№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата |
| | | | | | | | | план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Музыка и литература |
1 | Что роднит музыку с литературой | 1 | Вводный | Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Во все времена музыка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и литературы | Знать: - что роднит музыку с литературой; - о том, что литература дает жизнь огромной области музыкального искусства. Уметь выявлять связи музыки и литературы | Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
2 | Вокальная музыка | 3 | Расширение и углубление знаний | Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню? Романс – лирическое стихотворение, положенное на музыку | Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь: -называть основные жанры русских народ ных песен; -определять значение песни в жизни общества; -отличать романс от песни, роль сопровож дения в исполнении ро манса и песни | Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки Хоровое пение Пусть всегда будет солнце | Жанры народных песен: исторические, лирические, служивые, игровые, частушки, обрядовые | Творческая тетрадь, с. 4-5,18-21, 14-17; запись названий известных народных песен, любимых в семье | | |
3 | Вокальная музыка. Жанры русских народных песен | 3 | Расширение и углубление знаний | Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню? Романс – лирическое стихотворение, положенное на музыку | Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь: -называть основные жанры русских народ ных песен; -определять значение песни в жизни общества; -отличать романс от песни, роль сопровож дения в исполнении ро манса и песни | Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки Хоровое пение Эх, дороги | Жанры народных песен: исторические, лирические, служивые, игровые, частушки, обрядовые | Творческая тетрадь, с. 4-5,18-21, 14-17; запись названий известных народных песен, любимых в семье | | |
4 | Вокальная музыка. Романс | 3 | Расширение и углубление знаний | Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню? Романс – лирическое стихотворение, положенное на музыку | Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь: -называть основные жанры русских народ ных песен; -определять значение песни в жизни общества; -отличать романс от песни, роль сопровож дения в исполнении ро манса и песни | Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки Хоровое пение Эх, дороги | Жанры народных песен: исторические, лирические, служивые, игровые, частушки, обрядовые | Творческая тетрадь, с. 4-5,18-21, 14-17; запись названий известных народных песен, любимых в семье | | |
5 | Фольклор в музыке русских композиторов | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников | Знать понятие программная музыка. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад | Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение Крейсер аврора | | Рисунок героя из народной сказки «Кикимора», запомнившегося больше всего. Сочинение небольшой сказки в восточном стиле | | |
6 | Что за прелесть эти сказки | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников | Знать понятие программная музыка. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад | Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение Крейсер аврора | | Рисунок героя из народной сказки «Кикимора», запомнившегося больше всего. Сочинение небольшой сказки в восточном стиле | | |
7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | 1 | Расширение и углубление знаний | Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола | Знать понятия: вокальная, инструментальная музыка. Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение И вновь продолжается бой | Основоположники профессиональной композиторской музыки | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
8 | Вторая жизнь песни | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством | Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством | Устный и письменный контроль (заполнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных инструментах). Хоровое пение С чего начинается родина | Использование народных песен в творчестве татарских композиторов | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
9 | «Всю жизнь мою несу родину в душе…» | 1 | Расширение и углубление знаний | Колокольный звон в музыке. Звучащие картины | Знать значение колокольного звона в жизни человека. Уметь выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи | Интонационно-образный анализ музыкального и художественного ряда. Хоровое пение. Беседа по теме занятия | | Иллюстрация звучащие картины | | |
10 | Скажи, откуда ты приходишь красота | 1 | Расширение и углубление знаний | Основоположники профессиональной композиторской музыки. Кантата, струнные инструменты. | Знать понятие6 кант. Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности | Интонационно-образный анализ музыкального и художественного ряда. Хоровое пение. Беседа по теме занятия | | Подбор произведений, близких по настроению музыке и картинам | | |
11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | 3 | Расширение и углубление знаний | Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свиридов) и западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) композиторов | Знать: -что благодаря музыке появились многие про изведения литературы; -основные события из жизни и творчества композиторов | Хоровое пение. Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений | Основоположники профессиональной композиторской музыки. | Чтение в творческой тетради сказки Г. Цыфе-рова «Тайна запечного сверчка» | | |
12 | Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь | 1 | Расширение и углубление знаний | Серенада для струнного оркестра. Реквием. А. Пушкин «Моцарт и Сальери» | Знать: -что благодаря музыке появились многие про изведения литературы; -основные события из жизни и творчества композиторов | Слушание музыки, беседа, чтение, отрывок из фильма «Амадей» | Основоположники профессиональной композиторской музыки. Венская классическая школа | Доклад «Великий Моцарт» | | |
13 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера | 1 | Расширение и углубление знаний | История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы – литературное произведение Опера Римского-Корсакова «Садко» | Знать: -историю развития оперного искусства; -понятия: опера, либ ретто, увертюра, речи татив, хор, ансамбль, сцена из оперы. Уметь приводить при меры к понятиям Знать сюжет (либретто) оперы «Садко». Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности | Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль Хоровое пение Будет садом город мой Интонационно-образный анализ фрагментов из оперы Хоровое пение Музыка на новогоднем празднике | Творческая тетрадь, с. 44-49 | Творческая тетрадь, с. 44-49 Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | 1 | Расширение и углубление знаний | История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета – литературное произведение. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» | Знать: - историю развития ба летного искусства; - понятия: балет, солист- танцор, кордебалет. Уметь анализировать составляющие средства музыкальной вырази тельности | Устный контроль. Интонационно-образный анализ фрагментов из балета Хоровое пение Музыка на новогоднем празднике | | Творческая тетрадь, с. 40-43 Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
15 | Музыка в театре, кино, на телевидении | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении | Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства | Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме занятия Хоровое пение Музыка на новогоднем празднике | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
16 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл | 1 | Расширение и углубление знаний | Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр «легкого» стиля). Наиболее известные мюзиклы | Знать: - историю возникнове ния мюзикла; - чем мюзикл отличает ся от оперы. Уметь называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов | Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ Хоровое пение Музыка на новогоднем празднике | | Доклад «Мьюзикл» | | |
17 | Мир композитора Обобщающий урок 2 четверти | 1 | Обобщение полученных знаний | Основоположники профессиональной композиторской музыки. | Знать: основные жанры вокальной и инструментальной музыки Уметь отличать различные жанры на слух | Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ Хоровое пение Музыка на новогоднем празднике | | Придумать вопросы для викторины | | |
18 | Что роднит музыку с изобразительным искусством? | 1 | Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний | Жизнь – единый источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство. Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение | | Подобрать репродукции | | |
19 | Небесное и земное в звуках и красках | 1 | Расширение и углубление знаний | Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства | Знать, в чем выражается общность языка различных видов искусства. Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль | | | | |
20 | В минуту музыки печальной | 1 | Расширение и углубление знаний | Солист. Орган. И.С.Бах, Дж. Каччини, Ф. Шуберт «Аве Мария | Знать: понятие песенность, знаменный распев, песнопение, унисон, пение а капелла, солис, хор | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль | | Пение а капелла | | |
21 | «Звать через прошлое к настоящему» | 1 | Расширение и углубление знаний | Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства | Уметь: -выявлять общие чер ты в художественных и музыкальных образах; -определять на слух основные части кантаты | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль | | пение | | |
22 | Музыкальная живопись и живописная музыка | 1 | Расширение и углубление знаний | Общность музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку? | Выявлять общее и выразительных возможностях музыки и живописи; - анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад | Слушание музыки. Рассматривание картин. Интонациионно-образный анализ музыкальных и художественных произведений | | Подобрать репродукции | | |
23 | Фореллен-квинтет | 1 | Расширение и углубление знаний | Ф. Шуберт «Форель» Понятие ансамбль и квинтет. | Знать: понятие ансамбль, квинтет. Уметь: выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи, анализировать составляющие средства выразительности (мелодия, динамика, лад) | Составление словаря музыкальных терминов. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ | | Дополнить словарь новыми терминами | | |
24 | Дыхание русской песенности | 1 | Расширение и углубление знаний | Выразительность, изобразительность. . Прелюдия С.Рахманинов «Прелюдия» | Знать понятия: выразительность, изобразительность, прелюдия. | Слушание музыки. Презентация | | Сравнитьсредства музыкальной выразительности | | |
25 | Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве | 1 | Расширение и углубление знаний | В основе профессиональной музыки лежат народные истоки. | Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль | | | | |
26 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | 1 | Расширение и углубление знаний | Выразительные возможности скрипки, ее создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве | Знать об истории создания скрипки, ее мастерах-изготовителях и исполнителях. Уметь: -сопоставлять скри пичную музыку с живо писью; -анализировать, срав нивать произведения | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение | | | | |
27 | Волшебная палочка дирижера | 1 | Расширение и углубление знаний | Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Известные дирижеры мира | Знать: -понятия: оркестр, ди рижер; -состав групп инстру ментов народного оркестра. Уметь называть имена известных дирижеров | Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Письменный контроль (карточки) | | | | |
28 | Образы борьбы и победы в искусстве | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Жизнь и творчество Людвига Бетховена. Образный строй Симфонии № 5. Творческий процесс сочинения музыки композитором | Уметь: -делать предположения о том, что предстоит услышать (образный строй); - проводить интонациионно-образный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль | | | | |
29 | Застывшая музыка | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Архитектура – застывшая музыка | Знать: -отличия католической и православной музы кальной культуры; -понятие а капелла. Уметь сопоставлять му зыку и памятники архи тектуры | Слушание музыки. Рассматривание иллюстраций. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение | | | | |
30 | Полифония в музыке и живописи | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Продолжение знакомства с творчеством И. С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха – орган | Знать: -понятия: орган, поли фония, фуга; -основные события из жизни и творчества И. С. Баха | Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение | | | | |
31 | Импрессионизм в музыке и живописи | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи | Знать понятия: импрессионизм, интерпретация, джаз | Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение | | | | |
32 | «О подвигах, о доблести, о славе…» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием | Знать понятие реквием. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение | | | | |
33 | «В каждой мимолетности вижу я миры…» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Образный мир произведений С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского. Своеобразие их творчества | Знать понятие интерпретация. Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение | | | | |
34 | Мир композитора | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний. Урок-концерт | Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов | Знать, что роднит му- зыку, литературу и изоб- разительное искусство. Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности этих трех искусств | Слушание музыки, - Хоровое пение, Устный контроль | | | | |
35 | Урок-концерт | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний | Общечеловеческая значимость настоящего искусства. Вечные темы искусства. Образы Матери, Родины, красоты природы, красоты подвига в искусстве разных народов | Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение | | | | |