№ урока | № ур. в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
I четверть (26 ч) |
Тема 1 Введение (1ч) |
1 | 1 | Художественная литература как искусство слова, её место среди других видов искусств. ТЛ Литературный процесс. | | | ТЛ |
Тема 2 Древнерусская литература (4ч+С+ВЧ=6ч) |
2 | 1 | Литература Киевской Руси как средневековое искусство слова и ветвь мирового литературного развития. | | | |
3 | 2 | «Слово о полку Игореве» – крупнейший памятник мирового средневековья. Историческая основа. Эпичность и лиризм в изображении судеб главных героев. ТЛ Слово как жанр древнерусской литературы | | | ТЛ |
4 | 3 | «Слово о полку Игореве» Голос автора, патриота и гражданина. Построение, поэтический язык. Связь поэмы с устным народным творчеством. | | | Наизусть отрывок |
5 | 4 | «Слово о полку Игореве» Мотивы «Слова…» в поэзии, музыке, изобр. искусстве. Художественные переводы. Значение для русской литературы последующих веков. | | | |
6 | 5 | Контрольное сочинение на литературную тему | | | С |
7 | 6 | Для внеклассного и семейного чтения. Д.С. Лихачев «Земля русская» | | | ВЧ |
Тема 3 Русская литература XVIII века (7ч+РО+ВЧ=9ч) |
8 | 1 | Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. Общие сведения о литературе классицизма. Особенности русского клас-ма. | | | |
9 | 2 | М.В.Ломоносов. .Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». ТЛ Ода как жанр лирической поэзии. | | | Наизусть Отрывок ТЛ |
10 | 3 | М.В.Ломоносов. Особенности содержания и формы оды «Вечернее размышление...». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. | | | |
11 | 4 | Г.Р.Державин. Жизнь и творчество. Идеи Просвещения и гуманизма в его лирике | | | |
12 | 5 | Г.Р.Державин. .«Памятник». Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р. Державина. Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. | | | Наизусть |
13 | 6 | Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза». ТЛ Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. | | | ТЛ |
14 | 7 | Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской лит. | | | |
15 | 8 | Развернутый ответ на проблемный вопрос№ 1 | | | РО |
16 | 9 | Для внеклассного и семейного чтения. А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). | | | ВЧ |
Тема 4 Из русской литературы XIX века. (55ч) |
| | Тема 4.1 В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов. (8ч+РОсх+КТР=10ч) | | | |
17 | 1 | Россия в первой половине XIX века. Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Литература первой половины XIX века. Возникновение романтизма. Зарождение реализма и профессиональной русской критической мысли. | | | |
18 | 2 | В.А.Жуковскийй. Жизнь и творчество.«Море». Образы моря и неба: единство и борьба. Черты элегии в стихотворении. «Невыразимое». Отношение поэта-романтика к слову. | | | Наизусть «Море» |
19 | 3 | В.А.Жуковскийй. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна. Нравственный мир героини. ТЛ Баллада | | | ТЛ |
20 | 4 | С.А.Грибоедов. Жизнь и творчество. Многогранный талант, блестящее образование и дипломатическая карьера. Связи с декабристами. Любовь и смерть писателя. | | | |
21 | 5 | С.А.Грибоедов. «Горе от ума». История создания комедии. Герои и прототипы. Обзор содержания комедии. Смысл названия и проблема ума. Особенности развития интриги. ТЛ Развитие понятий о драме как роде литературы, комедии, диалоге и монологе, сатире. | | | ТЛ |
22 | 6 | С.А.Грибоедов. «Горе от ума». Своеобразие общественного и личного конфликта. Образ фамусовской Москвы. Система образов комедии, острая сатира. | | | Наизусть монолог Чацкого «А судьи кто?» |
23 | 7 | С.А.Грибоедов. «Горе от ума». Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Чацкий и фамусовская Москва. Особенности любовной интриги. Художественная функция внесценических персонажей. Необычность развязки, смысл финала комедии. Обобщающий смысл образов комедии. | | | |
24 | 8 | Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера № 1 | | | РО |
25 | 9 | Контрольная тестовая работа № 1 | | | КТР № 1 |
26 | 10 | С.А.Грибоедов. «Горе от ума». Черты классицизма и реализма. Афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика (И.А. Гончаров, «Мильон терзаний»). | | | Четверть |
| | II четверть (22 ч) | | | |
| | Тема 4.2 А.С.Пушкин (15ч+РО+2РР+РОсх+С+КТР+ВЧ=22ч) | | | |
27 | 1 | А.С.Пушкин. Обзор жизни и творчества поэта. Ведущие темы и мотивы лирики: вольнолюбивые мотивы ("Деревня", "К Чаадаеву", "Арион"). | | | Наизусть «К Чаадаеву» |
28 | 2 | А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии ("Пророк", "Поэту", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…"). | | | Наизусть «Я памятник…» |
29 | 3 | А.С.Пушкин. тема любви ("На холмах Грузии…", «К***» ("Я помню чудное мгновенье…"), "Я вас любил…"). | | | Наизусть «Я помню чудное мгновенье » |
30 | 4 | А.С.Пушкин. Философские мотивы ("К морю", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Элегия", "Вновь я посетил…"). | | | |
31 | 5 | А.С.Пушкин. Тема любви к родному дому ("Два чувства дивно близки нам…"), тема природы ("Осень" и другие ранее изученные произведения). | | | |
32 | 6 | А.С.Пушкин. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии… | | | |
33 | 7 | А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия. | | | |
34 | 8 | Развернутый ответ на проблемный вопрос | | | РО |
35 | 9 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» – роман в стихах. Творческая история. ТЛ Понятия о романе в стихах, онегинской строфе | | | ТЛ |
36 | 10 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Структура текста. | | | |
37 | 11 | РР № 1 Составление цитатного плана к тексту изучаемого произведения. | | | РР № 1 |
38 | 12 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Герои романа. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. | | | |
39 | 13 | Развернутый ответ на вопрос сопоставительного характера | | | РО |
40 | 14 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | | | Наизусть |
41 | 15 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. | | | |
42 | 16 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. | | | |
43 | 17 | Контрольное сочинение на литературную тему | | | С |
44 | 18 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Пушкинский роман в зеркале критики ( В.Г. Белинский, Д.И. Писарев). | | | |
45 | 19 | РР № 2 Составление тезисов лит-критической статьи. | | | РР № 2 |
46 | 20 | Контрольная тестовая работа № 2 | | | КТР № 2 |
47 | 21 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Пушкинский роман в зеркале критики («органическая» критика – А.А. Григорьев). | | | |
48 | 22 | Для внеклассного и семейного чтения. А.С. Пушкин «Арап Петра Великого». | | | Четверть |
| | | | | |
| | РР-2 ВЧ-3 КТР -2 РО- 2 РОсх-2 С-2 | | | |
| | | | | |
| | | | | |
№ урока | № ур. в теме | Тема урока | Дата проведения | Примеч. |
план | факт |
| | III четверть (31 ч) | | | |
| | Тема 4.3 Из русской литературы XIX века. М.Ю.Лермонтов (9ч+РО+С+РР=12ч) | | | |
49 | 1 | М.Ю.Лермонтов. Обзор жизни и творчества поэта. Осмысление роли поэтического слова: «Есть речи — значенье...». Мотивы одиночества в лирике поэта: «Парус». Философские размышления: «И скучно и грустно». | | | Наизусть «И скучно и грустно» |
50 | 2 | М.Ю.Лермонтов. Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Я жить хочу! Хочу печали...». Поэтический дар как символ избранности: «Молитва». «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк». | | | Наизусть «Смерть поэта» |
51 | 3 | М.Ю.Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания. («Нищий», «Расстались мы, но твой портрет...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...»). | | | |
52 | 4 | М.Ю.Лермонтов. Эпоха безвременья в лирике поэта: «Предсказание», «Дума». Тема России и её своеобразие: «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова. Поэзия М.Ю. Лермонтова в критике В.Г. Белинского | | | Наизусть «Родина» |
53 | 5 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Особенности композиции. ТЛ Понятия о социально-психол романе, художественном типе. | | | ТЛ |
54 | 6 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» Главные и второстепенные герои. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий | | | |
55 | 7 | Развернутый ответ на проблемный вопрос | | | РО |
56 | 8 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». | | | |
57 | 9 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. | | | |
58 | 10 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» Споры о романтизме и реализме романа. «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского. | | | |
59 | 11 | Контрольное сочинение на литературную тему | | | С |
60 | 12 | РР № 3 Устный отзыв о художественном кинофильме. | | | РР № 3 |
Тема 4.4 Н.В.Гоголь (9ч+РОсх+ВЧ=11ч) |
61 | 1 | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество | | | |
62 | 2 | Н.В.Гоголь. «Невский проспект». Образ города как носителя зла. Виды и способы выражения фантастического. Гротеск как воплощение сути реальности. Вещная метафора. | | | |
63 | 3 | Н.В.Гоголь. «Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. ТЛ Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. | | | ТЛ |
64 | 4 | Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Образы помещиков. «Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка Коробочка». | | | |
65 | 5 | Н.В.Гоголь. «Мертвые души». «Рыцарь кутежа» Ноздрев и «чертов кулак» Собакевич. | | | |
66 | 6 | Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Плюшкин – «прореха на человечестве». | | | |
67 | 7 | Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера | | | РО |
68 | 8 | Н.В.Гоголь. «Мертвые души» Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. | | | |
69 | 9 | Н.В.Гоголь. «Мертвые души» Поэма о величии России. Жанровое своеобразие произведения. Чичиков как антигерой. ТЛ Понятие о герое и антигерое. | | | ТЛ |
70 | 10 | Н.В.Гоголь. «Мертвые души» Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. | | | |
71 | 11 | Для внеклассного и семейного чтения. Н.В. Гоголь «Миргород», «Женитьба». | | | ВЧ |
Тема 5 Из русской литературы ХХ века (20ч) |
| | Тема 5.1 А.А.Блок. А.А.Ахматова. Б.Л.Пастернак. (6ч+КТР+ВЧ=8ч) | | | |
72 | 1 | А.А.Блок. Слово о поэте.«Девушка пела в церковном хоре...» Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». | | | Наизусть |
73 | 2 | А.А.Блок. Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. | | | |
74 | 3 | А.А.Ахматова Слово о поэте. «Родная земля». Патриотическая направленность лирики А. А. Ахматовой. | | | Наизусть |
75 | 4 | А.А.Ахматова Особенности поэтики ахматовских стихотворений. | | | |
76 | 5 | Б.Л.Пастернак Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», Философская глубина лирики Б.Л. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. | | | |
77 | 6 | Б.Л.Пастернак «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви. | | | Наизусть 1 ст |
78 | 7 | Контрольная тестовая работа № 3 | | | КТР № 3 |
79 | 8 | Для внеклассного и семейного чтения. Романсы и песни на слова русских писателей XIX – XX веков. | | | ВЧ Четверть |
| | IV четверть (23 ч) | | | |
Тема 5.2 Н.А.Заболоцкий. М.А.Шолохов. А.И.Солженицын. (8ч+РР+ВЧ+РО+С=12ч) |
80 | 1 | Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе..», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», Стих-я о человеке и природе. | | | |
81 | 2 | Н.А.Заболоцкий «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Филос глубина обобщений поэта-мыслителя. | | | Наизусть 1 ст |
82 | 3 | Проза о ВОВ. М.А.Шолохов «Судьба человека». Краткие сведения о жизни и творчестве. Осмысление войны как всеобщей человеческой трагедии. | | | |
83 | 4 | М.А.Шолохов «Судьба человека» Воплощение в образе Андрея Соколова мужественности, ответственности за судьбу Родины, человечности как источников силы народа. | | | |
84 | 5 | М.А.Шолохов «Судьба человека» Андрей Соколов – собирательный образ русского человека | | | |
85 | 6 | РР № 4 Подробный пересказ от имени персонажа | | | РР № 4 |
86 | 7 | Развернутый ответ на проблемный вопрос | | | РО |
87 | 8 | М.А.Шолохов «Судьба человека» Особенности композиции рассказа. Мастерство портретных и пейзажных зарисовок. ТЛ Понятие об образе повествователя. | | | ТЛ |
88 | 9 | Контрольное сочинение на литературную тему | | | С |
89 | 10 | Для внеклассного и семейного чтения. В.Л. Кондратьев «Сашка». Г. Бакланов «Навеки — девятнадцатилетние». С.П. Гудзенко «Перед атакой». С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной». «Зоя» М. Алигер. | | | ВЧ Наизусть 1 ст |
90 | 11 | А.И.Солженицын Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. | | | |
91 | 12 | А.И.Солженицын «Матренин двор». Жизненная основа притчи. ТЛ Притча. | | | ТЛ |
Тема 6 Из зарубежной литературы (9ч+РОсх+КТР=11ч) |
92 | 1 | Данте Алигьери. Жизнь и творчество. «Божественная комедия». Новый, гуманистический взгляд поэта на человека и его ценности. | | | |
93 | 2 | Данте Алигьери. «Божественная комедия». Композиция и стих поэмы. Всемирная слава «Божественной комедии». ТЛ Терцины | | | ТЛ |
94 | 3 | И.В.Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Фауст» философская трагедия эпохи Просвещения. ( «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад»). Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Трагизм любви Фауста и Гретхен. ТЛ Философско-драматич поэма. | | | ТЛ |
95 | 4 | И.В.Гете «Фауст» ( «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. | | | |
96 | 5 | Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера | | | РО |
97 | 6 | И.В.Гете «Фауст» Фауст как вечный образ мировой лит. | | | |
98 | 7 | Д.Г.Байрон. XIX век — расцвет романтизма в западноевр искусстве. Настроения эпохи в творчестве Байрона, глубокая неудовлетворенность героя (ст. «Душа моя мрачна...»). Романтическая личность в лирике Байрона. | | | |
99 | 8 | Контрольная тестовая работа № 4 | | | КТР № 4 |
100 | 9 | Д.Г.Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда». Разочарование и одиночество героя. Мотив романтического бегства от действительности. ТЛ Романтическая поэма. | | | ТЛ |
101 | 10 | Д.Г.Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда». Картины борьбы за свободу в поэме. Поэзия Байрона в переводах В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока. | | | |
102 | 11 | Итоговый урок за год | | | Четверть Годовая |
| | | | | |
| | РР-2 ВЧ-3 КТР -2 РО- 2 РОсх-2 С-2 | | | |
М.В. Ломоносов. Отрывок из оды (по выбору учителя).
Г.Р. Державин. «Памятник».
В.А. Жуковский. «Море».
А.С. Грибоедов «Горе от ума» (один из монологов Фамусова: «Петруша, вечно ты с обновкой…», «Вот то-то, все вы гордецы!..», «Вкус, батюшка, отменная манера…»; один из монологов Чацкого: «А судьи кто?..», «В той комнате незначащая встреча…», «Не образумлюсь…») (по выбору обучающихся).
А.С. Пушкин. 3 стихотворения и отрывок из романа "Евгений Онегин" (по выбору обучающихся).
М.Ю. Лермонтов. Два стихотворения (по выбору обучающихся).
Н.В. Гоголь. «Мертвые души» (один-два отрывка по выбору учителя).
А.А. Блок. «Девушка пела в церковном хоре...»
А.А. Ахматова. «Родная земля».
Б.Л. Пастернак. Одно стихотворение по выбору обучающегося.
Н.А. Заболоцкий. Одно стихотворение по выбору обучающегося.