СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование 9 класс ЛИТЕРАТУРА

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование 9  класс ЛИТЕРАТУРА   (102 часа)  3  часа  в неделю

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование 9 класс ЛИТЕРАТУРА»

Календарно-тематическое планирование

9 класс

ЛИТЕРАТУРА (102 часа) 3 часа в неделю

I полугодие

урока

ур. в теме

Тема урока


Дата проведения


Примечание

план

факт

I четверть (26 ч)

Тема 1 Введение (1ч)

1

1

Художественная литература как искусство слова, её место среди других видов искусств.

ТЛ Литературный процесс.



ТЛ

Тема 2 Древнерусская литература (4ч+С+ВЧ=6ч)

2

1

Литература Киевской Руси как средневековое искусство слова и ветвь мирового литературного развития.




3

2

«Слово о полку Игореве» – крупнейший памятник мирового средневековья. Историческая основа. Эпичность и лиризм в изображении судеб главных героев. 

ТЛ Слово как жанр древнерусской литературы



ТЛ

4

3

«Слово о полку Игореве» Голос автора, патриота и гражданина. Построение, поэтический язык. Связь поэмы с устным народным творчеством.



Наизусть

отрывок

5

4

«Слово о полку Игореве» Мотивы «Слова…» в поэзии, музыке, изобр. искусстве. Художественные переводы. Значение для русской литературы последующих веков.




6

5

Контрольное сочинение на литературную тему



С

7

6

Для внеклассного и семейного чтения.

Д.С. Лихачев «Земля русская»



ВЧ

Тема 3 Русская литература XVIII века (7ч+РО+ВЧ=9ч)

8

1

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. Общие сведения о литературе классицизма. Особенности русского клас-ма.




9

2

М.В.Ломоносов. .Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». 

ТЛ  Ода как жанр лирической поэзии.



Наизусть

Отрывок



ТЛ

10

3

М.В.Ломоносов. Особенности содержания и формы оды «Вечернее размышление...». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.




11

4

Г.Р.Державин. Жизнь и творчество.

Идеи Просвещения и гуманизма в его лирике




12

5

Г.Р.Державин. .«Памятник». Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р. Державина. Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта.



Наизусть

13

6

Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза».

ТЛ Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести.



ТЛ

14

7

Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской лит.




15

8

Развернутый ответ на проблемный вопрос№ 1



РО

16

9

Для внеклассного и семейного чтения. А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).



ВЧ

Тема 4 Из русской литературы XIX века. (55ч)



Тема 4.1 В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов. (8ч+РОсх+КТР=10ч)




17

1

Россия в первой половине XIX века. Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Литература первой половины XIX века. Возникновение романтизма. Зарождение реализма и профессиональной русской критической мысли.




18

2

В.А.Жуковскийй. Жизнь и творчество.«Море». Образы моря и неба: единство и борьба. Черты элегии в стихотворении.

«Невыразимое». Отношение поэта-романтика к слову.



Наизусть «Море»

19

3

В.А.Жуковскийй. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна. Нравственный мир героини. ТЛ Баллада



ТЛ

20

4

С.А.Грибоедов. Жизнь и творчество. Многогранный талант, блестящее образование и дипломатическая карьера. Связи с декабристами. Любовь и смерть писателя. 




21

5

С.А.Грибоедов. «Горе от ума». История создания комедии. Герои и прототипы. Обзор содержания комедии. Смысл названия и проблема ума. Особенности развития интриги.

ТЛ Развитие понятий о драме как роде литературы, комедии, диалоге и монологе, сатире. 



ТЛ

22

6

С.А.Грибоедов. «Горе от ума». Своеобразие общественного и личного конфликта. Образ фамусовской Москвы. Система образов комедии, острая сатира.



Наизусть монолог Чацкого «А судьи кто?»

23

7

С.А.Грибоедов. «Горе от ума». Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Чацкий и фамусовская Москва. Особенности любовной интриги. Художественная функция внесценических персонажей. Необычность развязки, смысл финала комедии. Обобщающий смысл образов комедии.




24

8

Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера № 1



РО

25

9

Контрольная тестовая работа № 1



КТР № 1

26

10

С.А.Грибоедов. «Горе от ума». Черты классицизма и реализма. Афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика (И.А. Гончаров, «Мильон терзаний»).



Четверть



II четверть (22 ч)






Тема 4.2 А.С.Пушкин (15ч+РО+2РР+РОсх+С+КТР+ВЧ=22ч)




27

1

А.С.Пушкин. Обзор жизни и творчества поэта. Ведущие темы и мотивы лирики: вольнолюбивые мотивы ("Деревня", "К Чаадаеву", "Арион").



Наизусть

«К Чаадаеву»

28

2

А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии ("Пророк", "Поэту", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…").



Наизусть «Я памятник…»

29

3

А.С.Пушкин. тема любви ("На холмах Грузии…", «К***» ("Я помню чудное мгновенье…"), "Я вас любил…").



Наизусть

«Я помню чудное мгновенье »

30

4

А.С.Пушкин. Философские мотивы ("К морю", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…",  "Элегия",  "Вновь я посетил…").




31

5

А.С.Пушкин. Тема любви к родному дому ("Два чувства дивно близки нам…"), тема природы ("Осень" и другие ранее изученные произведения).




32

6

А.С.Пушкин. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии…




33

7

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия.




34

8

Развернутый ответ на проблемный вопрос



РО

35

9

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» – роман в стихах. Творческая история.

ТЛ Понятия о романе в стихах, онегинской строфе



ТЛ

36

10

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Структура текста.




37

11

РР № 1 Составление цитатного плана к тексту изучаемого произведения. 



РР № 1

38

12

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Герои романа. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина.




39

13

Развернутый ответ на вопрос сопоставительного характера



РО

40

14

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.



Наизусть

41

15

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.




42

16

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.






43

17

Контрольное сочинение на литературную тему



С

44

18

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Пушкинский роман в зеркале критики ( В.Г. Белинский, Д.И. Писарев).




45

19

РР № 2 Составление тезисов лит-критической статьи.



РР № 2

46

20

Контрольная тестовая работа № 2



КТР № 2

47

21

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Пушкинский роман в зеркале критики («органическая» критика – А.А. Григорьев).




48

22

Для внеклассного и семейного чтения.

А.С. Пушкин «Арап Петра Великого».



Четверть









РР-2 ВЧ-3 КТР -2 РО- 2 РОсх-2 С-2
















9 класс

ЛИТЕРАТУРА II полугодие


урока

ур. в теме

Тема урока


Дата проведения


Примеч.

план

факт



III четверть (31 ч)






Тема 4.3 Из русской литературы XIX века. М.Ю.Лермонтов (9ч+РО+С+РР=12ч)




49

1

М.Ю.Лермонтов. Обзор жизни и творчества поэта. 

Осмысление роли поэтического слова: «Есть речи — значенье...». Мотивы одиночества в лирике поэта: «Парус». Философские размышления: «И скучно и грустно».



Наизусть «И скучно и грустно»

50

2

М.Ю.Лермонтов. Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Я жить хочу! Хочу печали...». Поэтический дар как символ избранности: «Молитва». «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк».



Наизусть «Смерть поэта»

51

3

М.Ю.Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания. («Нищий», «Расстались мы, но твой портрет...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...»).




52

4

М.Ю.Лермонтов. Эпоха безвременья в лирике поэта: «Предсказание», «Дума». Тема России и её своеобразие: «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова. Поэзия М.Ю. Лермонтова в критике В.Г. Белинского



Наизусть «Родина»

53

5

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Особенности композиции. ТЛ Понятия о социально-психол романе, художественном типе.



ТЛ

54

6

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» Главные и второстепенные герои. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий




55

7

Развернутый ответ на проблемный вопрос



РО

56

8

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».




57

9

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение.




58

10

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» Споры о романтизме и реализме романа. «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского.




59

11

Контрольное сочинение на литературную тему



С

60

12

РР № 3 Устный отзыв о художественном кинофильме.



РР № 3

Тема 4.4 Н.В.Гоголь (9ч+РОсх+ВЧ=11ч)

61

1

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество




62

2

Н.В.Гоголь. «Невский проспект». Образ города как носителя зла. Виды и способы выражения фантастического. Гротеск как воплощение сути реальности. Вещная метафора.




63

3

Н.В.Гоголь. «Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов.

ТЛ Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме.



ТЛ

64

4

Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Образы помещиков.

«Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка Коробочка».




65

5

Н.В.Гоголь. «Мертвые души».

«Рыцарь кутежа» Ноздрев и «чертов кулак» Собакевич.




66

6

Н.В.Гоголь. «Мертвые души».

Плюшкин – «прореха на человечестве».




67

7

Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера



РО

68

8

Н.В.Гоголь. «Мертвые души» Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику.




69

9

Н.В.Гоголь. «Мертвые души» Поэма о величии России. Жанровое своеобразие произведения. Чичиков как антигерой.

ТЛ Понятие о герое и антигерое.



ТЛ

70

10

Н.В.Гоголь. «Мертвые души» Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.




71

11

Для внеклассного и семейного чтения.

Н.В. Гоголь «Миргород», «Женитьба».



ВЧ

Тема 5 Из русской литературы ХХ века (20ч)



Тема 5.1 А.А.Блок. А.А.Ахматова. Б.Л.Пастернак. (6ч+КТР+ВЧ=8ч)




72

1

А.А.Блок. Слово о поэте.«Девушка пела в церковном хоре...»

Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире».



Наизусть

73

2

А.А.Блок. Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие интонаций Блока.

Образы и ритмы поэта.




74

3

А.А.Ахматова Слово о поэте. «Родная земля». Патриотическая направленность лирики А. А. Ахматовой. 



Наизусть

75

4

А.А.Ахматова Особенности поэтики ахматовских стихотворений.




76

5

Б.Л.Пастернак Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», Философская глубина лирики Б.Л. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии.




77

6

Б.Л.Пастернак «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.



Наизусть 1 ст

78

7

Контрольная тестовая работа № 3



КТР № 3

79

8

Для внеклассного и семейного чтения. Романсы и песни на слова русских писателей XIX – XX веков.



ВЧ

Четверть



IV четверть (23 ч)




Тема 5.2 Н.А.Заболоцкий. М.А.Шолохов. А.И.Солженицын. (8ч+РР+ВЧ+РО+С=12ч)

80

1

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе..», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», Стих-я о человеке и природе.




81

2

Н.А.Заболоцкий «О красоте человеческих лиц», «Завещание»Филос глубина обобщений поэта-мыслителя.



Наизусть 1 ст

82

3

Проза о ВОВ. М.А.Шолохов «Судьба человека».

Краткие сведения о жизни и творчестве. Осмысление войны как всеобщей человеческой трагедии.




83

4

М.А.Шолохов «Судьба человека» Воплощение в образе Андрея Соколова мужественности, ответственности за судьбу Родины, человечности как источников силы народа.




84

5

М.А.Шолохов «Судьба человека» Андрей Соколов – собирательный образ русского человека




85

6

РР № 4 Подробный пересказ от имени персонажа



РР № 4

86

7

Развернутый ответ на проблемный вопрос



РО

87

8

М.А.Шолохов «Судьба человека» Особенности композиции рассказа. Мастерство портретных и пейзажных зарисовок.

ТЛ Понятие об образе повествователя.



ТЛ

88

9

Контрольное сочинение на литературную тему



С

89

10

Для внеклассного и семейного чтения. В.Л. Кондратьев «Сашка». Г. Бакланов «Навеки — девятнадцатилетние». С.П. Гудзенко «Перед атакой». С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной». «Зоя» М. Алигер.



ВЧ

Наизусть 1 ст

90

11

А.И.Солженицын Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини.




91

12

А.И.Солженицын «Матренин двор».

Жизненная основа притчи.

ТЛ  Притча.



ТЛ

Тема 6 Из зарубежной литературы (9ч+РОсх+КТР=11ч)

92

1

Данте Алигьери. Жизнь и творчество. «Божественная комедия». Новый, гуманистический взгляд поэта на человека и его ценности.




93

2

Данте Алигьери. «Божественная комедия». Композиция и стих поэмы. Всемирная слава «Божественной комедии».

ТЛ Терцины



ТЛ


94


3

И.В.Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Фауст» философская трагедия эпохи Просвещения. ( «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад»).

Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

ТЛ Философско-драматич поэма.











ТЛ

95

4

И.В.Гете «Фауст» ( «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики.




96

5

Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера



РО

97

6

И.В.Гете «Фауст» Фауст как вечный образ мировой лит.




98

7

Д.Г.Байрон. XIX век — расцвет романтизма в западноевр искусстве. Настроения эпохи в творчестве Байрона, глубокая неудовлетворенность героя (ст. «Душа моя мрачна...»). Романтическая личность в лирике Байрона.




99

8

Контрольная тестовая работа № 4



КТР № 4

100

9

Д.Г.Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда». Разочарование и одиночество героя. Мотив романтического бегства от действительности.

ТЛ Романтическая поэма.



ТЛ

101

10

Д.Г.Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда». Картины борьбы за свободу в поэме. Поэзия Байрона в переводах В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока.




102

11

Итоговый урок за год



Четверть

Годовая









РР-2 ВЧ-3 КТР -2 РО- 2 РОсх-2 С-2




Для заучивания наизусть

Отрывок из «Слова о полку Игореве»

М.В. Ломоносов. Отрывок из оды (по выбору учителя).

Г.Р. Державин. «Памятник».

В.А. Жуковский. «Море».

А.С. Грибоедов «Горе от ума» (один из монологов Фамусова: «Петруша, вечно ты с обновкой…», «Вот то-то, все вы гордецы!..», «Вкус, батюшка, отменная манера…»; один из монологов Чацкого: «А судьи кто?..», «В той комнате незначащая встреча…», «Не образумлюсь…») (по выбору обучающихся).

А.С. Пушкин. 3 стихотворения и отрывок из романа "Евгений Онегин" (по выбору обучающихся).

М.Ю. Лермонтов. Два стихотворения (по выбору обучающихся).

Н.В. Гоголь. «Мертвые души» (один-два отрывка по выбору учителя).

А.А. Блок. «Девушка пела в церковном хоре...»

А.А. Ахматова. «Родная земля».

Б.Л. Пастернак. Одно стихотворение по выбору обучающегося.

Н.А. Заболоцкий. Одно стихотворение по выбору обучающегося.

Одно стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору обучающихся).