Данная программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю) в соответствии с базисным учебным планом МАОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №2»
Программа для 9 класса разработана на основе авторской программы Н. В. Филонович, Е.М.Гутник «Рабочая программа к линии УМК А.В. Перышкина, Е.М.Гутник. Физика 7-9 классы», Москва, Дрофа, 2017 г и методического пособия к учебнику А.В.Перышкина «Физика. 7 класс» Е.М.Гутник, О.А. Черникова, Москва, «Дрофа»,2016 г. Планирование методического пособия, рассчитанного на 68 часов расширено за счет уроков решения задач.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Скорость движения автотранспорта и уменьшение выброса в атмосферу отравляющих веществ в Хоринске. Экономия энергорессурсов при использовании в практике явления инерции. Гравитационные пылеосадочные камеры. Шумовое загрязнение среды. Последствия и пути его преодоления. Ультразвук. Ультразвуковая очистка воздуха. Вредное влияние вибраций на человеческий организм. Влияние магнитного поля на биологические объекты. Электродвигатель. Преимущество электротранспорта. Опасность ионизирующей радиации. Естественный радиоактивный фон. АЭС и их связь с окружающей средой. Экологические проблемы ядерной энергетики. Лучевая болезнь. Ядерная война – угроза жизни на Земле.
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов. Раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
№ темы | Наименование темы урока | Дата проведения | Контрольные работы (в соответствии со спецификой предмета, курса) | Практическая часть (в соответствии со спецификой предмета, курса) | Кол-во часов |
Законы взаимодействия и движения тел (42 часа) |
1 | Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. | | | | 1 |
2 | Траектория, путь и перемещение. Определение координаты движущегося тела. | | | | 1 |
3 | Решение задач «Нахождение проекции векторов» | | | | 1 |
4 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении. | | | | 1 |
5 | Графики равномерного прямолинейного движения | | | | 1 |
6 | Решение задач на тему: «Равномерное прямолинейное движение» | | | | 1 |
7 | Решение задач на тему: «Равномерное прямолинейное движение» | | | | 1 |
8 | Прямолинейное равноускоренное движение. | | | | 1 |
9 | Скорость при прямолинейном равноускоренном движении. | | | | 1 |
10 | Графики зависимости скорости и ускорения от времени равноускоренного прямолинейного движения | | | | 1 |
11 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | | | | 1 |
12 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости | | | | 1 |
13 | Графики зависимости пути и перемещения при равноускоренном движении | | | | 1 |
14 | Решение задач на тему: «Расчет ускорения, скорости, пути при равноускоренном движении» | | | | 1 |
15 | Относительность механического движения. | | | | 1 |
16 | «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | | | Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | 1 |
17 | Решение задач на тему: «Равноускоренное движение» | | | | 1 |
18 | Решение задач на тему: «Равноускоренное движение» | | | | 1 |
19 | «Прямолинейное равномерное движение» и «Прямолинейное равноускоренное движение» | | Контрольная работа№1 «Прямолинейное равномерное движение» и «Прямолинейное равноускоренное движение» | | 1 |
20 | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. | | | | 1 |
21 | Второй закон Ньютона. | | | | 1 |
22 | Решение задач на тему: «Второй закон Ньютона» | | | | 1 |
23 | Третий закон Ньютона | | | | 1 |
24 | Решение задач «Законы Ньютона» | | | | 1 |
25 | Сила упругости. Закон Гука. Сила трения | | | | 1 |
26 | Свободное падение. | | | | 1 |
27 | Движение тела, брошенного вертикально вверх. | | | | 1 |
28 | Решение задач «Свободное падение тел». | | | | 1 |
29 | Закон всемирного тяготения. | | | | 1 |
30 | Сила тяжести и ускорение свободного падения. | | | | 1 |
31 | Вес тела, движущегося по вертикали вверх. Невесомость и перегрузка. | | | | 1 |
32 | Равномерное движение по окружности | | | | 1 |
33 | Решение задач «Движение по окружности» | | | | 1 |
34 | Движение искусственных спутников | | | | 1 |
35 | Импульс. Закон сохранения импульса | | | | 1 |
36 | Решение задач на тему: «Импульс. Закон сохранения импульса» | | | | 1 |
37 | Реактивное движение | | | | 1 |
38 | Вывод закона сохранения механической энергии | | | | 1 |
39 | Решение задач на тему: «Закон сохранения энергии» | | | | 1 |
40 | Решение задач «Законы динамики» | | | | 1 |
41 | Решение задач «Законы динамики» | | | | 1 |
42 | «Законы динамики» | | Контрольная работа №2 по теме «Законы динамики» | | 1 |
Механические колебания и волны. Звук (16 часов) |
43 | Колебательное движение. Свободные колебания. Маятник. | | | | 1 |
44 | Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Гармонические колебания. | | | | 1 |
45 | Решение задач на тему: «Гармонические колебания» | | | | 1 |
46 | Математический маятник. Пружинный маятник. Формула периода колебаний математического и пружинного маятников | | | | 1 |
47 | Решение задач на применение формул периода пружинного и математического маятников | | | | 1 |
48 | «Исследование зависимости периода и частоты колебаний от длины нити». | | | Лабораторная работа №2 «Исследование зависимости периода и частоты колебаний от длины нити». | 1 |
49 | Превращение энергии при колебательном движении. Вынужденные колебания. | | | | 1 |
50 | Резонанс. | | | | 1 |
51 | Распространение колебаний в упругой среде. Волны. | | | | 1 |
52 | Длина волны. Скорость распространения волн | | | | 1 |
53 | Источники звука. Звуковые колебания. | | | | 1 |
54 | Высота и тембр звука. Громкость звука. | | | | 1 |
55 | Звуковые волны. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Ультразвук и его применение | | | | 1 |
56 | Решение задач «Колебания и волны» | | | | 1 |
57 | Зачет по теме: «Колебания и волны» | | | | 1 |
58 | «Механические колебания и волны. Звук». | | Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны. Звук». | | 1 |
Электромагнитное поле (21 час) |
59 | Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. | | | | 1 |
60 | Магнитное поле тока. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. | | | | 1 |
61 | Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера и сила Лоренца. | | | | 1 |
62 | Электроизмерительные приборы. | | | | 1 |
63 | Решение задач на тему: « Сила Ампера и сила Лоренца» | | | | 1 |
64 | Индукция магнитного поля. Магнитный поток. | | | | 1 |
65 | Решение задач «Вектор магнитной индукции». | | | | 1 |
66 | Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея | | | | 1 |
67 | «Изучение явления электромагнитной индукции» | | | Лабораторная работа №3 «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 |
68 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. | | | | 1 |
69 | Явление самоиндукции. | | | | 1 |
70 | Получение и передача переменного тока. Трансформатор. | | | | 1 |
71 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. | | | | 1 |
72 | Напряженность электрического поля. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. | | | | 1 |
73 | Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. | | | | 1 |
74 | Принципы радиосвязи и телевидения. | | | | 1 |
75 | Преломление света. Физический смысл показателя преломления. | | | | 1 |
76 | Дисперсия света. Квантовый характер поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры. | | | | 1 |
77 | Интерференция света. Дифракция света. | | | | 1 |
78 | Решение задач на тему: «Электромагнитное поле» | | | | 1 |
79 | «Электромагнитное поле» | | Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле» | | 1 |
Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер (15 часов) |
80 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Схема опыта Резерфорда. | | | | 1 |
81 | Радиоактивные превращения атомных ядер. Альфа-, бета - и гамма-излучения. | | | | 1 |
82 | Решение задач на тему: «Радиоактивные превращения атомных ядер» | | | | 1 |
83 | Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц. | | | | 1 |
84 | «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | | | Лабораторная работа №4 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | 1 |
85 | Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Ядерные силы. | | | | 1 |
86 | Решение задач на тему: «Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра» | | | | 1 |
87 | Энергия связи. Дефект масс. | | | | 1 |
88 | Решение задач «Расчет энергии связи» | | | | 1 |
89 | Деления ядер урана. Цепные ядерные реакции. | | | | 1 |
90 | Ядерный реактор. Атомная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. | | | | 1 |
91 | «Изучения деления ядер урана по фотографии треков» | | | Лабораторная работа №5 «Изучения деления ядер урана по фотографии треков» | 1 |
92 | Источники энергии Солнца и звезд. Термоядерные реакции. Излучение звезд. | | | | 1 |
93 | Закон радиоактивного распада. | | | | 1 |
94 | «Ядерная физика» | | Контрольная работа №5 на тему «Ядерная физика» | | 1 |
Строение и эволюция Вселенной (6 часов) |
95 | Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. | | | | 1 |
96 | Физическая природа небесных тел Солнечной системы. | | | | 1 |
97 | Происхождение Солнечной системы. Строение Вселенной. | | | | 1 |
98 | Физическая природа Солнца и звезд. | | | | 1 |
99 | Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва. | | | | 1 |
100 | Обобщение материала по теме: Строение и эволюция вселенной» | | | | 1 |
Обобщающее повторение (2 часа) |
101 | Итоговая контрольная работа | | | | 1 |
102 | Обобщение материала | | | | 1 |