ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Естествознание — новый учебный предмет. Его особенность в том, что это интегрированный курс, т. е. объединяющий знания из разных предметных областей. Как правило, школьные учебные предметы моделируют ту или иную область научного познания, например физику, химию, биологию, поэтому они строятся на базе развития системы понятий данной науки. Интегрированный курс строится иначе. Здесь конкретные предметные знания становятся опорой, средством осмысления тех или иных идей — ведущих идей курса. Именно они определяют логику развития содержания учебного предмета «Естествознание».
В соответствии с концепцией профильного обучения естественно-научные дисциплины занимают важное место в ряду предметов общекультурной направленности, обязательных для освоения на базовом уровне в старшей школе. Согласно Государственному стандарту среднего (полного) общего образования по естествознанию, цели курса формулируются следующим образом:
- освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук;
- знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на наши представления о природе, на развитие техники и технологий;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения окружающих явлений, использования и критической оценки естественно-научной информации, содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета и научно-популярных статьях, осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблемам науки;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
- воспитание убежденности в познаваемости мира и возможности использования достижений естественных наук для развития цивилизации;
- осознанного отношения к реальности опасных экологических и этических последствий, связанных с достижениями естественных наук;
- применение естественно-научных знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, энергосбережения, защиты окружающей среды.
Ведущие идеи курса:
Идея единства, целостности и системной организации природы.
Идея взаимозависимости человека и природы.
Идея гармонизации системы «природа — человек».
Основные особенности интегративного подхода, заявленного в концепции, в дидактическом аспекте:
- отбор и конструирование содержания курса по принципу гуманитаризации, понимаемому как интеграция естественно-научных и гуманитарных знаний в системе «природа — человек»;
- ориентация изучения объектов природы (биосферы) не столько на усвоение конкретных фактов, сколько на осознание взаимосвязей (функциональный подход);
- реализация структуралистского подхода, позволяющего рассматривать любое явление мира как совокупность элементов;
- использование дедукции (рассмотрение природы как целостной системы) как ведущего подхода формирования основ современной естественно-научной картины мира;
- переход от классической системы формирования понятий к уровню интегрального обобщения.
Содержание курса соответствует Государственному образовательному стандарту по естествознанию и во многом повторяет логику стандарта. Согласно этой логике содержание структурируется по двум основным составляющим. Первая из них — современные естественно-научные представления о природе, фундаментальных законах, определяющих процессы в природе, методологии естественных наук, взаимоотношения науки и других компонентов культуры. Вторая составляющая — практическое применение достижений естественных наук в технологии и медицине. При этом задача курса состоит не в том, чтобы всеобъемлюще представить фундаментальное (теоретическое) знание, а в том, чтобы сформировать основы естественно-научной культуры и как можно более наглядно показать, какую роль играют естественные науки в развитии цивилизации, формировании нашего материального окружения, знании человека о самом себе.
Структура интегрированного курса «Естествознание» разработана так, что изучение объектов естествознания осуществляется в системе «природа — наука — техника — общество — человек». Таким образом, интеграция знаний различных предметных областей осуществляется вокруг проблем взаимодействия человека и природы. Это находит отражение в названиях разделов программы.
ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН (10 класс)
Календарно - тематическое планирование
Естествознание 10 класс
Программа О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов
3 часа в неделю (102 часа в год)
№ п/п | № по раз делу | Содержание | Общее коли чество часов по разделу | Количество часов по теме | Дата | Оснащение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I | Введение | 4 | | | |
1 | 1 | Введение в естествознание | | 1 | | |
2 | 2 | Естествознание — единство наук о природе | | 1 | | |
3 | 3-4 | Естествознание — единство наук о природе | | 2 | | конференция |
II | Естествознание и методы познания мира | 17 | | | |
4 | 1 | Эмпирический уровень научного познания | | 1 | | |
5-6 | 2-3 | Эмпирическое познание в изучении естествознания | | 1 | | Практическая работа № 1 |
7 | 4 | Теоретический уровень научного познания | | 1 | | |
8 | 5 | Семинар по теме: «Теоретический уровень научного познания» | | 1 | | |
9 | 6 | Язык естествознания. Биология | | | | |
10 | 7 | Язык естествознания. Химия | | 1 | | |
11 | 8 | Язык естествознания. Физика | | 1 | | |
12 | 9 | Естественно - научная картина мира | | 1 | | |
13-14 | 10-11 | Миры, в которых мы живём | | 2 | | |
15 | 12 | Наблюдение за горящей свечой | | 1 | | Практическая работа № 2 |
16 | 13 | Наблюдение за прорастанием семян фасоли | | 1 | | Практическая работа № 3 |
17 | 14 | Наблюдение за изменением температуры льда и его состоянием при нагревании | | 1 | | Практическая работа № 4 |
18-19 | 15-16 | Обобщающий урок «Естетствознание и методы познания мира» | | 2 | | |
20 | 17 | Контрольная работа № 1 | | 1 | | |
III | Мегамир | 12 | | | |
21 | 1 | Человек и Вселенная | | 1 | | |
22 | 2-3 | Происхождение и строение Вселенной | | 2 | | |
23 | 4 | Как человек изучает мегамир | | 1 | | Видеофильм |
24 | 5 | Законы движения небесных тел | | 1 | | |
25 | 6 | Галактика | | | | |
26-27 | 7-8 | Звёзды. Солнце | | 2 | | |
28 | 9 | Изучение звёздного неба с помощью подвижной карты | | 1 | | Практическая работа № 5 |
29-30 | 10-11 | Солнечная система и её планеты | | 2 | | |
31 | 12 | Урок-дискуссия «Возможна ли жизнь на Марсе» | | 1 | | |
IV | Оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера | 13 | | | |
32-33 | 1-2 | Строение Земли. Литосфера | | 2 | | |
34 | 3 | Изучение коллекции горных пород | | 1 | | Практическая работа № 6 |
35 | 4 | Гидросфера. Океаны и моря | | 1 | | |
36 | 5 | Воды океанов и морей | | 1 | | |
37-38 | 6 | Воды суши | | 1 | | |
39 | 7 | Изучение жёсткости воды и устранение её жесткости | | 1 | | Практическая работа № 7 |
40 | 8 | Атмосферное давление. Ветер | | 1 | | |
41 | 9 | Влажность воздуха | | 1 | | |
42 | 10 | Изучение параметров состояния воздуха в кабинете | | 1 | | Практическая работа № 8 |
43-44 | 11-12 | Обобщающий урок «Мегамир. Оболочки Земли» | | 2 | | |
45 | 13 | Контрольная работа № 2 | | 1 | | |
V | Макромир. Биосфера | 21 | | | |
46 | 1 | Жизнь., признаки живого и их относительность | | 1 | | |
47 | 2 | Происхождение жизни на Земле | | 1 | | |
48 | 3 | Химический состав клетки | | 1 | | |
49 | 4 | Распознавание органических соединений | | 1 | | Практическая работа № 9 |
50 | 5 | Уровни организации жизни | | 1 | | |
51 | 6 | Прокариоты и эукариоты | | 1 | | |
52 | 7 | Изучение растительной и животной клетки | | 1 | | Практическая работа № 10 |
53 | 8 | Изучение микроскопического строения животных тканей | | 1 | | Практическая работа № 11 |
54 | 9 | Клеточчная теория. Простейшие. Вирусы | | 1 | | |
55 | 10 | Изучение простейших | | 1 | | Практическая работа № 12 |
56 | 11 | Экологические системы | | 1 | | |
57 | 12 | Пищевые цепи. Экологические факторы | | 1 | | |
58 | 13 | Изучение взаимосвязей в искусственной экосистеме - аквариуме | | 1 | | Практическая работа № 13 |
59 | 14 | Биосфера | | 1 | | |
60 | 15 | Семинар «Глобальные проблемы человечества и пути их решения» | | 1 | | |
61 | 16 | Изучение бытовых отходов | | 1 | | Практическая работа № 14 |
62 | 17 | Понятие биологической эволюции | | 1 | | |
63-64 | 18-19 | Эволюционная теория | | 2 | | |
65 | 20 | Обобщающий урок «Макромир. биосфера» | | 1 | | |
66 | 21 | Контрольная работа № 3 | | 1 | | |
| V | Абиотические факторы и приспособленность к ним живых орнанизмов | 26 | | | |
67-68 | 1-2 | Особенности климата России. Зона арктических пустынь, тундр и лесотундр | | 2 | | |
69 | 3 | Приспособленность организмов к среде обитания | | 1 | | Практическая работа № 15 |
70 | 4 | Электромагнитная природа света | | 1 | | |
71 | 5 | Оптические свойства света | | 1 | | |
72 | 6 | Изучение волновых свойств света | | 1 | | Практическая работа № 16 |
73 | 7 | Свет и приспособленность к нему живых организмов | | 1 | | |
74 | 8 | Изучение изображения, даваемого линзой | | 1 | | Практическая работа № 17 |
75 | 9 | Внутренняя энергия микроскопической системы | | 1 | | |
76 | 10 | Тепловое равновесие. Температуры | | 1 | | |
77-78 | 11-12 | Температура и приспособленность к ней живых организмов | | 2 | | |
79 | 13 | Строение молекулы и физические свойства воды | | 1 | | |
80 | 14 | Измерение удельной теплоёмкости воды | | 1 | | Практическая работа № 18 |
81 | 15 | Электролитическая диссоциация | | 1 | | |
82 | 16 | Растворимость. рН как показатель среды раствора | | 1 | | |
83 | 17 | Химические свойства воды | | 1 | | |
84 | 18 | Исследование среды раствора солей и сока растений | | 1 | | Практическая работа № 19 |
85 | 19 | Вода-абиотический фактор в жизни растений | | 1 | | |
86 | 20 | Конференция «Вода-абиотический фактор в жизни Живых организмов» | | 1 | | |
87 | 21 | Солёность как абиотический фактор | | 1 | | |
88 | 22 | Почва как абиотический фактор | | 1 | | |
89 | 23 | Изучение состава почвы | | 1 | | Практическая работа № 20 |
90 | 24 | Биотические факторы окружающей среды | | 1 | | |
91 | 25 | Обобщающий урок | | 1 | | |
92 | 26 | Контрольная работа № 4 | | 1 | | |
| VII | Пространство и время | 4 | | | |
93 | 1 | Понятие пространства и времени | | 1 | | |
94 | 2 | Биоритмы | | 1 | | |
95 | 3 | Способы передачи информации в живой природе | | 1 | | |
96 | 4 | Информация и человек | | 1 | | |
| VIII | Защита исследовательских проектов | 6 | | | |
97-101 | 1-5 | Защита исследовательских проектов | | 5 | | конференция |
102 | 6 | Обобщающее повторение | | 1 | | |
Всего часов по курсу: | 102 | | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ожидаемые результаты по итогам изучения данного курса соответствуют Требованиям к уровню подготовки выпускников Государственного образовательного стандарта по естествознанию и в самом общем виде могут быть сформулированы как:
- способность учащихся критически оценивать информацию естественно-научного содержания;
- овладение элементами различных естественно-научных исследовательских методов и получение представления о характере научной деятельности;
- приобретение умений использовать естественно-научные знания в повседневной жизни и ситуациях общественной дискуссии.
Естествознание во все времена составляло фундамент научного миропонимания, так как, будучи системой научных знаний о природе, естествознание выявляет структуру мироздания и познает фундаментальные законы природы, которые характеризуют общую научную картину мира своего времени. Именно поэтому так значимо для человека развитие его естественно-научной культуры.
Основные черты естественно-научной культуры современного человека:
- целостный взгляд на мир как на систему;
- ценностный взгляд на мир и место человека в нем (человек — часть природы);
- эволюционный взгляд на мир — природу и человека в целом;
- экологический взгляд на мир.
Современное миропонимание основано на знании о взаимодействиях в системе «природа — человек», которое интегрально отражает мир и объективные связи в нем. Методологическими предпосылками формирования естественно-научного знания в настоящее время служит учение о единстве природы и человека, а также системно-целостный подход к анализу любого феномена природы и человеческой деятельности. Такой подход позволяет установить объективные связи между целями гуманитарного и естественно-научного образования.
Оценивая в целом роль естественно-научного образования, в настоящее время можно заключить, что оно призвано дать человеку основы естественно-научной компетентности и гуманистических идеалов в их единстве. В целостном виде это отражается в концепции гуманитаризации содержания естественно-научного образования.
Ведущим направлением гуманитаризацииестественно-научного образования является интеграция различных учебных предметов вокруг проблем взаимодействия человека и природы. Именно на основе интеграции возможен эффективный показ роли естественных наук в научном познании биосферы, в изучении человеческой деятельности, в решении глобальных проблем современности.
Интеграция выступает как основной механизм гуманитаризации естественно-научного образования. Единой методологической основой гуманитаризации естественно-научного образования является изучение объектов естествознания в системе «природа — наука — техника — общество — человек». Человек, его деятельность оказываются включенными в саму структуру естественно-научного знания, которое является необходимой основой определения путей развития системы «природа — человек».
Гуманитаризация образования (т. е. реализация интегративного подхода) призвана помочь осуществить в характере мышления человека столь необходимый поворот от фрагментарного к целостному восприятию мира в широком культурном контексте.