№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Планируемые образовательные результаты | Информационные ресурсы, средства обучения | Формы и методы обучения |
| | | предметные | метапредметные(ууд) | личностные |
1. | | «Задавайте вопросы!». | Сравнивать учебник и рабочую тетрадь. Осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов и отвечать на них), анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию. | Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки. | Определение под руководством педагога самых простых правил поведения при сотрудничестве. Понимание причин успеха и неудач в собственной учебе. | | |
"Что и кто?" 20 ч |
2 | | Что такое Родина? Знакомство с целями и задачами раздела. Родина –это наша страна Россия и наша малая родина. Народы, населяющие Россию. Первоначальные сведения столице России, о своей малой родине. Родной регион и его местонахождение на карте. | Работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей. Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о «малой родине» и Москве как столице государства; отвечать на итоговые вопросы. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; делать предварительный отбор источников информации, ориентироваться в учебнике; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. | В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, как поступить. Оценивать свои достижения на уроке. | Учебник, Энциклопедии, Атлас -определитель "От неба до Земли", Географические карты, Исторические карты. Рабочая тетрадь (2 части) 2. Сайты: 1) Фестиваль педагогических идей festival.1september.ru 2) Копилка уроков kopilkaurokov.ru 3) Про школу proshkolu.ru 4) Завуч.инфо zavuch.ru 5) Интернет- урок InternetUrok.ru | Групповая работа, дискуссия тесты, деловая игра Путешествие, индивидуальная работа, работа в парах, тесты, учебная ситуация. |
3 | | Что мы знаем о народах России? Многонациональный характер населения России. Представление об этническом типе лица и национальном костюме. Некоторые обычаи и характерные особенности быта народов. Основные традиционные религии. Единство народов России. Уважительное отношение к своему и другим народам. | Рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы разных народов; рассказывать (по фотографиям) о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью. | Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, работать в группе. | Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. |
4 | | Что мы знаем о Москве? Москва-столица России. Расположение Москвы на карте России. Некоторые достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк. Жизнь москвичей- наших сверстников. | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; узнавать достопримечательности столицы; | Слушать ипонимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Понимать учебную задачу урока и стремиться её вы-полнить. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения. |
5 | | Проект « Моя малая родина». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы, беседа о главных достопримечательностях посёлка с целью отображения сведений в проекте. | С помощью взрослых фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; интервьюировать членов своей семьи об истории малой родины. | Слушать и понимать речь других. Составлять устный рассказ по заданной теме. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. |
6 | | Что у нас над головой? Неживая и живая природа. Дневное и ночное небо. Солнце –ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Звёзды и созвездие. Полярная звезда. Большая медведица. | Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; моделировать форму Солнца; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. | Учебник, Энциклопедии, Атлас -определитель "От неба до Земли", Географические карты, Исторические карты. Рабочая тетрадь (2 части) 2. Сайты: 1) Фестиваль педагогических идей festival.1september.ru 2) Копилка уроков kopilkaurokov.ru 3) Про школу proshkolu.ru 4) Завуч.инфо zavuch.ru 5) Интернет- урок InternetUrok.ru | Индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа, тесты, дискуссия |
7 | | Что у нас под ногами? Камни как природные объекты. Разнообразие их признаков ( форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк, их распознавание. Представление о значении камней в жизни людей. . | Группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремень, известняк; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. |
8 | | Что общего у разных растений? Части растения ( корень, стебель ,листья, цветок, плод, семя). Представления о соцветиях. | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; находить у растений их части, показывать и называть; различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера. Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний. | Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. |
9 | | Что растёт на подоконнике? Комнатные и декоративные растения, их разнообразие. Родина декоративных комнатных растений. Представления о соцветиях. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | Наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; различать изученные растения; использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, приводить примеры комнатных растений. | Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Строить простые речевые высказывания с использованием изученных природоведческих терминов. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
10 | | Что растёт на клумбе?Одомашненные растения, их разнообразие, уход человека за ними.Знакомство с наиболее распространёнными растениями цветника, распознавание их в натуральном виде и на рисунках в атласе-определителе. | Наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; узнавать по фотографиям растения цветника, рассказывать о любимом цветке. | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.). | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
11 | | Что это за листья? Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски, Значение листьев. Деревья возле школы. | Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; сравнивать и группировать листья по различным признакам; описывать внешний вид листьев какого-либо дерева. | Слушать речь других, строить простые речевые высказывания с использованием изученных природоведческих терминов. Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить. | Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. |
12 | | Что такое хвоинки? Ель и сосна- хвойные деревья. Хвоинки- видоизменённые листья. Сравнительная характеристика хвоинок ели и сосны. Распознавание хвойных деревьев | Различать лиственные и хвойные деревья; определять деревья с помощью атласа-определителя; сравнивать ель и сосну; описывать дерево по плану. | Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы и в целом, оценивать результат работы. | Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | Учебник, Энциклопедии, Атлас -определитель "От неба до Земли", Географические карты, Исторические карты. Рабочая тетрадь (2 части) 2. Сайты: 1) Фестиваль педагогических идей festival.1september.ru 2) Копилка уроков kopilkaurokov.ru 3) Про школу proshkolu.ru 4) Завуч.инфо zavuch.ru 5) Интернет- урок InternetUrok.ru | Индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа, тесты, дискуссия |
13 | | Кто такие насекомые? Насекомые как группа животных. Существенные признаки насекомых, легко выделяемые во внешнем строении. Главный признак насекомых - шесть ног. Разнообразие насекомых. Среда обитания и защитная окраска насекомых. | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; приводить примеры насекомых; сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. | Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. |
14 | | Кто такие рыб?Рыбы – водные животные. Существенные признаки рыб, легко выделяемые во внешнем строении. Среда обитания и защитная окраска рыб. Виды рыб (морские и речные) | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Осуществлять самопроверку; работать в паре, извлекать необходимую информацию из различных источников. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
15 | | Кто такие птицы? Птицы- как одна из групп животных. Перья –главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы .Среда обитания и защитная окраска птиц. | Узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку; описывать птицу по плану; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. | Работать по предложенному учителем плану, отличатьверно выполненное задание от неверно выполненного. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
16 | | Кто такие звери? Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Среда обитания и защитная окраска зверей. Виды зверей. Связь строения тела зверя с его образом жизни. | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя. | Перерабатывать полученную информацию; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.). | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
17 | | Что окружает нас дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода, систематизация представлений детей о них. Группировка предметов по их назначению. | Характеризовать назначение бытовых предметов; находить на рисунке предметы определённых групп; группировать предметы домашнего обихода | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре; оценивать свои достижения на уроке; организовывать свою деятельность. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. |
18 | | Что умеет компьютер? Знакомство с компьютером, его назначение, составные части. Роль компьютеров в жизни. Простейшие приёмы работы на компьютере. Правила безопасного обращения с ним. | Определять составные части компьютера; характеризовать назначение частей компьютера; сравнивать стационарный компьютер и ноутбук; соблюдать правила безопасного обращения с компьютером. | Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника; осуществлять поиск учебной информации. | Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. |
19 | | Что вокруг нас может быть опасным? Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Телефоны экстренной помощи. Правила уличного движения- гарантия безопасности на улицах города и посёлка. | Выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; характеризовать опасность бытовых предметов; формулировать правила перехода улицы; моделировать устройство светофора; оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге | Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. |
20 | | На что похожа наша планета? Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Смена дня и ночи на земле. Глобус как модель Земли. | Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; моделировать форму Земли. | Выдвигать предположения и доказывать их; работать в паре; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. | Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами. | | |
21 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта « Моя малая родина». | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся. | Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. |
«Как, откуда и куда?» (12 ч) |
22 | | Как живёт семья? Проект «Моя семья» Семья – самое близкое окружение человека. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Проект « Моя семья». Обсуждение видов деятельности, сроков работы. | Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества | Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. | Учебник, Энциклопедии, Атлас -определитель "От неба до Земли", Географические карты, Исторические карты. Рабочая тетрадь (2 части) 2. Сайты: 1) Фестиваль педагогических идей festival.1september.ru 2) Копилка уроков kopilkaurokov.ru 3) Про школу proshkolu.ru 4) Завуч.инфо zavuch.ru 5) Интернет- урок InternetUrok.ru | Индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа, тесты, дискуссия |
23 | | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Значение воды для человека. Путь питьевой воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. | Прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязнённой воды; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. |
24 | | Откуда в наш дом приходит электричество? Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых приборов. Способы выработки электричества и доставки её потребителям. Современные энергосберегающие бытовые приборы. Основные правила обращения с электричеством | Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; анализировать схему выработки электричества и способы его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии. | Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. |
25 | | Как путешествует письмо? Средство связи - почта. Разнообразие почтовых отправлений (письмо, открытка, бандероль, посылка) и средств доставки корреспонденции. Путь письма. Значение почтовой связи для общества. История марки, конверта. Домашний адрес. Современные средства коммуникации. | Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма; различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки. | Работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. |
26 | | Куда текут реки? Расширение и уточнение представления детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде. Водоёмы родного края ( название, краткая характеристика) | Прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку | Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре | Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами. | Учебник, Энциклопедии, Атлас -определитель "От неба до Земли", Географические карты, Исторические карты. Рабочая тетрадь (2 части) 2. Сайты: 1) Фестиваль педагогических идей festival.1september.ru 2) Копилка уроков kopilkaurokov.ru 3) Про школу proshkolu.ru 4) Завуч.инфо zavuch.ru 5) Интернет- урок InternetUrok.ru | Индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа, тесты, дискуссия |
27 | | Откуда берётся снег и лед? Исследование свойств снега и льда. Состояние воды в окружающем мире: твердое, жидкое, газообразное. | Проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями; формулировать выводы из опытов. | Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. |
28 | | Как живут растения? Растения как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растения ( свет, тепло, воздух, вода, минеральные вещества почвы). Части растений. | Наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения | Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
29 | | Как живут животные? Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным. | Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; ухаживать за животными живого уголка. | Работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. |
30 | | Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Природные столовые. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц. | Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; изготавливать простейшие кормушки | Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя. |
31 | | Откуда берётся и куда девается мусор? Источники мусора в быту. Классификация мусора, борьба с ним. Зависимость жизни человека от природы и ее состояния.Положительное влияние человека на природу. Правила поведения в парке, в лесу, на реке или озере. | Определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора. | Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. |
32 | | Откуда в снежках грязь? Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде. | Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; обсуждать источники появления загрязнений в снеге; формулировать предложения по защите окружающей среды . | Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. |
33 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Как, откуда и куда?». Проверка знаний и умений. Презентация проекта "Моя семья" | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся. | Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. | | |
«Где и когда?» (11 ч) |
34 | | .Когда учиться интересно? Условия интересной и успешной учёбы. Школьник и его жизнь в школе. Классный, школьный коллектив. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. | Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; | Формулировать выводы из коллективного обсуждения; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя. | Учебник, Энциклопедии, Атлас -определитель "От неба до Земли", Географические карты, Исторические карты. Рабочая тетрадь (2 части) 2. Сайты: 1) Фестиваль педагогических идей festival.1september.ru 2) Копилка уроков kopilkaurokov.ru 3) Про школу proshkolu.ru 4) Завуч.инфо zavuch.ru 5) Интернет- урок InternetUrok.ru | Индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа, тесты, дискуссия |
35 | | Проект « Мой класс и моя школа» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т.д.; коллективно составлять рассказ о школе и классе. | Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); осваивать различные способы взаимной помощи партнёрам по общению | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
36 | | Когда придёт суббота? Представление о времени (настоящее, будущее, прошлое). Дни недели, их запоминание, последовательность. | Анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности. | Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями. | Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами. |
37 | | Когда наступит лето? Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Название осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Календарь. | Анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности. | Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд. |
38 | | Где живут белые медведи? Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. О жизни в этих районах. Животный мир холодных районов. Связи между неживой и живой природой. Пр.р. № 13.Работа с глобусом и картой. Определение Северного и Южного полюсов, составление характеристики данных мест. | Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; приводить примеры животных холодных районов; | Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. |
39 | | Где живут слоны? Жаркие районы Земли (тропические леса, саванны). Разнообразие жизни в этих районах .Связи между неживой и живой природой. | Практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов; | Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. | Учебник, Энциклопедии, Атлас -определитель "От неба до Земли", Географические карты, Исторические карты. Рабочая тетрадь (2 части) 2. Сайты: 1) Фестиваль педагогических идей festival.1september.ru 2) Копилка уроков kopilkaurokov.ru 3) Про школу proshkolu.ru 4) Завуч.инфо zavuch.ru 5) Интернет- урок InternetUrok.ru | Индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа, тесты, дискуссия |
40 | | Где зимуют птицы? Зимующие и перелётные птицы. Маршрут перелёта, места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму. Связи между неживой и живой природой. | Различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц; выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; приводить примеры зимующих и перелётных птиц. | Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. |
41 | | Когда появилась одежда? История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения(деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная) | Прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов | Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. |
42 | | Когда изобрели велосипед? История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей ( прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколесный) .Правила безопасности при езде на велосипеде. | Сравнивать старинные и современные велосипеды; извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; называть правила безопасной езды на велосипеде. | Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. |
43 | | Когда мы станем взрослыми? Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Знакомые школьнику профессии на примере своего населённого пункта. Ответственность человека за состояние окружающего мира. | Сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; сравнивать рисунки учебника; | Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями. | Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами. |
44 | | Проверим себя и оценим свои возможности по разделу « Где и когда?» Проверка знаний и умений. Презентация проекта « Мой класс и моя школа». | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. | | |
«Почему и зачем?» (22 ч) |
45 | | Почему Солнце светит днём, а звёзды — ночью? Земля- планета, общее представление о форме и размерах, её движения в пространстве. Солнце - ближайшая к земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва.. | Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд; использовать атлас-определитель для получения нужной информации; наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва. | Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. | Учебник, Энциклопедии, Атлас -определитель "От неба до Земли", Географические карты, Исторические карты. Рабочая тетрадь (2 части) 2. Сайты: 1) Фестиваль педагогических идей festival.1september.ru 2) Копилка уроков kopilkaurokov.ru 3) Про школу proshkolu.ru 4) Завуч.инфо zavuch.ru 5) Интернет- урок InternetUrok.ru | Индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа, тесты, дискуссия |
46 | | Почему Луна бывает разной? Луна - естественный спутник Земли. Способы изучения Луны. Луноходы. Изменение внешнего вида Луны и его причины. | Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; моделировать из пластилина форму Луны | Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд |
47 | | Почему идёт дождь и дует ветер?Причины возникновения. дождя и ветра. Их значение в жизни человека, растений, животных. | Наблюдать за дождями и ветром; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек) | Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание |
48 | | Почему звенит звонок? Разнообразие звуков в окружающем мире, причина их возникновения и способ распространения. Как мы слышим, как беречь слух. Что такое эхо. | Анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира; исследовать возникновение и распространение звуков; обсуждать, почему и как следует беречь уши | Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
49 | | Почему радуга разноцветная? Радуга-украшение окружающего мира. Цвета радуги, их последовательность,. | Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; отображать последовательность цветов радуги | Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание. |
50 | | Почему мы любим кошек и собак? Правила ухода за кошкой и собакой. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным. Ветеринария. Правила обращения с домашними питомцами. | Описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); обсуждать свое отношение к домашним питомцам; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой | Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. |
51 | | Проект « Мои домашние питомцы» | | | | Учебник, Энциклопедии, Атлас -определитель "От неба до Земли", Географические карты, Исторические карты. Рабочая тетрадь (2 части) 2. Сайты: 1) Фестиваль педагогических идей festival.1september.ru 2) Копилка уроков kopilkaurokov.ru 3) Про школу proshkolu.ru 4) Завуч.инфо zavuch.ru 5) Интернет- урок InternetUrok.ru | Индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа, тесты, дискуссия |
52 | | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Разнообразие цветов и бабочек, взаимосвязь между ними. Правила поведения на лугу. Оценка своего и чужого поведения ( на конкретных примерах) | Определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя; рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе | Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд |
53 | | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Звуки леса, их разнообразие и красота. Весенние изменения в живой и неживой природе. | Определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину | Работать в паре; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя | Желание открывать новое знание, новые способы действия |
54 | | Зачем мы спим ночью? Значение сна в жизни человека. Как готовиться ко сну. Кто ночью не спит.Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня . | Сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; оценивать правильность своей подготовки ко сну; рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных | Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий |
55 | | Почему нужно есть много овощей и фруктов? Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употребления овощей и фруктов. | Различать овощи и фрукты, группировать (классифицировать) их; находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием | Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. |
56 | | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Важнейшие правила личной гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук. | Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; рассказывать по рисункам о правила гигиены. | Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд |
57 | | Зачем нам телефон и телевизор? Средства связи -почта, телеграф, телефон. Средства массовой информации –радио, телевидение, пресса. Интернет. Возможности интернета. | Различать средства связи и средства массовой информации; рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; обсуждать назначение Интернета; моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. | Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. |
58 | | Зачем нужны автомобили? . Автомобили- наземный транспорт. Назначение, устройство, разнообразие автомобилей. Электромобиль-автомобиль будущего. Правила безопасности при езде в автомобиле. | сопоставлять картины села на фото с наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь явлений в живой природе с явлениями в неживой природе | Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. | Учебник, Энциклопедии, Атлас -определитель "От неба до Земли", Географические карты, Исторические карты. Рабочая тетрадь (2 части) 2. Сайты: 1) Фестиваль педагогических идей festival.1september.ru 2) Копилка уроков kopilkaurokov.ru 3) Про школу proshkolu.ru 4) Завуч.инфо zavuch.ru 5) Интернет- урок InternetUrok.ru | Индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа, тесты, дискуссия |
59 | | Зачем нам нужны поезда? Поезда - наземный и подземный транспорт. Назначение и устройство поездов и железных дорог. Представление о развитии железнодорожного транспорта. Эстакада. Локомотив. | Классифицировать поезда в зависимости от их назначения; работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; использовать информацию учебника для выполнения задания. | Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. |
60 | | Зачем строят корабли ?Корабли ( суда)-водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения( пассажирские, грузовые, военные, спортивные), их устройство. Спасательные средства. на водном транспорте. | Классифицировать корабли в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля. | Проводить самопроверку и взаимопроверку, оценивать свои достижения на уроке; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников |
61 | | Зачем строят самолёты? Самолёты -воздушный транспорт. Назначение самолётов( пассажирские, грузовые, военные, спортивные), устройство самолётов. Спасательные средства. | Классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. | Желание открывать новое знание, новые способы действия. |
62 | | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | Рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; высказывать предположения по вопросам учебника, | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
63 | | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | Находить в тексте учебника ответы на вопросы; приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой; | Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. | Умение оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них. |
64 | | Зачем люди осваивают космос? | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленныи сообщениями | Оценивать своё знание и предлагать собственные способы решения. | Умение оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
65 | | Почему мы часто слышим слово «экология»? | | | |
66 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | | | |
_________/Стахнёва О.Н. _________/Дорохова Т.В. _________/Риммер Л.А.
«____»_______2018 г. «____»________2018 г. «____»______ 2018г.
Плешаков А. А. М.:Просвещение, 2014г.
2018 г.