№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Сроки |
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные | план | факт |
Введение – 2 часа | | |
1 | Повторение. | Выполняют разноуровневые задания, в которых проверяются знания терминологии изученного материала разделов: «Человек изучает живую природу» и «По ступеням «лестницы жизни»». | Закрепляют ранее полученные знания за курс 5 класса и ликвидируют пробелы в знаниях. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: работать в группах; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознания необходимости повторения для закрепления знаний. | | |
2 | Повторение. | Выполняют разноуровневые задания, в которых проверяются знания терминологии изученного материала разделов: «Жизнь на Земле – явление космическое» и «Человек и разнообразие жизни на Земле». | Закрепляют ранее полученные знания за курс 5 класса и ликвидируют пробелы в знаниях | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: работать в группах; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознания необходимости повторения для закрепления знаний. | | |
Общая характеристика живых организмов – 9 часов | | |
3 | Чем живое отличается от неживого. | Определяют понятия: обмен веществ и преобразование энергии, рост, развитие, размножение, раздражимость. Выделяют основные признаки живого, называют основные отличия живого и неживого. Выполняют практическую работу «Признаки живых организмов». | Должны знать определения понятий: обмен веществ и преобразование энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение, раздражимость. Должны знать признаки, свойственные всем живым организмам и сравнивать проявление свойств живого и неживого. | Познавательные: формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать речь других людей, умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. Регулятивные: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | Осознавать единство и целостность окружающего мира, постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение, начать формирование системного мышления школьников. | | |
4 | Химический состав живого организма – органические вещества. | Называют основные группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют роль органических веществ в жизни живых организмов. Выполняют лабораторную работу «Химический состав растительных организмов». | Научиться характеризовать химический состав клетки; различать понятия химический элемент и химическое вещество; классифицировать вещества, входящие в состав клетки; объяснять значение органических веществ в клетке; соотносить вещества с функциями, которые они выполняют в клетке. | Познавательные: давать определения понятий; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: работать в парах; строить эффективное взаимодействие со сверстниками. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознания взаимосвязи объектов живой и неживой природы на основе знаний об их химическом составе; понимания важности органических веществ для нормальной жизнедеятельности клетки; умения применять полученные знания в практической деятельности. | | |
5 | Химический состав живого организма – неорганические вещества. | Называют основные группы веществ, входящих в состав клетки. Объясняют роль неорганических веществ в жизни живых организмов. | Научиться характеризовать химический состав клетки; различать понятия химический элемент и химическое вещество; классифицировать вещества, входящие в состав клетки; объяснять значение неорганических веществ в клетке; соотносить вещества с функциями, которые они выполняют в клетке. | Познавательные: работать с различной информацией и преобразовывать её из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют. Регулятивные: организовывать выполнение заданий; анализировать полученные результаты и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: грамотно формулировать высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознания взаимосвязи объектов живой и неживой природы на основе знаний об их химическом составе; понимания важности неорганических веществ для нормальной жизнедеятельности клетки; умения применять полученные знания в практической деятельности. | | |
6 | Увеличительные приборы. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности, работы с биологическими терминами, умения давать описания биологических объектов: парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой. | Научиться давать определение понятия клетка; объяснять значение увеличительных приборов для изучения клетки; описывать устройство увеличительных приборов (лупа и школьный микроскоп); определять увеличение микроскопа; формулировать правила работы с микроскопом; называть последовательность действий при работе с микроскопом. | Познавательные: давать определения понятий; работать с приборами; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя по готовому плану; оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: работать в группах; строить эффективное взаимодействие со сверстниками. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о лупе и микроскопе как о приборах, позволяющих изучить микроскопическое строение объектов; понимания необходимости соблюдать правила при работе с увеличительными приборами; умения применять полученные знания в практической деятельности. | | |
7 | Строение клетки. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученный знания в повседневной жизни, а также навыков опытно- исследовательской деятельности: парное, индивидуальное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя. Выполняют лабораторную работу «Строение растительной клетки». | Научиться давать определение понятия клетка; описывать особенности строения растительной и животной клетки; различать на рисунках и микропрепаратах основные части и структуры клетки; готовить микропрепарат кожицы чешуи лука; объяснять значение пластид в растительной клетке; называть главный пигмент в растительной клетке. Сравнивают строение клеток растений и животных, ядерных и безъядерных (прокариотических и эукариотических). | Познавательные: давать определения понятий; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: работать в группах; строить эффективное взаимодействие со сверстниками. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о клетке как элементарной биологической системе – единице живого; понимания необходимости соблюдать правила при выполнении лабораторных работ; умения применять полученные знания в практической деятельности. | | |
8 | Ткани растений. | Распознают основные типы тканей растений. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей. Характеризуют основные функции тканей растений. Выполняют лабораторную работу «Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии». Выполняют практическую работу «Чечевички – образования покровной ткани». | Должны называть и уметь характеризовать основные ткани растений. Уметь связывать строение ткани, её расположение с выполняемыми функциями Должны распознавать и показывать на таблицах растительные ткани, указывая их особенности и роль. | Познавательные: уметь определять понятия – «ткань»; создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать задачи; организовывать выполнение заданий; представлять результаты работы; самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; владеть устной и письменной речью. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию. Понимание необходимости соблюдать правила при выполнении лабораторных работ; умения применять полученные знания в практической деятельности. | | |
9 | Ткани животных. | Распознают основные типы тканей животных. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей. Характеризуют основные функции тканей животных. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей. Выполняют лабораторную работу «Ткани животных организмов». | Должны называть и уметь характеризовать основные ткани животных. Выделяют виды мышечной ткани и их месторасположение. Уметь связывать строение ткани, её расположение с выполняемыми функциями. Должны распознавать и показывать на таблицах животные ткани, указывая их особенности и роль. | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о сложности животного организма на основе знаний о многообразии типов животных тканей; осознания необходимости взаимосвязи и взаимозависимости всех частей организма для его нормальной жизнедеятельности; умения применять полученные знания в практической деятельности. | | |
10 | Органы. Системы органов. | Называют основные системы органов животных. Сравнивают системы надземных и подземных органов растений. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. | Должны знать органы и системы органов, составляющие организмы растений и животных. Должны уметь определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных. | Познавательные: давать определения понятий «орган» и «система органов»; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, организовывать выполнение заданий; представлять результаты работы; самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: грамотно формулировать высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; развитие навыков обучения; формирование ответственного отношения к учению, труду. | | |
11 | Контрольная работа № 1 «Общая характеристика живых организмов». | Систематизируют и обобщают знания по изученному разделу. Используют учебные действия для формулировки ответов при выполнении заданий контрольной работы. | Должны знать определения терминов и уметь характеризовать соответствующие процессы, изученные в данном разделе. Должны уметь применять полученные знания и умения для выполнения разноуровневых заданий. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану. Коммуникативные: грамотно отвечать на вопросы. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания истинных причин успехов и неудач в деятельности, необходимости повторения для закрепления знаний. | | |
Многообразие живых организмов -15 часов | | |
12 | Систематика живых организмов. | Объясняют сущность термина «классификация». Дают определение науке систематике. Характеризуют вид как наименьшую единицу классификации. Рассматривают схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами. Называют единицы систематики растений и животных. | Знать определения понятий: систематика, вид; называть единицы систематики растений и животных. Указывают различия в систематике растений и животных. | Познавательные: работать с различными источниками информации и преобразовывать её из одной формы в другую; давать определения понятий; структурировать учебный материал. Регулятивные: организовывать выполнение заданий; представлять результаты работы; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: работать в составе творческих групп; эффективно взаимодействовать со сверстниками. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о многообразии живых организмов планеты и понимания необходимости их классификации для удобства изучения. | | |
13 | Основные царства живой природы. Бактерии. Растения. | Называют основные царства живой природы. Называют главные особенности бактерий и растений. Разбирают отличительные признаки, свойственные представителям царств Бактерий и Растений. Выполняют практическую работу «Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам - родам, семействам, классам». | Знать основные царства живой природы. Научиться описывать особенности строения бактериальной клетки как прокариотического организма. Должны называть отличительные признаки представителей царства Растений и особенности растительных клеток. | Познавательные: работать с различными источниками информации; составлять конспект; проводить сравнение объектов по заданным критериям. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; грамотно формулировать вопросы; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о бактериях как о микроскопических одноклеточных организмах, клетки которых не имеют оформленного ядра. | | |
14 | Основные царства живой природы. Животные. Грибы. | Называют основные царства живой природы. Называют главные особенности животных и грибов. Разбирают отличительные признаки, свойственные представителям царств Животных и Грибов. Выполняют практическую работу «Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным систематическим группам – родам, отрядам, классам, типам». | Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности грибов и животных как представителей самостоятельных царств живой природы; называть сходства грибов с растениями и животными. Знать особенности строения клеток животных и сравнивать их с клетками растений. | Познавательные: работать с различными источниками информации; характеризовать и сравнивать объекты; составлять конспект урока в тетради. Регулятивные: самостоятельно определять цель и задачи урока; анализировать и оценивать результаты своей работы. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы и отвечать на них. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления об организмах, относящихся к царствам Животных и Грибов, имеющих сходства и различия. | | |
15 | Бактерии – строение и размножение, распространение. | Описывают особенности строения и формы бактериальных клеток. Характеризуют процесс размножения и распространения бактерий. Выполняют творческие задания, работают с иллюстративными и дополнительными материалами. Выполняют лабораторную работу «Строение бактерий на примере сенной палочки». | Научиться описывать особенности строения бактериальной клетки; различать формы бактериальных клеток и называть их; объяснять причины широкого распространения бактерий; характеризовать процесс размножения и спорообразования у бактерий; объяснять значение спорообразования в жизни бактерий; выращивать культуру сенной палочки. | Познавательные: работать с различными источниками информации; составлять план и конспект параграфа; проводить сравнение объектов по заданным критериям. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; грамотно формулировать вопросы; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о бактериях как о микроскопических одноклеточных организмах, клетки которых не имеют оформленного ядра. | | |
16 | Бактерии - питание, роль в природе и жизни человека. | Характеризуют важную роль бактерий в природе. Различают бактерий по их роли в природе: гнилостные, клубеньковые, молочнокислые, бактерии гниения, болезнетворные. Приводят примеры полезной деятельности бактерий. Сопоставляют вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делают выводы о значении бактерий. | Научиться характеризовать различные способы питания бактерий; роль бактерий в природе; описывать процесс участия бактерий в круговороте веществ; приводить примеры положительной и отрицательной роли бактерий в жизни человека; формулировать правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями. | Познавательные: давать определения понятий; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; готовить сообщения. Регулятивные: анализировать результаты своей работы на уроке. Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о высокой приспособляемости бактерий к различным условиям, что обеспечивает их широкое распространение и устойчивость к неблагоприятным условиям; понимания важности соблюдения правил личной гигиены, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями. | | |
17 | Растения: споровые и семенные. Распространение растений. | Характеризуют мхи, папоротники, хвощи плауны как споровые растения, используют термин «спора». Сравнивают цветковые и голосеменные растения, характеризуют их сходство и различия. Определяют по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп. Называют места распространения растений. | Знать термин «эволюция» Объяснять причины разделения растений на споровые и семенные, а также деление семенных растений на голосеменные и покрытосеменные. Объясняют причины широкого распространения растений. | Познавательные: работать с различными источниками информации; делать выводы и обобщения на основе имеющихся знаний. Регулятивные: самостоятельно определять цель и задачи урока; анализировать и оценивать результаты своей работы. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы и отвечать на них. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о постепенном усложнении растительных организмов в процессе развития растительного мира; понимания роли растений в формировании на планете благоприятных условий для развития жизни; умения эстетически воспринимать объекты природы, выбрать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе. | | |
18 | Органы растений. | Называют основные органы растений, их функции; характеризуют виды корней и корневых систем. Выполняют творческое задание. Выполняют лабораторные работы: «Разнообразие корневых систем цветковых растений» и «Строение цветка». | Научиться характеризовать особенности строения цветковых как высших семенных растений; называть виды корней, корневых систем, значение стебля и почек. | Познавательные: работать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения. | Сформировать представления о цветковых как наиболее высокоорганизованных высших растениях; понимания роли корня, стебля, почки в жизни растений; умения эстетически воспринимать объекты природы, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе. | | |
19 | Цветок. | Изучают строение цветка, его частей. Характеризуют значение частей цветка в размножении, а также роль семени и плода, дающих начало новым растительным организмам. Работают с иллюстрациями и моделями цветка. | Должны уметь описывать особенности строения цветка, выделять его главные части и околоцветник; объяснять значение цветка, семени и плода для размножения покрытосеменных растений. | Познавательные: работать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения. | Сформировать представления о цветковых как наиболее высокоорганизованных высших растениях; понимания роли цветка и плода в жизни растений; умения эстетически воспринимать объекты природы, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе. | | |
20 | Значение растений в природе и жизни человека. | Характеризуют растения как организмы, образующие органические вещества из неорганических, выделяющие кислород, являющие пищей для других организмов. Знакомятся с дополнительным материалом иллюстрациями. Выполняют практическую работу «Особенности строения цветковых и споровых растений». Выполняют лабораторную работу «Клубень - видоизменённый побег». | Умеют перечислять роль растений в жизни других живых существ, а также человека. Доказывают необходимость беречь растительный мир нашей планеты. | Познавательные: работать с различными источниками информации; составлять план и конспект параграфа. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; грамотно формулировать вопросы; аргументировать свою точку зрения. | Соблюдать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике. Критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде. | | |
21 | Животные: простейшие и беспозвоночные. | Знакомятся с представителями одноклеточных животных и беспозвоночных: кишечнополостные, черви, членистоногие. Выделяют особенности строения и систематические группы данных животных. Работают с текстом и иллюстрациями. Выполняют практическую работу «Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака». | Называют особенности строения простейших животных, их представителей; описывают строение беспозвоночных животных на примере кишечнополостных, червей, членистоногих, указывая их особенности и называя представителей. Умеют сравнивать различные организмы между собой. | Познавательные: работать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о постепенном усложнении животного мира в процессе исторического развития. | | |
22 | Животные: позвоночные. | Знакомятся с представителями позвоночных животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Выделяют особенности строения данных животных. Выполняют практическую работу «Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок». Работают с текстом и иллюстрациями учебника. | Называют особенности строения различных групп позвоночных животных, как способ приспособления к различным средам обитания; называют их представителей. Умеют сравнивать различные организмы между собой. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; работать индивидуально. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о постепенном усложнении животного мира в процессе исторического развития. | | |
23 | Грибы. Строение шляпочных грибов. | Устанавливают сходство гриба с растениями и животными. Описывают внешнее строение шляпочного гриба, называют его части. Определяют место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Обсуждают правила сбора грибов. Характеризуют питание грибов. | Давать определения терминам: грибница, грибокорень (микориза), пояснять их примерами. Знать строение шляпочных грибов. Запомнить опасные для человека ядовитые грибы. Уметь отличать ядовитые грибы от съедобных, а также правила сбора грибов. | Познавательные: работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; готовить сообщения. Регулятивные: планировать выполнение заданий учителя и представлять результаты работы. Коммуникативные: работать в составе творческих групп; выступать перед аудиторией. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознания важности приобретения навыков различения ядовитых и съедобных грибов и знания правил сбора грибов, необходимости экстренного оказания первой доврачебной помощи пострадавшему при отравлении грибами; умения выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе и своему здоровью. | | |
24 | Паразитические грибы. Значение грибов. | Изучают представителей грибов – паразитов и тот вред, который они приносят растениям, животным и человеку. Работают с иллюстрациями и текстом. Перечисляют значение грибов в природе и жизни человека. | Научиться давать определение понятия паразит; сравнивать симбиоз и паразитизм; приводить примеры паразитических грибов; определять по внешним признакам растения вид заразившего его гриба; описывать строение гриба- трутовика; приводить доказательства отрицательного влияния грибов-паразитов на растения. Перечислять положительную роль грибов в природе и жизни человека. | Познавательные: давать определения понятий; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: анализировать результаты своей работы на уроке. Коммуникативные: выступать перед аудиторией; формулировать вопросы и отвечать на них. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о роли грибов- паразитов в природе; осознания необходимости борьбы с грибами – паразитами для сохранения урожая и поддержания здоровья лесных сообществ; умения применять полученные знания в практической деятельности. | | |
25 | Биология – наука о живых организмах. | Описывают, как возникла наука биология. Рассматривают и обсуждают рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы. Различают и описывают методы изучения живой природы. Обсуждать способы оформления результатов исследования. Проводят наблюдение за живыми объектами и оформляют отчёт о наблюдении в рабочей тетради или блокноте. | Дают определения терминам: биология, зоология, ботаника, микология, микробиология, анатомия, физиология, ихтиолог, энтомолог, селекционер, герпетолог, агроном, ветеринар. Должны перечислять и характеризовать основные методы изучения природы. | Познавательные: работать с печатным текстом, схемами и иллюстрациями, выделять главное; давать определения понятий. Регулятивные: организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли согласно задачам коммуникации. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания значимости биологии для развития различных отраслей народного хозяйства и сохранения природы. | | |
26 | Контрольная работа № 2 «Многообразие живых организмов». | Систематизируют и обобщают знания по изученному разделу. Используют учебные действия для формулировки ответов при выполнении заданий контрольной работы. | Должны знать определения терминов и уметь характеризовать соответствующие процессы, изученные в данном разделе. Должны уметь применять полученные знания и умения для выполнения разноуровневых заданий. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: работать индивидуально. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания истинных причин успехов и неудач в деятельности, необходимости повторения для закрепления знаний. | | |
Основные жизненные функции организмов – 24 часа | | |
27 | Автотрофное питание. | Определяют понятие «питание». Устанавливают особенности питания растений. Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений. Обосновывают биологическую роль зелёных растений в природе. Выполняют практическую работу «Питание комнатных растений». | Знать термины: фотосинтез, автотрофы. Должны знать и уметь объяснять сущность процесса автотрофного питания растений. Характеризуют процесс почвенного питания растений. | Познавательные: определять цель урока и ставить задачи; работать с текстом параграфа, биологическими объектами; выполнять лабораторные и практические работы под руководством учителя. Регулятивные: организовывать свою учебную деятельность; составлять план ответа; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников. Коммуникативные: работать в парах; эффективно взаимодействовать со сверстниками; грамотно формулировать ответы на вопросы. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде. | | |
28 | Гетеротрофное питание. | Определяют понятие «пищеварение» и тип питания животных. Характеризуют основные отделы пищеварительной системы животных. Знакомятся с ролью ферментов в процессе пищеварения. Узнают, как питаются паразитические организмы. Выполняют практическую работу «Наблюдение за питанием домашних животных". | Дают формулировки терминам: гетеротрофное питание, растительноядные и плотоядные животные, ферменты. Называют отделы пищеварительной системы, их функции. Приводят примеры способов питания простейших животных. | Познавательные: определять цель урока и ставить задачи; работать с текстом и иллюстрациями параграфа; выполнять практические работы под руководством учителя. Регулятивные: анализировать результаты своей работы на уроке. Коммуникативные: выступать перед аудиторией; формулировать вопросы и отвечать на них. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; развитие эстетического восприятия живой природы; формирование доброжелательного отношения к мнению других людей. | | |
29 | Сущность процесса дыхания. Клеточное дыхание и дыхание у растений. | Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют структуры растений, участвующие в процессе дыхания. Выполняют практические работы: « Изучение роли воздуха в прорастании семян», «Чечевички и их роль в дыхании растений». Работают с текстом и иллюстрациями учебника. | Умеют объяснять процесс клеточного дыхания некоторых организмов. Знают определения терминов: устьица, чечевички. Характеризуют различные способы дыхания: клеточное, с помощью устьиц, чечевичек, дыхательных корней. Приводят примеры организмов, имеющих выше указанные способы дыхания. | Познавательные: определять цель урока и ставить задачи; работать с текстом параграфа, иллюстрациями; выполнять практические работы под руководством учителя. Регулятивные: организовывать свою учебную деятельность; анализировать результаты своей работы на уроке. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы и отвечать на них. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; развитие навыков обучения; формирование ответственного отношения к учению, труду. | | |
30 | Органы дыхания у животных. | Описывают и сравнивают органы дыхания разных представителей животного мира. Характеризуют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип дыхания. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. | Характеризуют различные способы дыхания у животных: трахейное дыхание, жаберное, лёгочное кожное. Приводят примеры организмов, имеющих выше указанные способы дыхания. | Познавательные: определять цель урока и ставить задачи; работать с текстом параграфа, иллюстрациями; выполнять и практические работы под руководством учителя. Регулятивные: организовывать свою учебную деятельность; анализировать результаты своей работы на уроке. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы и отвечать на них. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; развитие навыков обучения; формирование ответственного отношения к учению, труду. | | |
31 | Транспорт веществ у растений. | Определяют значение транспорта веществ в живом организме. Называют и описывают транспортные (проводящие) системы растений. Называют части проводящей системы растений. Выполняют практические работы: «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю», «Передвижение растворов органических веществ по стеблю». | Обозначают роль передвижения веществ в живых организмах. Называют и характеризуют проводящие ткани растений – древесину и луб; их строение и то, какие вещества они проводят. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану. Коммуникативные: грамотно отвечать на вопросы. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде; развитие навыков обучения. | | |
32 | Транспорт веществ у многоклеточных животных | Называют и описывают транспортные системы животных. Раскрывают роль кровеносной системы у животных организмов. Сравнивают незамкнутую и замкнутую кровеносные системы. Определяют особенности значения кровеносной системы сухопутных членистоногих. Характеризую процесс кровообращения у позвоночных. Определяют роль сердца в передвижении веществ в организме. Устанавливают взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем. | Должны знать органы, относящиеся к транспортной системе, а также суть процесса передвижения веществ в организме животных. Должны уметь определять и показывать на таблице органы, выполняющие транспортные функции в теле различных животных. Обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой. | Познавательные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о сложности животного организма на основе знаний процесса передвижения веществ по организму; осознания необходимости взаимосвязи и взаимозависимости всех частей организма для его нормальной жизнедеятельности. | | |
33 | Выделение у одноклеточных организмов и у многоклеточных животных. | Отмечают существенные признаки процесса выделения. Определяют значение выделения в жизни живых организмов. Выявляют особенности выделения у одноклеточных организмов. Приводят примеры выделительных систем животных. | Указывают значение выделения у животных. Должны называть способы удаления ненужных продуктов обмена у одноклеточных: через клеточные оболочки и с помощью сократительных вакуолей. Называют органы выделения у многоклеточных животных, описывают их строение и работу. | Познавательные: работать с текстом и иллюстрациями учебника; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения; активно взаимодействовать со сверстниками. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о сложности животного организма на основе знаний о строении и работе процессов выделения; осознания необходимости взаимосвязи и взаимозависимости всех частей организма для его нормальной жизнедеятельности. | | |
34 | Выделение у растений и грибов. | Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют и характеризуют особенности выделения у растений и грибов. Обсуждают значение листопада в растительном мире. | Указывают значение выделения у растений и грибов. Называют особенности растений и грибов накапливать ненужные вещества внутри клеток в особых хранилищах. Характеризуют листопад у растений как способ избавления от ненужных веществ. Описывают особенности некоторых растений удалять избыток влаги с помощью специальных клеток. | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о сложности растительных организмов и грибов на основе знаний процессов выделения; осознания необходимости взаимосвязи и взаимозависимости всех частей организма для его нормальной жизнедеятельности. | | |
35 | Обмен веществ и преобразование энергии у растений. | Обсуждают особенности обмена веществ и преобразования энергии у представителей царства Растений как автотрофных организмов. Приводят доказательства того, что обмен веществ –важнейший признак живого. Выполняют практическую работу «Дыхание семян как доказательство обмена веществ». | Умеют объяснить сущность понятия «обмен веществ», характеризуют его биологическое значение. Называют вещества, необходимые растениям для питания - вода, углекислый газ и минеральные вещества. Описывают процессы образования органических веществ и их преобразование в другие вещества. Выделяют важнейшую роль растений как автотрофных организмов, образующих органические вещества из неорганических. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; работать индивидуально. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознание ценности растительных организмов, преобразующих неорганические вещества в органические, и необходимости бережного отношения к окружающей среде; развитие навыков обучения. | | |
36 | Обмен веществ и энергии у грибов и животных. | Обсуждают особенности обмена веществ и преобразования энергии у представителей царств Грибов и Животных. Устанавливают взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Сравнивают холоднокровных и теплокровных животных. Приводят доказательства того, что обмен веществ – важнейший признак живого. | Умеют объяснить сущность понятия «обмен веществ», характеризуют его биологическое значение. Характеризуют животных и грибов как гетеротрофных организмов, питающихся готовыми органическими веществами. Описывают обменные процессы, протекающие в клетках животных и грибов. Разделяют животных на холоднокровных и теплокровных, указывая особенности их обмена веществ в связи с особенностями строения и развития системы кровообращения. | Познавательные: давать определения понятий: гетеротрофные организмы, холоднокровные и теплокровные животные; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: анализировать результаты своей работы на уроке. Коммуникативные: выступать перед аудиторией; формулировать вопросы и отвечать на них. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о многообразии живых организмов на основе знаний о теплокровных и холоднокровных животных. | | |
37 | Опорные системы растений. | Характеризуют строение опорных систем растений. Объясняют значение опорной системы растений. Выполняют практическую работу по исследованию функции жилок листьев. | Называют особенности строения растений, которые помогают им занимать устойчивое положение в пространстве, выдерживать порывы ветра и другие сильные воздействия. Также объясняют причину расположения вокруг сосудистых пучков растений механической ткани, как способа защиты проводящей системы. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; работать индивидуально. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; развитие навыков обучения; формирование ответственного отношения к учению, труду. | | |
38 | Опорные системы животных. | Характеризуют строение опорных систем животных. Объясняют значение опорных систем для живых организмов. Выявляют признаки опорных систем, указывающие на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. | Указывают значение скелета для организмов. Приводят примеры организмов, имеющих наружный и внутренний скелет. Указывают химический состав скелета различных организмов. Называют недостатки наружного скелета и значение линьки у животных. Перечисляют отделы скелета млекопитающих, называют примеры неподвижного и подвижного соединения костей. | Познавательные: умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: уметь слушать и слышать друг друга, представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. | Признавать право каждого на собственное мнение; проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; уметь отстаивать свою точку зрения; понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; уметь слушать и слышать другое мнение; уметь оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения. | | |
39 | Движение у одноклеточных организмов и у растений. | Называют и характеризуют способы движения одноклеточных организмов и растений. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Приводят доказательства наличия двигательной активности у растений. | Знают способы движения одноклеточных организмов и растений. Умеют приводить примеры передвижения у растений и одноклеточных организмов. Умеют объяснять появление различных способов движения как приспособление к среде обитания. | Познавательные: работать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; развитие навыков обучения; формирование ответственного отношения к учению, труду. | | |
40 | Движение у многоклеточных животных. | Рассматривают и характеризуют способы движения животных. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Выполняют практическую работу «Передвижение дождевого червя». | Знают способы передвижения многоклеточных животных в различных средах обитания и приспособления к этим средам обитания. Умеют приводить примеры животных, передвигающихся в наземно-воздушной, водной и почвенной средах обитания. | Познавательные: работать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; развитие навыков обучения; формирование ответственного отношения к учению, труду. | | |
41 | Бесполое размножение: деление, почкование, спорообразование. | Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов. Выявляют виды и особенности бесполого размножения. Рассматривают на рисунке учебника процесс деления клетки, устанавливают последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки. Приводят примеры организмов, размножающихся делением надвое, почкованием и спорами. | Должны знать значение размножения как процесса, сохраняющего жизнь на Земле и выделять две формы – бесполое и половое размножение. Должны уметь охарактеризовать бесполое размножение, как процесс, в котором не принимают участие половые клетки. Должны понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события; характеризовать почкообразование, спорообразование и приводить примеры организмов, размножающихся этими способами. | Познавательные: определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; работать индивидуально. | Соблюдать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; признавать право каждого на собственное мнение. | | |
42 | Бесполое размножение: вегетативное. | Описывают способ бесполого размножения – вегетативное размножение. Выясняют, с помощью каких частей растения, и какими способами, может осуществляться бесполое размножение. Выполняют практическую работу «Вегетативное размножение растений». | Давать определения понятий: вегетативное размножение, черенок, отводок. Умеют описывать процессы вегетативного размножения - луковицами, корневищами, листьями, отводками, черенками. Указывают на наличие вегетативного размножения у некоторых животных. Умеют приводить примеры растений, размножающихся различными способами вегетативного размножения. Характеризуют вегетативное размножение, как процесс, при протекании которого новые организмы имеют наследственные признаки материнского организма и новых свойств у них не будет. | Познавательные: определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Регулятивные: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: умение слушать учителя, высказывать свое мнение. | Соблюдать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; признавать право каждого на собственное мнение. | | |
43 | Понятие о половом размножении. | Выявляют особенности полового размножения и его отличия от бесполого размножения. Выясняют, какие организмы являются раздельнополыми, а какие обоеполыми. Определяют преимущества полового размножения перед бесполым. | Дают определение термину «гамета». Умеют объяснить выражения «раздельнополые организмы» и «обоеполые организмы». Умеют приводить примеры раздельнополых и обоеполых организмов. | Познавательные: определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности полового размножения. Регулятивные: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: умение слушать учителя, высказывать свое мнение. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознание ценности живых организмов и важности полового размножения как процесса, обеспечивающего непрерывность жизни на Земле; развитие навыков обучения. | | |
44 | Половое размножение животных. | Выявляют особенности полового размножения. Описывают процесс размножения животных. Определяют преимущества полового размножения перед бесполым. Изучают, как происходит рождение потомства у разных групп животных. | Знают определения терминов: яйцеклетка, сперматозоид, оплодотворение. Умеют описывать строение половых клеток и называть их особенности. Характеризуют процесс оплодотворения и его значение, как процесса, обеспечивающего разнообразие признаков у новых организмов. Умеют приводить примеры появления новых организмов из яиц, икринок, путём живорождения. | Познавательные: формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать речь других людей. Регулятивные: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознание ценности живых организмов и важности полового размножения как процесса, обеспечивающего непрерывность жизни на Земле; развитие навыков обучения. | | |
45 | Половое размножение покрытосеменных растений. | Описывают особенности полового размножения покрытосеменных растений. Определяют преимущества полового размножения перед бесполым. Выполняют практическую работу «Искусственное опыление сенполии (узамбарской фиалки)», а также выполняют практическое задание (работают с гербарными экземплярами и рисунком учебника), в котором выявляют признаки, которые обеспечивают опыление некоторых растений ветром. | Знают определения терминов: опыление, спермий, яйцеклетка, эндосперм. Умеют описывать процесс опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризуют процесс двойного оплодотворения у растений и называют его роль. Умеют объяснить, из каких частей растения формируется семя и плод, их значение. | Познавательные: сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознание ценности живых организмов и важности полового размножения как процесса, обеспечивающего непрерывность жизни на Земле; развитие навыков обучения. | | |
46 | Рост и развитие растений. | Описывают особенности роста и развития растения. Характеризуют этапы индивидуального развития растений. Проводят наблюдение за ростом и развитием организмов. Выполняют практическую работу «Образование и рост корней». | Должны знать определения понятий: рост, развитие, проросток. Называют ткань, участвующую в росте растений и части организма растений , где находятся клетки этой ткани. Умеют описывать процесс прищипывания у растений и называют цель его использования человеком. Знают стадии в развитии растительных организмов. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в письменной форме. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; работать индивидуально. | Понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; признавать право каждого на собственное мнение. | | |
47 | Рост и развитие животных. | Раскрывают особенности развития животных. Сравнивают прямое и непрямое развитие. Проводят наблюдение за ростом и развитием организмов, использую иллюстрации учебника. | Характеризуют рост животный как результат деления клеток не одной ткани, а нескольких. Знают определение понятий: прямое и непрямое развитие. Описывают прямое и непрямое развитие; умеют приводить примеры организмов, развивающихся прямым и непрямым путём. | Познавательные: работать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения. | Признавать право каждого на собственное мнение; проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; уметь отстаивать свою точку зрения; понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; уметь слушать и слышать другое мнение; уметь оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения. | | |
48 | Растение – целостный организм. | Называют единицы строения живых организмов (клетки, ткани, органы).Определяют и показывают на рисунках органы и системы, составляющие организм растений. Объясняют сущность основных процессов жизнедеятельности организмов. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. | Знают единицы строения живых организмов – клетки, ткани, органы. Дают определения терминам: клетка, ткань, орган. Характеризуют роль всех частей растения как взаимосвязанную и взаимозависимую совокупность, при нарушении которой растение прекратит своё существование. Умеют приводить примеры, когда нарушение одного элемента растения приводит к его гибели. | Познавательные: формирование умения находить и использовать нужную информацию; формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать речь других людей. Регулятивные: определять цель учебной деятельности; формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о сложности растительных организмов; осознания необходимости взаимосвязи и взаимозависимости всех частей организма для его нормальной жизнедеятельности. | | |
49 | Животное – целостный организм. | Называют единицы строения живых организмов (клетки, ткани, органы). Определяют и показывают на рисунках органы и системы, составляющие организм животных. Объясняют сущность основных процессов жизнедеятельности организмов. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. | Знают единицы строения живых организмов – клетки, ткани, органы. Дают определения терминам: клетка, ткань, орган. Умеют называть органы многоклеточных организмов. Умеют приводить примеры, доказывающие, что организм животного представляет собой единое целое, нарушение которого приводит к неполноценным процессам жизнедеятельности или гибели организма. | Познавательные: формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать речь других людей, умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. Регулятивные: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о сложности животных организмов; осознания необходимости взаимосвязи и взаимозависимости всех частей организма для его нормальной жизнедеятельности. | | |
50 | Контрольная работа № 3 «Основные жизненные функции организмов». | Систематизируют и обобщают знания по изученному разделу. Используют учебные действия для формулировки ответов при выполнении заданий контрольной работы. | Должны знать определения терминов и уметь характеризовать соответствующие процессы, изученные в данном разделе. Должны уметь применять полученные знания и умения для выполнения разноуровневых заданий. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: работать индивидуально. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания истинных причин успехов и неудач в деятельности, необходимости повторения для закрепления знаний. | | |
Организмы и окружающая среда – 18 часов | | |
51 | Экологические факторы. | Определяют основные экологические факторы. Приводят примеры влияния абиотических факторов на живые организмы. Приводят примеры воздействия одних организмов на другие как биотические факторы. Выполняют практическую работу « Влияние света на жизнедеятельность комнатных растений». Работают с текстом и иллюстрациями учебника. | Дают определения терминам: среда обитания, экологические факторы, абиотические и биотические факторы, экология. Характеризуют влияние абиотических факторов на живые организмы. Характеризуют живые организмы как факторы среды для других организмов. Должны уметь выявлять и различать действие факторов среды на организмы; рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в письменной форме. Регулятивные: устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. | Признавать право каждого на собственное мнение; проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; уметь отстаивать свою точку зрения; понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; уметь слушать и слышать другое мнение; уметь оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения. | | |
52 | Среды обитания. | Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Приводят примеры приспособленности организмов к своей среде обитания. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. | Дают определение термину среда обитания, называют и характеризуют основные среды обитания живых организмов. Умеют приводить примеры организмов, которые могут существовать только в той среде, к экологическим факторам которой они приспособлены. | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой. Коммуникативные: учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. | Признавать право каждого на собственное мнение; уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; уметь слушать и слышать другое мнение. | | |
53 | Исследование «Кто живет в почве?» | Выстраивают план работы. Производится сбор необходимого материала и инструментария для исследования. Создаются необходимые условия для успешного выполнения исследовательской работы. | Умеют проводить необходимые исследования для получения результата, делать соответствующие выводы. Распознавать и правильно называть обитателей почвенной среды. | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: заполняют таблицу по результатам исследовательской работы. Коммуникативные: учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. | Соблюдать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания. | | |
54 | Природные сообщества и их типы. | Называют основные типы природных сообществ. Приводят примеры природных сообществ, типичных для родного края. Выполняют практическую работу «Природные сообщества». | Дают определение термину природное сообщество. Умеют приводить примеры, характеризовать и различать типы природных сообществ. Умеют объяснить причины устойчивости некоторых природных сообществ. Объясняют, как формируются названия природных сообществ и от чего зависит их облик. | Познавательные: характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе. Регулятивные: устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. | Признавать право каждого на собственное мнение; уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; уметь слушать и слышать другое мнение. | | |
55 | Практикоориентированный проект по охране окружающей среды: «Природное сообщество родного края». Экскурсия. | Разрабатывают план проекта; проводится экскурсия с целью изучения природного сообщества родного края; предлагаются мероприятия по сохранению данного природного сообщества и его обитателей. | Умеют составлять план проекта; умеют описывать природное сообщество, называть его обитателей. Предлагать мероприятия по сохранению природного сообщества и его обитателей. | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: заполняют таблицу по результатам исследовательской работы. Коммуникативные: учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. | Соблюдать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; признавать право каждого на собственное мнение. | | |
56 | Экосистема и её структура. | Характеризуют экосистему как совокупность организмов и среды обитания, в которой осуществляется круговорот веществ. Характеризуют структуру экосистем. Выясняют значение ярусности распределения всех обитателей экосистемы. | Дают определение термину «экосистема». Называют ярусы экосистем и умеют приводить примеры организмов, живущих в разных ярусах. Называют причину ярусного распределения организмов экосистемы, как залог для их успешного выживания. | Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные: устанавливают причинно-следственные связи между объектами. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознание ценности живых организмов и среды их обитания; понимание сложности природных сообществ; необходимости бережного отношения к окружающей среде; развитие навыков обучения. | | |
57 | Смена природных сообществ. | Выясняют причины смены одного природного сообщества другим. Описывают процессы смены природных сообществ под влиянием естественных и искусственных причин. | Должны называть естественные и искусственные причины смены природных сообществ; уметь приводить примеры смены одного природного сообщества другим. | Познавательные: характеризуют причины смены и последовательные этапы развития природных сообществ. Регулятивные: устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. | Соблюдать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; испытывать любовь к природе. | | |
58 | Значение живых организмов в природе. | Рассматривают на рисунках учебника изображения животных и растений, определяют их значение для природы. | Должны уметь объяснять роль живых организмов в природе. Знают роль растений: образование кислорода, органических веществ, почвы, воздействие на климат планеты, осуществление круговорота воды в природе. Роль животных: участвуют в возобновлении растений (опылители), формировании почвы, частично влияют на климат планеты, осуществляют круговорот веществ. | Познавательные: работать с печатным текстом, иллюстрациями, выделять главное; давать определения понятий. Регулятивные: организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли согласно задачам коммуникации. | Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике. Критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде. | | |
59 | Человек и живые организмы: растения. | Рассматривают на рисунках учебника изображения растений, определяют их значение для человека. Доказывают на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. | Знают определения терминов: культурные и дикорастущие растения, фитонциды. Умеют называть значение и области применения человеком растений. Называют отрицательное влияние некоторых растений на жизнь человека. Должны уметь доказывать, что жизнь людей и жизнедеятельность растений взаимосвязаны. | Познавательные: работать с различной информацией и преобразовывать её из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют. Регулятивные: организовывать выполнение заданий; анализировать полученные результаты и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: грамотно формулировать высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения. | Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания. | | |
60 | Человек и живые организмы: животные, грибы, бактерии. | Рассматривают на рисунках учебника изображения животных, грибов, бактерий и определяют их значение для человека. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. | Умеют называть значение и области применения человеком животных, грибов и бактерий. Называют отрицательное влияние некоторых организмов на жизнь человека. Должны уметь доказывать, что жизнь людей и жизнедеятельность животных взаимосвязаны. | Познавательные: работать с различной информацией и преобразовывать её из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют. Регулятивные: организовывать выполнение заданий; анализировать полученные результаты и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: грамотно формулировать высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения. | Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания. | | |
61 | Экскурсия. Значение живых организмов для природы и человека. | Разработка целей и плана экскурсии в соответствии с заданной темой; проведение экскурсии с целью получения необходимой информации | Умеют правильно называть организмы, населяющие исследуемые природные сообщества; называют значение различных организмов для природы и человека. | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: заполняют таблицу по результатам экскурсии. Коммуникативные: учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. | Соблюдать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике. Критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде. | | |
62 | Охрана живых организмов. | Указывают причины сокращения и истребления некоторых видов животных и растений. Обсуждают состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Называют примеры животных, нуждающихся в охране. Объясняют значение Красной книги, заповедников. Называют животных, истреблённых человеком. Характеризуют запрет на охоту как мероприятие по охране животных. Работают с текстом учебника и иллюстрациями. Приводят примеры растений и животных родного края, занесённых в Красную книгу. | Знают причины сокращения и уничтожения некоторых видов растений и животных. Называют значение Красной Книги. Умеют приводить примеры мероприятий, направленных на сохранение видов в природе. Умеют приводить примеры растений и животных, исчезнувших и занесённых в Красную книгу. Умеют доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе, а также объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. | Познавательные: работать с текстом; структурировать учебный материал. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения. | Воспитывать любовь к природе родного края. Проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы. Уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; уметь слушать и слышать другое мнение. | | |
63 | Охраняемые природные сообщества. | Знакомятся с особо охраняемыми территориями - заповедниками, заказниками, национальными парками, ботаническими садами, целью которых является сохранение природных сообществ. Определяют особенности функционирования этих охраняемых территорий. Знакомятся с особо охраняемыми территориями своей страны. Работают с текстом учебника и иллюстрациями. | Должны знать, почему необходимо охранять местообитания животных и растений. Должны уметь характеризовать охраняемые природные территории и приводить примеры заповедников, заказников, национальных парков и ботанических садов своей страны. | Познавательные: работать с текстом; структурировать учебный материал. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения. | Воспитывать любовь к природе родного края. Проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы. Уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; уметь слушать и слышать другое мнение. | | |
64 | Контрольная работа № 4 «Организмы и окружающая среда». | Систематизируют и обобщают знания по изученному разделу. Используют учебные действия для формулировки ответов при выполнении заданий контрольной работы. | Должны знать определения терминов и уметь характеризовать соответствующие процессы, изученные в данном разделе. Должны уметь применять полученные знания и умения для выполнения разноуровневых заданий. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: работать индивидуально. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания истинных причин успехов и неудач в деятельности, необходимости повторения для закрепления знаний. | | |
65-66 | Повторение пройденного материала. | Выполняют разноуровневые задания, в которых проверяются знания терминологии, строения, процессов жизнедеятельности различных организмов. | Закрепляют ранее полученные знания за курс 6 класса и ликвидируют пробелы в знаниях. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с заданиями различного уровня сложности. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: работать в группах; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознания необходимости повторения для закрепления знаний. | | |
67 | Подведение итогов исследования «Выявление взаимосвязи между местонахождением источника солнечного света и направлением роста всходов растений» и « Изучение влияния света на жизнедеятельность комнатных растений». | Оформляют исследовательские работы в тетради: описывают ход работы, условия, используемые объекты, результаты исследований. | Умеют правильно проводить и грамотно оформлять ход исследовательской работы, делать выводы по результатам исследования. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи.. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: работать в группах; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам. | Уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания. | | |
68 | Итоговая контрольная работа. | Систематизируют и обобщают знания по изученному материалу. Используют учебные действия для формулировки ответов при выполнении заданий контрольной работы | Должны знать определения терминов и уметь характеризовать соответствующие процессы, изученные в данном учебнике. Должны уметь применять полученные знания и умения для выполнения разноуровневых заданий. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: работать индивидуально. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания истинных причин успехов и неудач в деятельности, необходимости повторения для закрепления знаний. | | |