | |
21. | Добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, зависть. | Отношение автора к героям. | 1 | | | |
22. | Поэзия пушкинской эпохи. Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..». Н.М. Языков «Ночь светла и нежна». | | 1 | | | |
23. | Вн.чт.А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (Отрывок) | Сказочные элементы. Богатство выразительных средств. | 1 | | | |
24. | М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о детских годах поэта. | | 1 | | | |
25. | Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», «Парус». | | 1 | | | |
26. | Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. | | 1 | | | |
27. | Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. | | 1 | | | |
28. | Любовь к родине, верность долгу в стихотворении «Бородино». Художественное богатство стихотворения. | | 1 | | | |
29. | Р.Р. Сочинение «Бородино – поле русской славы». | | 1 | | | |
Литературные сказки 19-20 веков. (2 ч) |
30. | А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | | 1 | | | |
31. | Нравственные уроки сказки. | | 1 | | | |
32. | Н.В. Гоголь. Краткие сведения о писателе. | Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. | 1 | | | |
33. | Повесть «Ночь перед Рождеством». | Отражение в повести славянских преданий, легенд; образы и события повести. | 1 | | | |
34. | Образы и сюжет повести «Ночь перед Рождеством». | | 1 | | | |
35. | Суеверие, злая сила, зло и добро в повести. | | 1 | | | |
36. | Р.Р.Сочинение «Портретная характеристика героя повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»». | | 1 | | | |
37. | Н. А. Некрасов. Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». | Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. | 1 | | | |
38. | Стихотворение «Тройка». | | 1 | | | |
39. | Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. | Яснополянская школа. | 1 | | | |
40. | Главы из повести «Детство». Герои повести «Детство» и их поступки. | | 1 | | | |
41. | Взаимоотношения Николеньки с близкими людьми. | | 1 | | | |
42. | Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история произведения. | | 1 | | | |
43. | Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в рассказе. | | 1 | | | |
44. | Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). | | 1 | | | |
45. | Своеобразие сюжета.Отношение писателя к событиям и героям. | | 1 | | | |
46. | Р.Р. Сочинение на тему « Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»? ». | | 1 | | | |
47. | А.П. Чехов. Детские и юношеские годы писателя. | Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова. | 1 | | | |
48. | Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник».Темы, приемы создания характеров и ситуаций. | Отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа. | 1 | | | |
Поэзия 19 века о родной природе (3ч.) |
49. | Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Ещё в полях белеет снег», «Есть в осени первоначальной». | | 1 | | | |
50. | А.А. Фет. Стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Это утро, радость эта…». | | 1 | | | |
51. | А.Н. Майков. Стихотворение «Ласточки». | | 1 | | | |
Проза конца 19- начала 20 веков. (9 ч. + 1ч. Р/Р+ 1ч. ВН/ЧТ.) |
52. | И.А. Бунин. Детские годы. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. | Книга в жизни писателя. | 1 | | | |
53. | Рассказы «В деревне», «Подснежник». | Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей; образы главных героев. Выразительные средства создания образов. | 1 | | | |
54. | Л.Н. Андреев.Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче». | | 1 | | | |
55. | Тематика и нравственная проблематика рассказа. | Роль эпизода в создании образа героя. | 1 | | | |
56. | Значение финала рассказа «Петька на даче». | | 1 | | | |
57. | А.И. Куприн.Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». | | 1 | | | |
58. | Тема, особенности создания образа. | | 1 | | | |
59. | М. М. Зощенко. Рассказ «Ёлка». Смысл названия. Герои произведения. | | 1 | | | |
60. | Мудрость короткого рассказа М.М. Зощенко «Золотые слова». | | 1 | | | |
61. | Р.Р. Отзыв-впечатление по рассказам писателей конца 19- начала 20веков. | | 1 | | | |
62. | Вн. чт. Н.Н. Носов. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. | | 1 | | | |
Поэзия конца 19- начала 20-х веков. (4 ч.) |
63. | И.А. Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги». | | 1 | | | |
64. | К.Д. Бальмонт. Цикл стихотворений «Фейные сказки» | | 1 | | | |
65. | С.А. Есенин. Детские годы поэта. В есенинском Константинове. (1ч.) | | 1 | | | |
66. | Стихотворение «Нивы, сжаты, рощи голы…».Единство человека и природы. | | 1 | | | |
Поэзия 20-50-х годов 20 века. (3 ч. + 1ч. Р.Р.) |
67. | Д. Хармс. Стихи для детей. | | 1 | | | |
68. | Н. А. Заболоцкий. Стихотворение «Журавли». | | 1 | | | |
69. | Н.М. Олейников. Стихи для детей. | | 1 | | | |
70. | Р.Р. Конкурс чтецов «В мире поэзии» | | 1 | | | |
Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях.(2 ч.) |
71. | М.М. Пришвин. Рассказ «У ручья». Природа и человек в рассказе. | | 1 | | | |
72. | В.Г. Распутин. Повесть «Век живи – век люби» (отрывок). Природа и человек в повести. | | 1 | | | |
Проза о детях. (8ч.+1ч. Р/Р+1ч. ВН/ЧТ.) |
73. | В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». | Тема и идея рассказа. | 1 | | | |
74. | Образ главного героя. Борьба за спасение. | | 1 | | | |
75. | Становление характера героя. | | 1 | | | |
76. | В.Г. Распутин. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Мама куда-то ушла». | Тема и идея рассказа. | 1 | | | |
77. | Раскрытие образа маленького мальчика в рассказе. | | 1 | | | |
78. | Ф.А. Искандер.Краткие сведения о писателе. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». | Тема и идея рассказа. | 1 | | | |
79. | Образы детей в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла». | | 1 | | | |
80. | Нравственные уроки в рассказе. | | 1 | | | |
81. | Р.Р. Сочинение. Случай из жизни. | | 1 | | | |
82. | Вн. чт. П.П. Бажов «Каменный цветок». | Человек труда в сказе П.П.Бажова | 1 | | | |
Поэзия 2-й половины 20 века. (3 ч. ) |
83. | Н.М. Рубцов. Стихотворение «В осеннем лесу». | | 1 | | | |
84. | Н.И. Глазков. Стихотворение «Песнь разлуки». | | 1 | | | |
85. | Д.С. Самойлов. Стихотворение «Сказка». | | 1 | | | |
Проза русской эмиграции. (3 ч.) |
86. | И.С. Шмелёв. Краткие сведения о писателе. Глава «Масленица» из романа «Лето Господне». | | 1 | | | |
87. | Атмосфера праздника. Роль художественной детали в построении сюжета. | | 1 | | | |
88. | Манера авторского повествования. | | 1 | | | |
Проза и поэзия о подростках и для подростков авторов последних десятилетий. (2ч.) |
89. | Н. Назаркин.Рассказ «Изумрудная рыбка». | | 1 | | | |
90. | Удивительная искренность маленьких героев «палатных» рассказов. | | 1 | | | |
Литература народов России. (1ч.) |
91. | Р. Г. Гамзатов. Стихотворение «Песня соловья». | | 1 | | | |
Зарубежная литература. (9ч. + 2ч. ВН/ЧТ.) |
92. | Зарубежный фольклор. Английские баллады о Робин Гуде. | «Робин Гуд и золотая стрела». | 1 | | | |
93. | Немецкая баллада «Крестьянин и рыцарь». | | 1 | | | |
94. | Зарубежная сказочная и фантастическая проза. В. Гауф. «Рассказ о Маленьком Муке». | | 1 | | | |
95. | Л. Кэрролл. «Алиса в стране чудес». | | 1 | | | |
96. | Х.К. Андерсен. Сказка «Стойкий оловянный солдатик». | | 1 | | | |
97. | Зарубежная проза о детях и подростках. М. Твен «Приключения Тома Сойера». | | 1 | | | |
98. | А. Линдгрен «Приключения Эмиля из Лённеберги». | | 1 | | | |
99. | Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы. | Джек Лондон «Сказание о Кише». | 1 | | | |
100. | Современная зарубежная проза. Д. Пеннак. Рассказ «Глаз волка» | | 1 | | | |
101. | Итоговая контрольная работа за курс 5 класса. | | 1 | | | |
102-103. | Вн.чт.Д. Дефо «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо». | | 2 | | | |
104-105. | Резервные уроки | | 2 | | | |