СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование Музыка. 5 класс. Музыка. . Учебник. Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование Музыка. 5 класс. Музыка. . Учебник. Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование Музыка. 5 класс. Музыка. . Учебник. Сергеева Г.П., Критская Е.Д.»

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид контроля, измерители

Элементы дополни­тельного содержания

Домашнее задание

Дата



















план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Музыка и литература

1

Что роднит му­зыку с литера­турой

1

Вводный


Что стало бы с музы­кой, если бы не было литературы? Во все времена музы­ка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и лите­ратуры

Знать:

- что роднит музыку
с литературой;

- о том, что литература
дает жизнь огромной
области музыкального
искусства.

Уметь выявлять связи музыки и литературы

Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки.

Хоровое пение



Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний



2

Вокальная

му­зыка

3


Расширение и углубление знаний

Песня – самый рас­пространенный жанр музыкально-литера­турного творчества. Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложи­ли песню?

Романс – лирическое стихотворение, поло­женное на музыку

Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:

-называть основные
жанры русских народ­
ных песен;

-определять значение
песни в жизни общества;

-отличать романс от
песни, роль сопровож­
дения в исполнении ро­
манса и песни

Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Хоровое пение

Пусть всегда будет солнце

Жанры народных пе­сен: исто­рические, лирические, служивые, игровые, частушки, об­рядовые

Творческая тетрадь, с. 4-5,18-21, 14-17; запись на­званий из­вестных на­родных пе­сен, люби­мых в семье



3

Вокальная

му­зыка. Жанры русских народных песен

3


Расширение и углубление знаний

Песня – самый рас­пространенный жанр музыкально-литера­турного творчества. Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложи­ли песню?

Романс – лирическое стихотворение, поло­женное на музыку

Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:

-называть основные
жанры русских народ­
ных песен;

-определять значение
песни в жизни общества;

-отличать романс от
песни, роль сопровож­
дения в исполнении ро­
манса и песни

Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Хоровое пение

Эх, дороги

Жанры народных пе­сен: исто­рические, лирические, служивые, игровые, частушки, об­рядовые

Творческая тетрадь, с. 4-5,18-21, 14-17; запись на­званий из­вестных на­родных пе­сен, люби­мых в семье



4

Вокальная

му­зыка. Романс

3


Расширение и углубление знаний

Песня – самый рас­пространенный жанр музыкально-литера­турного творчества. Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложи­ли песню?

Романс – лирическое стихотворение, поло­женное на музыку

Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:

-называть основные
жанры русских народ­
ных песен;

-определять значение
песни в жизни общества;

-отличать романс от
песни, роль сопровож­
дения в исполнении ро­
манса и песни

Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Хоровое пение

Эх, дороги

Жанры народных пе­сен: исто­рические, лирические, служивые, игровые, частушки, об­рядовые

Творческая тетрадь, с. 4-5,18-21, 14-17; запись на­званий из­вестных на­родных пе­сен, люби­мых в семье



5

Фольклор в

му­зыке русских композиторов


2

Сообщение и усвоение новых знаний


Связи музыки с лите­ратурой: произведения программной инстру­ментальной музыки и вокальные сочине­ния, созданные на ос­нове различных лите­ратурных источников

Знать понятие про­граммная музыка. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мело­дию, ритм, темп, дина­мику, лад

Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль.

Хоровое пение

Крейсер аврора


Рисунок героя из на­родной сказ­ки «Кикимо­ра», запом­нившегося больше всего. Сочинение небольшой сказки в вос­точном стиле



6

Что за прелесть эти сказки

2

Сообщение и усвоение новых знаний


Связи музыки с лите­ратурой: произведения программной инстру­ментальной музыки и вокальные сочине­ния, созданные на ос­нове различных лите­ратурных источников

Знать понятие про­граммная музыка. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мело­дию, ритм, темп, дина­мику, лад

Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль.

Хоровое пение

Крейсер аврора


Рисунок героя из на­родной сказ­ки «Кикимо­ра», запом­нившегося больше всего. Сочинение небольшой сказки в вос­точном стиле



7

Жанры инстру­ментальной и вокальной музыки

1

Расширение и углубление знаний


Вокальная и инстру­ментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообра­зие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола

Знать понятия: вокаль­ная, инструментальная музыка.

Уметь называть основ­ные жанры вокальной и инструментальной музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение

И вновь продолжается бой

Основоположники профессиональной композиторской музыки

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний



8

Вторая жизнь песни

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Широкое отражение народной песни в рус­ской профессиональ­ной музыке. Связи между композитор­ским и народным му­зыкальным искус­ством

Знать основные черты и характеристики автор­ского и народного му­зыкального творчества. Уметь определять свя­зи между композитор­ским и народным музы­кальным искусством

Устный и письмен­ный контроль (за­полнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных ин­струментах).

Хо­ровое пение

С чего начинается родина

Использо­вание на­родных пе­сен в творче­стве татарских компо­зиторов

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний



9

«Всю жизнь мою несу роди­ну в душе…»

1

Расширение и углубление знаний

Колокольный звон в музыке. Звучащие картины

Знать значение коло­кольного звона в жизни человека.

Уметь выявлять родст­венные средства выра­зительности музыки и живописи

Интонационно-образный анализ музыкального и художественно­го ряда. Хоровое пение. Беседа по теме занятия








Иллюстрация звучащие картины



10

Скажи, откуда ты приходишь красота

1

Расширение и углубление знаний

Основоположники профессиональной композиторской музыки. Кантата, струнные инструменты.

Знать понятие6 кант. Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности

Интонационно-образный анализ музыкального и художественно­го ряда. Хоровое пение. Беседа по теме занятия


Подбор про­изведений, близких по настрое­нию музыке и картинам



11

Писатели и по­эты о музыке и музыкантах

3

Расширение и углубление знаний

Значимость музыки в творчестве писате­лей и поэтов; нацио­нальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свири­дов) и западноевро­пейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) компози­торов

Знать:

-что благодаря музыке
появились многие про­
изведения литературы;

-основные события
из жизни и творчества
композиторов

Хоровое пение. Беседа. Интонационно-образное сопоставление музы­ки и литературных произведений

Основоположники профессиональной композиторской музыки.

Чтение в творческой тетради сказ­ки Г. Цыфе-рова «Тайна запечного сверчка»



12

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь

1

Расширение и углубление знаний

Серенада для струнного оркестра. Реквием. А. Пушкин «Моцарт и Сальери»

Знать:

-что благодаря музыке
появились многие про­
изведения литературы;

-основные события
из жизни и творчества
композиторов

Слушание музыки, беседа, чтение, отрывок из фильма «Амадей»

Основоположники профессиональной композиторской музыки. Венская классическая школа

Доклад «Великий Моцарт»



13

Первое путеше­ствие в музы­кальный театр. Опера

1

Расширение и углубление знаний

История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драма­тического и изобрази­тельного) в опере. В основе оперы – ли­тературное произве­дение



Опера Римского-Корсакова «Садко»


Знать:

-историю развития
оперного искусства;

-понятия: опера, либ­
ретто, увертюра, речи­
татив, хор, ансамбль,
сцена из оперы.
Уметь приводить при­
меры к понятиям


Знать сюжет (либретто) оперы «Садко». Уметь анализировать составляющие средств музыкальной вырази­тельности

Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль

Хоровое пение

Будет садом город мой


Интонационно-образный анализ

фрагментов из оперы

Хоровое пение

Музыка на новогоднем празднике

Творческая тетрадь, с. 44-49

Творческая тетрадь, с. 44-49

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний




14

Второе путеше­ствие в музы­кальный театр. Балет

1

Расширение и углубление знаний

История развития ба­летного искусства. Основные понятия жанра. В основе бале­та – литературное произведение. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Знать:

- историю развития ба­
летного искусства;

- понятия: балет, солист-
танцор, кордебалет.
Уметь анализировать
составляющие средства
музыкальной вырази­
тельности

Устный контроль. Интонационно-образный анализ фрагментов из ба­лета





Хоровое пение

Музыка на новогоднем празднике


Творческая

тетрадь, с. 40-43


Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний



15

Музыка в теат­ре, кино, на те­левидении

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетиче­ских видах искусства: в театре, кино, на те­левидении

Уметь определять зна­чение литературы и му­зыки в синтетических видах искусства

Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме за­нятия

Хоровое пение

Музыка на новогоднем празднике


Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний



16

Третье путеше­ствие в музы­кальный театр. Мюзикл

1

Расширение и углубление знаний

Расширение представ­лений о жанре мюзик­ла. История возникно­вения жанра. Основ­ные его отличия от оперы (театр «легко­го» стиля). Наиболее известные мюзиклы

Знать:

- историю возникнове­
ния мюзикла;

- чем мюзикл отличает­
ся от оперы.

Уметь называть наибо­лее известные мюзиклы и их композиторов

Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ


Хоровое пение

Музыка на новогоднем празднике


Доклад «Мьюзикл»



17

Мир композитора


Обобщающий урок 2 четверти

1

Обобщение полученных знаний

Основоположники профессиональной композиторской музыки.

Знать: основные жанры вокальной и инструментальной музыки


Уметь отличать различные жанры на слух

Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ


Хоровое пение

Музыка на новогоднем празднике


Придумать вопросы для викторины



18

Что роднит му­зыку с изобра­зительным ис­кусством?

1

Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний

Жизнь – единый ис­точник всех художест­венных произведений. Связь музыки и изо­бразительного искус­ства. Живописная му­зыка и музыкальная живопись. Общее в средствах вырази­тельности музыки и изобразительного искусства

Знать, что роднит му­зыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в сред­ствах выразительности музыки и изобразитель­ного искусства

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение



Подобрать репродукции



19

Небесное и земное в звуках и красках

1

Расширение и углубление знаний

Отношение компози­торов и художников к родной природе, ду­ховным образам древ­нерусского и западно­европейского искус­ства

Знать, в чем выражает­ся общность языка раз­личных видов искусства. Уметь выявлять общие черты в художествен­ных и музыкальных об­разах

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и ху­дожественных про­изведений. Устный контроль





20

В минуту музыки печальной

1

Расширение и углубление знаний

Солист. Орган. И.С.Бах, Дж. Каччини, Ф. Шуберт «Аве Мария

Знать: понятие песенность, знаменный распев, песнопение, унисон, пение а капелла, солис, хор

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и ху­дожественных про­изведений. Устный контроль


Пение а капелла



21

«Звать через прошлое к на­стоящему»

1

Расширение и углубление знаний

Более глубокое изуче­ние кантаты С. Про­кофьева «Александр Невский»: сопостав­ление героических об­разов музыки с обра­зами изобразительного искусства

Уметь:

-выявлять общие чер­
ты в художественных

и музыкальных образах;

-определять на слух
основные части кантаты

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и ху­дожественных про­изведений. Устный контроль


пение



22

Музыкальная

живопись и жи­вописная музыка

1

Расширение

и углубление

знаний

Общность музыки

и живописи. Вырази­тельные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услы­шать живопись? Мо­жем ли мы увидеть музыку?

Выявлять общее и вы­разительных возможно­стях музыки и живописи; - анализировать состав­ляющие средств выра­зительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад

Слушание музыки. Рассматривание

картин. Интонации­онно-образный анализ музыкаль­ных и художест­венных произве­дений


Подобрать репродукции



23

Фореллен-квинтет

1

Расширение и углубление знаний

Ф. Шуберт «Форель»


Понятие ансамбль и квинтет.

Знать: понятие ансамбль, квинтет. Уметь: выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи, анализировать составляющие средства выразительности (мелодия, динамика, лад)

Составление словаря музыкальных терминов. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ


Дополнить словарь новыми терминами



24

Дыхание русской песенности

1

Расширение и углубление знаний

Выразительность, изобразительность.

.

Прелюдия

С.Рахманинов «Прелюдия»

Знать понятия: выразительность, изобразительность, прелюдия.

Слушание музыки. Презентация


Сравнитьсредства музыкальной выразительности



25

Колокольные звоны в музыке и изобразитель­ном искусстве

1

Расширение и углубление знаний

В основе профессио­нальной музыки ле­жат народные истоки.

Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека. Уметь проводить ин­тонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль





26

Портрет в му­зыке и изобра­зительном ис­кусстве

1

Расширение и углубление знаний

Выразительные воз­можности скрипки, ее создатели и испол­нители. Музыка и жи­вопись. Портрет Н. Па­ганини в музыке и изобразительном искусстве

Знать об истории соз­дания скрипки, ее мас­терах-изготовителях и исполнителях. Уметь:

-сопоставлять скри­
пичную музыку с живо­
писью;

-анализировать, срав­
нивать произведения

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение





27

Волшебная па­лочка дирижера


1

Расширение и углубление знаний

Симфонический ор­кестр. Значение дири­жера в исполнении симфонической музы­ки оркестром. Группы инструментов оркест­ра, их выразительная роль. Известные ди­рижеры мира

Знать:

-понятия: оркестр, ди­
рижер;

-состав групп инстру­
ментов народного оркестра.
Уметь называть имена
известных дирижеров

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Письменный кон­троль (карточки)





28

Образы борьбы и победы в ис­кусстве

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Жизнь и творчество Людвига Бетхове­на. Образный строй Симфонии № 5. Твор­ческий процесс сочи­нения музыки компо­зитором

Уметь:

-делать предположе­ния о том, что предсто­ит услышать (образный строй);

- проводить интонации­онно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль





29

Застывшая му­зыка

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Гармония в синтезе искусств: архитекту­ры, музыки, изобрази­тельного искусства. Архитектура – застыв­шая музыка

Знать:

-отличия католической
и православной музы­
кальной культуры;

-понятие а капелла.
Уметь сопоставлять му­
зыку и памятники архи­
тектуры

Слушание музыки. Рассматривание иллюстраций. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение





30

Полифония в музыке и жи­вописи

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Продолжение знаком­ства с творчеством И. С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инст­румент Баха – орган

Знать:

-понятия: орган, поли­
фония, фуга;

-основные события
из жизни и творчества
И. С. Баха

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение





31

Импрессионизм в музыке и жи­вописи

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Особенности импрес­сионизма как художе­ственного стиля, взаи­модействие и взаимо­обусловленность в му­зыке и живописи

Знать понятия: импрес­сионизм, интерпрета­ция, джаз

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение





32

«О подвигах, о доблести, о славе…»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Тема защиты Родины в произведениях раз­личных видов искус­ства. Продолжение знакомства с жанром реквием

Знать понятие реквием. Уметь проводить ин­тонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение





33

«В каждой ми­молетности ви­жу я миры…»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Образный мир произ­ведений С. С. Прокофь­ева и М. П. Мусорг­ского. Своеобразие их творчества

Знать понятие интер­претация.

Уметь выявлять общие черты в средствах выра­зительности музыки и изобразительного ис­кусства

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение





34

Мир компози­тора

1

Повторение и обобщение полученных знаний. Урок-концерт

Обобщение представ­лений о взаимодейст­вии музыки, литера­туры и изобразитель­ного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных компо­зиторов

Знать, что роднит му- зыку, литературу и изоб- разительное искусство. Уметь выявлять общие

черты в средствах

выра­зительности этих

трех искусств

Слушание музыки,

- Хоровое пение,

Устный контроль





35

Урок-концерт

1

Повторение и обобщение полученных знаний

Общечеловеческая значимость настоящего искусства. Вечные темы искусства. Образы Матери, Родины, красоты природы, красоты подвига в искусстве разных народов

Знать основные прин­ципы развития музыки. Уметь приводить при­меры

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение