№ урока п/п | № урока по теме | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Д/задание |
по плану | фактич | |
Введение (6 часов) | |
1 | 1 | | | Биология — наука о живой природе | 1 | Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества | §1 |
2 | 2 | | | Методы исследования в биологии | 1 | Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии | §2 Составить дневник наблюдений за погодой |
3 | 3 | | | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого | 1 | Определяют живого организмают понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа | §3.Составить характеристику по плану. |
4 | 4 | | | Среды обитания живых организмов. | 1 | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу | §4 |
5 | 5 | | | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1 | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | §5 |
6 | 6 | | | Обобщающий урок по теме | 1 | Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений | |
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов) |
7 | 1 | | | Устройство увеличительных приборов | 1 | Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | §6 |
8 | 2 | | | Строение клетки | 1 | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | §7 |
9 | 3 | | | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | 1 | Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их | §7 |
10 | 4 | | | Пластиды | 1 | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | §7 |
11 | 5 | | | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | 1 | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием | §8 |
12 | 6 | | | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) | 1 | Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | §9 |
13 | 7 | | | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие | 1 | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты | |
14 | 8 | | | Деление клетки | 1 | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки | |
15 | 9 | | | Понятие «ткань» | 1 | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах | §10 |
16 | 10 | | | Обобщающий урок по теме | 1 | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | |
Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа) |
17 | 1 | | | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность | 1 | Выделяют существенные признаки бактерий | §11 |
18 | 2 | | | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | §12 |
Раздел 3. Царство Грибы (5 часов) |
19 | 1 | | | Грибы, их общая характеристика. Роль грибов в природе и жизни человека | 1 | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | §13 |
20 | 2 | | | Шляпочные грибы | 1 | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | §14 |
21 | 3 | | | Плесневые грибы и дрожжи | 1 | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением | §15 |
22 | 4 | | | Грибы-паразиты | 1 | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | §16 |
23 | 5 | | | Обобщающий урок по теме | 1 | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) | |
Раздел 4. Царство Растения (11 часов) |
24 | 1 | | | Ботаника — наука о растениях | 1 | Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | §17 |
25 | 2 | | | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания | 1 | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом | §18 |
26 | 3 | | | Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей | 1 | Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей | §18 |
27 | 4 | | | Лишайники | 1 | Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе | §19 |
28 | 5 | | | Мхи, папоротники, хвощи, плауны | 1 | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | §20,21 |
29 | 6 | | | Голосеменные растения | 1 | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | §22 |
30 | 7 | | | Покрытосеменные растения | 1 | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека | §23 |
31 | 8 | | | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | 1 | Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира | §24 |
32 | 9 | | | Обобщающий урок по теме | 1 | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую | |
33 | 10 | | | Контрольная работа | 1 | | |
34 | 11 | | | Анализ контрольной работы | 1 | | |