№п\п | Тема урока | Содержание | Дата проведения |
| | | План | Корректировка |
Тема: «Общий обзор организма человека» ( 9 часов) | |
1 | Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания. Науки о человеке. Здоровье и его охрана. | Анатомия, физиология, гигиена, здоровье, факторы, сохраняющие здоровье, факторы риска. | | |
2. | Развитие наук о человеке | Гераклит ,Аристотель ,Гиппократ ,Галлен, Леонардо Да Винчи, Рафаэль Санти, Везалий, Уильям Гарвей, Луи Пастер, Илья Мечников | | |
3. | . Место человека в системе органического мира. | Таксоны, рудименты, атавизмы | | |
4. | Черты сходства человека и животных. Эволюция человека | Австралопитеки, человек разумный, древнейшие люди,(питекантропы, синантропы,) Древние люди(неандертальцы), современные люди ( кроманьонцы) | | |
5. | Человеческие расы | Большие расы: европеоидная, монголоидная, негроидная. Природная и социальная сущность человека. | | |
6. | Общие сведения об организме человека. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека. | Уровни организации, полости тела, внутренние органы, системы органов, аппараты органов, гормоны, нервные импульсы. Клеточные мембраны, ядро, цитоплазма, органоиды. Деление клетки и обмен веществ и энергии, рост и развитие. | | |
7 | Ткани человека. | Ткани: эпителий. Соединительная, нервная, мышечная. Нейроны, дендриты, аксон, нейроглия, нервное волокно, синапс. | | |
8 | Рефлекторная регуляция. Рефлекс и рефлекторная дуга. | Центральная и периферическая нервная система, рефлекс, рефлекторная дуга, рецептор, рабочий орган, рефлексогенная зона, обратная связь. | | |
9 | Повторение и обобщение знаний по теме. | | | |
Тема: «Опорно-двигательная система» (9 часов) | |
10. | Опора и движение. Опорно-двигательная система. Строение костей .Л\р №1 « Микроскопическое строение кости» | Скелет, мышцы, надкостница, компактное вещество, красный костный мозг, желтый костный мозг, типы костей: трубчатые, губчатые, плоские. | | |
11. | Скелет человека. | Осевой скелет, добавочный скелет, мозговой и лицевой отделы черепа, позвонок, межпозвоночный диск, отделы позвоночника, ребра, грудина | | |
12. | Строение скелета конечностей. Соединения костей. | Плечевой пояс, тазовый пояс, соединения костей | | |
13. | Строение мышц. Л\р № 2 « Мышцы человеческого тела» | Брюшко мышцы, сухожилия, головка и хвост, мышцы синергисты и антагонисты, мышечные пучки, оболочка мышц. | | |
14. | Работа скелетных мышц. И их регуляция. Л\р № 3 « Утомление при статической работе» | Двигательная единица, исполнительный(моторный нейрон), тренировочный эффект, гиподинамия, динамическая и статическая работа. | | |
15 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Л\р № 4 « Выявление нарушений осанки» | Осанка, остеохондроз, корригирующая гимнастика, сутулость, сколиоз, плоскостопие. | | |
16. | Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мышц. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. | Травма, травматизм, ушиб, перелом кости, шина, растяжение связок, вывих | | |
17. | Повторение и обобщение знаний по теме. | | | |
Тема: «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ.» ( 9 часов) | |
18. | Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Кровь. Ее строение и функции. | Кровь, тканевая жидкость, лимфа, лимфатические сосуды и узлы, эритроцит, лейкоцит, тромбоцит, гемоглобин, фагоцитоз, антиген, антитело, фибриноген, фибрин | | |
19 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. | Иммунитет, специфический и неспецифический иммунитет, иммунная система, воспаление, инфекционные и паразитарные болезни. | | |
20. | Группы крови. Переливания крови. | Иммунология, лечебные сыворотки, прививки, вакцина, искусственный и естественный иммунитет, пассивный и активный иммунитет, аллергия, группы крови, резус фактор, донор, реципиент | | |
21. | Транспорт веществ. Органы кровеносной системы. Круги кровообращения. Л\р № 5 « Изучение особенностей кровообращения» | Артерии, аорта, капилляры, вены, клапаны, строение сердца, венозная и артериальная кровь, круги кровообращения. | | |
22. | Строение и работа сердца. | Строение сердца, околосердечная сумка, автоматия, сердечный цикл, нервная и гуморальная регуляция | | |
23. | Кровяное давление. Пульс. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Л\р № 6 « Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» | Артериальное давление, пульс, скорость крови, гипер и гипотония, приборы для измерения давления, | | |
24. | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Заболевания сердца и сосудов и их профилактика. Л\р № 7 « Измерение пульса до и после нагрузки» | Болезни сердца и сосудов: инсульт, инфаркт, гипертонический криз, спазм сосудов, стенокардия | | |
25. | Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | Виды кровотечений: капиллярное, венозное, артериальное. Жгут, закрутка, антисептик | | |
26. | Повторение и обобщение знаний по теме. | | | |
Тема: « Дыхание» ( 5 часов) | |
27 | Дыхание. Значение дыхания. Дыхательная система. Строение органов дыхания. | Дыхание, дыхательные пути: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, альвеолы. | | |
28 | Строение и работа легких. | Строение легких: бронхиальное дерево, легочная плевра, альвеолы. Болезни легких | | |
29 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Л\р № 8 « Измерение объема грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.» | Плевральная полость, диафрагма, межреберные мышцы, дыхательные мышцы, дыхательный центр продолговатого мозга, рефлекторная и гуморальная регуляция дыхания. | | |
30 | Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики .Вред табакокурения. | Жизненная емкость легких, флюорография, Рак легких, туберкулез, электротравма, реанимация и ее приемы, вред табакокурения | | |
31 | Повторение и обобщение знаний по теме. | | | |
Тема: « Пищеварение» ( 6 часов) | |
32 | Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. | Пищеварение. Питательные вещества, пищевые продукты, пищеварительный тракт, пищеварительные железы, перистальтика | | |
33 | Пищеварение в ротовой полости. Л\р № 9 « Действие слюны на крахмал» | Ротовая полость, рецепторы вкуса, слюнные железы, виды зубов, их строение , заболевания зубов: кариес, пульпит и их профилактика | | |
34 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. | Пищевод, желудок, сфинктер, поджелудочная железа, печень, желчь, пищеварительные ферменты | | |
35 | Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника. | Всасывание, кишечная ворсинка, печень, мочевина, толстый кишечник, слепая кишка, аппендикс, перитонит | | |
36 | Регуляция пищеварения. Нарушение работы пищеварительной системы и их профила5ктика. | Работы И.П. Павлова по изучению пищеварения, фистула, безусловные и условные рефлексы, мнимое кормление, аппетитный сок. Болезни органов пищеварения :ботулизм, сальмонеллёз, холера. Дизентерия, гельминтоз, пищевое отравление | | |
37 | Повторение и обобщение знаний по теме. | | | |
Тема: «Обмен веществ и энергии. Покровы. Терморегуляция.» | |
38 | Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов, жиров. | Обмен веществ и энергии, пластический и энергетический обмен, обмен белков, жиров, углеводов, воды, минеральных солей | | |
39 | Витамины. | Авитаминоз, гипо и гипервитаминоз, водорастворимые и жирорастворимые витамины | | |
40. | Рациональное питание. Нормы и режим питания. | Основной т общий обмен, энерготраты организма, калорийность пищевых продуктов, нормы и режим питания | | |
41 | Покровы тела. Строение и функции кожи. | Эпидермис, дерма, гиподерма, сальные и потовые железы, волосы, ногти | | |
42 | Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактики. | Гормональные и гиповитаминознын кожные заболевания, грибковые и паразитарные заболевания кожи, ожоги и обморожения | | |
43 | Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. | Терморегуляция, теплоотдача, тепловой и солнечный удар, закаливание. | | |
44 | Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их профилактика. | Органы мочевыделительной системы, строение почек, образование первичной и вторичной мочи, мочекаменная болезнь | | |
45 | Повторение и обобщение знаний по теме. | | | |
Тема: « Нервная система» ( 5 часов) | |
46 | Значение и строение нервной системы. Спинной мозг | Потребности, активность, осознание объектов, субъективное отражение. Центральная и периферическая нервная система, строение и функции спинного мозга | | |
47 | Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг. | Продолговатый мозг, мост, мозжечок ,Средний мозг, промежуточный мозг, большие полушария | | |
48 | Передний мозг | Передний мозг, гипоталамус, таламус,, мозолистое тело, кора, борозды, извилины. доли мозга | | |
49 | Соматическая и вегетативная нервная система. | Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатическая и парасимпатическая нервная системы | | |
50 | Повторение и обобщение знаний по теме. | | | |
Тема: «Органы чувств»( 5 часов) |
51 | Анализаторы. Строение и функции органа зрения. | Орган чувств, анализатор, чувствительные зоны коры больших полушарий. Орган зрения, глазница, роговица, радужка, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка, палочки и колбочки, желтое пятно, слепое пятно | | |
52 | Гигиена зрения. Нарушения зрения и их предупреждение. | Глазные инфекции, дальнозоркость, близорукость, конъюнктивит | | |
53 | Строение и функции органа слуха. Нарушения слуха и их предупреждение | Наружное ухо, ушная раковина, барабанная перепонка, среднее ухо, молоточек, наковаленка, стремечко, внутреннее ухо, улитка, рецепторы слуха | | |
54 | Вестибулярный аппарат. Кожное и мышечное чувство. Обоняние и вкус. | Вестибулярный аппарат, полукружные каналы, кожно-мышечное чувство, осязание, обонятельные клетки, вкусовые сосочки, вкусовые рецепторы | | |
55 | Повторение и обобщение знаний по теме. | | | |
Тема: ВНД. Поведение и психика человека.( 6 часов) | |
56 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности человека. | Высшая нервная деятельность, безусловные и условные рефлексы. Безусловное(внешнее) торможение. Условное( внутреннее торможение) | | |
57 | Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы и особенности поведения человека. | Инстинкты, рассудочная деятельность, стереотип, эмоции, навыки, привычки | | |
58 | Сон и сновидения. | Биологические ритмы, сон и сновидения, сон и бодрствование, медленный и быстрый сон, сновидения. | | |
59 | Речь. Мышление и сознание. | Сознание, интуиция, ощущения, восприятие, память, воображение | | |
60 | Воля, эмоции и чувства. Внимание. Память. | Волевое действие, эмоции, аффект, стресс, внимание. | | |
61 | Повторение и обобщение знаний по теме. | | | |
Тема: « Эндокринная система» ( 2 часа) | |
62 | Гормоны и механизм их действия на клетки. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. | Эндокринная система, железы внутренней секреции, нейрогормоны, железы смешанной секреции | | |
63 | Эндокринные железы. Их строение и значение. Нарушения деятельности нервной и гуморальной систем | Гормоны, заболевания при избытке и недостатке гормонов | | |
Тема: «Размножение и индивидуальное развитие организма» (5 часов) | |
64 | Размножение. Половая система. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. | Половые клетки: сперматозоиды, яйцеклетки, семенники, яичники, оплодотворение, зигота, менструация, поллюция | | |
65 | Оплодотворение. Внутриутробное развитие. Беременность. Роды. Вредное влияние на развитие организма человека алкоголя, курения, наркотиков.. | Биогенетический закон, онтогенез, филогенез, плацента, пуповина, плод, беременность, роды, плодные оболочки | | |
66 | Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем. ВИЧ инфекция и ее профилактика | Наследственные болезни, врожденные болезни, венерические болезни :ВИЧ, сифилис, гепатит | | |
67 | Развитие ребенка после рождения. Здоровый образ жизни. Темперамент и характер. | Ребенок новорожденный и грудной, пубертат, личность, темперамент, характер, самооценка | | |
68 | Интересы. Склонности. Способности. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. | Интересы, склонности, способности, наследственные задатки | | |